Правовое положение руководителя образовательной организации

Правовой статус руководителя общеобразовательной организации

Законодательство РФ устанавливает особенности статуса руководителя образовательной организации.

Согласно ст. 273 ТК РФ руководитель организации — это физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Общее регулирование правового положения руководителя любой организации также содержится в ТК РФ. В Законе об образовании предусматриваются лишь специфические правила, определяющие особенности правового положения руководителей образовательных организаций, их права и обязанности в дополнение к общим нормам. В частности, данному вопросу посвящается ст. 51 Закона. Исходя из ч. 1 данной статьи, есть несколько вариантов, как конкретное лицо может стать руководителем образовательной организации. Руководитель может быть:

  • 1) избран общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;
  • 2) назначен учредителем образовательной организации;
  • 3) назначен Президентом РФ в случаях, установленных федеральными законами;
  • 4) назначен Правительством РФ (для ректоров федеральных университетов).

Конкретный способ определяется законодательством либо уставом образовательной организации.

Устанавливаются дополнительные требования к кандидатам на должность руководителя образовательной организации. Такие лица должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в ЕКС, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам. Тем лицам, которые не допущены к педагогической деятельности (см. параграф 9.5), запрещается в том числе и занимать должность руководителя образовательной организации.

Кандидаты на должность руководителя и руководитель государственной или муниципальной образовательной организации проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации устанавливаются учредителем. От такой аттестации освобождены руководители, назначенные Президентом РФ или Правительством РФ.

Руководителям образовательных организаций предоставляются следующие права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников:

  • • право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ;
  • • право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ;
  • • право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Вместе с тем руководитель не является педагогическим работником. И те или иные нормы, регламентирующие статус педагогических работников, распространяются на руководителя только в силу прямого указания об этом в нормативном правовом акте.

Руководителю государственной или муниципальной образовательной организации (а также руководителю ее филиала) Законом об образовании, как и ранее, запрещается занимать свою должность в порядке совместительства.

Поскольку руководитель образовательной организации считается единоличным исполнительным органом образовательной организации, органом, осуществляющим текущее руководство деятельностью организации (ч. 3 ст. 26 Закона об образовании), полномочия (права и обязанности) руководителя, его компетенция в области управления образовательной организацией подробно прописываются в уставе образовательной организации.

В области трудовых правоотношений на руководителей образовательных организаций распространяются также общие правила заключения трудовых договоров и оплаты труда, которые установлены ТК РФ и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Трудовое законодательство также учитывает особое положение руководителя в организации (учреждении) и предусматривает специальное регулирование в виде исключений из общих правил или дополнений к ним. Так, например, ТК РФ содержит специальную гл. 43, посвященную особенностям регулирования труда руководителей всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Предусматривается, в частности, дополнительное основание для расторжения трудового договора — в связи с принятием собственником имущества организации решения о прекращении трудового договора, которое может быть не мотивировано (п. 2 ст. 278). Есть и иные особенности статуса (работа по совместительству с учетом специальных ограничений, возможность заключения срочного трудового договора, длительный срок испытания при приеме на работу и т.п.).

Таким образом, руководитель организации обладает большой спецификой своего статуса в качестве работника организации. Такая специфика устанавливается как трудовым законодательством применительно к руководителю любой организации, так и Законом об образовании применительно к руководителю образовательной организации.

3. Правовой статус руководителя образовательной организации

Избрание или назначение на должность руководителя образовательной организации в соответствии с законодательством РФ и уставом образовательной организации осуществляется:

1) назначением Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов);

2) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;

3) назначается учредителем образовательной организации;

4) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации.

Требования к кандидатам на должность руководителя образовательной организации:

соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам;

отсутствие запретов к допуску к педагогической деятельности в соответствии со ст. 331, 351.1 Трудового кодекса РФ.

Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель избранные общим собранием и назначенные учредителем образовательной организации проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций.

Трудовые права и социальные гарантии руководителя образовательной организации такие же, как у педагогического работника.

ФЗ «Об образовании» предусмотрены особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации, которые определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством, а также особенности руководства образовательной организации высшего образования. В организации высшего образования по решению ее ученого совета может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования, но совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования. После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет.

В соответствии с законодательством РФ ответственность возлагается на руководителя образовательной организации за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

4. Правовой статус научно-педагогических работников.

Непосредственное участие в осуществлении образовательного процесса принимают научно-педагогические и иные работники организации, осуществляющие образовательную деятельность, которые вступают в трудовые правоотношения с образовательной организацией.

ФЗ «Об образовании» разграничивает понятия педагогических и научных работников, а также вводит понятие иных работников образовательной организации. Педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Педагогические работники высшего образования относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций. . В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности научных работников.

В соответствии со ст. 46 ФЗ «Об образовании» устанавливается определенные требования к лицам, занимающимся педагогической деятельностью:

1. образовательный ценз, т.е. наличие среднего профессионального или высшего образования (бакалавриат, магистратура, подготовка научно-педагогических работников);

2. соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. №761Н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»)

3. К педагогической деятельности в соответствии со ст. 331 и ст. 351.1 Трудового кодекса РФ не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Анализ академических прав и свобод педагогических работников, которые в ст. 47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» представлены в виде закрытого перечня, показывает, что под академическим правами и свободами понимаются несколько групп прав и свобод:

1) конституционно закрепленные свободы и права (ст. 28, 29, 30, 44 Конституции Российской Федерации),

2) права, производные от них и конкретизирующие свободу преподавания свободы и права (например: свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в определенных пределах; право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания и др.);

3) права, представляющую собой конкретизацию общих прав на бесплатный доступ к информационным ресурсам;

4) права, связанные с доступом к управлению образовательной организацией;

5) права в области защиты личных и иных прав.

Наряду с академическими правами и свободами педагогическим работникам в соответствии со ч.5 ФЗ «Об образовании» предоставляются трудовые права и социальные гарантии, предусмотренные федеральным законодательством:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

5) право на досрочное назначение трудовой пенсии;

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Данный список прав и свобод является открытым.

Наряду с перечисленными правами и свобода педагогического работника ФЗ «Об образовании» регулируются его обязанности:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности;

9) проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на педагогических работников обязанностей установлена дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско-правовая и материальная ответственность.

Необходимо отметить, что в Трудовом кодексе РФ, наряду с основаниями расторжения трудового договора, предусмотренными для всех работников, имеются дополнительные основания прекращения трудовым отношений с педагогическими работниками, такие как: повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Таким образом, возлагая на педагогических работников ответственность за обучение и воспитание обучающихся, действующее законодательство более жесткие требования при регулировании с ними трудовых отношений.

Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования

1. Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:

1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

2) назначается учредителем образовательной организации;

3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;

4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).

2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

3. Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.

4. Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи) проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом.

5. Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации не могут исполняться по совместительству.

6. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

7. Руководителям образовательных организаций предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона.

8. Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

9. Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, определяются в порядке, установленном федеральными законами.

10. Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.

11. В образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования.

12. Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается.

13. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования.

14. После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем этой образовательной организации.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий