Раздел земельного участка акт согласования

Согласование границ образуемого земельного участка

Подлежат ли согласованию границы образуемого земельного участка, являющиеся общими с границами смежных участков, сведения ЕГРН, о которых не соответствуют установленным требованиям к описанию их местоположения?

Сообщается, что статьей 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ) установлено, что в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3).

в случаях, установленных Законом № 221-ФЗ, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка;

местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом № 221-ФЗ порядке обязательному согласованию (далее — согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона № 221-ФЗ, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ:

  • земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы,
  • смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН).

Обращаем внимание, что указанная редакция части 1 статьи 39 Закона № 221-ФЗ установлена Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 1 марта 2010 г.).

В силу части 1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ под уточнением границ земельного участка понимается государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, который осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков .

Минэкономразвития России неоднократно высказывалась позиция, в том числе в письме от 6 ноября 2018 г. № 32226-ВА/Д23и, о том в каких случаях или при каких обстоятельствах содержащиеся в ЕГРН сведения о земельном участке не соответствуют указанным требованиям, в частности, если:

  • в ЕГРН отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ, как правило, ранее учтенного земельного участка;
  • содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
  • содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
  • в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка (выраженная, например, в виде пересечения границ земельных участков или несоответствия содержащегося в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка правоустанавливающему документу, документу об образовании земельного участка или фактическому положению на местности при отсутствии нарушения земельного законодательства — самовольного занятия земель или земельных участков, и тому подобное).

С учетом изложенного, в случае, если границы (части границ) образуемого земельного участка являются общими с границами (частями границ) смежных земельных участков, сведения ЕГРН о которых не соответствуют установленным на основании Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, в том числе при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ таких смежных земельных участков, местоположение таких границ (частей границ) в силу части 1 статьи 39 Закона № 221-ФЗ подлежит обязательному согласованию.

Пунктами 77, 78, 82 и 85 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 921 (далее — Требования), предусмотрено следующее:

  • чертеж земельных участков и их частей (далее — Чертеж) составляется таким образом, чтобы в поле его изображения отображались все образуемые и (или) уточняемые земельные участки, а также части земельных участков;
  • на Чертеже отображаются местоположение существующих, новых и прекращающих существование характерных точек границ, а также частей границ земельных участков, частей земельных участков; обозначения земельных участков, частей земельных участков и характерных точек границ;
  • в случае если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка (земельных участков) или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков, на обороте Чертежа оформляется акт согласования местоположения границ земельного участка (далее — Акт согласования);
  • в Акт согласования включаются также сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем (приобретателем прав) земельного участка, в отношении которого в результате кадастровых работ оформляется Акт согласования.

Таким образом, в случае выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельных участков:

1.на Чертеже отображаются образуемые земельные участки и элементы их границ, а также при наличии — сведения о смежных земельных участках в объеме сведений ЕГРН, отображаемых на Чертеже (обозначение смежного земельного участка в соответствии с пунктом 79 Требований, при наличии в ЕГРН сведений о границах смежного земельного участка — местоположение его границ в соответствии с Приложением к Требованиям к подготовке межевого плана);

2.в межевой план включается Акт согласования образуемого земельного участка. Обращаем внимание, что формой Акта согласования, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 921, предусмотрено указание либо кадастрового номера земельного участка — в случае выполнения кадастровых работ в связи с уточнением описания местоположения границ такого земельного участка, либо обозначения земельного участка — в случае выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка, местоположение границ которого согласовывается, а формой раздела «Сведения об образуемых земельных участках», также утвержденной приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 921, предусмотрено включение «сведений о земельных участках, смежных с образуемым земельным участком с обозначением » (реквизит 5), в который включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате выполнения кадастровых работ (пункт 60 Требований).

Включение в состав межевого плана раздела «Сведения об уточняемых земельных участках» в отношении смежного земельного участка зависит от исходных содержащихся в ЕГРН сведений о таком участке и от объема выполненных в отношении этого участка работ (содержащиеся в ЕГРН сведения о смежном земельном участке соответствуют установленным требованиям к описанию границ земельных участков или нет, уточнены отдельные части границ или весь периметр границ земельного участка).

Таким образом, ввиду того, что согласование местоположения общих частей границ образуемого и смежного с ним земельного участка является обязательным, Акт согласования оформляется в отношении образуемого земельного участка и его наличие (включение в межевой план) не зависит от наличия или отсутствия раздела «Сведения об уточняемых земельных участках» в отношении такого смежного земельного участка, указанный в Письме вывод о том, что если образуемый земельный участок имеет общие части границ с земельным участком, в сведениях ЕГРН о котором отсутствует описание местоположения его границ, и в отношении такого смежного земельного участка не оформляется раздел межевого плана «Сведения об уточняемых земельных участках», в межевой план, подготовленный в связи с образованием земельного участка, Акт согласования образуемого земельного участка не включается, не соответствует законодательству.

Включение в межевой план Акта согласования смежного земельного участка будет требоваться в случае, если при выполнении кадастровых работ были уточнены не только общие с объектом кадастровых работ части границ такого смежного земельного участка.

Дополнительно отмечаем, что определение наличия или отсутствия земельных участков, смежных к образуемому земельному участку, осуществляется при выполнении кадастровых работ в ходе натурного обследования объекта кадастровых работ. При этом отсутствуют основания утверждать, что территория ранее учтенного земельного участка, в отношении которого имеются признаки соответствующего законодательству использования, но в ЕГРН отсутствует описание местоположения его границ, относится к понятию «земли».

Письмо Росреестра от 17.11.2020 №13-00408/20 «О согласовании местоположения границ земельных участков»

Управление законодательства в сфере регистрации недвижимости и кадастровой деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Управление), рассмотрев обращение, сообщает.

В соответствии с пунктом 5.26(7) Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее — Положение), Росреестр осуществляет в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию при осуществлении ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, кадастровой деятельности. Согласно Положению Росреестр не наделен полномочиями по разъяснению законодательства, а также практики его применения.

Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

Исходя из положений статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), смежными являются земельные участки, имеющие общую (смежную) часть границ, то есть когда часть границ одного земельного участка одновременно является частью границ другого земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Закон N 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом N 221-ФЗ порядке обязательному согласованию (далее — согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона N 221-ФЗ предметом согласования местоположения границ земельных участков является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка.

Согласно части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 3 и 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ «земли» не являются объектами недвижимости, объектами государственного кадастрового учета и объектами государственной регистрации права.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено необходимости согласования местоположения границ земельных участков в случае, если смежными с земельным участком являются «земли».

При этом в случае, если в ЕГРН отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ смежного земельного участка или в связи с выполнением кадастровых работ уточняется местоположение отдельных частей границ смежного земельного участка, описание местоположения границ которого (в том числе при наличии координат характерных точек границ такого участка) не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (часть 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ), или необходимо внесение изменения в такую общую границу (часть 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ), согласование местоположения таких частей границ земельных участков является обязательным.

Кадастровый инженер за внесение заведомо ложных сведений в межевой план несет административную ответственность в соответствии с частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотренного статьей 170.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, а ненадлежащее исполнение кадастровых работ, предусмотренных договором подряда, влечет гражданско-правовую ответственность кадастрового инженера, предусмотренную статьей 723 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Дополнительно отмечаем, что письма Управления не являются нормативно-правовыми актами, а лишь выражают позицию Управления по тем или иным вопросам, в связи с чем не могут устанавливать обязательных для исполнения требований, в том числе в отношении территориальных органов Росреестра.

Письмо Росреестра от 17.11.2020 №13-00408/20

Раздел земельного участка – от закона к практике

Собственники земельных участков (ЗУ) иногда задумываются об их разделе на две или несколько частей. Одну из них, при необходмости, можно подарить, оставить в наследство или передать бывшегу супругу в случае семейного развода.

Размышления житейские и вполне оправданные. Но разделить участки получается не всегда:

  • одни являются делимыми
  • другие попадают в группу неделимых, раздел которых запрещён

Какие условия определяют градацию участков на делимые и неделимые?

Делимость и неделимость участков зависит от их целевого назначения. Оно устанавливается в зависимости от многих факторов:

  • природных особенностей территории
  • ландшафта
  • плодородия
  • возможности использования получающихся при разделе частей как самостоятельных наделов с сохранением исходного назначению земли

Делимыми считаются такие участки, котрорые после раздела:

  • не теряют своей сущности
  • сохраняют исходное целевое использование для образованных меньших территорий

Неделимыми являются участки, раздел которых может вызвать:

  • нарушение режима использования
  • изменение целевого назначения

Например, участок для ИЖС с домом, в котором проживают 2 семьи, можно разделить, но при этом:

  • потребуется разделить строение
  • выявится, что размеры площади образованных частей участка скажутся на их правовом статусе:
    • останутся в долевой собственности (то есть исходный ЗУ оказался неделимым)
    • станут самостоятельными объектами права (исходный участок делимый)

    Участок под многоквартирным жилым домом неделимый. Его можно распределить только в долях между собственниками жилья пропорцинально площадям их квартир. Невозможно выделить в натуре квартиру, скажем, на 8 этаже многоквартирного дома вместе с частью земельного участка, как и землю для помещений в производственных и административных зданиях.

    К неделимым относятся с/х участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (пункты 1–2 статьи 9 закона № 74-ФЗ). Раздел прочих сельхозземель должен происходить так, чтобы самый малый образуемый участок не был по площади меньше установленных норм.

    Обременения и ограничения, наложенные на использование исходного надела, могут оказать влияние на возможность его раздела. В зависимости от их вида участок может быть:

    1. неделимым, то есть на его раздел будет наложен запрет
    2. делимым, если существующие обременения не становятся препятствием для раздела

    В числе обремений могут быть:

    • обременения, связанные с правом пользования землёй:
      • сервитут
      • запрет на размещение объектов в охранных зонах
      • иные
      • ипотека
      • долгосрочная аренда свыше 1 года
      • доверительное управление
      • арест по решению суда
      • концессия
      • обременения, связанные не с землей, а с находящимися на ней объектами недвижимости, имеющими статус памятников культуры

      При наличии обременений и ограничений становятся важными:

      1. их срок
      2. точные временные границы действия

      Оценка влияния обременений позволит прийти к пониманию возможности раздела.

      Резюме

      Неделимый земельный участок – это надел, в отношении которого невозможно установить право собственности на его отдельную часть:

      • ЗУ выступает объектом права в целом:
        • права единственного собственника участка
        • общей собственности несколько собственников

        При наличии на участке здания, находящегося в собственности нескольких лиц, правом на ЗУ может быть только общая собственность (пункт 2 статьи 39.20 ЗК РФ)

        Делимый участок – надел, на отдельные части которого можно установить право собственности, причём эти части обладают следующими признаками одновременно:

        1. не нарушают режим использования
        2. имеют площади и границы
        3. выступают объектами права их собственников

        2. Когда разрешён и запрещён раздел земельного участка?

        Как можно разделить делимый участок? Существуют ли какие-то правила? Что нужно учесть при разделе? Да, правила есть. Они изложены в ЗК РФ (статья 11.4).

        Раздел участка разрешается, если выполняются следующие условия:

        • делимость надела
        • части участка после раздела:
          • становятся самостоятельными ЗУ
          • разрешённое использование каждого образуемого ЗУ может выполняться без перевода в состав земель иной категории (за исключением случаев, установленных федеральными законами)

          Запрет на раздел участков

          Полный перечень ситуаций, когда раздел ЗУ не разрешён законом изложен в пункте 4 статье 11.9 ЗК РФ:

          • невозможность эксплуатации после раздела:
            • находящихся на ЗУ объектов недвижимости по их назначению
            • образованных наделов в соответствии с ВРИ из-за сохранённых обременений (ограничений) исходного надела
            • образуемые ЗУ вклиниваются или вкрапливаются в другие
            • появляется изломанность границ, чересполосица
            • создаётся невозможность размещения объектов недвижимости
            • выявляются недостатки, препятствующие использованию и охране земель
            • границы образуемого ЗУ пересекаются с границами территориальных зон, лесничеств, лесопарков
            • наделы, образуемые при разделе исходного участка, остаются без самостоятельных подъездов и выходов к местам общего пользования (дорогам, проездам и выездам):
              1. возникает ограничение прав владельцев иных ЗУ, обязанных обеспечить проход или проезд к образованному наделу по территории своих наделов

            3. Ориентир при разделе участка – сопоставимость размера образуемых наделов с предельными нормами

            Термины «размеры участка», «реальные размеры доли» (или «доли в натуре») связаны с более сложным понятием – градостроительными регламентами, устанавливаемыми Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ).

            Градостроительные регламенты вводят конкретику в использование земли в соответствии с её назначением. На их основе на территориях населённых пунктов и за их границами земельные участки группируются в территориальные зоны:

            • зоны жилого строительства
            • с/х зоны
            • производственные зоны
            • зоны размещения деловых и коммерческих объектов
            • т.д.

            Градостроительные регламенты ужесточают ситуацию с застройкой наделов:

            • устанавливают:
              • предельные минимальные и предельные максимальные размеры участков
              • параметры строительства объектов

              Предельные размеры ЗУ «говорят» о том, что размеры образуемых наделов не должны быть меньше минимальной и больше максимальной площадей ЗУ, установленных градостроительным регламентом.

              Раздел участка, выдел части земель из общей доли или доли из об общедолевой собственности (при согласии на это всех дольщиков) означает:

              • определение границ образующихся ЗУ на местности
              • преобразование их в самостоятельные участки

              без изменения категории земель и изменения их ВРИ. Все эти требования к земельным участкам, образуемым в ходе раздела, изложены в статье 11.9 ЗК РФ.

              Вывод 1

              Случаи, когда раздел земельного участка, выдел в натуре доли в праве собственности, не допускается:

              • существует запрет на раздел земли:
                • например, не могут разделяться участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства
                • площадь не соответствует установленным предельным размерам
                • размеры превышают максимальные размеры земельных участков
                • нет собственных подъездов и подходов

                Вывод 2

                Итоги раздела исходного участка или выдела в натуру части из совместной и доли из общедолевой собственности должны быть такими:

                • образуются участки, соответствующие предельным размерам, самостоятельные участки
                • исходный участок:
                  • прекращает существование
                  • снимается с учёта в ГКН

                  Выдел из земельного участка, находящегося в общей собственности:

                  • участники могут сохранить право общедолевой собственности на все образованные ЗУ
                  • по заключённому соглашению участники долевой собственники могут оформить право собственности на свои выделенные доли, утрачивая право долевой собственности
                  • исходный надел сохраняется в изменённых границах (изменённый ЗУ)
                  • размеры образованных ЗУ соответствуют установленным предельным нормам

                  4. Самостоятельность участка – что это означает?

                  Самостоятельность участков характеризуют:

                  • местоположение образованных наделов, установленное по результатам кадастровых работ, уточняющих границы:
                    • наделов
                    • смежных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН
                    • деятельности, разрешённой для исходного участка
                    • производства с/х продукции на ЗУ:
                      1. для ведения личного подсобного хозяйства
                      2. для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства

                    При выделе долей из исходного надела, предназначенного для ведения ЛПХ или КФХ и находящегося в общедолевой собственности, предельные размеры не устанавливаются. Условием для этого становится деятельность:

                    • садоводство
                    • овощеводство
                    • цветоводство
                    • виноградарство
                    • семеноводство
                    • птицеводство
                    • пчеловодство
                    • товарное рыбоводство
                    • другая деятельность, соотвествующая назначению участка

                    Так установлено ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (статья 4 закона № 101-ФЗ)

                    Рассмотрим ситуации раздела участков:

                    • расположенных на землях населённых пунктов и предназначенных:
                    1. для ИЖС и ЛПХ
                    2. для ведения садоводствва и огородничеста
                    3. для гаражей и участков
                    4. для всех других видов использования
                    • расположенных на землях сельхозназначения:
                    1. садовых участков
                    2. участков для огородничества

                    Земельный участок, подлежащий разделу или выделу в натуру долей, должен сответствовать следующим требованиям одновременно:

                    1. стоять на кадастровом учёте
                    2. иметь границы
                    3. не иметь обременений и ограничений, накладывающих запрет на проведение раздела

                    Раздел участка

                    Деление ЗУ в соответствии с установлеными требованиями значит формирование из него нескольких самостоятельных наделов. Исходный участок, находящийся в совместной или общедолевой собственности, дробится пропорционально размеру земельных долей собственников.

                    • прекращается первичная целостность и существование исходного участка
                    • назначением и ВРИ участков, образуемых из исходного ЗУ, становятся назначение и вид использования исходного надела
                    • по образованным участкам производится:
                      • государственный кадастровый учёт
                      • регистрация права собственности

                      Порядок раздела участка включает 4 этапа:

                      1. составление соглашения собственника (собственников):
                        • на раздел участка
                        • на выдел части из совместного или из общедолевого исходного ЗУ
                      2. межевание
                      3. присвоение почтовых адресов образуемым участкам
                      4. государственный кадастровый учёт
                      5. регистрация права собственности на образованные наделы

                      5. Соглашение собственников на раздел участка или выдел земельной доли из совместной или общедолевой собственности

                      Соглашение о разделе земельного надела заключается между всеми его собственниками. По их желанию, оно может быть удостоверено нотариально.

                      Если участок находится:

                      1. в совместном владении нескольких собственников (даже если это супруги)
                      2. в совместной или общедолевой собственности

                      межевание и государственный кадастровый учёт образованных участков проводится после представления в кадастровому инженеру и в службу Росреетра соглашения, подписанного:

                      1. собственниками ЗУ
                      2. собственниками земельных долей

                      Соглашение можно составить в простой письменной форме. В нём должны быть:

                      • сведения о собственниках ЗУ:
                        • паспортные данные
                        • адреса места жительства
                        • адрес
                        • кадастровый номер

                        В соглашении указываются:

                        • размер доли в общем праве
                        • наименование и реквизиты правоустанавливающего документа
                        • номер записи в ЕГРН
                        • порядок распределения расходов на:
                          • межевание
                          • подготовку межевого плана
                          • государственную регистрацию права собственности

                          При несогласии хотя бы одного из собственников долей выдел может проводиться только по судебному решению, определяющему порядок распределения частей исходного участка. Судебное решение, как понятно, должно быть представлено в землеустроительную организацию, проводящую межевые работы.

                          6. Межевание

                          Выполнять межевание может только лицензированная землеустроитительная организация.

                          Собственнику (собственникам) участка нужно:

                          1. подать заявление
                          2. заключить договор подряда
                          3. предоставить согласие о разделе

                          Перед проведением межевания выполняется подготовка. Кадастровый инженер землеустроительной компании:

                          • получает:
                            • кадастровые выписки из ГКН на исходный участок
                            • кадастровый план территории
                            • на основании заключения геодезической экспертизы

                            По результатам полевых работ кадастровый инженер:

                            • определяет:
                              • границы
                              • координаты поворотных точек
                              • площади
                              • показывает вариант площадей и конфигураций новых земельных участков

                              Полученная информации вносится в кадастр недвижимости.

                              Согласование границ со смежниками

                              ФЗ «О кадастровой деятельности» установил обязательность согласования границ образуемых при разделе участков с собственниками смежных наделов (статья 39 и статья 40 закона ФЗ № 221).

                              Процедурой согласования границ занимается кадастровый инженер. По его выбору, оно проводится:

                              • индивидуально с каждым смежником
                              • на общем собрании смежных землепользователей

                              Кадастровый инженер готовит акт согласования границ. В нём, на обороте листа графической части межевого плана, все смежники участков ставят свои подписи.

                              В случае отказа кем-либо из собственников смежных наделов от согласования предложенных границ и предоставления им обоснованных возражений, возражения прилагаются к к межевому плану и признаются его неотъемлемой частью (часть 4 статьи 40 федерального закона № 218-ФЗ).

                              В акт вносится запись о наличии возражений со стороны смежного землепользователя. Они могут быть сняты при повторном согласовании новой редакции чертежа межевого плана, который должен подготовить кадастровый инженер.

                              Если же возражения не сняты:

                              • акт будет считаться несогласованным
                              • участок не может быть поставлен на кадастровый учёт

                              Способ разрешения проблемы в этом случае — судебное разбирательство.

                              7. Присвоение почтовых адресов образуемым участкам

                              Присвоение персональных адресов образованным наделам делается на основании заявления собственника. Подать его нужно в отдел по архитектуре и градостроительству местной администрации. К заявлнию необходимо приложить:

                              • межевое дело
                              • свидетельство о праве собственности на долю в исходном наделе
                              • кадастровый паспорт
                              • соглашение собственников участка о его разделе
                              • судебное решение о разделе

                              Итогом рассмотрения заявления будет решение администрации о присвоении персональных почтовых адресов каждому из образованных земельных наделов.

                              Окончательный вариант межевого плана (на бумажном носителе и в электронном виде) для передачи собственнику (собственникам) земельного участка и в кадастровую службу готовится после:

                              • достижения полного согласия по межевому плану
                              • согласования границ образуемых участков со смежниками
                              • присвоения почтовых адресов образованным участкам

                              Далее собственнику (собственникам) образуемых участков неоходимо подготовить заявление в Росреестр о постановке объект а на кадастровый учёт. К нему нужно приложить:

                              • межевой план
                              • решение администрации, в котором будут указаны адреса участков

                              8. Кадастровый учёт и государственная регистрация прав на образованные земельные участки

                              Федеральным законом №218-ФЗ установлено, что при разделе земельного участка такие задачи, как:

                              • государственный кадастровый учёт образованных участков
                              • государственная регистрация прав на образованные ЗУ
                              • снятие с кадастрового учёта исходного участка
                              • прекращение права собственности на исходный ЗУ

                              решаются одновременно, для чего в подразделение Росррестра вместе с заявлением должны быть предоставлены следующие документы:

                              • документ, удостоверяющий личность
                              • заявление
                              • решение администрации о присвоении адресов образованным наделам
                              • межевой план (по инициативе заявителя)
                              • соглашение собственников или решение суда о разделе земельного участка
                              • документ, подтверждающий полномочия, если заявление подает представитель

                              При отсутствии решения администрации о присвоении адресов образованным наделам в сведениях о них указывается адрес исходного земельного участка.

                              Результатом рассмотрения заявления станет выписка из ЕГРН о праве собственности на образованные участки (о госрегистрации права).

                              Консультационные услуги

                              Стоимость услуги по привлечению на основе анализа ситуации кадастрового инженера для уточнения площади и границ ЗУ, выполнения работ, связанных с перераспределением ЗУ, с подготовкой межевого и технического планов, схемы расположения ЗУ на КПТ (только для Санкт-Петербурга и Ленинградской области) – пункт 20 раздела «Тарифы»:

                              Оцените статью:
                              [Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий