Усыновление ребенка из другой страны

Отношения по поводу устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с участием иностранцев и лиц без гражданства

Российское право не содержит каких-либо специальных материальных или коллизионных норм, регулирующих выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, если эти отношения осложнены иностранным элементом. Российская Федерация не участвует в каких-либо соглашениях, которые определяли бы порядок такого выявления в случае наличия разного гражданства сторон семейных правоотношений или устанавливали бы применимое к указанным отношениям право.

Положения ст. 122 и 123 СК РФ не связывают проведение установленных ими процедур с российским гражданством детей. Из этого следует, что вне зависимости от гражданства ребенка, оставшегося без попечения родителей, его выявление и учет осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (lex fori) в порядке, предусмотренном гл. 18 СК РФ, Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Порядком формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также иными нормативными правовыми актами.

Выбор форм устройства для детей, выявленных на территории Российской Федерации и учтенных в качестве оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ осуществляется органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Орган опеки и попечительства вправе предпринять попытки воссоединения ребенка с кровной семьей, если это возможно (соответствующие права ребенка предусмотрены ст. 10 и 11 Конвенции ООН «О правах ребенка»).

Термин «международное усыновление» является условным и используется в юридической литературе для обозначения правовой ситуации, когда усыновитель и усыновляемый имеют разные гражданства. Кроме того, к международному усыновлению относят и случаи усыновления российских детей гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом.

Усыновление российских детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, производится с некоторыми законодательно установленными отступлениями от принципа национального режима, основная задача которых состоит в обеспечении права ребенка воспитываться по возможности в стране своего происхождения. В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН «О правах ребенка» «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Кроме того, ст. 8 Конвенции гарантирует каждому ребенку право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. Таким образом, изъятия из принципа национального режима продиктованы в первую очередь заботой об интересах детей.

Во всех случаях усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами России, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, последствием усыновления может стать переезд ребенка на постоянное место жительства в другое государство, а также, возможно, смена гражданства. Известно, что внутреннее законодательство большинства государств предусматривает упрощенный порядок предоставления гражданства детям, усыновленным подданными этих государств. Таким образом, в вопросе об усыновлении российских детей иностранными гражданами затрагивается и публичный интерес Российской Федерации — в том смысле, что дальнейшая судьба ребенка после его усыновления находится вне юрисдикции России. Возвращение ребенка в Российскую Федерацию после отмены усыновления возможно в случаях, которые предусмотрены международными соглашениями. Так, например, в силу ст. 15 Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в 2008 г.), если того требуют интересы ребенка, он может быть возвращен на родину после отмены иностранного усыновления.

В соответствии со ст. 165 СК РФ усыновление, как и отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления. Таким образом, в качестве коллизионной привязки в этой норме выступает личный закон усыновителя.

Вместе с тем при усыновлении на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, закон настаивает на соблюдении требований ст. 124 — 126 , ст. 127 (за исключением подп. 7 п. 1 ), ст. 128 и 129 , ст. 130 (за исключением абзаца пятого ), ст. 131 — 133 СК РФ. Фактически все требования российского законодательства, касающиеся порядка, оснований и условий усыновления, должны быть соблюдены в указанных случаях, за некоторыми исключениями.

Таким образом, существуют следующие особенности усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации:

1. Для усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства п. 4 ст. 124 СК РФ установлено два предварительных условия. Первое — невозможность передачи усыновляемого ребенка на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам этого ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Второе — истечение 12 месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей ( ст. 1 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).

В этих целях ст. 11 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» устанавливает правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации о детях при наличии в соответствующей анкете ребенка информации о мерах, принятых органами опеки и попечительства, региональными операторами и федеральным оператором, по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. На основании ст. 6 указанного Федерального закона информация о принятых мерах по устройству ребенка включается в документированном виде в анкету ребенка, оригинал которой хранится у регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а копия — у федерального оператора.

При вынесении судебного решения об усыновлении суд обязан проверить соблюдение названных процедур и установить, предпринимались ли попытки устройства ребенка в семьи граждан Российской Федерации или в семьи родственников ребенка, проживающих за рубежом, а также истек ли шестимесячный срок со дня постановки ребенка на учет в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей ( ст. 272 ГПК).

2. Если ребенка желают усыновить граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, то усыновление также невозможно до истечения года со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

3. Заявления граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, подаются в верховный суд Республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.

4. В соответствии со ст. 126.1 СК РФ российские усыновители не вправе пользоваться при усыновлении услугами посредников. Такое право, однако, предоставлено иностранным гражданам, которые могут воспользоваться помощью органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации. Эти органы и организации должны быть уполномочены не только государством своего происхождения. Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 (в ред. от 16 декабря 2014 г.) утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением. Данным подзаконным актом определяется порядок получения этими органами и организациями аккредитации.

5. Положения ст. 127 СК РФ «Лица, имеющие право быть усыновителями» применяются к иностранцам и лицам без гражданства, желающим усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, за исключением подп. 7 п. 1 этой статьи . Иными словами, для усыновления такому кандидату в усыновители нет необходимости доказывать, что размер его дохода позволяет обеспечить усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации.

На особенности процедур и документов, подтверждающих право иностранцев и лиц без гражданства быть усыновителями, обращается внимание в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».

6. При усыновлении ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом, и вывозе ребенка за пределы Российской Федерации существуют объективные трудности в получении отчета об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка.

С целью упорядочить контроль за условиями жизни усыновленных российских граждан за рубежом Правительством РФ были утверждены Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. Однако указанный акт не определяет порядок осуществления контроля за условиями пребывания усыновленного ребенка в семье усыновителей, да и не может его определять, поскольку ни один из органов власти Российской Федерации не имеет юрисдикции на территории другого государства.

Суд на территории Российской Федерации вправе произвести отмену усыновления при наличии доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и интересов усыновленного за рубежом, однако дальнейшее исполнение судебного решения и возврат ребенка в Россию зависят от признания решения российского суда на территории государства, где находится ребенок.

Таким образом, контроль за действиями усыновителей, которые проживают за рубежом, фактически невозможен, за исключением тех случаев, когда Российская Федерация является участником международных соглашений, предусматривающих возможность такого контроля, осуществляемого компетентными органами принимающего государства, которые передают информацию о жизни усыновленного ребенка органам власти Российской Федерации.

Усыновление детей, имеющих иностранное гражданство, гражданами Российской Федерации подчиняется закону суда. При этом в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 165 СК РФ необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

Опека и попечительство с «иностранным элементом». В настоящее время Россия не участвует в каких-либо международных актах, содержащих нормы материального права, регулирующие опеку и попечительство с иностранным элементом, или в международных актах, устанавливающих транснациональные процедуры признания или восстановления опеки и попечительства. Между тем, например, государства — участники Совета Европы заключили такого рода соглашение — Конвенцию о признании и исполнении решений относительно опеки над детьми и восстановления опеки.

Российская Федерация участвует в Конвенции стран СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», вступившей в силу для нее 10 декабря 1994 г. Этот международный акт содержит (ст. 33) следующие коллизионные нормы: при установлении или отмене опеки и попечительства подлежит применению личный закон ребенка, при этом обязанность принять опеку или попечительство определяется личным законом опекуна или попечителя. Внутренние правоотношения опеки и попечительства регулируются законом государства, которое произвело установление опеки.

Нормы, регулирующие отношения опеки и попечительства с иностранным элементом, содержатся также в национальном законодательстве Российской Федерации. Статья 1199 ГК РФ использует аналогичные вышеперечисленным коллизионные привязки, добавляя, что к внутренним правоотношениям опеки (попечительства) в случае, когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица.

Источник: Учебник «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» под редакцией П.В. КРАШЕНИННИКОВА. Авторы: Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.

Верховный суд рассказал, как иностранцу усыновить ребенка

Верховный суд рассказал, как иностранцу усыновить ребенка

ВС обобщил практику усыновления российских детей за рубеж и издал в виде обзора. Таких дел становится все меньше – за 10 лет их число упало на 92,5%. По-прежнему иностранные усыновители часто берут «отказников» – детей с тяжелыми заболеваниями, от асоциальных родителей и просто достаточно взрослых. Что надо проверить судам и по каким причинам они могут отказать, написано в обзоре.

Как и в предыдущие годы, российских детей чаще всего усыновляют граждане Италии (60% дел, рассмотренных с удовлетворением заявления), Испании (12%) и Франции (6%). По большей части это супружеские пары, в двух случаях – отчимы и мачехи, еще в двух – одинокие женщины, выяснил Верховный суд. Отказы считанные. Например, в 2018 году Московский городской суд отказал в усыновлении гражданам США, поскольку это запрещено по закону («закон Димы Яковлева»).

Перед тем как отдать детей иностранцам, суды выясняли, можно ли устроить их в семьи граждан России или их родственников. Если такая возможность была, то суд отклонял иск. Например, в одном из дел гражданка РФ уже воспитывала брата усыновляемого. Она доказала, что имеет твердое намерение взять этого ребенка и уже предприняла для этого меры. Иностранцам отказали. В другом случае жители Франции получили отказ в усыновлении девочки, потому что сведения о ней находились в федеральном банке данных меньше года. Это привело суд к выводу, что «возможности устройства на территории РФ не исчерпаны».

Безденежье, болезни, возраст

Во всех случаях суды выясняли, какие родственники есть у ребенка и причины, по которыми они отказались его принять. Часто среди таких причин встречается тяжелое материальное положение, уход за другими нетрудоспособными членами семьи, военная служба и так далее. В одном деле дедушка и бабушка ребенка, которые были опекунами сестры, не давали письменного согласия на его усыновление. Суд приостановил дело и удостоверился, что они действительно отказались взять его в семью. После этого суд вынес решение в пользу французских граждан, которые хотели взять мальчика.

Кроме того, суды выясняют, по каким причинам другие российские граждане отказываются брать ребенка, говорится в обзоре. Чаще всего это «состояние здоровья детей, отягощенная наследственность», в некоторых случаях «возраст, внешние данные, неблагополучный социальный статус родителей, невозможность установить психологический контакт». Если у ребенка имелся серьезный диагноз, то суд исследовал вопрос, готовы ли взрослые принять его и заниматься его лечением. В одном из дел заявители подтвердили, что знают о болезнях, получали консультации у местных врачей и заключение местного компетентного органа. Так они убедили суд, что могут принять ребенка с инвалидностью. А в другом деле взрослые, получив подробный диагноз, отказались от усыновления, и суд прекратил дело.

Иностранцы готовы усыновлять и детей более старшего возраста. Те, кому больше 14 лет, участвуют в процессе, с 10 лет – высказывают позицию, а иногда даже младше 10, если суд увидит, что ребенок может четко сформулировать свое мнение. Например, говорится в обзоре практики ВС, в одном из дел ребенка спрашивали, осознает ли он, как далеко будет жить, и станет ли скучать по друзьям и братьям, которые остаются здесь.

Письма по интернету и игрушки почтой

Относительно сестер и братьев действует приоритет их совместного усыновления, если иное не отвечает интересам ребенка. Например, в одном из дел свою роль сыграла психологическая экспертиза, согласно которой мальчик не знает о старшем брате, они воспитывались отдельно, никакой привязанности нет. В итоге суд решил, что ребенка можно усыновить отдельно.

Самая частая причина, почему усыновители хотят взять ребенка, – невозможность иметь биологических детей (в том числе с помощью современных медицинских технологий), говорится в обзоре. Суды обязаны выяснять этот вопрос, а также мотив взять именно российского ребенка. Это может быть, например, наличие знакомых, которые уже так сделали. Суды уделяют внимание и возможному языковому барьеру. Заявители могут указывать, что изучают русский язык или у них есть родственники, которые им владеют.

До усыновления важно установить психологический контакт с ребенком. Суды убеждаются, что взрослые общались с детьми чаще всего «2–3 раза по несколько часов в течение нескольких дней как в детском учреждении, так и на улице, в парке, в кафе». Когда иностранцы уезжают, то они продолжают интересоваться ребенком, шлют ему письма по интернету, передают игрушки и фотографии. Период общения должен быть таким, чтобы суд мог прийти к выводу о наличии устойчивого контакта, делает вывод Верховный суд в обзоре практики.

Кроме того, суды уделяют внимание опыту воспитания предыдущих детей (если он есть), вопросам смены имени, фамилии, отчества, даты рождения ребенка.

Обзор практики рассмотрения в 2018 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации.

Порядок усыновления гражданином РФ иностранного ребенка: как и в соответствии с чем производится?

Международное усыновление — это такая форма усыновления, когда несовершеннолетние дети усыновляются /удочеряются гражданами другого государства. В последнее десятилетие среди российских граждан растет процент тех, кто желает усыновить малыша из другой страны. Это достаточно сложный и долгий процесс со своими нюансами.

В соответствии с чем производится усыновление иностранных граждан в РФ?

Фото 2

Российские граждане могут усыновить/удочерить ребенка, имеющего гражданство другой страны. Весь процесс регулируется законом той страны, гражданство которой имеет ребенок, а так же Семейным кодексом России.

Усыновитель должен получить у законных представителей ребенка согласие на усыновление, а так же ему должно быть выдано разрешение специального органа страны, чье гражданство имеет ребенок.

Кто из россиян может усыновить/удочерить ребенка-иностранца?

Для того чтобы иметь возможность усыновить ребенка-иностранца, гражданин России должен подойти под параметры, указанные в законодательстве:

Фото 3

  • пара должна находиться в браке или проживать вместе как семья без регистрации брака более трех лет до момента подачи заявления на усыновление;
  • семейная пара должна вести совместное хозяйство и проживать вместе;
  • кандидаты должны в обязательном порядке иметь материальные средства для обеспечения нужд малыша, а так же вести добропорядочный образ жизни и иметь устойчивые моральные качества. У кандидатов не должно быть судимостей; должна быть больше 18 лет, но не больше 45 лет в том случае, когда усыновляет один человек и 55 – если усыновляет семейная пара.

Порядок усыновления/удочерения иностранного ребенка российскими гражданами

Для того чтобы начать процесс усыновления, необходимо подать заявление о своем желании стать усыновителем в специальный орган государства, чье гражданство имеет несовершеннолетний. В каждой стране разные организации занимаются вопросами усыновления, поэтому стоит узнать об этом заранее в посольстве России.

Вместе с заявлением необходимо предоставить следующий перечень документов:

Фото 4

  • копии документов, удостоверяющих личность кандидатов в усыновители: свидетельство о регистрации о браке или иную форму документа подтверждающий этот факт; ;
  • справка о финансовом состоянии заявителей и об отсутствии судимостей;
  • обязательство о постановке на учет несовершеннолетнего от органа социальной защиты России, если вопрос усыновления будет решен положительно.

Перечень документов может отличаться в зависимости от государства, точный список можно узнать на сайтах организации, осуществляющей контроль над процессами усыновления в стране.

После подачи документов с кандидатом в усыновители обязательно проводятся беседы с различными специалистами социальных служб, которые выясняют степень готовности кандидата стать усыновителем и его психическую устойчивость. Каждый специалист составляет акт на основе результатов беседы.

Проводится проверка представленных документов о финансовых возможностях кандидата. Могут быть запрошены дополнительные справки для подтверждения.

Весь процесс проверки может занять от 1 до 6 месяцев. По результатам проверки выдается разрешение или отказ на усыновление.

После того как получено разрешение на усыновление/удочерение, начинается процесс подбора уже непосредственно самого ребенка, которого пара примет в свою семью.

Кандидаты направляются в социальное заведение, где проживают дети, оставшиеся без опеки родителей. Там соответствующие работники предоставляют анкеты. После того как кандидаты на усыновление останавливают свой выбор на каком-либо ребенке, им уже организовывают личную встречу.

Может быть организовано несколько встреч для адаптации малыша. На встрече всегда присутствует социальный работник, который определяет, насколько ребенок и кандидаты в его родители подходят друг другу, и есть ли между ними взаимопонимание.

Фото 5

После каждой встречи специалист социальной службы заполняет отчет о совместимости будущих родителей и ребенка. После анализа отчетов выносится решение разрешить или отказ. Причина отказа в обязательном порядке озвучивается.

Если адаптация прошла успешно, и налажен контакт с будущими родителями, запускается процесс оформления документов. Во всех странах эта процедура примерно одинакова.

Все оформление проводится на основе ранее полученных документов и заключений социальных служб. После того, как будут получены все разрешения, усыновители могут забрать малыша. По прибытии на территорию России осуществляется оформление иностранного ребенка в семью.

По месту прописки социальные органы оформят необходимые бумаги на основании всех документов, полученных в стране усыновления. В некоторых случаях требуется посетить посольство страны, откуда прибыл несовершеннолетний, для постановки пары на соответствующий учет.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий