Учитель травит моего ребенка, что делать?
Полная инструкция от мамы, сумевшей решить конфликт с учительницей.
Журналист и психолог Ольга Золоткова, столкнувшаяся с некомпетентным и агрессивным учителем, рассказала, как ей удалось разрешить ситуацию, и составила подробный план действий.
Когда сын учился в первом классе, учительница несколько раз инициировала травлю учеников. Я вмешивалась и протестовала, а учитель и администрация школы удивлялись: не вашего же, вам-то что. Я тоже удивлялась: педагогам в 21 веке странно не знать, что такое травма свидетеля.
Мы сменили школу. Во втором классе я попросила учительницу отпускать класс на перемены — в ответ она стала настраивать детей против моего сына. Я среагировала быстро и до настоящей травли дело не дошло, зато дошло до служебного расследования и прокурорской проверки. Прокуратура нашла нарушения.
Я проанализировала опыт родителей, которые сталкивались с учительской агрессией, учла ошибки и написала эту инструкцию.
Не бойтесь, хуже не будет
Не бойтесь, что из-за вашего вмешательства учитель будет плохо относиться к ребенку. Во-первых, учитель уже плохо относится к нему, если травит. Во-вторых, родители должны защищать своих детей.
К моему ребенку учительница после этой неприятной истории стала относиться нейтрально.
Записывайте в блокнот, файл, блог — не рассчитывайте на память. Фотографируйте, делайте скриншоты, сохраняйте видео и аудио. Не удаляйте переписку. Если причинен вред здоровью — фиксируйте документально (снимайте побои) в тот же день.
Важно: на встречах включайте диктофон и уведомляйте, что ведется запись. В начале записи проговорите дату, время, место, участников. Право на информацию вам гарантирует ст. 29 п. 4 Конституции РФ, самозащиту гражданских прав — ст. 12 Гражданского кодекса РФ.
В уставе школы написано, что пользоваться телефоном в школе запрещено? — такой устав нарушает законодательство.
Если официальные лица отказываются разговаривать при включенном диктофоне, вставайте и уходите, не тратьте время. Идите на следующий уровень.
Я сделала ошибку — не писала на диктофон встречу с директором и сильно пожалела об этом. При служебной проверке директор отказалась от того, что говорила на встрече, а у меня не оказалось доказательств.
Перед каждой встречей, телефонным разговором или перепиской определитесь, чего хотите на выходе. Чтобы учителя уволили или отстранили? Перевестись в другой класс или школу? Извинений учителя и администрации? Разбор случая вместе с классом? Работу с психологом?
Кстати. Если школа не соблюдает права ребенка, цель «устроить им, чтобы мало не показалось» — вполне экологичная. Систему образования это не изменит, но профилактикой насилия быть может.
Мне четко сформулированная цель помогала не тратить время на пустую болтовню с администрацией школы и не верить пустым обещаниям.
Сначала с классным руководителем. Если не решите на его уровне — к директору школы. Я ходила на встречи одна, но всегда лучше, если присутствуют оба родителя — это усиливает позицию.
Можно сначала встретиться с учителем — но будьте готовы, что это окажется бесполезно. Как показывает опыт, если учитель ведет себя настолько непрофессионально, что допускает травлю учеников, разговоры с ним ситуацию не изменят.
Почему не с завучем? Я не знаю ни одного случая, когда завуч помогла решить конфликт — поэтому сделала вывод, что лучше сразу к директору. Возможно, решение конфликтов это вообще не функция завуча.
Сохраняйте ясную голову
Успокоительное типа новопассита, валерьянки или пустырника лучше пить после важного разговора, а не до. На встрече нужна ясная голова и быстрая реакция.
Когда сын учился в первом классе, меня пригласили на комиссию по поводу жестокого поступка учителя. Я страшно волновалась и сделала ошибку — за час выпила новопассит и в разговоре потом тормозила. На будущее решила: ДО переговоров ничего успокоительного.
Не реагируйте на психологическое давление
Администрация школы использует старые недобрые приемы: газлайтинг (вам показалось, не может быть, ребенок фантазер, не нагнетайте, всем нравится, только вам не нравится, никто не жаловался), обвинение жертвы (что-то с ребенком не так, раз он всех раздражает, он довел учителя), забалтывание (все хорошо, мы работаем над этим вопросом, наш класс очень дружный, у нас не бывает конфликтов, это недоразумение, заслуженный педагог, 40 лет педстажа, все дети ее любят). Будьте к этому готовы.
Интерес администрации — не выносить сор из избы и тихонько замести его под ковер. А ваш интерес — защитить ребенка.
Оцените, нужен ли вам перевод в другую школу
«Не нравится — переводитесь в другую школу или на семейное обучение» — совершенно непрофессиональное заявление педагога. Перевестись в другую школу просто технически, но непросто морально: это адаптация, другая логистика, у ребенка тут приятели и привычные другие учителя. И не факт, что в другой школе не будет других сложностей, — система образования везде одна и та же. Я перевела сына из обычной школы в элитную — насилие со стороны системы есть везде. Семейное обучение вообще отдельная тема и не все к нему готовы.
Вы и ваш ребенок имеете право на базовое уважение в той школе, где вы находитесь сейчас. Меняться должны не вы, а школа.
Если директор школы адекватно не отреагировал, составляйте заявление в двух экземплярах. Секретарь в приемной их зарегистрирует и на вашем экземпляре поставит номер входящего.
В заявлении сухим канцелярским языком опишите события в хронологическом порядке, укажите на имеющиеся у вас доказательства, перечислите номера нарушенных статей закона.
ст. 21 Конституции РФ^;
ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ^;
ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ^;
цитаты из Устава школы про уважение к личности обучающегося.
Оставить заявление в прокуратуру, управление образования, департамент образования, государственную службу по контролю и надзору в сфере образования, уполномоченному по правам ребенка можно на их официальных сайтах. Подтверждение о приеме придет на вашу электронную почту. Ответить должны в течение 30 рабочих дней.
Из школы, управления образования и администрации города мне пришли лживые наглые отписки с одинаковым текстом. Будьте готовы к такому, возможно, писать заявления придется несколько раз.
Не рассчитывайте на поддержку других родителей
Если вы найдете единомышленников среди других родителей, это удача. Но будьте готовы к тому, что не найдете, или они решат остановиться на каком-то этапе — у меня так и вышло. В родительском чатике многие были жестко настроены против меня: наш класс – дружная семья, у всех все хорошо, а вы тут со своим негативом, нам учитель нравится, ну и что что дети ее боятся и ненавидят. Остальные молчали, потому что боялись.
Насилие любит молчание. Пишите о своей ситуации в соцсетях, обращайтесь на известные сайты — это даст мощную поддержку вам и силы многим людям.
В Фейсбуке меня очень поддержали друзья и незнакомые люди, я очень им благодарна. Когда становилось психологически совсем трудно — плакалась в подзамочных постах в Фейсбуке, и мне всегда помогали.
Можно остановиться на любом этапе
Вы живой человек, поэтому можете устать, передумать, отказаться, изменить мнение.
Я не стала оспаривать отписки из управления образования, уже не было сил, если честно.
Осторожно, зоновская этика
Возможно, вам придется услышать в свой адрес слова из активного лексикона насильников: «лох», «терпила», «стукач», «истеричка», «жалобщица», «скандальная мамаша», «родительский экстремизм». Фразу про родительский экстремизм использовала в разговоре со мной директор элитной гимназии.
Это принципы из-за колючей проволоки: молчи, терпи, не высовывайся, хуже будет, тебе что, больше всех надо, ты что, самая умная, ишь, неженка. Я постоянно старалась помнить об этом и не уподобляться.
Рассказывайте ребенку, что происходит
Желательно в корректных выражениях. Мы говорили с сыном обо всех этапах, он воспринимал нормально. По мере развития событий сын стал мягче относиться к учительнице и в некоторых моментах даже жалеть ее.
Вы не проиграете в любом случае
Даже если формально ничего не добьетесь, результат есть все равно. Вы демонстрируете цивилизованную реакцию на нарушение прав. Вы учите ребенка, что можно не терпеть насилие и не молчать. Вы делом показываете, что вы на стороне ребенка — это ценнейший опыт детства. Вы вдохновите других родителей, не согласных, чтобы их ребенок каждый день отправлялся в школьный ад.
Считаю, что я сделала все правильно, потому что у моего восьмилетнего сына есть гражданская позиция.
Психолог объяснила, что делать, если учитель обижает ребенка
В идеале педагог должен одинаково относиться ко всем ученикам в классе. Однако в реальности учитель может выделять одних детей, например, уделять им больше времени и подбирать для них индивидуальные задания. Но при этом игнорировать других, а иногда придираться и даже травить. Как быть, если ваш школьник оказался в числе вторых?
В статье на «Летидоре» Карина Рихтере — психолог с многолетним опытом, эксперт по детско-родительским отношениям — объяснила, что делать, если учитель обижает ребенка.
Во-первых, следует обсудить ситуацию с учителем. Чтобы картина была полной, выслушайте версию второй стороны. Возможно, ребенок преувеличивает и недоволен тем, что педагог проверяет его знания.
Во-вторых, вы можете посетить урок. Но сначала нужно предупредить директора или завуча, что вы хотите поприсутствовать на занятиях и увидеть, как учитель ведет себя с детьми.
«Конечно, в вашем присутствии педагог не будет “обижать” вашего ребенка, но вы можете увидеть манеру преподавания и то, как он относится к другим детям из класса»,
— отмечает Карина Рихтере
В-третьи, если учитель не готов идти на компромиссы, можно поговорить с директором или завучем. Однако будьте готовы к тому, что после этого шага отношения между ребенком и педагогом могут ухудшиться.
В-четвертых, ребенку не помешает подтянуть знания по предмету. Не исключено, что проблема не в придирках, а в том, что сын или дочь плохо знает предмет.
В-пятых, если наладить отношения между ребенком и педагогом не удается, можно рассмотреть и такой вариант: перевести ребенка в другой класс или школу.
В-шестых, если нет возможности перейти к другому учителю или в другую школу, постарайтесь найти альтернативные источники получения знаний.
В-седьмых, если есть возможность, стоит нанять ребенку репетитора. Как подчеркивает психолог, акцент нужно делать на знаниях:
«Напомните ребенку, что главное — не оценки, которые он получает, а знания, которые у него останутся».
И наконец, разное отношение педагога к ученикам — это повод объяснить ребенку, что порой жизнь бывает несправедливой и далеко не все зависит от нас и наших знаний. Главное — помочь сыну или дочери прожить ситуацию без потерь и травм.
Токсичный учитель – признаки и последствия. Как защитить ребенка? Рассказывает психотерапевт
Когда заходит речь о школьной травле, большинство представляет себе группу учеников-забияк, которые издеваются над более слабым ребенком. Но, к сожалению, ребенок может подвергаться школьному насилию и со стороны педагогов. Как это происходит, как распознать учителя-абьюзера, и как защитить своего ребенка? Рассказывает психиатр и психотерапевт Василий Шуров.
Что такое педагогическое насилие?
Педагогическое насилие – это пренебрежение потребностями учеников, нарушение их личных границ, применение психологического и физического насилия к ребенку со стороны педагога.
Основные причины и цели педагогического насилия:
Достижение быстрых образовательных результатов. Применение насилия как попытка повысить успеваемость учеников, улучшить рабочие показатели.
Укрепление авторитета. Насилие как способ быстро укрепить свой авторитет в глазах учеников.
Личные проблемы. Насилие как следствие низкого уровня эмпатии, недостаточного уровня самосознания и эмоционального самоконтроля со стороны педагога, проявление личных психологических травм и нарушений, результат чрезмерной рабочей нагрузки.
Я срываюсь на детей, потому что не могу себя контролировать, у меня накопились проблемы в работе и/или частной жизни.
Признаки учительского абьюза
Личность педагога играет огромную роль в жизни ребенка – после родителей это второй по значимости авторитет в его жизни.
От учителя зависит многое:
· Он ставит оценки – а это основной показатель «труда» ребенка, предмет его гордости или стыда/вины перед родителями или другими учениками
· Он формирует отношение ребенка к определенному предмету или учебе в целом, влияет на его мотивацию
· Отношение учителя влияет на самооценку ребенка
· Отношение и поведение учителя задает рамки допустимого в отношении ребенка и для других учеников
Словом, учитель наделен немалой властью – и, к сожалению, далеко не все педагоги используют ее во благо ученикам. Некоторые применяют в своей практике различные методы психологического и физического насилия.
Крик
В нашей нейробиологии заложено внимательное отношение к громкости и тембру голоса – ведь, используя эти инструменты, окружающие подают нам сигнал тревоги, опасности. Уровень адреналина возрастает, сердцебиение ускоряется. Мы боимся!
Учитель может использовать этот инструмент в благих целях – например, при реальной угрозе жизни и здоровью учеников.
Если же крики становятся постоянной частью учебного процесса – с одной стороны, ребенок проводит школьное время в постоянном стрессе, с другой – постепенно теряет чувствительность к этим сигналам авторитетного человека и может проигнорировать их при реальной опасности.
Невербальное насилие
Мимика, жесты и позы могут стать таким же сигналом опасности, как и голос.
Постоянно агрессивное выражение лица, сцепленные руки, резкие движения, давящие «нависающие» позы учителя – все это тоже становится фактором стресса.
Некорректная критика − оскорбления личности
Это происходит, когда вместо оценки действий ученика педагог переносит внимание на саму его личность :
Вместо установки на анализ и исправление ошибки ребенок получает совсем другой посыл – «Я глупый/плохой!». Его самооценка снижается, страх перед новыми оплошностями увеличивается. Ученик становится более замкнутым и тревожным, что влияет на его учебную мотивацию и успеваемость.
Прилюдное унижение, сравнение, обесценивание
Чтобы усилить воздействие на ученика, педагог может вызывать у него чувство вины и стыда при помощи прилюдного унижения, сравнения, обесценивая его труда:
Помимо подавления самооценки, грубое и предвзятое отношение к одному из учеников может стать пусковым механизмом для травли этого ребенка классом.
Подробнее о том, как взрослые могут навязывать ребенку стыд, мы писали здесь .
Оценка внешности
Разрушать самооценку и провоцировать травлю в классе также может обсуждение учителем внешних особенностей ребенка:
· Черты лица и конституция тела
· Качество и внешний вид одежды
· Цвет волос и прическа
· Макияж, аксессуары и другие формы самовыражения
Ребенок приходит в школу для получения знаний. На его успеваемость напрямую влияет концентрация внимания на предмете, мотивация к учебе, атмосфера образовательного процесса, ощущение комфорта и безопасности. А акцент на его внешнем виде заставляет ребенка чувствовать себя тревожно, испытывать вину, стыд, неуверенность в себе, терпеть насмешки окружающих.
В отличие от яркой футболки и броского макияжа, эти стресс-факторы действительно мешают ребенку эффективно учиться.
Яркий пример — за такую прическу 4-классника в Сосновоборске пытались отстранить от занятий. Источник: Яндекс-картинки
Яркий пример — за такую прическу 4-классника в Сосновоборске пытались отстранить от занятий. Источник: Яндекс-картинки
Оценка достатка ученика
Педагог может использовать публичный акцент на благосостоянии семьи ребенка в качестве опосредованной психологической манипуляции.
Учитель не хочет или не может напрямую обратиться к родителям ребенка для решения финансовых вопросов. Поэтому он допускает шутливые или саркастические замечания, или же прямое публичное унижение в адрес ребенка. Ребенок обращается к родителям за помощью, они хотят защитить ребенка от нападок − и выполняют финансовые требования учителя:
В особо тяжелых случаях дело доходит до попыток сегрегации ученика:
Ребенок никак не может повлиять на благосостояние своей семьи, он вынужденная жертва обстоятельств. И регулярные нападки учителя лишь усугубляют его психологическое состояние, делают его мишенью для травли.
Нарушение приватности
Это посягательство учителя на приватность частной жизни ученика, личные данные и вещи.
Вербальные нарушения:
Физические нарушения:
Игнорирование физических потребностей, прямое насилие
Это наиболее тяжелая и разрушительная форма насилия со стороны педагога.
Игнорирование потребностей:
Прямое физическое насилие: толчки, шлепки, подзатыльники, удары, тряска ученика.
К счастью, с появлением у школьников мобильных телефонов, до широкой общественности стали чаще доходить данные об унижении и насилии в школах. Источник: Яндекс-картинки
К счастью, с появлением у школьников мобильных телефонов, до широкой общественности стали чаще доходить данные об унижении и насилии в школах. Источник: Яндекс-картинки
Как защитить ребенка от педагогического насилия?
1. Доверительные отношения с ребенком
Ребенок должен знать, что он может прийти к вам в трудную минуту, поделиться с вами переживаниями без страха быть обвиненным или наказанным. Напоминайте ему об этом, искренне интересуйтесь его школьными делами и настроением. Дайте ему понять, что вы всегда готовы выслушать, проанализировать ситуацию и спокойно разобраться в проблеме, защитить его при необходимости.
2. Обучение личным границам
Ребенок должен знать, что никто не имеет права его унижать и оскорблять, применять физическую силу и допускать неприятный ребенку физический контакт, игнорировать физические потребности, без оснований и уведомления родителей и администрации обыскивать его личные вещи.
При этом важно дать понять ребенку – его права не могут быть использованы как «одностороннее оружие» в отношении педагогов и других учеников. Окружающие должны уважать его личные границы – но и он сам несет ответственность за свое поведение и отношение к окружающим, он должен следовать школьным правилам. Если же он чувствует, что его права нарушаются – он должен сообщить об этом родителям и администрации школы.
Подробнее о личных границах мы писали здесь .
3. Анализ успеваемости
Если вы видите, что успеваемость ребенка пошла на спад – по всем, или по одному из предметов – стоит подробнее расспросить его об этом. Причиной могут быть нарушения самочувствия, проблемы со сверстниками − или нарушение в отношениях с учителем, администрацией школы.
4. Спокойствие и здравомыслие
Если вы узнали от ребенка, что один или несколько учителей допускают к нему педагогическое насилие, нужно спокойно и без лишних эмоций разобраться в вопросе. Побеседуйте с классным руководителем и конкретным педагогом, с администрацией школы, с другими учениками. Сравните «показания» детей и взрослых.
Имейте в виду, что дети, замешанные в травле, могут «покрывать» авторитетного учителя, как и администрация школы.
Постарайтесь тщательно разобраться в проблеме, не спешите обвинять ребенка «в обмане», или работников школы – «в покрывательстве». Учитывайте как характер и особенности ребенка, так и ваш индивидуальный опыт общения с педагогом.
Если вы выявили факт педагогического насилия, попросите администрацию школы разобраться в вопросе. Если же руководство игнорирует проблему, а ребенок продолжает сообщать о нарушениях – есть смысл жаловаться в вышестоящие органы и менять учебное заведение.
Другие статьи по теме:
Очень ждем от вас комментарии и обратную связь, мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!