Принципами конвенции о правах инвалидов

Конвенция о правах инвалидов

Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства. К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Определения В этой статье даются определения некоторым основным терминам, используемым в Конвенции, в том числе таким как «общение»; «язык»; «дискриминация по признаку инвалидности»; «разумные приспособления» и «универсальный дизайн».

Общие принципы Принципами Конвенции являются уважение присущего человеку достоинства, недискриминация, полное и эффективное вовлечение и включение в общество, уважение особенностей, равенство возможностей, доступность, равенство мужчин и женщин, уважение права детей-инвалидов.

Общие обязательства Участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.

Равенство и недискриминация Все лица равны перед законом и по нему и имеют право на равную защиту закона и равное пользование им без всякой дискриминации.

Женщины-инвалиды Женщины-инвалиды и девочки-инвалиды подвергаются множественной дискриминации, и государства-участники принимают все надлежащие меры, чтобы гарантировать им осуществление и реализацию прав человека и основных свобод, закрепленных в настоящей Конвенции.

Дети-инвалиды Дети-инвалиды имеют те же права человека, что и другие дети. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка. Дети-инвалиды имеют право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды.

Просветительно-воспитательная работа Страны должны повышать уровень осознания прав, возможностей и вклада инвалидов. Страны должны бороться со стереотипами и предрассудками, связанными с инвалидами, благодаря проведению кампаний, образованию, СМИ и просветительновоспитательным программам.

Доступность Инвалиды имеют право всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, включая доступ наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым для населения,

Право на жизнь Инвалиды имеют право на жизнь. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.

Ситуации риска и чрезвычайные гуманитарные ситуации Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты и безопасности инвалидов в ситуациях риска, включая вооруженные конфликты, чрезвычайные гуманитарные ситуации и стихийные бедствия.

Равенство перед законом Kаждый инвалид имеет право на равную правовую защиту. Инвалиды обладают правоспособностью наравне с другими во всех аспектах жизни. Государства-участники принимают надлежащие меры для предоставления инвалидам доступа к поддержке, которая им может потребоваться при реализации своей правоспособности.

Статья 13. Доступ к правосудию Инвалиды имеют право наравне с другими на эффективный доступ к правосудию, в том числе предусматривая процессуальные и соответствующие возрасту коррективы.

Свобода и личная неприкосновенность Инвалиды наравне с другими пользуются правом на свободу и личную неприкосновенность. Наличие инвалидности ни в коем случае не становится основанием для лишения свободы.

Свобода от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Инвалиды наравне с другими не подвергаются пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания. Ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам.

Свобода от эксплуатации, насилия и надругательства Инвалиды имеют право на защиту как дома, так и вне его от всех форм эксплуатации, насилия и надругательства, в том числе от тех их аспектов, которые имеют гендерную подоплеку.

Защита личной целостности Каждый инвалид имеет право на уважение его физической и психической целостности наравне с другими.

Свобода передвижения и гражданство Инвалиды имеют право на гражданство. Дети-инвалиды имеют право на имя и также, право знать своих родителей и право на их заботу.

Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество Инвалиды имеют право жить самостоятельно в обществе. Государства–участники обеспечивают, чтобы инвалиды имели возможность выбирать где и с кем проживать, имели доступ к иным вспомогательным услугам необходимую для поддержки жизни.

Индивидуальная мобильность Государства-участники принимают эффективные меры для обеспечения индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности путем содействия индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом, в выбираемое ими время и по доступной цене. Инвалиды имеют право на доступ к качественным средствам, облегчающим мобильность, устройствам, ассистивным технологиям и услугам помощников и посредников.

Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации Инвалиды имеют право выражать свое мнение, в том числе обладают свободой распространять и получать информацию и идеи через все формы общения, включая доступные форматы и технологии, жестовые языки, азбуку Брайля, усиливающие и альтернативные способы общения, СМИ и все другие доступные средства общения.

Неприкосновенность частной жизни Инвалиды имеют право на частную жизнь. Информация об инвалидах, в том числе личная информация и информация о состоянии их здоровья, должна быть защищена.

Уважение дома и семьи Инвалиды имеют право на вступление в брак и создание семьи. Страны должны предоставлять эффективную и соответствующую поддержку инвалидам в воспитании детей, а также предоставлять альтернативный уход детям-инвалидам, когда их непосредственная семья не может обеспечивать за ними уход.

Образование Инвалиды имеют право на образование без дискриминации. Страны должны обеспечивать, чтобы инвалиды могли иметь доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания. Страны должны также предоставлять разумное приспособление и индивидуальную поддержку для максимального научного и социального развития.

Здоровье Инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации. Страны должны принимать все соответствующие меры, включая меры, учитывающие гендерную специфику, для обеспечения того, чтобы инвалиды имели доступ к такому же набору, качеству и уровню услуг в сфере охраны здоровья, которые имеются и у всех других лиц и которые расположены близко к месту проживания инвалидов.

Абилитация и реабилитация Страны должны принимать эффективные и соответствующие меры для того, чтобы инвалиды могли развивать, достигать и поддерживать максимальный уровень абилитации, независимости и участия, благодаря предоставлению услуг и программ по абилитации и реабилитации.

Труд и занятость Инвалиды имеют право на труд, включая право на работу в таких условиях, которые являются открытыми, инклюзивными и доступными. Страны должны принимать необходимые шаги для содействия возможностям занятости и продвижения по службе для инвалидов.

Достаточный жизненный уровень и социальная защита Инвалиды имеют право на достаточный жизненный уровень, включая питание, водоснабжение, одежду и жилище, а также на эффективную социальную защиту, в том числе сокращение бедности и программы государственного жилья.

Участие в политической и общественной жизни Инвалиды имеют право на участие, прямо или через свободно выбранных представителей, в политической и общественной жизни.

Участие в культурной жизни, проведение досуга и отдыха и занятий спортом Инвалиды имеют право принимать участие в культурной жизни на равной основе с другими людьми, включая доступ к культурным материалам, представлениям и услугам, а также на участие в проведении досуга и отдыха и занятия спортом.

Статистика и сбор данных Государства-участники обязуются производить сбор надлежащей информации об инвалидов с активным вовлечением инвалидов для устранения барьеров, с которыми они сталкиваются при осуществлении своих прав.

В статьях 32-50 разъясняется, каким образом страны, присоединившиеся к Конвенции, должны в полном объеме ее реализовывать. Там же разъясняется и ответственность стран в отношении докладов Комитету ООН о правах инвалидов о том, как они соблюдают данную Конвенцию.

Конвенция ООН о правах инвалидов

Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций в декабре 2006 года, является уникальным международным юридическим договором. Конвенцию подписали 185 государств и Европейский союз. Россия ратифицировала этот важнейший документ в мае 2012 года.

Цель Конвенции – гарантировать самому многочисленному меньшинству в мире – а сейчас в мире проживает более миллиарда инвалидов, — те же права и возможности, что и у остальной части человечества. Международное сообщество объединилось, чтобы предоставить в распоряжение государств эффективный международно-правовой документ с целью положить конец несправедливости и дискриминации, нарушениям прав граждан с инвалидностью.

Основные принципы, которыми должны руководствоваться страны подписавшие Конвенцию , следующие:

— уважение присущего человеку достоинства, его независимости, личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, отсутствие дискриминации;

— полное и эффективное вовлечение и включение в жизнь общества, в его политическую, экономическую, культурную и социальную деятельность;

— уважение особенностей инвалидов, принятие их в качестве компонента людского многообразия и части человечества;

— равенства возможностей в охране здоровья, в получении образования, в доступе к информации, участие в политической и общественной жизни, в труде, отдыхе, культурной жизни, возможности иметь семью, вести полноценную жизнь;

— принцип доступности как устранение преград, которые препятствуют тому, чтобы инвалиды пользовались своими правами;

— равенство мужчин и женщин. Конвенция признает, что женщины-инвалиды и девочки-инвалиды подвергаются множественной дискриминации – по инвалидности, по признаку пола, а также по другим причинам. Поэтому к этой группе государства должны проявлять особое внимание;

— уважение развивающихся особенностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Опираясь на основные положения Конвенции , Российская Федерация приступила к совершенствованию своего законодательства. В результате принятия пакета новых законодательных нормативных актов начались глубинные изменения в социальной жизни и экономической деятельности российского общества. Так, все вновь возводимые объекты градостроительства строятся с учетом требований доступности, существующая инфраструктура планомерно совершенствуется, началась адаптация транспортной инфраструктуры: удобные тротуары, низкопольный транспорт; улучшился доступ к информации (включая содействие использованию жестового языка, азбуки Брайля, других способов и форматов общения), разрабатываются индивидуальные программы реабилитации и абилитации инвалидов, программы трудоустройства, повышены пенсии, и, наконец, самое главное – российское общество стало более дружелюбным, внимательным и открытым для людей с инвалидностью.

Мы научились Жить вместе.

  • 1. Конвенция о правах инвалидов
  • 2. Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
  • 3. Документы Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции о правах инвалидов
  • 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 585 «О порядке подготовки доклада о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов»
  • 5. Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»

Часто задаваемые вопросы по Конвенции ООН по правам инвалидов

Текст Конвенции о правах инвалидов довольно громоздкий и иногда перегружен юридическими подробностями. Чтобы легче было разобраться с основными положениями этого документа, попробуем рассмотреть наиболее часто задаваемые вопросы о Конвенции.

Какие права имеют инвалиды?

Все члены общества имеют те же права человека — они включают гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права. Примерами таких прав являются следующие:

• равенство перед законом без дискриминации

• право на жизнь, свободу и безопасность личности

• равность перед законом и в правовых возможностях

• свобода от пыток

• свобода от эксплуатации, насилия и надругательства

• право соблюдать физическую и психическую неприкосновенность

• свобода передвижения и гражданства

• свобода выражения мнений и убеждений

• уважение к частной жизни

• уважение дома и семьи

• право на образование

• право на охрану здоровья

• право на достаточный жизненный уровень

• право на участие в политической и общественной жизни

• право на участие в культурной жизни

Все инвалиды имеют право на свободу от дискриминации в осуществлении их прав. Это включает в себя право на свободу от дискриминации по признаку инвалидности, а также по любым другим признакам, таким, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное, сословное или иное положение.

Что такое Конвенция о правах инвалидов?

Конвенция о правах инвалидов является международным договором, в котором определяются права лиц с инвалидностью, а также обязательства государств-участников Конвенции в целях содействия, защиты и обеспечения этих прав. Конвенция также устанавливает два механизма реализации: Комитет по правам инвалидов, созданный для контроля за осуществлением, а также Конференция государств-участников, созданная для рассмотрения вопросов, касающихся осуществления положений конвенции.

Государствами проводятся переговоры с участием организаций гражданского общества, национальных правозащитных учреждений и межправительственных организаций. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Конвенцию 13 декабря 2006 года и она была открыта для подписания 30 марта 2007 года. Государств, которые ратифицировали Конвенцию, юридически обязаны соблюдать стандарты Конвенции. Конвенция представляет собой международный стандарт, который они должны стремиться соблюдать.

Что такое Факультативный протокол к Конвенции?

Факультативный протокол также является международным договором. Факультативный протокол предусматривает две процедуры, направленные на укрепление осуществления и мониторинга Конвенции. Во-первых, это индивидуальные сообщения — процедура позволяет людям заявить в Комитет о нарушении их прав, а вторая является процедурой расследования с предоставлением комитету полномочий для проведения расследования грубых или систематических нарушений Конвенции.

Какие другие международные документы признают права инвалидов?

Государства приняли специальные документы по защите и поощрению прав людей с инвалидностью в течение последних десятилетий. Важные вехи включают в себя:

• Декларация о правах инвалидов (1995 год)

• Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1981)

• Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (1991)

• Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993)

Несмотря на то, руководящие принципы, декларации, принципы, резолюции и другие документы не являются юридически обязательными, они выражают моральные и политические обязательства государств, и могут быть использованы в качестве руководства к принятию законов или разработать политику в отношении инвалидов. Важно отметить, что некоторые положения Принципов защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи подверглись критике в Конвенции о правах инвалидов, в настоящее время заменяют те нормы, в которых существует какой-либо конфликт между этими двумя документами.

Имеют ли отношение к Конвенции о правах инвалидов другие конвенции в области прав человека?

Все конвенции по правам человека касаются каждого, в том числе лиц с ограниченными возможностями. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах защищает против дискриминации по какому-либо признаку. Существуют также конвенции о правах человека, касающиеся дискриминации в отношении женщин и конкретных вопросов или групп людей, таких как дети и трудящиеся-мигранты

Основными договорами по правам человека являются следующие:

• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

• Международный пакт о гражданских и политических правах

• Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации

• Конвенция против пыток

• Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

• Конвенция о правах ребенка

• Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей

• Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений

• Конвенция о правах инвалидов.

Все конвенции по правам человека включают положение о защите от дискриминации. Однако, только одна из этих Конвенций — Конвенция о правах ребенка конкретно признает необходимость защиты от дискриминации по признаку инвалидности.

Тем не менее, все конвенции рассматриваю понятие «инвалидность» косвенно в качестве основания для дискриминации. Естественно, что инвалиды не должны подвергаться дискриминации, когда эти конвенции применяются. Таким образом, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, например, распространяется на всех женщин, в том числе женщин-инвалидов.

Зачем нужна Конвенция о правах инвалидов?

Конвенция необходима для того, чтобы иметь четкое подтверждение того, что защищаются права инвалидов в области прав человека и укрепления уважения к этим правам. Хотя существующие конвенции в области прав человека предлагают значительные возможности для поощрения и защиты прав лиц с инвалидностью, становится ясно, что этот потенциал не используется. Действительно, инвалиды продолжают быть лишенными своих прав человека и содержатся на задворках общества во всех частях земного шара. Эта продолжающаяся дискриминация в отношении инвалидов подчеркнула необходимость принятия юридически обязательных документ, в котором изложены правовые обязательства государства по поощрению и защите прав лиц с инвалидностью.

Почему Конвенция уникальна?

Конвенция является первой конвенцией по правам человека в 21 веке и первым юридически обязательным документом для всесторонней защиты прав лиц с инвалидностью. Несмотря на то, что Конвенция не устанавливает новые права человека, в ней изложены с гораздо большей ясностью обязательства государств поощрять, защищать и гарантировать права лиц с ограниченными возможностями. Таким образом, Конвенция не только уточняет, что государства не должны использовать дискриминацию в отношении людей с инвалидностью, в ней также излагается ряд мер, которые государства должны принять для создания благоприятных условий с тем, чтобы лица, с ограниченными возможностями могли пользоваться реальным равенством в обществе. Например, Конвенция требует от государств принимать меры для обеспечения доступа к физической среде и информационно-коммуникационным технологиям. Кроме того, государства имеют обязательства в отношении повышения информированности, содействия доступу к правосудию, обеспечение личной мобильности, а также сбор данных, имеющих отношение к Конвенции. Таким образом, Конвенция является гораздо более глубоким документом, чем другие договоры по правам человека, в которых излагаются меры, которые государства должны принять для запрещения дискриминации и обеспечения равенства для всех.

Конвенция включает в себя развитие социальной точки зрения. Конвенция признает важность международного сотрудничества и его поощрения в поддержку национальных усилий по осуществлению основных положений Конвенции. Одно из нововведений в этой связи касается конкретных ссылок на действия международного сообщества могло бы быть предпринятым для поощрения международного сотрудничества, таких как:

• обеспечение международных программ развития, включая и доступные для инвалидов;

• содействие и оказание поддержки созданию потенциала;

• содействие сотрудничеству в области исследований и доступа к научным и техническим знаниям;

• оказание технической и экономической помощи в случае необходимости.

Каково содержание Конвенции о правах инвалидов?

Конвенция определяет права людей с инвалидностью, и обязательства государства по поощрению, защите и обеспечению этих прав, а также механизмы для поддержки осуществления и мониторинга. Содержание можно разбить следующим образом:

• Преамбула — дает в общем контексте Конвенции определение наиболее важных вопросов.

• Цель — определяет цели Конвенции, которые заключаются в том, чтобы поощрять, защищать и обеспечивать полное и равное осуществление всех прав человека и основных свобод всех людей с инвалидностью, а также на поощрение уважения и присущего им достоинства

• Определения — определение основных терминов в Конвенции, а именно: связь, язык, дискриминация по признаку инвалидности, разумное размещение и универсальный дизайн.

• Общие принципы — определить стандарты и требования, которые применяются для осуществления всех прав, закрепленных в Конвенции, таких, как принцип недискриминации и принцип равенства

• Обязанности — разъяснить меры, которые государства должны принять для поощрения, защиты и обеспечения прав, закрепленных в Конвенции

• Конкретные права — выявление существующих гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав человека, подтверждая, что лица с инвалидностью также провести эти права

• Определение мер — определить конкретные шаги, которые государства должны предпринять для обеспечения благоприятных условий для осуществления прав человека, а именно: повышение осведомленности общественности, обеспечение доступности, защиты и безопасности в чрезвычайных гуманитарных ситуациях, содействие доступу к правосудию, обеспечение индивидуальной мобильности, что способствует абилитации и реабилитации, а также сбор статистических данных и информации.

• Международное сотрудничество — признает важность поддержки международным сообществом совместной работы по обеспечению наиболее полного осуществления прав людей с инвалидностью

• Осуществление и контроль — обязывает государства создавать национальные рамки для мониторинга и реализации Конвенции, и устанавливает конференции государств-участников для рассмотрения любого вопроса в связи с осуществлением положений Конвенции и Комитет по правам инвалидов для мониторинга Конвенции

• Заключительные положения — изложены процедуры для подписания, ратификации, вступления в силу, и другие процедурные требования, имеющие отношение к Конвенции.

Какие принципы Конвенции?

Статья 3 определяет общие принципы, которые применяются для осуществления прав инвалидов. Ими являются:

• уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор и независимость лиц с инвалидностью

• полную и эффективную интеграцию в общество

• уважение различий и принятие инвалидов как части человеческого многообразия и гуманности

• равенство между мужчинами и женщинами

• уважение эволюционирующих способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Являются ли термины «инвалидность» и «инвалиды», определенными в Конвенции?

Конвенция не содержит определения понятия «инвалидность» или «инвалиды», как такового. Тем не менее, элементы преамбулы и статьи 1 служить ориентиром для уточнения применения Конвенции.

• «инвалидность» — В преамбуле признается, что «инвалидность развивается как концепция и что инвалидность является результатом взаимодействия между людьми с нарушениями и поведенческими и экологическими барьерами, которые препятствуют их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

• «инвалиды» — Статья 1 гласит, что «К лицам с ограниченными возможностями относятся те, которые имеют длительные физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими «.

Некоторые элементы этих положений, выделяются особо.

1. Это признание того, что «инвалидность» является развивающейся концепцией в результате поведенческих и экологических барьеров, препятствующих участию инвалидов в жизни общества. Таким образом, понятие «инвалидность» не является фиксированным и может изменяться, в зависимости от сложившейся обстановки со стороны общества и по отношению к обществу.

2. Инвалидность не считается заболеванием, но рассматривается, скорее всего, как результат взаимодействия между негативным отношением или отторжением из окружающей среды состояния конкретных лиц. Отношение к демонтажу экологических барьеров — в отличие от лечения лиц с ограниченными возможностями, эти лица могут участвовать в качестве активных членов общества и использовать весь спектр своих прав.

3. Конвенция не ограничивается освещением проблемы конкретных лиц, а, скорее, Конвенция определяет лиц, имеющих долгосрочные физические, психические, интеллектуальные и сенсорные недостатки в качестве бенефициаров, в соответствии с Конвенцией. Ссылкой на «инвалидность» заверяется, что не нужно ограничивать применение Конвенции и государства-участники могут также обеспечивать защиту для других, например, людей с краткосрочной инвалидностью.

Какие конкретные права инвалидов оговорены в Конвенции?

Конвенция подтверждает, что инвалиды пользуются такими же правами человека, как все члены общества. Конкретными правами, признанными в Конвенции, являются:

• равенство перед законом без дискриминации

• право на жизнь, свободу и безопасность личности

• равноправие перед законом и правовых возможностей

• свобода от пыток

• свобода от эксплуатации, насилия и надругательства

• право соблюдать физическую и психическую неприкосновенность

• свободу передвижения и гражданство

• право на жизнь в общине

• свобода выражения мнений и убеждений

• уважение к частной жизни

• уважение дома и семьи

• право на образование

• право на охрану здоровья

• право на достаточный жизненный уровень

• право на участие в политической и общественной жизни

• право на участие в культурной жизни

Каковы обязательства государств-участников Конвенции?

Конвенция определяет общие и конкретные обязательства государств-участников в отношении прав инвалидов. С точки зрения общих обязательств, государства должны:

• принять законодательные и административные меры, направленные на поощрение прав инвалидов;

• принимать законодательные и иные меры для ликвидации дискриминации;

• защиту и поощрение прав инвалидов в рамках всех стратегий и программ;

• остановить любую практику в отношении нарушения прав людей с инвалидностью;

• обеспечить, чтобы государственный сектор уважал права людей с инвалидностью;

• обеспечить, чтобы частный сектор и отдельные лица уважали права инвалидов;

• проведение исследований и разработку доступных товаров, услуг и технологий для инвалидов и поощрять других к проведению таких исследований;

• обеспечить доступ к информации о вспомогательных технологиях для инвалидов;

• содействие профессиональной подготовке по вопросам прав по Конвенции для специалистов и сотрудников, которые работают с инвалидами;

• консультации и участие инвалидов в разработке и осуществлении законодательства и политики, а также в процессах принятия решений, затрагивающих их интересы.

Как контролируется выполнение положений Конвенции?

Конвенция требует контроля как на национальном, так и на международном уровне. Конвенция требует от государств, в соответствии с их правовой и административной системой, поддержки, укрепления, защиты и контроля выполнения.

На международном уровне Конвенцией учреждается Комитет по правам инвалидов, который выполняет функции рассмотрения периодических докладов государств о мерах, принятых ими для осуществления Конвенции. Кроме того, Комитет имеет полномочия для рассмотрения индивидуальных сообщений и проведения расследования в отношении тех государств, которые ратифицировали Факультативный протокол.

Что такое национальные механизмы для поощрения, защиты и наблюдения за осуществлением Конвенции?

Понятие национальной основы для поощрения, защиты и мониторинга Конвенции является относительно открытым. Конвенция признает, что такие структуры могут отличаться от страны к стране, позволяя гибко устанавливать рамки, в соответствии с каждой государственно-правовой и административной системой. Однако Конвенция также предусматривает, что любой орган должны быть независимыми. Как правило, национальные рамки будут включать, по крайней мере, некоторые формы создания независимого национального института по правам человека, таких, как комиссии по правам человека или омбудсмена. Тем не менее, база может содержать другие элементы, например, суды.

Что такое Комитет по правам инвалидов?

Комитет по правам инвалидов является органом, где независимым экспертам поручен обзор выполнения государствами положений Конвенции. Эти эксперты будут выступать в личном качестве. Вначале Комитет включает двенадцать независимых экспертов, их количество будет расти до 18 членов после еще 60 ратификаций или присоединений к Конвенции. Государства-участники будут выбирать экспертов на основе их компетентности и опыта в области прав человека и инвалидности, а также принимая во внимание справедливое географическое представительство, представительство различных форм цивилизации и правовых систем, гендерного баланса и участия экспертов-инвалидов.

Комитет рассматривает периодические доклады, подготовленные государствами, о шагах, предпринятых ими для осуществления Конвенции. Для государств, являющихся участниками Факультативного протокола, Комитет также имеет полномочия принимать жалобы от отдельных лиц о предполагаемых нарушениях их прав и проведения расследований в случае грубых или систематических нарушений Конвенции.

Что такое Конференции государств-участников?

Конвенция также устанавливает конференции государств-участников, которые регулярно проводит заседания с целью рассмотрения вопросов, связанных с осуществлением Конвенции. Конвенция оставляет открытой точный характер роли Конференции государств-участников, хотя в их обязанности входит избрание членов Комитета по правам инвалидов, обсуждение и принятие предложенных поправок к Конвенции.

Что такое периодическая отчетность?

Каждое государство-участник Конвенции, должно представить в Комитет по правам инвалидов первоначальный всеобъемлющий доклад о мерах, принимаемых для осуществления Конвенции. Каждое государство должно представить свой первоначальный доклад в течение двух лет после вступления Конвенции в силу для этого государства. Первоначальный доклад должен:

• установить конституционные, правовые и административные рамки для осуществления Конвенции;

• объяснить политику и программы, принятые в целях осуществления каждого из положений Конвенции;

• выявлять прогресс, достигнутый в реализации прав людей с инвалидностью в результате ратификации и реализации Конвенции.

Каждое государство должно представлять последующие доклады не реже одного раза в четыре года или в тех случаях, когда Комитет просит, один раз в год. Последующие доклады должны:

• ответить на вопросы, освещенные в Комитете в своих заключительных замечаниях к предыдущим докладам;

• указывать на прогресс, достигнутый в реализации прав людей с инвалидностью в течение отчетного периода;

• выделить какие-либо препятствия, с которыми правительство и другие субъекты власти, возможно, сталкивались в ходе осуществления Конвенции за отчетный период.

Есть ли возможность подать жалобу в Комитет, если права были нарушены?

Да. Факультативный протокол к Конвенции устанавливает процедуры индивидуальных сообщений, что позволяет отдельным лицам и группам лиц государств-участников Протокола обратиться с жалобой в Комитет по правам инвалидов, если государство нарушило одно из своих обязательств по Конвенции. Жалоба определяется как «сообщение». Комитет рассматривает жалобы и замечания государства и на этой основе формулирует свои соображения и рекомендации, если таковые имеются, направляет их к государству, и делает их достоянием общественности.

Может ли комитет проводить расследования?

Да. Факультативный протокол устанавливает процедуру расследования. Если Комитет получает достоверную информацию, свидетельствующую о серьезных или систематических нарушениях государством-участником Факультативного протокола какого-либо из положений Конвенции, Комитет может предложить государству рекомендации в вопросах реагирования на такую информацию. После рассмотрения замечаний государства-участника и любой другой достоверной информации, Комитет может назначить одного или нескольких своих членов для проведения расследования и создать доклад в срочном порядке. Если государство согласится, то Комитет, возможно, посетит страны. После проведения расследования Комитет препровождает свои выводы государству, которое должно через шесть месяцев представить дополнительные замечания. Комитет кратко излагает свои выводы, которые он предоставляет общественности. Государство, ратифицировавшее Факультативный протокол, может «отказаться» от процедуры расследования.

Какова роль гражданского общества в процессе мониторинга?

Гражданское общество играет важную роль в процессе мониторинга как на национальном, так и на международном уровне. Что касается национального мониторинга, в Конвенции прямо говорится о том, что гражданское общество, в частности инвалиды и представляющие их организации, должны быть вовлечены и в полной мере участвовать в мониторинге процесса (см. статью Конвенции 33.3). В отношении международного контроля, государствам-участникам предлагается должным образом учитывать консалтинг и активное участие инвалидов и представляющих их организаций, при назначении экспертов для договорных органов (см. статью Конвенции 34.3). Кроме того, опыт других международных договорных органов по правам человека подчеркивает важную роль, которую гражданское общество может сыграть в периодических докладах и отдельных сообщениях, а также в предоставлении достоверной информации для Комитета о грубых или систематических нарушениях прав человека в качестве основы для запроса.

Что такое подписание Конвенции?

Первым шагом к тому, чтобы стать участником Конвенции, является подписание договора. Государства и региональные интеграционные организаций (РИО), могут подписать Конвенцию или Факультативный протокол. Государство или РИО могут подписать Конвенцию в любое время. Подписав Конвенцию и Факультативный протокол Государства или РИО могут сообщить о своем намерении предпринять шаги по обязательствам по договору на более поздний срок. Подписание также создает обязательство, в период между подписанием и ратификацией, воздерживаться от действий, которые лишили бы объект возможности соблюдать положения договора.

Что такое ратификация?

Следующий шаг к тому, чтобы стать участником Конвенции и Факультативного протокола является ратификация. Ратификация имеет конкретные меры, принимаемые государствами, которая свидетельствует о намерении осуществлять юридические права и обязательства, содержащиеся в Конвенции и Факультативного протокола. Региональные интеграционные организации выражают свое согласие быть связанными положениями Конвенции или факультативного протокола через «официальное подтверждение» — акт, который имеет тот же эффект, что и ратификация.

Что такое присоединение?

Государства или организации региональной интеграции могут выразить свое согласие быть связанными положениями Конвенции и Факультативного протокола на основе акта о присоединении. Присоединение имеет такую же юридическую силу, как ратификация, однако, в отличие от ратификации, которой должно предшествовать подписание создание обязательных юридических обязательств согласно международного права, присоединение требует только одного шага — сдачи на хранение документа о присоединении.

Какова роль Специального докладчика по проблемам инвалидов?

На специального докладчика по проблемам инвалидов возложена задача контроля за осуществлением Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов и докладов Комиссии Организации Объединенных Наций по вопросам социального развития, которая является одной из функциональных комиссий Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) Организации Объединенных Наций. Несмотря на то, что мандат Специального докладчика предоставляется по конкретным стандартным правилам, а не Конвенцией, работа Специального докладчика будут иметь непосредственное значение для осуществления Конвенции, в результате степени совпадения между содержанием Стандартных правил и Конвенции. Стандартные правила, однако, не являются юридически обязательным документом.

Участвуют ли представители гражданского общества в переговорах по Конвенции?

В ходе своей первой сессии Специальный комитет постановил, что представители неправительственных организаций (НПО), аккредитованных при Специальном комитете могли бы также участвовать в заседаниях и выступать с заявлениями в соответствии с практикой Организации Объединенных Наций. Затем Генеральная Ассамблея неоднократно призывала предпринять усилия, направленные на активное участие организаций инвалидов в работе Специального комитета.

На протяжении всего процесса организации инвалидов и других неправительственных организаций играли весьма активную роль в предоставлении комментариев и информации с точки зрения проблем инвалидности.

Имели ли возможность национальные институты по правам человека участвовать в переговорах?

Национальные правозащитные учреждения (НПУ), также принимали активное участие в переговорах. Отчасти, в результате усилий представителей различных учреждений, государства согласились на специально статью о национальных мерах по осуществлению и контролю, которая требует, чтобы государства имели определенную форму национального института по правам человека в том, что защищает, способствует и контролирует выполнение положений Конвенции.

Были ли проведены консультации на региональном уровне в ходе переговоров по конвенции?

Региональные консультативные совещания были проведены во многих регионах с 2003 по 2006 год. Консультативные встречи при подготовке Конвенции проводились в форме диалога по региональным приоритетам. Заседания, итоговые документы, представленные предложения и рекомендации, отражающие национальные, субрегиональные и региональные приоритеты, внесли свой вклад в работу Специального комитета.

Конвенция о правах инвалидов. Краткое изложение основных положений.

Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол вступили в силу 3 мая 2008 года. Подписала Конвенцию и Россия. Однако многие люди с ограниченными возможностями плохо представляют себе ее предназначение. Попробуем хотя бы в канун Дня инвалидов вкратце рассмотреть основные положения Конвенции о правах инвалидов.

Руководящие принципы Конвенции

Есть восемь руководящих принципов, которые лежат в основе Конвенции и каждого из ее конкретных статей:

a. Уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости лиц

b. Недопущение дискриминации

c. Полная и эффективная интеграция в общество

d. Уважение различий и принятие инвалидов как части человеческого многообразия и гуманности

e. Равенство возможностей

g. Равенство между мужчинами и женщинами

h. Уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность

«В чем предназначение конвенции?» Дон Маккей, председатель комитета, который занимался переговорами по ее принятию, говорил, что ее главная задача заключается в том, чтобы детально разработать права инвалидов и выработать пути их реализации.

Страны, которые присоединились к Конвенции, должны сами заниматься разработкой и осуществлением политики, законов и административных мер для обеспечения прав, закрепленных в Конвенции и отмены законов, постановлений, обычаев, являющихся дискриминационными (статья 4).

Изменение восприятия самого понятия инвалидности имеет важное значение для улучшения положения инвалидов, ратификации Конвенции странами в целях борьбы со стереотипами и предрассудками, а также повышения осведомленности о возможностях людей с инвалидностью (статья 8).

Страны должны гарантировать, что инвалиды пользуются их неотъемлемым правом на жизнь наравне с другими (статья 10), а также обеспечение равных прав и улучшение положения женщин и девочек-инвалидов (статья 6) и защитой детей-инвалидов (статья 7) .

Дети-инвалиды должны иметь равные права, не должны быть разлучены со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда органы социальной защиты установят, что это отвечает наилучшим интересам ребенка, и ни в коем случае не должны быть отделены от своих родителей, на основании инвалидности ребенка или родителей (статья 23).

Страны должны признать, что все люди равны перед законом, в целях запрещения дискриминации по признаку инвалидности и гарантируют равную правовую защиту (статья 5).

Страны должны обеспечить равные права на владение и наследование имущества, контролировать финансовые дела и иметь равный доступ к банковским ссудам, ипотечным кредитам (Статья 12). Равноправие заключаются в обеспечении доступа к правосудию на равной основе с другими лицами (статья 13), инвалиды имеют право на свободу и безопасность, и не лишаться свободы незаконно или произвольно (статья 14).

Страны должны защищать физическую и психическую неприкосновенность лиц с инвалидностью, как и для всех остальных (статья 17), гарантировать свободу от пыток и от жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, а также запретить медицинские или научные эксперименты без согласия самих инвалидов или их опекунов (статья 15).

Законы и административные меры должны гарантировать свободу от эксплуатации, насилия и надругательства. В случае злоупотреблений, государства должны содействовать восстановлению, реабилитации и реинтеграции жертв и расследованию злоупотреблений (ст. 16).

Лица с ограниченными возможностями, не могут быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в их личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, переписки или общения. Конфиденциальность их личной, медицинской и реабилитационной информации должна быть защищена так же как и других членов общества (статья 22).

Отвечая на фундаментальный вопрос о доступности физической среды (статья 9), Конвенция требует от стран мероприятий по выявлению и устранению препятствий и барьеров, а также обеспечить, чтобы лица с ограниченными возможностями могли получить доступ к транспорту, общественным помещениям и услуга м, а также информационным и коммуникационным технологиям.

Инвалиды должны иметь возможность жить самостоятельно, должны быть включены в общественную жизнь, выбирать, где и с кем жить и иметь доступ к жилью и сфере услуг (статья 19). Персональная мобильность и независимость должны быть обеспечено путем содействия личной мобильности, обучение навыкам мобильности и доступа к свободе передвижения, вспомогательным технологиям и помощи в бытовых вопросах (статья 20).

Страны признают право на достаточный жизненный уровень и социальную защиту. Это включает в себя государственное жилье, услуги и помощь по инвалидности, связанной с потребностями, а также с помощью связанных с инвалидностью расходов, в случае бедности (статья 28).

Страны должны содействовать доступу к информации путем предоставления информации, предназначенной для широкой общественности, в доступных форматах и с использованием технологий, путем содействия использованию азбуки Брайля, языка жестов и других форм коммуникации и поощрения средств массовой информации и Интернет-провайдеров сделать он-лайн информацию в доступных форматах (статья 21).

Дискриминация, касающаяся брака, семьи и личных отношений должны быть ликвидированы. Инвалиды должны иметь равные возможности для отцовства и материнства, вступления в брак и право основывать семью, принимать решение о количестве детей, иметь доступ к услугам в области репродуктивного здоровья и планирования семьи, образования, а также пользоваться равными правами и обязанностями в отношении опекунства, попечительства, опеки и усыновления детей (статья 23).

Государства должны способствовать обеспечению равного доступа к начальному и среднему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни. Образование должно осуществляться с применением соответствующих материалов, методов и форм общения. Учащиеся, нуждающиеся в мерах поддержки и ученики со слепотой, глухотой и глухонемотой должны получать образование в наиболее подходящих формах общения с учителями, которые свободно владеют сурдопереводом и шрифтом Брайля. Образование инвалидов должно способствовать их участию в жизни общества, сохранению их чувства достоинства и самоуважения и развитие их личности, способностей и творчества (статья 24).

Инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Они должны получать тот же спектр, качество и уровень бесплатных или недорогих медицинских услуг, предусмотренных другим лицам, получать услуги в сфере здравоохранения необходимо по причине их инвалидности, а не подвергаться дискриминации при предоставлении медицинского страхования (статья 25).

Для того чтобы инвалиды могли достичь максимальной независимости страны должны обеспечить всестороннюю медицинскую помощь и реабилитационные услуги в области здравоохранения, занятости и образования (статья 26).

Инвалиды имеют равные права на работу и могут зарабатывать себе на жизнь. Страны должны запрещать дискриминацию в рабочих вопросах, связанных с содействием самозанятости, предпринимательству и организации собственного бизнеса, найме инвалидов в государственном секторе, содействовать их трудоустройству в частном секторе, а также обеспечить, чтобы они предоставлялись с разумным удалением места проживание от места работы (статья 27).

Страны должны обеспечить равное участие в политической и общественной жизни, в том числе право голоса, право баллотироваться на выборах и занимать определенные должности (статья 29).

Страны должны способствовать участию в культурной жизни, организации досуга, отдыха и спорта, обеспечивая предоставление телевизионных программ, фильмов, театральных и культурных материал в доступной форме, сделав театры, музеи, кинотеатры и библиотеки доступными, и гарантировать, что инвалиды имеют возможность развивать и использовать свой творческий потенциал не только для своего блага, но и для обогащения общества (ст. 30).

Страны должны предоставлять помощь развивающимся странам в целях практической реализации Конвенции (статья 32).

Для обеспечения реализации и мониторинга Конвенции, страны должны назначить координатора в правительство и создать национальный механизм для содействия и контроля за осуществлением контроля (статья 33).

Комитет по правам инвалидов, в состав которой входят независимые эксперты, будет получать периодические доклады государств-участников о прогрессе, достигнутом в осуществлении Конвенции (статья 34 до 39).

18-статья Факультативного протокола по сообщениям, позволяет отдельным лицам и группам лиц обращаться с жалобами непосредственно в Комитет, как только все национальные процедуры обжалования были исчерпаны.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий