Пособие по уходу за ребенком неработающей маме

Содержание

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком для лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию

Если у вас появился малыш, вы можете взять отпуск по уходу за ребенком до трех лет. Также вы можете получать ежемесячное пособие, пока ему не исполнится полтора года. Если вы не работаете, для получения выплат нужно обратиться в клиентскую службу Пенсионного фонда РФ (ПФР).

Минимальный размер пособия составляет 7 677,81 руб.

Если в семье двое (и более) детей до полутора лет, то пособие по уходу вы будете получать на каждого ребенка (однако его размер не может превышать величину среднего заработка).

Работающие родители могут оформить выплату через своего работодателя. В случае если он не может выплатить пособие, нужно обратиться в Санкт‑Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (СПб РО ФСС РФ).

Социальные выплаты зачисляются только на карту «Мир». Получить пособия можно также на счет, к которому не привязана ни одна банковская карта (например, сберегательный), или почтовым переводом.


Полное наименование:

Предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком (за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации)

Принцип предоставления

Экстерриториальный принцип – предоставление услуги не зависит от адреса регистрации получателя услуги

Результат предоставления

  1. Принятие решения ПФР о назначении пособия.
  2. Принятие решения ПФР об отказе в назначении пособия.

Срок предоставления

  1. Заявление о назначении пособия подлежит рассмотрению ПФР в 10‑дневный срок с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.
  2. Выплата государственного пособия заявителям осуществляется ПФР через организации федеральной почтовой связи либо кредитные организации, указанные заявителями в заявлении, не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами, исходя из размеров государственных пособий, назначенных в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 №81‑ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

Один из родителей родившегося ребенка либо лицо, его заменяющее (усыновитель, опекун), из числа:

  • граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации;
  • постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев.
  1. Матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, отпуска по беременности и родам в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию.
  2. Матери, уволенные в период беременности в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию.
  3. Матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
  4. Другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и других аналогичных организаций.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Лица, получатели услуги, указанные в п. I.
  2. Представители получателей государственной услуги.
  3. Доверенные лица получателей государственной услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в подразделение МФЦ.
  2. Подает заявление по форме и необходимые документы.
  3. Получает копию решения ПФР (с уведомлением о результатах предоставления государственной услуги) либо письмо об отказе в предоставлении ежемесячного пособия.
  4. Получает пособие в отделениях федеральной почтовой связи или в указанных кредитных организациях.

Решение об отказе в назначении государственного пособия выносится:

  1. В случае обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении.
  2. Если обращение за пособием последовало позднее 6 месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка.
  3. Гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав либо ограниченным в родительских правах.
  4. Гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием и регистрация заявления и необходимых документов

Специалист подразделения МФЦ, осуществляющий прием документов:

  1. Определяет предмет обращения.
  2. Проводит проверку полномочий лица, подающего документы.
  3. Проводит проверку соответствия документов требованиям.
  4. Осуществляет сканирование представленных документов, формирует электронное дело, все документы которого связываются единым уникальным идентификационным кодом, позволяющим установить принадлежность документов конкретному заявителю и виду обращения за государственной услугой.
  5. Заверяет электронное дело своей усиленной квалифицированной электронной подписью.
  6. Направляет копии документов в ПФР в электронном виде (в составе пакетов электронных дел) — в течение одного рабочего дня со дня обращения заявителя в МФЦ.
  7. Выдает заявителю расписку о приеме документов с указанием их перечня и даты приема.
  8. В случае представления заявителем неполного комплекта документов либо несоответствия представленных документов требованиям разъясняет заявителю содержание недостатков, выявленных в документах, предлагает принять меры по их устранению и обратиться за предоставлением государственной услуги повторно.

Специалист ПФР:

  1. Получает копии документов из МФЦ в электронном виде (в составе пакетов электронных дел получателей государственной услуги).
  2. Проводит сверку документов.
  3. Регистрирует заявление в установленные сроки.

II. Взаимодействие с иными органами государственной власти, направление межведомственных запросов в указанные органы для получения документов и сведений, которые находятся в распоряжении указанных государственных органов

Специалист ПФР, ответственный за подготовку, направление межведомственных запросов и получение ответов на них:

  1. Определяет состав документов (информации), подлежащих получению по межведомственным запросам, и органы (организации), в которые должны быть направлены межведомственные запросы; подготавливает проекты межведомственных запросов, в том числе в форме электронного документа; при необходимости представляет проекты межведомственных запросов на подпись лицу, уполномоченному подписывать межведомственные запросы, в том числе с использованием электронной подписи.
  2. В течение 5 рабочих дней после приема и регистрации заявления направляет межведомственные запросы в:
  3. органы социальной защиты субъектов Российской Федерации (запрашивается справка из органа социальной защиты населения по месту постоянной регистрации по месту жительства заявителя о том, что пособие не назначалось, в случае обращения за назначением пособия в орган социальной защиты населения по месту фактического проживания);
  4. Комитет по труду и занятости населения Санкт‑Петербурга

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные документы:

  1. Заявление о предоставлении государственной услуги по форме.
  2. Документ, удостоверяющий личность заявителя.
  3. В случае регистрации записи соответствующего акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства:
    • документ о рождении ребенка;
    • документ о смерти ребенка;
    • документ о рождении родителей (в случае если они являются несовершеннолетними);
    • документ о смерти родителей;
    • документ о расторжении брака.
  4. Копия решения суда об усыновлении ребенка.
  5. Документы о признании родителей безвестно отсутствующими или умершими.
  6. Документы об установлении материнства и (или) отцовства (для несовершеннолетних родителей ребенка, не состоящих в браке).
  7. Документы, подтверждающие обучение по очной форме обучения, о ранее выплаченном матери ребенка пособии по беременности и родам.
  8. Документы, подтверждающие невозможность матери ухаживать за ребенком по состоянию здоровья.
  9. Копия военного билета о последнем месте службы.
  10. Документы с места службы отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает пособия.
  11. Сведения о среднем заработке, исчисленном в порядке, установленном Положением об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 №1100 (для лиц, из числа уволенных в период отпуска по беременности и родам).
  12. Документы о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства.
  13. Документы о постановке иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания.
  14. Согласие на обработку персональных данных лица, не являющегося заявителем (представителем) по форме.

II. Документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе:

    Сведения о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства вида на жительство.

Сведения о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание.

Сведения о смерти ребенка.

Сведения о рождении родителей (в случае если они являются несовершеннолетними).

Сведения о смерти родителей.

Сведения о расторжении брака.

Сведения о лишении родителей родительских прав (об ограничении в родительских правах).

Сведения, подтверждающие нахождение родителей ребенка под стражей или отбывание ими наказания в виде лишения свободы.

Сведения о размере ранее выплаченного пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (для лиц, из числа уволенных в период отпуска по уходу за ребенком).

Сведения о прекращении полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой.

Сведения из решений территориальных органов Федеральной налоговой службы о государственной регистрации прекращения статуса адвоката и прекращения деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

III. Дополнительные документы (при обращении представителя гражданина, имеющего право на получение государственной услуги):

    Документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя заявителя.

Данное требование не распространяется на лиц, признанных безвестно отсутствующими, и на разыскиваемых лиц, место нахождения которых не установлено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

  • доверенность, удостоверенная нотариально либо удостоверенная в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. При предоставлении доверенности, удостоверенной нотариально либо удостоверенной в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой содержатся сведения о реквизитах документа, удостоверяющего личность заявителя, предоставление подлинника документа, удостоверяющего личность заявителя, либо его нотариально удостоверенной копии, не требуется;
  • доверенность в простой письменной форме;
  • документ, подтверждающий право законного представителя выступать от имени заявителя (свидетельство о рождении, решение органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства);
  • документ, подтверждающий право законного представителя (представителя) выступать от имени заявителя (свидетельство о рождении, постановление органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства (в отношении граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о назначении руководителем организации для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для государственных организаций), акт учредителя о назначении руководителем организации для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для негосударственных организаций).

Может быть представлена доверенность, составленная в простой письменной форме и не требующая дополнительного удостоверения, при условии обязательного предъявления оригинала или нотариальной копии документа, удостоверяющего личность получателя услуги.

Основания для отказа в приме документов:

  • непредставление заявителем (представителем) документа, удостоверяющего личность, или представление документа, удостоверяющего личности, с истекшим сроком действия или недействительного документа, удостоверяющего личность;
  • непредставление представителем документов, подтверждающих его полномочия по представлению интересов заявителя;
  • непредставление заявителем (представителем) согласия на обработку персональных данных лица, не являющегося заявителем (представителем), в случае если необходима обработку персональных данных такого лица.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие документы

Мобильные МФЦ

Организации, принимающие решение по предоставлению

Организации, выдающие конечные документы

Организации, осуществляющие денежные выплаты

Другие организации, участвующие в предоставлении

Порядок обжалования

Заявитель имеет право подать жалобу на решения и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа, его должностных лиц при предоставлении государственной услуги (жалоба), в том числе в досудебном (внесудебном) порядке в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации заявления;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, информации или осуществления действий, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания для отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ уполномоченного органа, его должностных лиц в исправлении допущенных ими опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Предмет жалобы

Предметом жалобы является нарушение прав и законных интересов заявителя, противоправные решения и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа, его должностных лиц при предоставлении государственной услуги, нарушение положений административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги.

Гражданин имеет право обратиться с жалобой в письменной форме на бумажном носителе по почте или лично в любую Клиентскую службу ПФР, а также в электронной форме:

Причиной обращения может быть неудовлетворенность качеством предоставления государственных услуг ПФР, нарушение сроков предоставления услуги, нарушение сроков регистрации запроса на услугу, отказ в исправлении допущенных ошибок или опечаток, отказ в предоставлении государственной услуги, отказ в приеме документов, требование дополнительной платы.

Порядок подачи и рассмотрения жалобы

Жалоба должна содержать:

  • наименование уполномоченного органа, фамилию, имя, отчество (при наличии) его должностных лиц, предоставляющих государственную услугу, и (или) их руководителей, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии) заявителя, сведения о месте жительства, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и (или) действиях (бездействии) уполномоченного органа, должностного лица уполномоченного органа, его руководителя;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решениями и (или) действиями (бездействием) уполномоченного органа, должностного лица уполномоченного органа, его руководителя.

Заявителем представляются документы (при наличии), подтверждающие его доводы либо их копии.

При подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в пункте 106 административного регламента, могут быть представлены в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации. При этом документа, удостоверяющего личность заявителя, не требуется.

В уполномоченном органе определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:

  • прием и рассмотрение жалоб;
  • направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностного лица уполномоченного органа рассматриваются руководителем уполномоченного органа или должностным лицом уполномоченного органа, уполномоченным на рассмотрение жалоб. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя уполномоченного органа рассматриваются должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на рассмотрение жалоб.

В случае, если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

Уполномоченный орган обеспечивает:

  • оснащение мест приема жалоб;
  • информирование заявителей о порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа, должностных лиц уполномоченного органа посредством размещения информации на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги, на сайте уполномоченного органа, на Едином портале, портале услуг;
  • консультирование заявителей о порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа, должностных лиц уполномоченного органа при личном приеме, по телефону, с использованием сайта уполномоченного органа;
  • заключение соглашений о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным органом в части осуществления многофункциональным центром приема жалоб и выдачи заявителю результатов рассмотрения жалоб;
  • формирование и представление ежеквартально в Федеральную службу по труду и занятости отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).

Сроки рассмотрения жалобы

Жалоба, поступившая в уполномоченный орган, подлежит регистрации не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления.

Жалоба подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа уполномоченного органа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

Результат рассмотрения жалобы

Результатом рассмотрения жалобы является принятие одного из следующих решений:

  • удовлетворить жалобу, в том числе в форме отмены принятого уполномоченным органом решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
  • отказать в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы уполномоченный орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги не позднее 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении жалобы может быть отказано в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями Правил подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 №840, в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Жалоба может быть оставлена без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица уполномоченного органа, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице уполномоченного органа, решения и (или) действия (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо уполномоченного органа, уполномоченное на рассмотрение жалоб, направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы

Мотивированный ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом и направляется заявителю в письменной форме или по желанию заявителя в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица, вид которой установлен законодательством Российской Федерации, не позднее дня, следующего за днем принятия решения по результатам рассмотрения жалобы.

Порядок обжалования решения по жалобе

Заявитель вправе обжаловать решение, принятое по жалобе, направив его в Федеральную службу по труду и занятости.

В случае если заявитель не удовлетворен решением, принятым в ходе рассмотрения жалобы или отсутствием решения по ней, то он вправе обжаловать принятое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы

Заявитель имеет право на получение исчерпывающей информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Способы информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы

Информация о порядке подачи и рассмотрения жалобы размещается на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги, на сайте уполномоченного органа, на Едином портале, портале услуг, а также может быть сообщена заявителю в устной и (или) в письменной форме.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) уполномоченного органа, а также его должностных лиц

Пособие на детей до 1,5 лет в 2022 году

Вместе с экспертом разбираемся, какие пособия в 2022 году полагаются детям до 1,5 лет.

Пособие на детей до 1,5 лет. Фото: shutterstock.com

Что такое пособие на ребенка

— Основные пособия на детей перечислены в Федеральном законе № 81-ФЗ от 1995 г. «О государственный пособиях гражданам, имеющим детей», — говорит юрист Вадим Роман. — Фактически, под пособиями на ребенка понимаются все льготы и выплаты, обеспечивающие поддержку родителей, у которых появился ребенок.

Пособие на ребенка — это государственная поддержка семей, которые, безусловно, сталкиваются с весьма большими финансовыми тратами, связанными с появлением детей.

Кому положено пособие на детей до 1,5 лет

Как правило, пособие на детей назначается и выплачивается маме ребенка. Однако закон устанавливает, что главным при назначении пособия является тот факт, кто осуществляет непосредственный уход за ребенком. Это может быть как отец или усыновитель (опекун), так и любой другой человек, который занят непосредственным содержанием и воспитанием ребенка.

Какие существуют пособия на детей до 1,5 лет

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет является основным. Как правило, такое пособие оформляется одновременно с отпуском по уходу за ребенком, то есть основной фактор – наличие работы, и данные о заработке за предшествующие два года.

Фактически, государство компенсирует утраченный заработок одного из родителя, пока он занят уходом за ребенком в самые первые годы его жизни.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2022 году может быть назначено и безработным, но только в том случае, если не оформлено и не выплачивается пособие по безработице, то есть здесь необходимо делать выбор, какое пособие гражданин желает получить.

Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 7 493 рубля, максимальный – 31 282 рубля 82 копейки в месяц.

Помимо федерального пособия во многих регионах существуют местные способы поддержки семей с детьми до 1,5 лет. Подробнее о них следует узнавать в региональных органах социальной защиты.

Как оформить пособия на детей до 1,5 лет

Как правило, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет оформляется вместе с декретным отпуском в бухгалтерии по месту работы. Однако неработающие могут оформить такое пособие в органах социальной защиты населения.

Следует учитывать, что размер назначаемого пособия прямо зависит от дохода того гражданина, кто его оформляет. Чем выше был заработок, тем больше будет размер назначенного пособия.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет: новые размеры и порядок выплаты в 2022 году

Одна из мер государственной поддержки семей — это гарантия выплаты пособий по уходу за детьми. Уже с 2021 года пособие выплачивается напрямую фондом социального страхования. Однако, работодатель не остается в стороне. Именно он должен своевременно и в полном объеме представить сведения для выплаты пособий.

Разберемся, кто имеет право на эти пособия, в каких размерах и что должен сделать работодатель.

Содержание

  • Кто имеет право на пособия
  • Размер пособия у безработных
  • Размер пособия у тех, кто в отпуске по уходу
  • Работа в период отпуска по уходу за ребенком
  • Прямые выплаты пособий из ФСС
  • Порядок выплаты пособий
  • Прекращение выплаты пособий
  • Новые штрафы для работодателей

Кто имеет право на пособия

Напомним, что порядок выплаты и размеры «детских» пособий установлены Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Закон № 81-ФЗ).

Пособие по уходу за детьми до полутора лет может получать один из членов семьи как работающий, так и безработный, который фактически ухаживает за ребенком (ст. 13 Закона № 81-ФЗ). То есть это может быть не только мама, но и папа, бабушка, дедушка и т.д. Главное, что они фактически тратят время на уход за ребенком и поэтому у них нет возможности трудового заработка.

Пособие могут получать и иностранные граждане, и лица без гражданства, если они имеют статус постоянно или временно проживающих на территории РФ. Временно пребывающим в России иностранцам пособия на детей не положены.

Размер пособия у безработных

Безработные, т.е. неработающие граждане, получают пособие на ребенка до 1,5 лет в твердой денежной сумме. Каждый год с 1 февраля его размер индексируется (ст. 4.2 и ст. 15 Закона № 81-ФЗ).

Справочно. Коэффициент индексации для пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет с 1 февраля 2022 г. составляет 1,084 Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 57 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году».

Размер пособия у безработных граждан будет проиндексирован с 1 февраля 2022 в соответствии с Постановлением Правительства РФ (оно еще не принято). Соответственно в январе 2022 года пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет будет прежнее — 7 082,85 руб. (Федеральный закон от 06.12.2021 N 406-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 28.01.2021 N 73), а с 1 февраля 7 677,81 руб. (7 082,85×1,084%).

Напоминаем, что с 1 июня 2020 года размер пособия одинаков для любого ребенка не достигшего полуторагодовалого возраста (ст. 24 Федеральный закон от 08.06.2020 N 166-ФЗ).

Таким образом, минимальный размер пособия по уходу за ребенком не важно от очередности рождения в январе 2022 будет не менее 7 082,85 руб., а с 1 февраля 2022 года этот размер будет повышен с учетом индексации и составит 7 677,81 руб. В районах, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия увеличивается на районные коэффициенты (ч. 2 ст. 15 Закона от 19.05.95 N 81-ФЗ).

Размер пособия у тех, кто в отпуске по уходу

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, у сотрудников, которые оформили отпуск, зависит от их среднего заработка и составляет 40 процентов от него, но не более установленного максимального размера и не менее минимального (ст. 15 Закона № 81-ФЗ).

Для расчета «усредненной зарплаты» нужно взять два календарных года, перед оформлением отпуска по уходу за ребенком (См. ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ от 29.12.2006).

Расчет можно произвести по следующей формуле:

*Справочно: Из числа календарных дней исключаются периоды:

  • временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
  • освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, на которую не начислялись страховые взносы.

Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком по отпускам, наступившим в 2022 году, составляет 31 282,82 руб. = (912 000+966 000)/730) х 30,4×40%), где:

  • 912 000 руб. — максимальный размер вознаграждения на которую начисляются взносы в ФСС в 2020 году (Постановление Правительства РФ от 06.11.2019 N 1407);
  • 966 000 руб. — максимальный размер вознаграждения на которую начисляются взносы в ФСС в 2021 году (Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 N 1935);
  • 30,4 коэффициент (среднемесячное количество календарных дней) — п. 23 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 N 375;

По общему правилу, минимальный размер пособия составляет 40% от минимального размера оплаты труда на момент оформления отпуска по уходу за ребенком. В 2022 году соответственно минимальный размер ежемесячного пособия — 5 556 руб. (13 890 руб. x 40%, где 13 890 руб. — МРОТ (Федеральный закон от 06.12.2021 N 406-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 28.01.2021 N 73)).

Обратите внимание! Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком у работодателя не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого не застрахованным лицам (безработным).

Таким образом, минимальный размер ежемесячного пособия по уходу детьми у работодателя с 1 февраля 2022 года не может быть ниже 7 677,81 рублей.

Размеры минимальных пособий не зависят от даты обращения за пособием, то есть если обращение за пособием было до 2022 года, например, по уходу за ребенком, рожденным в 2021 году, то пособие, выплачиваемое в 2022 году не может быть менее этих минимальных размеров.

Работа в период отпуска по уходу за ребенком

Если сотрудник не готов полностью посвятить себя присмотру за свои чадом и хочет просто сократить время нахождения на рабочем месте, т.е. продолжать работу во время отпуска по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени или на дому, он может получать и зарплату, и пособие (ст. 256 ТК РФ, ст.13 Закона № 81-ФЗ). Причем работодатель не вправе отказать работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, в установлении неполного рабочего времени, если он напишет об этом заявление.

Но сокращать рабочий день нужно таким образом, чтобы действительно можно было успеть обеспечить ребенку уход. В противном случае, есть риск лишится пособия из ФСС.

Закон № 81-ФЗ и ТК РФ не конкретизируют, сколько максимально может трудиться работник, что бы его рабочий день считался сокращенным и он не был лишен пособия на ребенка. Однако гарантия получения пособия предполагает замену заработной платы, а не дополнительного материального стимулирования (Письмо ГУ — МРО ФСС РФ от 14.10.2020 N 14-15/7710-4421л). Сложившаяся судебная практика также поддерживает ФСС. Например, Постановление АС Центрального округа от 21.04.2021 по делу N А09-11880/2019: суд признал, что работодатель злоупотреблял правом. По его мнению, работник получил дополнительное материальное обеспечение, т.к. пособие было выше компенсации утраченного заработка в 5,4 раза.

Также чиновники разъяснили, что сокращение рабочего времени должно быть в часах. Арбитры тоже придерживаются этого мнения (например, Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 329-О).

Практика показывает, что ФСС очень тщательно подходит к вопросу сокращения рабочего дня у работающих «декретников» и довольно часто отказывает в возмещении пособий, если выявит «формальный подход».

Верховный Суд РФ (Определение от 23.07.2020 N 301-ЭС20-9387 по делу N А38-5758/2019) посчитал, что сокращение рабочего дня на 1 час недостаточно для получения пособия. Причем тот факт, что работник, получающий пособия, работал дистанционно, не убедил суд, что данные обстоятельства позволяют ухаживать за ребенком, а также в том, что уход за ребенком привел к утрате заработка.

Из анализа судебной практики можно сделать вывод, что сокращение рабочего времени работника на 1 — 2 часа в день является формальным, поскольку такое сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для осуществления ухода за ребенком, и не влечет существенную утрату заработка (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 30.04.2019 N Ф06-44776/2019 по делу N А55-17860/2018, Арбитражного суда Уральского округа от 19.03.2019 N Ф09-792/19 по делу N А76-26851/2018, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.01.2019 N Ф01-6240/2018 по делу N А82-5602/2018).

Как правило, претензии ФСС возникают, когда размер утрачиваемого заработка, значительно меньше суммы пособия. Например, в результате сокращения рабочего времени заработок утрачивается на 2,5%, а возмещается за счет средств Фонда в виде ежемесячных выплат на детей (пособия) в размере 40% заработка (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 30.04.2019 N Ф06-44776/2019 по делу N А55-17860/2018). В этом случае пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника. Указанные обстоятельства, по мнению ФСС и судов, свидетельствуют о злоупотреблении работодателем правом в целях предоставления своему работнику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств ФСС.

В настоящий момент на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, которым установят норму рабочего времени для сохранения пособия по уходу за ребенком. Предполагается, что продолжительность неполного рабочего времени, при которой сохранят право на пособие по уходу за ребенком, не должна превышать 50% от нормальной продолжительности рабочего времени. Изменения должны вступить в силу 1 июля 2022 года (Проект Федерального закона N 42001-8).

Прямые выплаты пособий из ФСС

С 1 января 2021 года пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается напрямую ФСС. Порядок назначения и выплаты пособий утвержден Приказом Минтруда России от 29.09.2020 N 668н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей». Для назначения пособия работник должен обратится к работодателю с заявлением. С 01.01.2022 заявление о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком работник должен представлять по форме, утвержденной ФСС РФ (ч. 10 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, п. 34 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 N 2010). В настоящий момент форма еще не утверждена, поэтому полагаем можно написать заявление в произвольной форме. Также работодатель должен запросить прочие документы, дающие право на пособие и на основании которых определяется его размер. Например, такие как:

  • сведения о застрахованном лице (их работник представляет при трудоустройстве или в период трудовой деятельности (на бумажном носителе или в электронном виде) по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 04.02.2021 N 26;
  • свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход;
  • справки о заработке с предыдущих мест работы за расчетный период, если они не были представлены ранее и необходимы для определения среднего заработка;
  • справка с другого места работы о том, что ежемесячные выплаты по уходу за ребенком (пособие по уходу за ребенком) не выплачивались другим работодателем (представляется, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей);
  • заявление о замене лет в расчетном периоде (при необходимости) (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, п. 11 Положения об исчислении пособий по ВНиМ).

Справка о неполучении пособия по уходу за ребенком вторым родителем с 2022 г. не нужна. Это ФСС проверит сам (п. 39 Правил).

После получения заявления и перечисленных выше документов от работника работодатель направляет их в ФСС в течении 3 рабочих дней. Направить можно двумя способами:

  1. Если в бумажном виде, то помимо основного перечня нужно направить в ФСС:
    • копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;
    • опись документов, составленную по форме, утвержденной ФСС РФ.
  2. Если в электронном виде, то достаточно представить реестр сведений по форматам, установленным ФСС РФ, в котором содержатся сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия. Другие документы в этом случае подавать в ФСС РФ не надо.

Опись документов, реестр и порядок их заполнения утверждены Приказом ФСС РФ от 04.02.2021 N 26.

Порядок выплаты пособий

Первоначальная выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня получения документов (сведений) либо реестра сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия. Последующие выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда с 1-го по 15-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие (п.11 Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375).

Прекращение выплаты пособий

На работодателя возлагается обязанность сообщать в ФСС о прекращении права на выплату пособия. Например, если работник уволился, прекратил отпуск по уходу за ребенком и вышел на работу на полное рабочее время, смерти ребенка и в иных случаях прекращения обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующего пособия. В таком случае работодатель в трехдневный срок должен направить уведомление в территориальный орган Фонда (п.6 Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375).

Новые штрафы для работодателей

С 1 января 2022 года вступают в силу правила, которые утверждены Федеральным законом от 30.04.21 № 126-ФЗ. ФСС сможет контролировать полноту и достоверность предоставляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий.

Если работодатель предоставил недостоверные (ложные сведения), что повлекло излишнюю выплату пособий его оштрафуют на 20 процентов суммы излишне выплаченных пособий из ФСС, но не более чем на 5 тысяч рублей, и не менее чем на 1 тысячу рублей.

В случае отказа (либо несвоевременной) подачи документов и сведений, необходимых для контроля данных, которые страхователь направил в фонд для назначения и выплаты пособия, предусмотрен штраф в 200 рублей за каждый документ. За нарушение срока подачи сведений установлен штраф — 5 тысяч рублей.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий