Защита прав детей социальным педагогом

13. Защита прав ребенка в социально-педагогической деятельности в учреждениях образования.

В начале ХХ века во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты прав детей. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры Мирового сообщества, направленные на защиту права ребенка на полноценную жизнь.

В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного и физического развития. В 1945 году. Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1948 год. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства, и что дети имеют право на особую заботу и помощь. В 1959 год. Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка

В 1989 году принята Конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 году.

каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу.

Основным законом, регулирующим права детей в РФ, является Федеральный закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который вступил в силу 3 августа 1998 года. Этот закон не только устанавливает гарантии прав и законных интересов ребенка, но и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией.

Закон особо выделяет детей:

— оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

— оставшихся без попечения родителей;

— инвалидов, имеющих недостатки в психологическом и (или) физическом развитии;

— жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

— из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

— оказавшихся в экстремальных ситуациях;

— отбывающих наказание в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

— проживающих в малоимущих семьях;

— с отклонениями в поведении, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельствах и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Особенности социальной работы в общеобразовательном учреждении

Социально — педагогическая служба школы — открытой воспитательной системы — ориентирована на объединение педагогических воздействий школы и окружающей среды по духовному возрождению и гуманизации важнейших факторов развития личности. Для этого используется воспитательный потенциал семьи, позитивного общественного окружения, культурного наследия, народные традиции. Служба направлена на организацию активного сотрудничества школьной администрации, педагогов, учеников, родителей, внешних социальных структур с целью оказания реальной, квалифицированной и всесторонней помощи школьнику в процессах становления и развития его личности.

Принципами деятельности социальной службы являются следующие.

Личностный подход к ребенку, реализуемый о формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

Оптимистическая гипотеза — вера в ребенка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного принципа «сделай себя личностью сам».

Объективность подхода к ребенку — знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной, моральной позиции).

Коммуникативность — способность к быстрому и оперативному общению и налаживанию связей и координации со всеми субъектами социального воспитания для быстрого нахождения средств квалифицированной помощи.

Неразглашение информации о ребенке и его семье.

Основные функции социальной службы образовательного учреждения.

Диагностическая функция: изучение и оценивание реальных особенностей деятельности личности, микроколлектива, школьного коллектива в целом, неформальных объединений молодежи, особенности семьи, , позитивные силы и источники негативного влияния на детей и подростков.

Прогностическая функция: составление на основе наблюдений и исследований прогноза развития негативных и позитивных сторон социальной ситуации, группы, личности.

Консультативная функция: разработка советов и методик коррекции поведения школьников, педагогов, родителей.

Профилактическая функция: разработка комплекса мер по предотвращению развития негативных процессов.

Защита прав ребенка — это защита его прав на «адекватное его природным задаткам развитие и реализацию его природных способностей в естественных условиях существования, на своевременное получение им всех необходимых видов помощи и поддержки на современном профессиональном уровне при адаптации микросоциума (со всей его инфраструктурой, государственными и общественными институтами) к потребностям ребенка с его конкретными психофизиологическими, этническими и культурными особенностями». Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в интернатных учреждениях.

Защита прав детей представляет собой целостный комплекс социально-правовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической помощи ребенку, членам его семьи, нацеленной на решение триединой задачи:

1) полидисциплинарную профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь;

2) контроль за соблюдением прав детей;

3) собственно защиту детей.

Специфика практической деятельности социального педагога по защите прав детей во многом определяется такими факторами, как:

— контингент обучающихся или воспитывающихся в общеобразовательном учреждении, школе-интернате, детском доме, социальном приюте, реабилитационном центре и др.;

— условия социальной среды, определяющей потребности и проблемы детей и их родителей (городская, сельская среда);

— специализация деятельности социального;

— тип социума, в котором протекает жизнедеятельность ребенка (образовательное, социальное, специализированное учреждение, семья; неформальные объединения подростков; улица; чрезвычайные ситуации; зоны вооруженных конфликтов).

Выполнение социальным педагогом охранно-защитной функции предусматривает:

— воспитание правовой культуры у детей, взрослых в условиях конкретного социума; просвещение родителей, детей, общественности по вопросам социально-правовой защиты детей;

— разъяснение детям, родителям, общественности законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся семейно-правовой защиты, сущности, содержания правозащитной деятельности;

— организацию профилактической деятельности, направленной на предупреждение, недопущение нарушения прав детей;

— обеспечение взаимодействия и сотрудничества со специалистами различных служб; оказание социально-педагогической помощи, направленной на минимизацию социальных последствий нарушения прав ребенка;

— обеспечение защиты прав и интересов ребенка в различных инстанциях (суд, органы опеки и попечительства и др.).

Методы работы социального педагога по наиболее важным направлениям защиты прав детей.

1. Каждый ребенок имеет право на образование.

2. Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации.

3. Ребенок имеет право пользоваться всеми благами социального обеспечения.

4. Ребенок имеет право на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства.

5. Ребенок имеет право свободно формулировать и выражать свои взгляды, мысли, чувства; может добровольно вступать в различные ассоциации, исповедовать какую-либо религию.

6. Ребенок имеет право на полноценный отдых, культурный досуг.

7. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на особую защиту и помощь.

8. Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение.

В соответствии со своим функционалом социальный педагог должен принимать активное участие в реализации положений Конвенции о правах ребенка совместно с педагогами, психологом, администрацией школы, правоохранительными органами, родителями и, конечно, детьми.

Социально-педагогическая защита прав ребенка включает:

— выявление и поддержку учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;

— защиту прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);

— защиту и индивидуальную работу с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.

Социальный педагог образовательного учреждения должен следить за тем, чтобы соблюдались права и обязанности учащихся, воспитанников образовательного учреждения, которые определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

Приоритетными задачами в области обеспечения личных прав детей в системе образования можно считать их защиту от всех форм насилия, оскорблений, небрежного обращения, создание условий, гарантирующих уважение к личной жизни ребёнка и его мнению, а также гарантирование выполнения всех других личных прав.

Технологии социально-педагогической защиты прав ребенка на воспитание в семье

Самостоятельным направлением деятельности социального педагога высту­пает защита прав ребенка. Особенность ее в данном случае состоит в наличии зако­нодательно регламентированных технологий, в осуществлении которых специалист выполняет лишь отдельные операции.

Право ребенка иметь семью признано в России неотъемлемым на всех уровнях — от бытового до нормативно-законодательного. Утрата несовершеннолетним родительского попечения наступает в следующих случаях: смерть родителей; лише­ние родительских прав; длительная болезнь родителей (подтверждается справкой за подписью трех врачей); признание родителей недееспособными вследствие душев­ной болезни или слабоумия; признание родителей судом безвестно отсутствующи­ми; длительное пребывание родителей в командировке (более 6 месяцев); отбывание родителями фока наказания или нахождение под стражей в период следствия; оставление ребенка на длительное время без присмотра взрослых.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей на воспитанию в семью

Технология оформления под опеку и попечительство

Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство. Под опекой понимают передачу несовершенно-летних в возрасте до 14 лет, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью опекуна. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Под попечитель­ством понимают передачу ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на воспитание в семью попечителя. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые их подо­печные не вправе совершать самостоятельно; оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей.

Опекуны и попечители подбираются органом управления образованием, предпочтение отдается близким родственникам. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные качества личности, способность ее к выполнению обязанностей, отношения между опекуном и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна, и по возможности, желание самого ребенка.

Документы, необходимые для оформления опеки (попечительства):

— заявление кандидата в опекуны (попечители) на имя главы администрации города (района) о назначении опекуном над несовершеннолетним (указывается ф.и.о., год рождения ребенка) с указанием мотивированных причин учреждения опеки;

-документальные свидетельства того, что несовершеннолетний относится к категории детей, лишившихся попечения родителей (копия свидетельства о смерти родителей, заверенная у нотариуса; выписка из решения суда о лишении родителей права на воспитание; справка о заболевании родителей и т.д.);

— акт первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего, нуждающегося в защите, с заключением и мотивированным предложением о виде его устройства на дальнейшее воспитание. Этот акт составляется в произвольной форме социальным педагогом, однако в нем должны быть отражены следующие сведения:

— заключение о здоровье несовершеннолетнего;

— опись имущества, оставшегося после смерти родителей с указанием, кому оно передано на сохранность; прилагается к делу один экземпляр описи имущества с подписью лица, которому оно вручено на сохранность). Опись составляется социальным педагогом в 3 экземплярах; свидетельство (копия) о рождении ребенка;

— справка с места жительства кандидата в опекуны (попечителя) о составе его семьи и занимаемой ею жилплощади;

— согласие супруга будущего опекуна (попечителя) о приеме в свою семью подопечного;

— заключение об отсутствии у кандидата в опекуны и членов его семьи, жи­вущих совместно с ним, болезней, препятствующих помещению в семью подопечного ребенка. Для того чтобы получить это заключение, кандидат в опекуны должен представить медицинские справки из противотуберкулез­ного диспансера, психоневрологического диспансера, наркологического диспансера, кожно-венерологического диспансера, заключение терапевта (заверенное у главврача). От других членов семьи — справки от терапевта; характеристика на кандидата в опекуны с места работы (заверенная); сведения о братьях, сестрах, близких родственниках кандидата в опекуны; автобиография кандидата в опекуны;

— письменное заключение органа управления образованием (по месту жи­тельства несовершеннолетнего или кандидата в опекуны) о назначении гражданина (ф.и.о.), проживающего (адрес), опекуном (попечителем) над несовершеннолетним (ф.и.о.) и назначении опекунского пособия на подо­печного ребенка, который не имеет родителей, способных его воспитывать и сод ер жать;

— если ребенок по своему возрасту и развитию (10 и более лет) в состоянии выразить свое мнение по вопросу о назначении над ним опеки данного ли­ца, то орган управления образованием должен обязательно учитывать его мнение.

Данный акт предоставляется в отдел по образованию, копия хранится у социального педагога.

После установления опеки (попечительства) опекун приносит справку о получении пенсии подопечным из пенсионного отдела комитета социальной защиты по месту жительства.

Опека и попечительство устанавливаются постановлением администрации города (района) по месту жительства несовершеннолетнего или по месту жительства кандидата в опекуны. Наблюдение за деятельностью опекунов осуществляется органами управления образованием с помощью социального педагога. Незаконные действия опекуна могут быть обжалованы в органах опеки и попечительства любым лицом, в том числе и подопечным. Опекуны также могут быть освобождены от сво­их обязанностей по личной просьбе, если органы опеки и попечительства признают, что эта просьба вызвана уважительными причинами. Опекун несет ответственность за судьбу подопечного, отвечает за причиненный ему вред, обязан проживать со­вместно с ним. Опекунам выплачиваются денежные средства на питание, приобре­тение одежды, обуви и т.п. подопечным.

Органом управления образованием с помощью социальных педагогов осуществляется наблюдение за условиями жизни и воспитания, здоровьем, учебой подопечных детей, сохранением их имущества и жилья до достижения ими совершеннолетия. При этом личные дела подопечных детей дополняются 2 раза в год следую­щими документами:

актом контрольного обследования условий жизни. При выявлении неблагоприятных условий жизни и воспитания подопечных семья берется на особый контроль и посещается чаще. Копия акта контрольного обследования условий жизни и воспитания хранится у социального педагога;

справками о здоровье, успеваемости подопечного, выплате алиментов или пенсий по случай смерти родителей, о сохранности его имущества и жилплощади, поступлении дивидендов по акциям (1 раз в год) на его имя.

По достижении подопечным 14-летнего возраста опека прекращается, а лицо, выполнявшее обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего; по достижении подопечным 18-летнего возраста попечительство прекращается без принятия по этому поводу какого-либо решения. Снижение брачного возраста и вступление подопечного в брак является также основанием для прекращения попечительства. При прекращении опеки (попечительства) к личному делу приобщаются сведения об образовании подопечного, занятости, обеспечении жилплощадью.

Технология оформления усыновления

Еще одной формой определения ребенка на дальнейшее воспитание является усыновление. Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, с участием органов опеки и попечительства.

Орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка осуществляет первичный учет и подготовку необходимых документов для передач и ребенка на воспитание в семью. Данный орган в течение 3 дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследо­вание условий жизни ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета, обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или учреждение для детей-сирот. В сборе и оформлении необходимых документов принимают участие социальные педагоги, которые, как правило, непосредственно контактируют с ребенком. В случае, если ребенок не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации на воспитание в семью, орган опеки и попечительства передает документы для постановки ребенка на региональный учет.

Приемные и патронатные семьи

В последние годы все большее распространение приобретает институт приемной семьи. В задачи социального педагога входит популяризация приемной семьи, а также участие в подготовке договора и надзоре (патронаже) за жизнедеятель­ностью приемной семьи.

Граждане, желающие взять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок, передаваемый на воспитание в приемную семью — приемным ребенком. Приемные родители по отноше­нию к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца. Со стороны органа опеки и попечительства приемным родителям оказывается необходимая помощь и осуществляется наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка.

Лица, желающие взять ребенка на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению должны быть приложены:

справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы лица, желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью, либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;

документ, подтверждающий наличие жилья у лица, желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью: копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги для нанимателей жилого помещения, либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;

копия свидетельства о заключении брака;

медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоя­нии здоровья;

паспорт гражданина РФ.

Орган опеки и попечительства (ООП) составляет акт по результатам обследования условий жизни лица, желающего взять на воспитание ребенка. На основании заявления и акта обследования условий жизни, ООП в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение об их возможности стать приемными родителями. При этом должны быть взяты во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними. В случае если лицо изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка-инвалида, то в заключении должно быть указано наличие у приемных родителей необходимых для этого условий. Заключение о возможности быть приемными родителями являет­ся основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.

ООП представляет приемным родителям информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту нахождения. Также приемных родителей знакомят с личным делом ребенка и заключением о состоянии его здоровья.

На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, администрация учреждения (и в том числе социальный педагог) представляет в ООП следующие документы:

свидетельство о рождении;

документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью: свидетельство о смерти родителей, копию реше­ния суда о лишении родителей прав и т.п.;

заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией;

выписку из истории развития ребенка, справку о состоянии здоровья матери в течение родов;

документов об образовании (для детей школьного возраста);

справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;

опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

документы, подтверждающие право на пенсию;

документы о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении.

Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью заключается между ООП и приемными родителями. Договор должен предусматривать срок, на который ребенок помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и

образования ребенка, права и обязанности приемных родителей, обязанности ООП по отношению к приемной семье, а также основания и последствия прекращения такого договора.

Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию и другие социальные выплаты. Ребенок в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родственниками, если это не противоречит его интересам, нормальному развитию, воспитанию. Контакты кровных родителей с ребенком допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком и родственниками определяется ООП.

На содержание приемного ребенка родителям выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, предметов обихода и т.д., предоставляются льготы. На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выдаются средства на приобретение мебели.

Приемные родители ведут учет в письменной форме расходов и прихода денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. Сведения об израсходованных средств предоставляются ежегодно в ООП. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

Глава 2. Социально-педагогическая защита детства

2.1 Роль социального педагога в реализации прав ребенка

Социально-педагогическая деятельность должна быть искусством и конструктивной наукой, В отечественной литературе технологии социальной работы трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами отдельными учреждениями социального обслуживания, социальными работниками с целью достижения успеха социальной работы и обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения [3, с.132].

В статье технологии социальной работы рассматриваются с, точки зрения И.Пинчук, как «совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального результата (укрепление социальной организации, улучшение условий жизни детей, обеспечение благоприятных условий жизни и деятельности и т.д.)» [4, С138 ,]

Социальный педагог осуществляет социально-педагогический защиту детства в следующих направлениях:

-Общеобразовательное (вспомогательное, внешкольное, и профессиональное), где создаются условия для интеллектуального развития личности. Благодаря развертыванию сети детских, подростковых, молодежных объединений школ, курсов, секций, клубов по интересам; углубляются научные социальные знания через развитие служб социально-педагогической помощи, осуществляется поддержка детских, подростковых и молодежных инициатив по росту и развитию спортивных сооружений и проведения спортивных мероприятий, организации семейного спортивного досуга и т.д., расширяется техническая и художественное творчество детей благодаря применению программ социально — педагогической защиты одаренных детей и подростков; всесторонне поддерживаются экологические экспедиции, изучение истории, языка, культуры народа, создаются условия для профессиональной подготовки подростков и предподготовки молодежи организуются курсы, консультации;

-Воспитательно-профилактические, основанное на выявлении неблагоприятно, психобиологических условий. Психолого-педагогических факторов, обусловливающих отклонения в психическом и социальном развитии детей, подростков, в их поведении, состоянии здоровья и т.д.. С этой целью осуществляются организационно-педагогические меры по созданию воспитывающей среды по месту жительства детей, включения различных социальных институтов в процесс воспитания, оказания социально-педагогической помощи детям из семей группы риска; решения проблем занятости и трудоустройства несовершеннолетних за счет создания рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних в условиях рыночной экономики, поддержка детей благодаря привлечению. Разного рода учреждений спорта, культуры, организации окружающей среды.

-Охранительные (психолого-педагогический), который предусматривает социально-педагогическую охрану и защиту детей (в противовес существующей системе карательных мер), несовершеннолетних с отклонениями в поведении, детей и подростков. Которые испытывали на себе жестокость, насилие, несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы, создание также юридических консультационных пункте, обеспечивающих защиту прав и интересов ребенка женщинам, несовершеннолетним, молодежи. Социально-правовая, психолого-педагогическая поддержка детей из неполных семей, формирование правового отношения к своим родительских функций в разбавленных лиц и родителей, которые не были в браке лицам социально-правовой помощи сиротам, инвалидам, а также семьям инвалидов. Имеющих несовершеннолетних детей, малообеспеченным семьям группы риска, детям, которые стали жертвами экологических и технологических катастроф, и тем, которые попали в другие экстремальные ситуации (беженцы, переселенцы) и т.д. [2, с.185-187].

Один из возможных вариантов организации работы социального работника по защите прав детей:

Найти единомышленников среди коллег и родителей. Написать статью, о проблеме, которая волнует, в местной прессе.

При разработке плана действий целесообразно определить цели и задачи каждого мероприятия, а также предусмотреть аудиторию, на которую направляется деятельность. Необходимо разработать методы и приемы, которые придется применить для достижения определенных задач, предусмотреть возможный результат каждого мероприятия и определить сроки его проведения.

Необходимо изучить те средства, которые уже есть, кто и в какой мере может помочь разработать план конкретных мероприятий, которые организации смогут поддержать или предоставить возможность выступить перед необходимой аудиторией.

Работу следует проводить на всех уровнях. Изменения происходят в результате активной деятельности людей, отдельных личностей, в том числе родителей, школьников, учителей, влиятельных чиновников и т.д.. Одновременно добиться запланированных изменений можно благодаря тому, что на представителей высших эталонов власти осуществляется непосредственное влияние, с ними проводится непосредственная работа. Следует вести работу с мэром, представителями местной власти, директором школы, профсоюзными организациями. В то же время такая работа должна проводиться параллельно с деятельностью, направленной на завоевание доверия и поддержки со стороны родителей.

Работу по реализации программы по защите детей следует проводить постоянно. Ведь любая компания имеет четко определенный начало, средний этап и завершение. Это позволит распределить силы и на каждом этапе максимально сосредотачиваться только на решении отдельных вопросов.

Необходимо создать базу поддержки. Изучив поле деятельности, следует определить, откуда может быть наиболее вероятной поддержка, что необходимо сделать, чтобы привлечь на свою сторону наибольшее число детей, подростков, родителей, педагогов. Можно организовать определенные меры и привлечь по возможности как можно больше сторонников этого дела.

Не стоит забывать своих противников, поэтому периодически следует «забрасывать десант» в их лагерь. Следуетразработать стратегию поведения, которая поможет укрепить позицию. НЕ стоит уклоняться от дебатов спротивниками, поскольку это дает возможность рассказать широкому кругу людей о свои позиции.

Разработать обращения для привлечения внимания к проблеме. Распространение идей о защите детей нельзя сравнить с рекламой. Можно использовать в обращении лозунги, факты, цифры чтобы убедить читателей в правдивости ваших слов.

Необходимо научиться использовать СМИ в реализации планов. Стоит встречаться с представителями издательств, журналистами, заинтересовывать их постоянно новыми фактами, событиями.

Не следует поддаваться слабости и отчаяния, если все сразу удается. Необходимо проанализировать на каком этапе и в чем была допущена ошибка и начать действовать с того места, и с тех же людей, по » горячим следам» , и постоянно оприлюднуваты результаты работы. Важным есть мнение детей. Про их мнению должны знать родители, школа, организации и учреждения, с которыми будете сотрудничать [ 8, с .120-123] .

Пройдя эти десять ступенек хоть раз, каждый специалист социально-педагогической сферы сможет проверить свою готовность к работе в сложной ситуации защиты прав ребенка. Эффективность социально-правовой защиты детей может быть достигнута при учете следующих аспектов в работе:

— Осуществление работы с использованием инновационных методов обучения в процессе целостного взаимодействия и сотрудничества обучающего и обучаемого. При этом должна быть выдержана условие — обучение должно быть направлено на развитие личности ребенка, различных форм его мышления и продуктивных способов деятельности, формирования убеждений, чувства ответственности ребенка за принятые решения — интеграция воспитательных воздействий всех форм организации обучения. Внешкольных учреждений, общественных организаций, привлекать специалистов (судей, работников милиции, государственных служб), а также ближайшее семейное окружение ребенка к работе в направлении обеспечения социальной защиты ребенка не только «снаружи»,

— Единство и преемственность воспитательных воздействий;

— Непрерывность процесса, формирования правовой компетентности ребенка, начиная уже с начальной школы, учитывая при этом динамику общества, изменение законодательства;

-Создание необходимых организационно-педагогических условий для реализации вышеперечисленных задач. Например, опережающего научно методичного обеспечения воспитательного процесс. Формирования творческого квалифицированного педагогического коллектива для работы с детьми и их родственниками.[11, c.6] .

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий