Внесение изменений в устав фонда

Изменение устава и ликвидация фонда

Основанием для изменений в Уставе может быть решение судебной инстанции, коллегиального органа юридического лица, учредителя.

Основания для изменения устава фонда

Устав – единственный учредительный документ фонда, определяющий его деятельность, особенности, цели и задачи фонда как юридического лица некоммерческого типа. В документе изложены особенности использования имущества, виды деятельности, которой занимается юридическое лицо.

Основанием для изменений в Уставе может быть решение судебной инстанции, коллегиального органа юридического лица, учредителя.

В последнем случае, необходимо, чтобы право учредителя вносить изменения в Устав, было описано в самом Уставе в момент его составления при образовании фонда. Особенности и правила внесения изменений в Устав диктуются особенностями организационно-правовой формы фонда как юридического лица.

Согласно положениям Гражданского кодекса, вносить изменения в Устав может высший коллегиальный орган фонда, состав которого определяется учредительным документом. Таким образом, если в Уставе нет информации о том, что учредитель может вносить изменения в документ, это действие может осуществлять только коллегиальный орган.

Право вносить изменения в Устав принадлежит к исключительной компетенции высшего коллегиального органа – это положение определяется нормами закона «О некоммерческих организациях».

Порядок изменения устава фонда

Согласно нормам законодательства, изменения в Устав вносятся коллегиальным органом юридического лица некоммерческой направленности. Закон гласит, что данный вопрос лежит в исключительной компетенции коллегиального органа, если иное не указано в самом Уставе.

Решения о внесении изменений принимаются на собрании высшего коллегиального органа или учредителем, если это предусмотрено документом.

В отдельных случаях данное решение может быть принято судебной инстанцией. Например, коллегиальный орган или учредитель не принимают решения о внесении изменений, но отсутствие данных изменений не может позволить нормально функционировать юридическому лицу. Без внесения изменений деятельность фонда будет выходить за рамки его целевой правоспособности – характерной черты фонда как юридического лица.

Согласно решению суда, в который обращается орган юридического лица, может быть установлен надзор за функционированием фонда. В случае появления такого заявления, судебная инстанция может обратиться в коллегиальный орган фонда или попечительский совет.

Все изменения должны быть зарегистрированы в том порядке и в те сроки, что и регистрация самого некоммерческого юридического лица.

Случай, когда органы фонда не имеют возможности изменить устав

В ситуации, когда органы фонда или учредитель не имеют возможности внести изменения в Устав, но это необходимо, решение о внесении изменений может быть принято судебной инстанцией на основании заявления органов или органа юридического лица.

Действия органов юридического лица направлены на изменения в Уставе в ситуации, когда данные изменения необходимы. Судебная инстанция, при возникновении такой ситуации, может обратиться в коллегиальный орган фонда.

Основания для ликвидации фонда

Ликвидация фонда осуществляется на основании норм законодательства и предполагает прохождения определенных этапов, по результатам которых юридическое лицо прекращает свою деятельность.

Основания ликвидации фонда имеют свои особенности, зафиксированные в законодательных нормах. Положения, относительно ликвидации фонда, изложены в законе «О некоммерческих организациях».

Порядок ликвидации фонда предусматривает определенную процедуру, для прохождения которой нужны веские основания:

  • Основанием для прекращения деятельности организации может быть неспособность реализовывать свою основную цель по причине нехватки имущества.
  • Причиной ликвидации может быть неспособность выполнять цели, установленные Уставом фонда.
  • Фонд может быть ликвидирован, если невозможно осуществить изменения Устава, которые позволят продолжать реализовывать цели организации, а без изменений фонд не может функционировать продуктивно.
  • Ликвидация фонда является необходимой, если организация может выполнять цели, но уклоняется от своих обязанностей.
  • Другие основания для ликвидации могут быть предусмотрены нормами федерального закона.

Порядок ликвидации фонда

Фонд может быть ликвидирован строго по изложенным выше основаниям. Ликвидация фонда осуществляется по решению суда после заявления лиц, которые имеют заинтересованность в данном вопросе.

В круг заинтересованных лиц могут входить учредители, органы фонда, кредиторы или другие лица – точного списка закон не предоставляет.

  • Коллегиальный орган или другие органы или лица принимают решение о необходимости ликвидации фонда на основании невозможности продолжения деятельности юридического лица и выполнения им целей организации.
  • Обращение в суд.
  • Принятие решения судом о начале процедуры ликвидации – только суд может принять данное решение и служить сигналом для начала ликвидации фонда. Оповещение регистрирующего органа о начале процедуры ликвидации.
  • Назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор, который имеет полномочия называть особенности и сроки проведения процедуры.
  • Оповещение общественности о ликвидации и решение всех вопросов, относительно задолженностей.
  • Составление необходимой документации и ликвидационного баланса.
  • Федеральный орган исполнительной власти принимает решение о регистрации ликвидации фонда.

Распоряжение имуществом, оставшимся после ликвидации фонда

После ликвидации фонда имущество, согласно закону, передается для реализации целей, которые были указаны в Уставе ликвидированного фонда.

Исключениями являются случаи, когда предусмотрен возврат имущества учредителям юридического лица после ликвидации организации. Также имущество может быть передано кредиторам, которым юридическое лицо должно определенную сумму. После удовлетворения требований кредиторов, остальное имущество может быть возвращено учредителям.

Данное положение, про возврат имущества учредителям, считается противоречивым, относительно фонда, поскольку учредители фонда не имеют прав собственности на имущество фонда, также не имеют корпоративных прав. Все, что передается в качестве имущества фонду, является его собственностью, а не собственностью учредителей.

Бывшие собственники, которые передали имущество фонду, теряют право собственность на данное имущество, поэтому после ликвидации фонда не могут требовать возврата имущества.

Таким образом, норма, которая предусматривает передачу имущества фонда после ликвидации юридического лица для реализации уставных целей деятельности фонда, является императивной.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Внесение изменений в устав учреждения

Учреждения представляют собой один из видов НКО, которые могут осуществлять деятельность в виде государственных, муниципальных, бюджетных, а также частных учреждений.

Такая форма НКО выбирается для реализации социально значимых задач, образовательной, учебной и другой некоммерческой деятельности. Государственные, бюджетные, муниципальные учреждения, как правило, создаются в форме автономных, казенных, бюджетных учреждений.

Учредителями таких форм НКО является РФ либо ее субъект, либо муниципальное образование. Например, муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дом культуры».

А частные учреждения более свободны в выборе учредителя. Учредителем частных учреждений могут выступать как граждане, так и компании.

Учредительным документом учреждения является устав.

Какие сведения должен содержать устав учреждения?

Конкретное содержание устава зависит от типа учреждения.

Так, в муниципальных учреждениях культуры, функции и полномочия учредителя реализуются через комитет по делам культуры и молодежи Администрации муниципального района области.

В уставе любого учреждения прописываются цели его создания.

Например, основными целями муниципального учреждения культуры являются:

  • создание условий для развития традиционного народного художественного творчества;
  • сохранение и распространение в различных формах культурных ценностей края;
  • создание условий для организации и проведения культурного досуга населения;
  • осуществление деятельности по реализации государственной политики в области культуры.

Образовательное негосударственное частное учреждение действует согласно уставу, который утвержден на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке приводится следующая информация (п. 2 ст. 25 Закона № 273-ФЗ):

  • тип образовательного учреждения;
  • сведения о его учредителях;
  • перечень реализуемых учреждением образовательных программ в разрезе уровней получаемого образования;
  • структура, а также компетенции органов управления учреждения, как они формируются и на какой срок.

Например, реализация данного требования может выглядеть так:

  • образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих;
  • программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки профессиям рабочих и служащих, а также программы повышения квалификации.

Колледж осуществляет реализацию дополнительных программ по техническим, художественным, социально-культурным, физкультурным направлениям.

К дополнительным программам относятся:

  • общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы и предпрофессиональные программы;
  • профессиональные программы — программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Устав учреждения должен содержать все нюансы работы, в т. ч. в нем должны быть прописаны виды деятельности, приносящие доход.

Устав учреждения утверждается его учредителем (п. 1 ст. 52 ГК).

При разработке устава можно воспользоваться готовыми шаблонами, размещенными на сайте Минюста.

Почему возникает необходимость внесения изменений в устав учреждения?

Устав — это не догма и его приходится менять. Изменение устава может быть связано с расширением видов деятельности учреждения.

Например, реализация нового вида образовательной программы. Помимо этого, учреждение может сменить свой адрес и наименование. Учреждением может быть пересмотрен порядок управления деятельностью.

Необходимость изменений в устав может быть вызвано и изменением действующего законодательства.

Так, название и устав образовательных учреждений должны были соответствовать принятому закону № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Учредители таких учреждений должны были внести изменения в устав до 01.01.2016.

При изменении типа образовательного учреждения, придется вносить изменение в устав.

Например, образовательное учреждение имело название — «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа искусств», измененное название должно выглядеть так — «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа искусств».

Как внести изменения в устав учреждения?

Регистрацию изменений в устав учреждения производят там же, где и регистрировали учреждение — Минюст .

Учреждение должно подать следующий комплект документов:

  • заявление по форме № Р13004, утв. приказом ФНС от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@, в 2-х экземплярах;

В заявлении в обязательном порядке заполняется титульный лист и сведения о заявителе.

Остальные листы заявления заполняются при необходимости, если они касаются внесенных изменений в устав.

Устав фонда. Разработка устава фонда при регистрации в МИНЮСТЕ.

Устав фонда. Разработка устава фонда для процедуры регистрации в Министерстве юстиции. Порядок внесения изменений в устав фонда.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», учредительным документом такой некоммерческой организации, как фонд, является устав. По сути устав организации является главным юридическим документом некоммерческой организации. Устав утверждается учредителями в момент создания организации и подается на регистрацию в органы юстиции. Как прямо следует из пункта 2 статьи 14 вышеупомянутого закона требования устава некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, а также ее учредителями.
Напоминаем, что государственную регистрацию некоммерческих организаций, включая фонд, осуществляет Министерство юстиции РФ и его территориальные управления. Документы для регистрации необходимо подать в Минюст не позднее 3 месяцев со дня принятия решения о создании фонда. Что касается перечня документов, то самым важным документом, к которому будут предъявлены наивысочайшие требования при правовой экспертизе, является устав, который подается в 3 экземплярах.

Скачать пример устава фонда


Какие положения должен содержать устав фонда?

По этому поводу законодатель прямо предусмотреть ряд требований к учредительному документу такой формы некоммерческой организации (пункт 3 статьи 14 ФЗ «О НКО»).
Устав фонда должен содержать:

  • Наименование и место нахождения Фонда;
  • Предмет и цели деятельности организации Фонда;
  • Сведения о наличии филиалов и представительств Фонда;
  • Порядок управления деятельностью Фонда;
  • Права и обязанности участников Фонда;
  • Порядок приема участников и их выхода из Фонда;
  • Состав и полномочия органов управления Фонда;
  • Порядок принятия решений органами управления Фонда;
  • Порядок внесения изменений в учредительные документы Фонда;
  • Источники формирования имущества и порядок его распределения в случае ликвидации Фонда.

К слову, в устав фонда могут быть включены и иные положения, не противоречащие законодательству РФ.
Деятельность фонда не направлена на получение прибыли. Основное отличие фонда от других некоммерческих организаций состоит в том, что фонд представляет собой не объединение физических или юридических лиц, а является просто объединением имущества, направленным на достижение неких общественно полезных целей. Фонд является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. К слову, регистрация благотворительного фонда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Причины отказа в Минюста в регистрации фонда


Как уже было сказано, являясь, пожалуй, самым важным документов при процедуре первичной регистрации, устав проходит правовую экспертизу специалистами Министерства юстиции на соответствие нормам российского законодательства.
На практике наиболее распространенной причиной отказа в государственной регистрации Фонда является несоответствие представленных документов законодательству Российской Федерации, в документах содержатся недостоверные сведения, документы представлены не полностью (п. 1, 4,7 ч. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Как правило, специалисты Министерства юстиции придирчиво относятся к нескольким аспектам:

  • Соответствие видов деятельности, определенным в уставе фонда, его целям.
  • Корректные (не размытые) формулировки самих целей.

Изменение устава и ликвидация фонда.


В каждом фонде учредительным документов является его устав. Как известно, устав фонда должен содержать не только сведения о наименовании фонда, месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, но также и о порядке внесения изменений в этот самый устав, порядке ликвидации, а также судьбе имущества фонда в случае принятия решения его ликвидации. Практика показывает, что сотрудники Министерства юстиции очень тщательно проверяют устав, и, зачастую, просят переделать те или иные положения, вынося отказ.
Со своей стороны, мы всегда готовы помочь в составлении устава для любой формы некоммерческой организации, при этом учитывая требования Минюста касательно соответствия положений устава действующему законодательству. Но как быть, если Вы, предположим, решили внести изменения в уже имеющийся устав?
В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя. Однако, отличительной особенностью порядка изменения устава в фонде по сравнению с другими НКО является возможность изменения устава через суд общей юрисдикции. Такая возможность открывается в случае непредвиденных негативных последствий по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью.
Какие же изменения могут быть внесены в устав фонда?

  • изменение адреса некоммерческой организации с изменением места нахождения;
  • изменение наименования фонда;
  • смена руководителя фонда (если в уставе прописаны данные руководителя);
  • внесение изменений в структуру органов управление фондом, полномочий органов управления, сроков их полномочий, а также изменение порядка принятия ими решений;
  • закрытие филиала (представительства) организации, изменение их наименований или адреса места нахождения, если сведения о филиале (представительстве) содержатся в уставе (напомним, что с 5 мая 2014 года включение сведений о филиалах в устав необязательно);
  • исправление технической ошибки или опечатки в уставе фонда;
  • изменение иных сведений, содержащихся в уставе НКО;

Для подачи документов в территориальное управление Министерства юстиции необходимо подготовить текст устава в новой редакции, который в последующем подлежит утверждению. Соответственно, решение о внесении изменений в устав фонда должно быть принято на собрании высшего коллегиального органа, то есть Совета фонда. Данное решение фиксируется в протоколе заседания Совета фонда.
При подаче документов в регистрирующий орган в случае внесения изменений в устав фонда требуется приложить следующие документы:

  • Устав в новой редакции;
  • Протокол собрания Совета фонда;
  • Заявление по форме Р13014, заверенное у нотариуса;
  • Квитанция об оплате государственной пошлины (если пакет документов подается дистанционно с использованием ЭЦП, то оплачивать пошлину не требуется)

В соответствии с нормами действующего законодательства срок государственной регистрации внесения изменений в устав фонда равен 30 календарным дням. Спустя 30 дней, Вы сможете забрать заверенный Минюстом устав в новой редакции.
Что касается ликвидации фонда, то, как уже было сказано ранее, фонд может быть ликвидирован исключительно в судебном порядке. Порядок распределения имущества фонда в случае его ликвидации определен уставом фонда. Законом предусмотрен несколько случае, при наступлении которых по требованию заинтересованных лиц, суд ликвидирует фонд:

  • У фонда недостаточно имущества для осуществления его целей, которые заложены уставом.
  • Цели фонда, закрепленные уставом, не могут быть достигнуты, а сменить уже имеющиеся цели на новые не представляется возможным.
  • Уклонение фонда при осуществлении деятельности от целей, которые прописаны в его уставе.
  • В иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

То есть на практике чаще всего фонд ликвидируется из-за невозможности по той или иной причине осуществлять деятельность в соответствии с уставом фонда.
Опять же стоит повторить, что имущество фонда, как правило, оставшееся после его ликвидации и удовлетворения требований всех имеющихся кредиторов, направляется на цели фонда, которые были указаны в уставе.
Таким образом, как Вы видите, изначально качественно подготовленный устав фонда является ключевым фактором как для быстрой и успешной регистрации некоммерческой организации в Министерстве юстиции, так и для дальнейшего осуществления фондом своей деятельности. Поскольку мы имеем колоссальный опыт в сфере регистрации фондов, Ресурсный Центр НКО всегда готов прийти Вам на помощь и подсказать по всем нюансам составления устава фонда.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий