Порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения

Содержание

Статья 10. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

2 — 3. Утратили силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

4. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 336-ФЗ.

Абзацы третий — четвертый утратили силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Абзац утратил силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

5. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным организациям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

5.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата — в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

6. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды или на праве безвозмездного пользования на срок не менее чем пять лет.

7. Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

8. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Муниципальная земля и участки с/х назначения для фермерства, сельхозпроизводства и ведения ЛПХ

1. Собственники публичных участков и свободных земель сельскохозяйственного назначения

Заниматься фермерством, сельхозпроизводством, личным подсобным хозяйством, разрешается только на земле сельскохозяйственного назначения (СХН).

Сельскохозяйственная земля находится за пределами населённого пункта. Одна её часть, в виде используемых участков, принадлежит гражданам и юридическим лицам. Другая, ничем не занятая и свободная (целинная) и с подготовленными земельными участками, – государству или конкретному муниципалитету, то есть относится к публичной собственности.

Владельцами (субъектами права) публичных земель СХН являются публично-общественные образования:

  • государство в целом
  • субъект РФ (в лице его органа исполнительной власти)
  • отдельный муниципалитет

Государство и муниципалитет, как собственники своего земельного имущества, обладают правом распоряжения публичной землёй. В числе распорядительных полномочий – предоставление ЗУ из земель с/х назначения гражданам и юридическим лицам.

2. Предоставление ЗУ СХН – суть задачи, порядок решения

Передача (предоставление) земли или участка с/х назначения – задача с универсальными способами решения.

Муниципальные/государственные земли СХН передаются частным лицам, компаниям, организациям:

  • в собственность
  • в аренду
  • в безвозмездное срочное пользование (статья 39.10 ЗК РФ):
    • гражданам – для ведения ЛПХ для производства с/х продукции без права возведения на нем зданий и строений на срок не более чем 6 лет
    • гражданам – для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности на срок не более чем 6 лет
    • гражданам – в целях осуществления с/х деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на лесных участках на срок не более чем 5 лет
    • гражданам и юридическим лицам – для с/х использования охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающих строительства зданий, сооружений, если такие ЗУ включены в утвержденный в установленном Правительством РФ порядке перечень ЗУ, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, на срок не более чем 5 лет

    Порядок передачи каждого конкретного участка будущему правообладателю происходит в следующих процедурных вариантах:

      по полностью сформированному наделу
      • победитель приобретает право на заключение договора аренды участка
      • ЗУ остаётся в публичной собственности
      • заявитель (победитель) становится арендатором ЗУ – после заключения и регистрации договора
      • ЗУ остаётся в собственности муниципалитета
      • заявитель становится пользователем ЗУ – после заключения и регистрации договора

      Для получения участка СХН заинтересованному лицу необходимо обратиться в Комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) администрации МО:

      • подать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка:
        • в аренду
        • в собственность за плату
        • в безвозмездное пользование

        К заявлению нужно приложить документы:

        1. схема расположения ЗУ на кадастровом плане территории
          • готовит заявитель
        2. документ, подтверждающий личность заявителя
        3. документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя,
          • если с заявлением обращается представитель заявителя
        4. соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства – при заявлении на предоставление ЗУ для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности КФХ
          • если фермерское хозяйство создано несколькими гражданами

        КУМИ обеспечит публикацию извещения о предоставлении ЗУ для целей, указанных в заявлении, – в срок, не превышающий 30 дней с даты поступления заявления.

        3. Требования к предоставляемым публичным участкам сельхозназначения

        Участки СХН от государства и муниципалитета должны соответствовать общим требованиям к ним как к объектам права собственности (пункт 3 статьи 6 ЗК РФ):

        1. иметь установленные и зарегистрированные границы
        2. обладать месторасположением, определённым при межевании, или точным адресом
        3. быть постановленными на государственный кадастровый учёт

        Предельные (максимальные и минимальные) размеры публичных ЗУ, предоставляемых гражданам в собственность, устанавливаются:

        • ГрК РФ (статья 38):
          • введение предельных параметров ЗУ в градостроительные регламенты
          • градрегламенты для соответствующей территории (территориальной зоны) включаются в ПЗЗ (правила землепользования и застройки)

          Площадь участка, образуемого при межевании из публичной земли, на котором предусматривается:

          • ведение личного подсобного (ЛПХ)
          • осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством (КФХ) своей деятельности
          • занятие с/х производством

          не должна нарушать требование градостроительного регламента – быть меньше допустимой минимальной площади или превышать её максимальную величину. Несоблюдение предельных размеров участка, установленных градостроительным регламентом в ПЗЗ, повлечёт невозможность его постановки на кадастровый учёт.

          Установление пределов по размерам ЗУ зависит:

          • от наличия в соответствующем регионе достаточного количества свободных земель
          • от соотношения свободных и занятых земель на территории поселений
          • от востребованности земель в сельскохозяйственных и личных подсобных целях
          • от численности и плотности населения
          • от направлений и перспектив использования земель

          ЗУ для КФХ

          Пример – Ленинградская область:

          областным законом №118-оз от 13.11.2015 установлены следующие предельные размеры ЗУ, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности:

          • минимальный предельный размер ЗУ для КФХ – 1 га
          • максимальный предельный размер ЗУ для КФХ – 100 га

          ЗУ для ЛПХ

          Полевой участок под ЛПХ, расположенный за чертой поселения, используется исключительно для производства с/х продукции – без права возведения на нём зданий и строений.

          Предельные (максимальные и минимальные) размеры ЗУ, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения ЛПХ, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 4 статьи ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» № 112 от 07.07 2003).

          К примеру, минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель СХН на территории Ленинградской области не может быть менее 1 гектара (статья 3 областного закона № 107- оз).

          Источник сведений о предельных размерах ЗУ СХН

          Узнать предельные размеры, допускаемые при формировании ЗУ сельхозназначения, можно на официальном сайте местной администрации (пример) – в разделах:

          Формированием публичных земельных участков с/х назначения, подлежащих предоставлению, занимаются как сами собственники, так и претенденты на получение земельных наделов.

          Участки, подготовленные государством и муниципалитетом, выставляются на торги на заключение договора на право аренды с победителем, а те, что сформированы претендентами, выкупаются ими в собственность (пункт 3 статьи 39.11 ЗК РФ).

          4. Источники информации о сформированных участках и списках свободных земель сельхозназначения

          4.1. Официальные сайты администраций

          Информацию о подготовленных для торгов муниципальных участках СХН и свободных землях с/х назначения можно найти на официальных сайтах администраций поселений и администраций субъектов РФ ( пример).

          На ресурсах в обязательном порядке излагается Порядок предоставления земельных участков из земель с/х назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Всегда есть возможность скачать бланк заявления установленной формы.

          4.2. Публичная кадастровая карта

          Исходные сведения о свободной земле, из состава которой нужно выделить ЗУ СХН и далее оформить его в собственность, можно получить, используя, например, такой информационный ресурс, как публичная кадастровая карта (ПКК), разработанный Федеральной службой государственной картографии, реестра и кадастра:

          Этот онлайн-сервис предназначен непосредственно для ознакомления с данными ГКН (государственного кадастра недвижимости).

          4.3. Сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом

          Перечень земельных участков СХН, предназначенных для вовлечения в хозяйственный оборот в субъектах Российской Федерации представлен и регулярно обновляется на официальном сайте Росимущества.

          4.4. Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства

          Навигатором в поиске свободной земельной территории могут стать материалы государственного фонда данных территориального отдела Управления Росреестра – единственного держателя фонда сведений муниципального землеустройства.

          Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (ГФДЗ), утверждён приказом Минэкономразвития России № 376 от 14.11.2006).

          Предоставление материалов фонда – государственная услуга. Действует административный регламент:

          • услугу оказывают:
            • Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) – федеральный орган исполнительной власти
            • территориальные органы – Управления Роснедвижимости по субъектам РФ (Управления)
            • территориальные отделы Управления (подразделения)
            • сведений о документах
            • выписок
            • выкопировок
            • оригиналов документов для ознакомления
            • копий документов, заверенных надлежащим образом

            ГФДЗ – это чрезвычайно обширный архив первоначальных документов на земельные участки, всей землеустроительной документации, геодезической и картографической продукции, изготавленной при проведении землеустройства.

            Землеустроительная документация, включённая в ГФДЗ, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации. Это документы постоянного хранения.

            Информация, содержащаяся в ГФДЗ, открытая и общедоступная. Исключением являются сведения, отнесённые законодательством РФ к категории ограниченного доступа.

            Основную часть ГФДЗ составляют уникальные материалы:

            • информация о состоянии и использовании земель
            • информация об обеспечения рационального использования земель и их охраны
            • материалы по установлению границ населённых пунктов
              • карты (планы) границ населённых пунктов
              • описание границ
              • это единственные документы, подтверждающие наделение граждан земельными долями
              • копии правоудостоверяющих и правоустанавливающих документов на ЗУ
              • акт согласования границ ЗУ со смежными землепользователями
              • план (чертёж) границ ЗУ
              • каталог координат точек границы ЗУ
              • в том числе отчёты «О наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям» по регионам и районам

              Документы из ГФДЗ могут получить:

              • органы государственной власти
              • органы местного самоуправления
              • юридические лица
              • граждане

              Документы фонда данных землеустройства используются:

              • органами госвласти и органами местного самоуправления:
                • в деятельности по планировке территорий муниципальных образований и населенных пунктов
                • при принятии решений о предоставлении земельных участков
                • при осуществления мероприятий в рамках муниципального земельного надзора.
                • как исходные данные при проведении кадастровых работ по установлению границ ЗУ
                • при проведении кадастровых работ по установлению границ объектов землеустройства
                • при уточнении границ ЗУ (когда местоположение границ необходимо подтвердить из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ ЗУ при его образовании)
                • для определения местоположения границ ЗУ при выполнении комплексных кадастровых работ
                • материалы инвентаризации земель населённых пунктов, к примеру, позволяют гражданам в настоящее время оформить права на используемые ими ЗУ в силу приобретательной давности
                • сведения о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям могут стать «нитью Ариадны», которая приведёт к удачному финишу в поиске ЗУ для фермерства или ведения ЛПХ

                Для получения документов из ГФДЗ необходимо обратиться с заявление в областное Управление Росреестра или в его территориальное подразделение, расположенное в муниципальном районе.

                Способы подачи заявления на предоставление материалов ГФДЗ

                • получить информацию о порядке обращения в формате onlin и скачать бланк заявления на официальном сайте Росреестра:
                • сделать обращение в личном порядке, подготовив документы:
                  • заявление установленной формы (приложение №3 административного регламента № 376)
                  • документ, удостоверяющий личность заинтересованного лица
                  • документ, удостоверяющий личность уполномоченного представителя
                  • в случае если заявитель действует по доверенности от имени заинтересованного лица, – доверенность
                  • только заявление
                  • в заявлении должен быть указан адрес получателя копий материалов ГФДЗ – если материалы землеустройства носят открытый, общедоступный характер

                  Для получения информации ограниченного доступа заинтересованные лица представляют:

                  • заявление
                  • оригинал документа (или его копию, удостоверенную нотариально), дающего право на получение документов из ГФДЗ ограниченного доступа

                  Документы ограниченного доступа по почте не предоставляются.

                  Оригиналы материалов ГФДЗ предоставляются заинтересованным лицам без права их выноса из помещений ГФДЗ отдела.

                  Порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения

                  Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)

                  О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ

                  23 мая 2003 года

                  28 мая 2003 года

                  Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

                  Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

                  Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                  Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

                  1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

                  2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

                  3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

                  К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

                  4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

                  Статья 2. Государство и фермерское хозяйство

                  1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.

                  2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

                  Глава 2. СОЗДАНИЕ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

                  Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства

                  1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

                  2. Членами фермерского хозяйства могут быть:

                  1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

                  2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

                  Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства

                  1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

                  2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.

                  3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее — соглашение) должно содержать сведения:

                  1) о членах фермерского хозяйства;

                  2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;

                  3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;

                  4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

                  5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;

                  6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

                  4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.

                  5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.

                  6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.

                  7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.

                  Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства

                  Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

                  Глава 3. ИМУЩЕСТВО ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

                  Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства

                  1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, жилой дом, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

                  2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

                  3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

                  Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

                  4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.

                  Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства

                  Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

                  Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства

                  1. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

                  2. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.

                  3. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 настоящего Федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.

                  Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства

                  1. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.

                  2. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.

                  3. Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.

                  4. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

                  Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства

                  Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

                  Глава 4. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ

                  И ПРИОБРЕТАЕМЫЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕРМЕРСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ

                  Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности

                  1. Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

                  2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

                  3. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

                  4. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25 процента от площади земельного участка. Образование земельного участка (земельных участков) из земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка (земельных участков) для государственных и муниципальных нужд.

                  5. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.

                  Статья 12. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности

                  1. Порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.

                  2 — 5. Утратили силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

                  6. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

                  6.1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

                  7. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.

                  8. Утратил силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

                  Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий

                  1. Гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности.

                  2. Условия и порядок выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, для целей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

                  Глава 5. ЧЛЕНЫ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

                  Статья 14. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве

                  1. В фермерское хозяйство могут быть приняты новые члены в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

                  2. Прием новых членов в фермерское хозяйство осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме.

                  3. Членство в фермерском хозяйстве прекращается при выходе из членов фермерского хозяйства или в случае смерти члена фермерского хозяйства.

                  4. Выход члена фермерского хозяйства из фермерского хозяйства осуществляется по его заявлению в письменной форме.

                  Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства

                  1. Члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей.

                  2. Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства.

                  Статья 16. Глава фермерского хозяйства

                  1. Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

                  2. Глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов.

                  Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства

                  Глава фермерского хозяйства:

                  организует деятельность фермерского хозяйства;

                  без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

                  осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;

                  организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;

                  осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.

                  Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства

                  1. В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства.

                  2. Смена главы фермерского хозяйства должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

                  3. Смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве.

                  Глава 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

                  Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства

                  1. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

                  2. Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.

                  3. Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки:

                  2) произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;

                  3) сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней;

                  6) горюче-смазочных материалов;

                  7) иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.

                  4. Фермерское хозяйство может реализовывать на используемом им для осуществления своей деятельности земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственную продукцию собственного производства с использованием помещений, расположенных в объектах капитального строительства, некапитальных строениях, сооружениях, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, или нестационарных торговых объектов при условии размещения таких объектов на данном земельном участке, не относящемся к сельскохозяйственным угодьям. Требования к помещениям, указанным в настоящем пункте, устанавливаются законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Размещение нестационарных торговых объектов на данных земельных участках допускается без проведения работ, связанных с нарушением почвенного слоя земельного участка.

                  Глава 7. ОБЪЕДИНЕНИЯ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ

                  Статья 20. Объединения фермерских хозяйств

                  Фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

                  Глава 8. ПРЕКРАЩЕНИЕ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

                  Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства

                  1. Фермерское хозяйство прекращается:

                  1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;

                  2) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;

                  3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;

                  4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

                  5) на основании решения суда.

                  2. Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

                  Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйства

                  Прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

                  Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                  Статья 23. Заключительные и переходные положения

                  1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

                  2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

                  Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 324);

                  Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 349-1 «О введении в действие Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 325);

                  Закон РСФСР от 27 декабря 1990 г. N 461-1 «Об изменениях в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст. 5);

                  статью 7 Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 г. N 3119-1 «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Регламент Верховного Совета РСФСР, Законы РСФСР «О Еврейской автономной области», «О выборах народных депутатов РСФСР», «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О земельной реформе», «О банках и банковской деятельности в РСФСР», «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О государственной налоговой службе РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами», «О местном самоуправлении в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», «О государственной пошлине»; Законы Российской Федерации «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации», «О товарных биржах и биржевой торговле» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1966);

                  статью 2 Закона Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 4888-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона РСФСР «О плате за землю» и налогового законодательства России» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 21, ст. 748);

                  пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093).

                  3. Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица.

                  На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

                  11 июня 2003 года

                  Судебная практика и законодательство — 74-ФЗ О крестьянском (фермерском) хозяйствеСудебная практика высших судов РФ

                  5. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства, которые соответствуют критериям, установленным Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в частях 3 и 4 статьи 14) и Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

                  «малые формы хозяйствования» — крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные в соответствии с Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», и сельскохозяйственные потребительские кооперативы (за исключением кредитных), созданные в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», относящиеся к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

                  Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 24, ст. 2249; 2006, N 50, ст. 5279; 2008, N 20, ст. 2251; 2009, N 44, ст. 5168; 2011, N 1, ст. 32; 2012, N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7588; 2013, N 52, ст. 7011; 2014, N 26, ст. 3377) (далее — Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ);

                  Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (статья 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

                  5. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства, которые соответствуют критериям, установленным Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в частях 3 и 4 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») и Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

                  6. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях предоставления такого земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

                  5. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства, которые соответствуют критериям, установленным Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в частях 3 и 4 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») и Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

                  Крестьянское (фермерское) хозяйство — объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих предпринимательскую, производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (статья 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

                  В силу пункта 1, 3 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

                  5. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства, которые соответствуют критериям, установленным Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в частях 3 и 4 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») и Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

                  Оцените статью:
                  [Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий