Регистрация права собственности в крыму
от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК
Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым
(с изменениями на 29 сентября 2022 года)
Принят
Государственным Советом
Республики Крым
30 июля 2014 года
Настоящий Закон устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее — Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
1. Права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее — ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:
1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности;
2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований;
3) все земли, кроме частной, муниципальной собственности, а также земель, отнесенных в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Республики Крым;
4) земли, отнесенные в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Российской Федерации.
2. Право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
При этом иностранные граждане и иностранные юридические лица не вправе отчуждать каким-либо образом земельные участки иному иностранному гражданину, лицу без гражданства, юридическому лицу, доля в уставном (складочном) капитале которого принадлежит иностранным лицам, или иностранному юридическому лицу, а также вносить в уставный (складочный) капитал или в паевой фонд иностранного юридического лица, если перечисленные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации не вправе приобретать в собственность указанные земельные участки.
3. Право граждан на земельные доли (паи), возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствует праву общей долевой собственности (долям в праве) на земельные доли.
1. Право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17 марта 2014 года на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 «О независимости Крыма» в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
Право собственности профсоюзных и иных общественных организаций Украины, не имевших подразделений на территории Республики Крым по состоянию на 17 марта 2014 года, на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся на территории Республики Крым по состоянию на 17 марта 2014 года, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 «О независимости Крыма» в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
Право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым».
Право собственности на бесхозяйное имущество — инженерные сети (объекты электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения в границах населенных пунктов и за их пределами, предназначенные для обеспечения функционирования объектов социальной, производственной и общественной инфраструктуры), автомобильные дороги общего и необщего пользования регионального или межмуниципального значения, гидротехнические сооружения, расположенные на территории Республики Крым, возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Реестр имущества, находящегося в собственности Республики Крым, в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
2. Земельные участки и иные объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, подлежат учету в Реестре имущества, находящегося в собственности Республики Крым, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
3. Государственная регистрация прав на земельные участки и иные объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, осуществляется на основании выписок из Реестра имущества, находящегося в собственности Республики Крым, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
1. Предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
2. Организации, учрежденные инвалидами или общественными организациями инвалидов, приобретают земельные участки, предоставленные им на праве постоянного пользования земельным участком до вступления в силу Федерального конституционного закона, в собственность бесплатно.
3. Религиозные организации, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона, переоформляют такое право на право безвозмездного срочного пользования, а под зданиями, строениями, сооружениями религиозного и благотворительного назначения, находящимися в их собственности, — в собственность бесплатно.
4. Юридические лица, а также иностранные граждане или лица без гражданства, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. В случае если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц и предоставлен таким лицам на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона, указанные лица обязаны переоформить право постоянного пользования на право аренды.
5. Переоформление прав, указанных в частях 2, 3 и 4 настоящей статьи, должно быть завершено до 1 сентября 2019 года. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
5-1. Граждане, которым до вступления в силу Федерального конституционного закона земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования, переоформляют право постоянного пользования земельными участками на право аренды или приобретают земельные участки в собственность в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
6. Предоставленные гражданам и юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) и право застройки земельного участка (суперфиций) соответствуют праву аренды земельных участков.
9. Право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
10. Право временного пользования земельным участком, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации.
11. Право хозяйственного ведения недвижимым имуществом, право оперативного управления недвижимым имуществом, расположенным на территории Республики Крым, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, считаются соответственно правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления таким недвижимым имуществом, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Правило, установленное настоящим пунктом, не применяется в отношении иностранных юридических лиц.
12. Положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
13. Стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2020 года внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
14. В случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, исполнительный орган Республики Крым или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение таким земельным участком, обязаны по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.
Оформить недвижимость в Крыму
Переход Крымского полуострова в российское правовое поле поставил множество вопросов перед владельцами недвижимости. На главный из них – будут ли иметь юридическую силу документы украинского образца – ответил федеральный закон, принятый в марте 2014 года. Редакция № 6-ФКЗ от 2017 года также подтверждает, что документы на право собственности, выданные украинскими органами власти, действуют на территории полуострова и города Севастополя, причем срок их действия не ограничивается и никакого дополнительного их подтверждения не требуется.
Содержимое:
Тем не менее, собственники могут не предпринимать никаких действий по оформлению недвижимости в Крыму в соответствии с Российским законодательством только до определенного момента. Как только вы захотите совершить какую-либо операцию со своей недвижимостью (продать, поменять, подарить, вступить в наследство), придется оформлять документы уже российского образца.
К документам, подтверждающим право собственности и подлежащих государственной регистрации, относятся:
- соответствующие государственные акты;
- свидетельства о праве собственности, праве на наследство, о приобретении недвижимости на аукционе, о праве пользования недвижимостью или права на ее часть, если речь идет об общем имуществе супружеских пар;
- договоры аренды, купли-продажи, дарения, мены, эмфитевзиса, суперфиция или соглашения об установлении сервитута;
- решения о приватизации;
- постановления судов.
Помимо оригиналов данных документов, для регистрации недвижимости в Симферополе и других городах Крыма можно предъявлять нотариально заверенные или выданные госорганами дубликаты, а также архивные копии.
Кто занимается оформлением недвижимости в Симферополе и других городах Крыма?
Оформлением недвижимости по всей территории Крыма, в том числе и Симферополе, (за исключением Севастополя) занимается Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру. Данная организация базируется в столице Крыма и обладает полномочиями:
- регистрировать права на недвижимость и сделки с ним;
- осуществлять кадастровый учет объектов недвижимости;
- оценивать их кадастровую стоимость;
- выполнять функции земельного надзора;
- заниматься вопросами землеустройства и пр.
Сначала необходимо поставить объект недвижимости на кадастровый учет, чтобы в государственный регистр были внесены сведения, подтверждающие факт существования данного объекта и позволяющие определить его среди других объектов.
Например, если вы хотите поставить на учет квартиру с документами украинского образца, вам нужно подать следующий набор документов:
- заявление;
- документ, удостоверяющий личность;
- правоустанавливающие документы из вышеуказанного списка;
- технический план квартиры.
Технический план изготавливается кадастровыми инженерами и включает сведения о любой недвижимости, которая относится к объектам капитального строительства. В эту категорию попадают различные здания, сооружения, помещения и даже недостроенные объекты, не относящиеся к временным и нестационарным объектам. В техплан вносятся данные о заказчике и исполнителе кадастровых работ, перечень использованной документации, технические характеристики объекта, а также сведения о методах и средствах измерения. Важной составляющей и отличительной особенностью техплана является наличие точных координат (так называемых поворотных точек) помещения внутри здания и здания на земельном участке, что подкрепляется спутниковыми снимками и другой графической информацией.
Данные документы можно подавать самостоятельно или через доверенное лицо при условии оформления доверенности. Если документы подаются не через почту или электронный сервис, то вам будет предоставлена расписка о приеме документов с их перечнем, датой приема, данными должностного лица, принявшего документы, и датой оказания услуги по регистрации. В зависимости от того, через какую инстанцию вы подали документы, регистрация может занимать от 5 до 15 дней.
В случае успешного прохождения процедуры вы получите выписку из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающую госрегистрацию в кадастре недвижимости.
Благодаря изменившимся требованиям собственникам не нужно в обязательном порядке предпринимать шаги для того, чтобы отдельно зарегистрировать права на недвижимость – эту процедуру можно совместить с кадастровым учетом. Теперь нет необходимости собирать два пакета документов, хотя при одновременной регистрации увеличивается срок обработки заявлений (до 10–15 дней).
Если же вы уже поставили квартиру на учет ранее и вам нужно только официально оформить право собственности, процесс займет 7–10 дней в зависимости от места подачи бумаг. Список документов остается прежним:
- заявление;
- документы, идентифицирующие заявителя или его представителя (включая доверенность);
- правоустанавливающие документы.
Напоминаем, что с 2017 года выписка из ЕГРН заменяет ранее оформлявшиеся кадастровые паспорта, и хотя последние остаются действующими документами, предоставлять их в органы государственного учета не требуется.
Оформление недвижимости в Крыму на квартиру, дом при покупке или продаже
Начинать оформление по договору купли-продажи следует с надлежащего составления самого договора. Иногда документ составляется нотариусами, хотя это не является обязательным условием. Тем не менее, лучше прибегнуть к помощи квалифицированного юриста по недвижимости, ведь малейшее отклонение от требований российского законодательства может привести к отказу в регистрации. При этом, заверение договора нотариусом необходимо в обязательном порядке, если:
- отчуждается доля в праве собственности;
- объект недвижимости относится к общему имуществу супругов;
- среди собственников есть несовершеннолетние или недееспособные люди.
Нужно понимать, что при купле-продаже требуется зарегистрировать не сам договор, а переход права собственности на объект недвижимости – таким образом, государственная регистрация позволяет официально зафиксировать и защитить права нового владельца. Только внесение сведений о новом владельце в ЕГРН предоставляет ему полную свободу распоряжаться имуществом по своему усмотрению и проводить различные операции с данной недвижимостью в будущем.
Документы для регистрации права собственности по договору
Зарегистрировать право собственности по договору купли-продажи можно лично или через уполномоченного представителя, подав соответствующее заявление в органы Росреестра или кадастровой палаты через офисы этих организаций, МФЦ, почту или онлайн. Для этого потребуются следующие документы:
- заявление о переходе прав от продавца и заявление о регистрации прав от покупателя (бланки заявления можно скачать с официальных сайтов или получить в МФЦ);
- документы, идентифицирующие заявителей;
- подтверждение оплаты госпошлины или документ, освобождающий от ее уплаты;
- документы, удостоверяющие право собственности продавца;
- договор купли-продажи и акт приема-передачи;
- документы, подтверждающие законность этой сделки.
Отметим, что этот перечень не является обязательным и исчерпывающим.
- Консультации по вопросам переоформления любой недвижимости
- Разработка этапов проведения сделки
- Сбор и приведение в порядок документов
- Экспертиза документов
- Разработка и оформление соглашения о выплате аванса или задатка
- Проведение переговоров между сторонами
- Проведение сделки, ее организация и сопровождение
- Составление договора ипотеки, купли-продажи и дарения
- Юридическая помощь во время регистрации перехода прав собственности
- Оформление, сбор и восстановление документов, необходимых для сделки
- Представление интересов клиента в органах и организациях
- Оформление права собственности дачных домов и земельных участков
- Оформление квартир в собственность
Приходите по адресу г. Симферополь, ул Толстого 14-А, кабинет 1 (2 этаж) или звоните по телефону +7 (978) 877-77-07.
Регистрация права собственности в крыму
Введите то, что Вы ищете
Электронные услуги и сервисы
Регистрация недвижимости
Государственная регистрация возникновения и перехода прав на объект недвижимости
Государственная регистрация прекращения права
Государственная регистрация ограничения права, обременения объекта недвижимости
Государственная регистрация прекращения ограничения права, обременения объекта недвижимости
Государственная регистрация сделки, соглашения об изменении, расторжении сделки
Погашение регистрационной записи об ипотеке
Постановка на государственный кадастровый учет
Учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости
Снятие с государственного кадастрового учета
Внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ
Постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация возникновения права
Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения права
Учет части объекта недвижимости и государственная регистрация ограничения права, обременения объекта недвижимости
Снятие с государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственная регистрация прекращения ограничения права, обременения объекта недвижимости
Исправление технической ошибки
Исправление реестровой ошибки
Заявление о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права
Внесение отдельных записей о правообладателе и отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости
Представление дополнительных документов
Прекращение государственной регистрации и (или) государственного кадастрового учета
Приостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в заявительном порядке
Возобновление государственной регистрации, ранее приостановленной по заявлению правообладателя
Внесение записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости
Заявление о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя
Внесение изменений в записи реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества Единого государственного реестра недвижимости
Принятие объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение