Перевод зарплаты на банковскую карту в бюджетной организации

Работник требует зарплату наличными. Что делать бухгалтеру?

В связи со сложившейся ситуацией у населения вырос спрос на наличные денежные средства. Поднялась паника – все торопятся снять свои сбережения со счетов и карточек. Однако не всегда это получается, в том числе потому, что денег в банкоматах не хватает. Соответственно некоторые сотрудники просят выплачивать им зарплату наличными или переводить ее в другой банк. Что делать бухгалтеру в таком случае?

Можно ли изменить способ выплаты зарплаты?

Для начала напомним, что в соответствии с ч. 3 ст. 136 ТК РФ зарплата либо выплачивается наличными денежными средствами в месте выполнения работы, либо переводится на счет работника в кредитную организацию, то есть на карточку. Большинство работодателей применяют второй способ, он более удобный.

При этом, как отмечено в Письме Минтруда России от 20.03.2015 № 14-1/ООГ-1830, обязать работника получать зарплату в безналичной форме работодатель не вправе.

Зарплата перечисляется на банковскую карту, если это установлено трудовым или коллективным договором и работодатель получил от работника заявление с реквизитами карты. В остальных случаях зарплата выплачивается наличными.

Обычно условие о перечислении зарплаты на карту устанавливается трудовым договором. При этом сотрудник может сразу сообщить реквизиты банковского счета, на который он хотел бы получать заработок. Если не сообщил, работодатель может предложить другой банк, с которым у него заключен договор в рамках зарплатного проекта. Работник вправе указать банк для зачисления зарплаты как при заключении трудового договора, так и в течение срока его действия.

Таким образом, если работник обратился с требованием выдавать ему зарплату наличными, первым делом надо уточнить, какой способ выплаты заработка установлен коллективным договором (если он есть) или трудовым договором.

Если трудовым договором установлено, что зарплата перечисляется безналичным способом, возможны три варианта:

1. Пойти работнику навстречу и изменить способ выплаты зарплаты. Для этого следует заключить с работником дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении способа выплаты зарплаты.

2. Отказать работнику, поскольку способ выплаты заработка установлен трудовым договором.

3. Можно договориться перечислять работнику часть зарплаты на карту, а часть выдавать наличными. Такое дробление не нарушает нормы ст. 136 ТК РФ. (Главное – чтобы не нарушалось правило выплаты заработка не реже двух раз в месяц.) В этом случае с работником также нужно заключить дополнительное соглашение к трудовому договору и прописать в соглашении новый способ выплаты зарплаты.

Можно ли изменить банк для перечисления зарплаты?

Роструд в Информации от 25.03.2019 пояснил, что следует разъяснять работнику право заменить банк, рекомендованный работодателем, другим, определенным самим работником. Минтруд, в свою очередь, уточнил, что работник имеет право выбрать не только кредитную организацию, но и конкретный банковский счет, а работодатель обязан учесть пожелание работника (Письмо от 24.09.2019 № 14-1/ООГ-6957).

В этом случае работнику нужно не позднее чем за 15 календарных дней до даты перечисления зарплаты сообщить работодателю в письменной форме об изменении реквизитов счета для ее перевода (ч. 3 ст. 136 ТК РФ).

Кроме того, на основании заявления работника он имеет право получать зарплату на две разные банковские карты.

Если отказать работнику в этом, организацию привлекут к ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, а при повторном нарушении – по ч. 7 ст. 5.27.

Учет расчетов с применением платежных карт

В целях минимизации денежных расчетов с физическими лицами государственные (муниципальные) учреждения культуры все чаще внедряют в своей хозяйственной деятельности безналичные расчеты с применением банковских карт. Среди таких расчетов большую часть по-прежнему занимают операции по выдаче заработной платы работникам (так называемые «зарплатные» проекты). Также платежные карты используют для выдачи подотчетных сумм. Многие учреждения культуры не только выдают деньги на банковские карты, но и осуществляют прием денежных средств с банковских карт населения в счет оплаты оказанных услуг.

«Зарплатные» проекты

Перечисление заработной платы на банковские карты работников осуществляется практически всеми государственными (муниципальными) учреждениями, и эта операция доведена до автоматизма. Такие операции практически вытеснили традиционный способ выдачи зарплаты из кассы наличными денежными средствами.

К сведению: способ получения заработной платы устанавливается в коллективном или трудовом договоре (ст. 136 ТК РФ).

Удобство безналичных расчетов по зарплате давно уже оценили не только работодатели (нет необходимости пользоваться услугами инкассации при перевозке достаточно крупных денежных сумм, исключение ошибок, возникающих ранее при подсчете наличных сумм), но и сами работники (не нужно специально идти в кассу, выстаивать очереди, пересчитывать деньги и т. д.).

В рамках «зарплатного» проекта учреждение заключает с банком договоры:

– о выпуске и обслуживании банковских карт. На основании такого договора и приложенного к нему списка работников, согласных получать заработную плату на банковскую карту, для каждого работника открываются счета (так называемые картсчета) и осуществляется выпуск банковских карт. Стоит отметить, что денежные средства, поступившие на картсчет работника, считаются его личным имуществом.

В этом же договоре определяются условия обслуживания карт (стоимость обслуживания, а также за счет кого такое обслуживание будет производиться (учреждения или держателя карты – работника));

– о перечислении учреждением сумм заработной платы на открытые банковские карты работников. На основании этого договора на дату выплаты заработной платы учреждение формирует платежное поручение на общую сумму заработной платы и реестр выплат в отношении каждого работника – держателя карты.

Условия вышеуказанных договоров могут быть объединены и в одном договоре, заключаемом с банком.

Обратите внимание: с 1 июля 2018 года выплата заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений будет производиться только на национальные платежные карты «Мир». Поэтому до указанной даты работники должны быть обеспечены такими картами. Выдача национальных карт кредитными организациями уже производится (с 1 июля 2017 года). Такие новшества введены Федеральным законом от 01.05.2017 № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «О национальной платежной системе». До внесения изменений для выплаты заработной платы использовались платежные средства международных платежных систем Visa, MasterCard и пр.

В бухгалтерском учете операции по перечислению заработной платы на банковские карты работников отражаются следующей корреспонденцией счетов:

Казенные учреждения

Бюджетные учреждения

Автономные учреждения

Пункт 102 Инструкции № 162н*

Пункт 129 Инструкции № 174н**

Пункт 157 Инструкции № 183н***

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

0 201 11 610
0 201 27 610

0 201 11 000
0 201 21 000
0 201 27 000

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

*** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Пример 1.

За июль 2017 года работникам бюджетного учреждения культуры начислена заработная плата в размере 600 000 руб. Сумма НДФЛ, удержанного за указанный месяц, равна 78 000 руб. По согласию работников заработная плата перечисляется им на банковские карты.

Общая сумма заработной платы, перечисленной работникам за первую половину месяца, составила 260 000 руб.

Согласно договору, заключенному с банком в рамках «зарплатного» проекта, расходы по годовому обслуживанию карт оплачивает учреждение. Указанные расходы учтены при расчете субсидии на выполнение государственного задания. За первый год обслуживания банковских карт (с 1 июля 2016 года по 31 мая 2017 года) банк представил акт оказанных услуг и выставил счет на сумму 17 000 руб.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена заработная плата

Перечислена на банковские карты работников заработная плата за первую половину месяца

Забалансовый счет 18 (211 КОСГУ)

Перечислена на банковские карты работников заработная плата, причитающаяся им под расчет
((600 000 – 260 000 – 78 000) руб.)

Забалансовый счет 18 (211 КОСГУ)

Перечислен НДФЛ в бюджет

Забалансовый счет 18 (211 КОСГУ)

Начислены расходы на оплату банковских услуг по годовому обслуживанию банковских карт

Оплачены банковские услуги

Забалансовый счет 18 (226 КОСГУ*)

* В соответствии с Указаниями № 65н банковские услуги следует отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и подстатье 226 «Прочие услуги» КОСГУ (письма Минфина РФ от 18.11.2016 № 02-05-10/6853, Федерального казначейства от 12.08.2013 № 42-2.2-06/51).

Вместе с тем средства для оплаты услуг кредитных организаций по зачислению денежных средств на счета работников, открытые в кредитных организациях за счет средств таких работников, могут быть удержаны работодателем из заработной платы работников на основании их заявления. При этом данные выплаты осуществляются учреждением по КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений» и подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ.

Расчеты с подотчетными лицами

Выплата подотчетных сумм также может осуществляться на банковские карты сотрудников учреждения – подотчетных лиц. При этом порядок открытия таких карт отличается от порядка, установленного в рамках «зарплатных» проектов.

Особенности осуществления операций по обеспечению денежными средствами учреждений государственного сектора с использованием карт определены в разд. V Правил № 10н (Письмо Минфина РФ от 06.12.2016 № 02-07-10/72408).

В соответствии с п. 36 Правил № 10н учреждение производит операции с применением карт по договору банковского счета, заключенному ОФК с кредитной организацией на открытие счета № 40116 для учета операций по обеспечению денежными средствами с использованием банковских карт, и Положению № 266-П.

Таким образом, согласно Правилам № 10н банковские карты выдаются к счету № 40116, открытому ОФК в банке, а не к счету физического лица. То есть в данном случае клиентом банка является учреждение, а не физические лица – подотчетники.

Обеспечение подотчетных лиц учреждения денежными средствами с использованием карт в соответствии с Правилами № 10н осуществляется следующим образом:

Наименование операции

Порядок выполнения

Получение банковских карт

Учреждение представляет в ОФК заявление на получение карт (ф. 0531247). В нем оно просит выдать карты персонифицировано уполномоченным работникам (то есть подотчетным лицам). На основании таких заявлений ОФК формирует реестр на выпуск карт (ф. 0531248) и направляет его в кредитную организацию. Дополнительно к реестру учреждение представляет также в банк документы, необходимые для изготовления карт. После получения уведомления о готовности карт уполномоченный на получение карт работник учреждения получает в кредитной организации изготовленные карты и конверты, содержащие пин-коды к ним (п. 37, 38 Правил № 10н)

Перечисление денежных средств со счета на карту

Для получения наличных денежных средств с карты необходимо, чтобы на карте уже имелись денежные средства. Для этого учреждение представляет в ОФК по месту обслуживания не позднее дня, предшествующего дню получения денежных средств, заявку на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531243). После проверки такой заявки ОФК формирует платежное поручение на перечисление денежных средств на соответствующие счета № 40116 (то есть происходит зачисление средств на банковскую карту). Суммы, поступившие на карту, ОФК отражает в расшифровке (ф. 0531250) (п. 11, 18, 41 Правил № 10н)

Снятие денежных средств с карты подотчетным лицом учреждения

Уполномоченное (подотчетное лицо) учреждения, на которое оформлена карта, вправе снять необходимые денежные средства через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств. Подтверждением снятия денежной наличности послужит кассовый чек, выданный банкоматом или оператором-кассиром

Возврат (внесение) на карту подотчетным лицом неиспользованных сумм

При возврате подотчетным лицом неиспользованных средств на карту, а также после внесения денежных средств на карту в иных случаях учреждение в день внесения средств представляет в ОФК расшифровку внесенных сумм (ф. 0531251), подписанную руководителем и главным бухгалтером. Также расшифровка составляется учреждением, если имеющиеся

на карте денежные средства не востребованы (частично или полностью не использованы) в течение 45 календарных дней со дня перечисления на карту, не считая дня перечисления. На основании расшифровок ОФК формирует платежное поручение на перечисление невостребованной суммы (суммы внесенных наличных денег) с карты на соответствующий счет ОФК с указанием в реквизите «Назначение платежа» информации в такой формулировке: «неиспользованные по карте» или «внесенные наличными» (п. 42, 44, 45 Правил № 10н)

Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами с использованием банковских карт, открытых к счету № 40116, осуществляется с применением следующей корреспонденции счетов:

Казенные учреждения

Бюджетные учреждения

Автономные учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Зачислены средства на карту подотчетного лица на основании заявки учреждения на перечисление денежных средств на карту

Пункт 92 Инструкции № 162н

Пункт 115 Инструкции № 174н

Пункт 118 Инструкции № 183н

Получены подотчетным лицом наличные денежные средства с банковской карты через банкомат, а также оплачены подотчетным лицом приобретенные услуги (работы, товары) с использованием карт

Пункты 92, 84 Инструкции № 162н

Пункт 105 Инструкции № 174н

Пункт 108 Инструкции № 183н

Возвращены остатки неиспользованных подотчетных сумм на карту через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств

Пункты 84, 47 Инструкции № 162н

Пункт 106 Инструкции № 174н

Пункт 109 Инструкции № 183н

Зачислены на счет невостребованные (внесенные на карту) суммы

Пункт 47 Инструкции № 162н

Пункт 78 Инструкции № 174н

Пункт 81 Инструкции № 183н

Приняты суммы расходов, произведенных подотчетным лицом

Пункт 84 Инструкции № 162н

Пункт 106 Инструкции № 174н

Пункт 109 Инструкции № 183н

1 401 20 xxx
1 105 00 340
1 106 00 310
1 109 00 xxx

0 105 00 340
0 106 00 310
0 109 00 xxx
0 401 20 xxx

0 105 00 000
0 106 00 000
0 109 00 xxx
0 401 20 xxx

Вместо указанных в таблице символов xxx проставляется соответствующий код КОСГУ, xx – соответствующий аналитический код счета.

Пример 2.

На банковскую карту подотчетного лица автономного учреждения переведены с лицевого счета на основании заявки средства для закупки хозяйственных товаров в размере 1 700 руб. Приобретение хозтоваров было осуществлено как за наличный, так и за безналичный расчет.

Хозтовары на сумму 1 000 руб. были оплачены банковской картой.

Оставшиеся на карте средства (700 руб.) работник снял наличными через банкомат. На них он также приобрел хозяйственные товары на сумму 650 руб.

Все подтверждающие документы (товарные и кассовые чеки, чеки электронных терминалов) приложены к авансовому отчету.

Неизрасходованный остаток наличных средств в размере 50 руб. внесен подотчетным лицом на карту через банкомат.

Все операции осуществлены за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания.

В бухгалтерском учете указанные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Зачислены на карту подотчетного лица денежные средства

Увеличение забалансового счета 17 (510 КОСГУ)

Увеличение забалансового счета 18 (340 КОСГУ)

Произведена оплата подотчетным лицом хозтоваров банковской картой

Увеличение забалансового счета 18 (610 КОСГУ)

Сняты работником с банковской карты наличные денежные средства через банкомат

Увеличение забалансового счета 18 (610 КОСГУ)

Приняты к учету приобретенные хозтовары

Внесен через банкомат на карту остаток неизрасходованных наличных денежных средств

Увеличение забалансового счета 17 (510 КОСГУ)

Зачислена на счет сумма, внесенная на карту

Уменьшение забалансового счета 18 (340 КОСГУ)

Увеличение забалансового счета 18 (610 КОСГУ)

Как было указано выше, Правилами № 10н установлен порядок выдачи сотрудникам учреждений расчетных (дебетовых) карт для оплаты расходов, связанных с деятельностью этих организаций, со счетов, открытых ОФК на счете № 40116.

Вместе с тем, по мнению специалистов финансовых ведомств, денежные средства, выдаваемые учреждениями под отчет своим сотрудникам, могут перечисляться и на «зарплатные» карты этих сотрудников для осуществления операций, связанных:

с оплатой расходов учреждений по поставкам товаров (в том числе ГСМ), выполнению работ, оказанию услуг;

с командировочными расходами;

с компенсацией сотрудникам документально подтвержденных расходов.

Такие разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 21.07.2017 № 09-01-07/46781, от 10.09.2013 № 02-03-10/37209.

Прием платежей от населения

Возможность оплаты товаров (работ, услуг) банковскими картами для многих потребителей является важным фактором. В связи с этим платежные терминалы, с помощью которых осуществляется прием платежей с банковских карт, теперь стали устанавливать в кассах не только коммерческие организации, но и государственные (муниципальные) учреждения.

Прием платежей с банковских карт физических лиц осуществляется в рамках заключенного с кредитной организацией договора эквайринга. По данному договору банк (эквайер) оказывает комплекс услуг по обработке и проведению карточных платежей. В договоре отражаются условия и стоимость установки оборудования (платежных терминалов), обслуживания терминалов, размеры вознаграждений банку и сроки перечисления средств на счет организации со счета потребителей.

Возможность заключения таких договоров государственными (муниципальными) учреждениями подтверждается в письмах Минфина РФ от 16.10.2014 № 02-07-10/52197, ЦБ РФ от 30.07.2013 № 14-27/763.

Для использования возможностей эквайринга учреждению, оказывающему платные услуги населению, необходимо:

обеспечить место для установления платежного терминала (pos-терминала) на своей территории. Стоит отметить, что терминал устанавливается в кассе учреждения;

принимать к оплате пластиковые карты согласно договору с банком;

оплачивать указанную в договоре комиссию за оказание услуг эквайером.

Со своей стороны банк обязуется:

установить терминал на выделенной территории. Такие терминалы могут предоставляться банком бесплатно или в аренду;

провести обучение сотрудников учреждения по работе с терминалом и проведению операций по карте;

проводить проверку достаточности денег на счете клиента в момент совершения покупки;

перевести сумму на счет учреждения в указанные сроки;

предоставлять консультацию и поддержку при возникновении трудностей;

обеспечить расходными материалами.

Размер комиссии за услуги эквайринга определяется условиями договора.

Обратите внимание: При осуществлении банком перевода денежных средств, полученных от потребителей услуг, в адрес учреждения-продавца следует учитывать положения п. 10 ст. 8 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», согласно которым вознаграждение банка по переводу денежных средств не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств (Письмо от 30.07.2013 № 14-27/763).

Основанием для отражения операций, совершаемых с использованием платежных карт, в бухгалтерском учете является реестр операций или электронный журнал. Такой журнал (реестр) формируется с помощью терминала в конце дня и передается в банк. Списание или зачисление денежных средств по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в кредитную организацию реестра операций или электронного журнала (п. 2.9 Положения № 266-П).

Сверка взаимных расчетов между учреждением и кредитной организацией производится путем оформления акта с периодичностью, установленной в договоре эквайринга (еженедельно, ежемесячно).

Бухгалтерский учет операций по приему платежей с банковских карт оформляется с учетом инструкций № 162н, № 174н, № 183н следующей корреспонденцией счетов:

Казенные учреждения

Бюджетные учреждения

Автономные учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Прием оплаты услуг (товаров, работ) с использованием банковской карты получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в кассе учреждения

Пункт 47 Инструкции № 162н

Пункт 77 Инструкции № 174н

Пункт 80 Инструкции № 183н

Зачисление на лицевой счет учреждения сумм полученных оплат с банковских карт потребителей (с удержанием комиссии за услуги банка)

Инструкцией № 162н не предусмотрено*

Пункт 78 Инструкции № 174н

Пункт 81 Инструкции № 183н

* У казенных учреждений средства, поступившие от потребителей в оплату оказанных услуг, зачисляются в доход бюджета. Стоит отметить, что приведенная проводка в Инструкции № 162н не предусмотрена, поэтому ее применение необходимо согласовать с главным распорядителем бюджетных средств. В части восстановления расходов на сумму комиссии банка производится бухгалтерская запись: дебет счета 1 304 05 226 / кредит счета 1 201 23 610 (п. 47 Инструкции № 162н).

Расходы на оплату услуг банка-эквайера (комиссия) по переводу денежных средств с использованием пластиковых карт отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (Указания № 65н, Письмо Минфина РФ от 27.12.2016 № 02-05-10/78335). Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 01.07.2015 № 02-07-07/38257 (пример 3), для отражения суммы комиссии, взимаемой банком-эквайером за перевод денежных средств с использованием банковских карт, рекомендуется применять счет 2 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами».

Пример 3.

Театр (бюджетное учреждение) осуществляет реализацию входных билетов как за наличный расчет, так и с помощью банковской карты. Операции по приему платежей с банковских карт производятся через платежный терминал, полученный от банка в безвозмездное пользование. Согласно оформленному акту приема-передачи стоимость терминала составляет 17 000 руб.

Комиссия банка за оказание услуг эквайринга составляет 1% от суммы платежа.

За июнь 2017 года с банковских карт посетителей театра через платежный терминал поступило платежей на сумму 90 000 руб.

В бухгалтерском учете указанные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Оприходован по акту приема-передачи принятый в безвозмездное пользование от банка платежный терминал

Увеличение забалансового счета 01*

Начислены доходы от реализации входных билетов

Списана со счетов банковских карт посетителей учреждения с применением платежного терминала плата за билеты

2 201 23 510
Увеличение забалансового счета 17 (130 КОСГУ)

Зачислены на лицевой счет учреждения денежные средства, поступившие от банка-эквайера за минусом комиссии
(90 000 руб. – (90 000 руб. x 1%))

2 201 11 510
Увеличение забалансового счета 17 (510 КОСГУ)

2 201 23 610
Увеличение забалансового счета 18 (610 КОСГУ)

Отражены расчеты с банком-эквайером на сумму комиссии

2 201 23 610
Уменьшение забалансового счета 17 (130 КОСГУ)

Отражена задолженность перед банком на сумму оказанных услуг по приему платежей

Погашена задолженность по оплате банковских услуг по приему платежей зачетом встречного однородного требования

* В соответствии с п. 333 Инструкции № 157н имущество, полученное учреждением в безвозмездное пользование, подлежит отражению на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Расчеты с использованием банковских карт в государственных (муниципальных) учреждениях ведутся не только для осуществления выплат (заработной платы, подотчетных сумм) работникам, но и для приема платежей с населения за оказанные услуги.

Удобство и безопасность таких расчетов полностью оправдывают расходы на оплату банковских услуг по открытию и обслуживанию таких карт, а также на оплату различных банковских комиссий за перевод денежных средств с платежных карт потребителей. Поэтому с годами объем расчетов будет только увеличиваться и постепенно вытеснять расчеты наличными денежными средствами.

Отразить в учете расчеты с применением платежных карт помогут приведенные в статье корреспонденции счетов и примеры, составленные с учетом положений инструкций № 162н, № 174н, № 183н и разъяснений финансового ведомства.

Производим различные перечисления на карту работника

В настоящее время наиболее удобным для работодателя способом выплаты заработной платы является перечисление ее на банковские карты работников, в частности, в рамках зарплатного проекта. При этом под зарплатным проектом понимается соглашение между банком и учреждением о зачислении заработной платы на карточные счета работников учреждения. С 01.07.2018 для зачисления зарплаты работников государственных (муниципальных) учреждений используются национальные платежные карты «Мир» (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2017 № 88-ФЗ). В статье мы расскажем о нюансах перечисление на карту работника зарплаты и осуществления других выплат.

Условия перечисления на карту работника.

Порядок, место и сроки выплаты сотруднику заработка установлены в ст. 136 ТК РФ. Согласно ч. 3 этой статьи зарплата:

либо выплачивается в месте выполнения им работы;

либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении сотрудника. Причем обязать сотрудника получать заработную плату в безналичной форме работодатель не может (Письмо Минтруда РФ от 20.03.2015 № 14-1/ООГ-1830).

Условия перевода зарплаты на банковскую карту должны быть зафиксированы в коллективном или трудовом договоре. При этом сложилась судебная практика, согласно которой отказ работодателя переводить зарплату на карту работника признается арбитрами нарушением права работника на получение заработной платы удобным для него способом (апелляционные определения Свердловского областного суда от 25.01.2019 по делу № 33-659/2019, Хабаровского краевого суда от 21.08.2015 по делу № 33-5298/2015).

К сведению

Для перечисления зарплаты на банковскую карту работника нужно получить от него заявление о ее перечислении на указанную им карту (Письмо Минтруда РФ от 20.03.2015 № 14-1/ООГ-1830).

За работником закреплено право указать кредитную организацию по своему выбору, кроме того, он может заменить банк, в который должна быть переведена зарплата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов не позднее чем за 15 календарных дней до дня выплаты заработка.

К сведению

Федеральным законом от 26.07.2019 № 231-ФЗ срок сообщения работодателю об изменении кредитной организации, в которую должна быть переведена зарплата, увеличен с 5 рабочих дней до 15 календарных дней. По мнению законодателей, это исключает риск невыполнения работодателем норм трудового законодательства по причинам, не зависящим от него (например, необходимость технической обработки большого количества заявлений и оформления документов).

Если работнику помешали сменить зарплатный банк, то учреждение могут привлечь к ответственности – так же, как и за невыплату зарплаты. Дело в том, что Федеральный закон от 26.07.2019 № 221-ФЗ дополнил абз. 1 ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ отдельным видом нарушения: воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата.

С 06.08.2019 абз. 1 ч. 6 ст. 5.27 установлена следующая ответственность:

Виновное лицо

Административная ответственность

Штраф за первое нарушение: 30 000 – 50 000 руб. или предупреждение.

Штраф за повторное нарушение: 50 000 – 100 000 руб.

Штраф за первое нарушение: 10 000 – 20 000 руб. или предупреждение.

Штраф за повторное нарушение: 20 000 – 30 000 руб. или дисквалификация

Следует помнить, что перевод зарплаты на карты не отменяет обязанности учреждения выдавать работникам расчетные листки (Письмо Минтруда РФ от 23.10.2018 № 14-1/ООГ-8459). При этом работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника (ч. 1 ст. 136 ТК РФ):

о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

о размерах и об основаниях произведенных удержаний;

об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Форма расчетного листа утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов (ч. 2 ст. 136 ТК РФ).

Порядок выдачи расчетных листков, в том числе при перечислении заработной платы на банковскую карту, законодательством не определен. Следовательно, такой порядок может быть определен в локальном нормативном акте организации.

Зачастую работодатели перечисляют сотрудникам зарплату на банковские карты и одновременно уплачивают НДФЛ. Является ли это нарушением? Статьей 226 НК РФ предусмотрена обязанность налогового агента:

удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате, то есть в день выплаты зарплаты работникам (п. 4);

перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода, то есть не позднее следующего дня после выплаты зарплаты (п. 6).

Уплатить налог ранее дня выплаты дохода нельзя, так как отсутствует факт удержания, а уплата НДФЛ за счет средств налогового агента не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ). При этом запрет на перечисление НДФЛ в день выплаты зарплаты (ее перечисления на банковские карты работников) данной нормой не установлен.

За перевод денежных средств банк может взимать комиссию. Причем работодатель не вправе удерживать с работника расходы, которые понесет в связи с выплатой заработка, – не вправе удерживать комиссию банка из зарплаты работника. Дело в том, что по правилам ст. 22 ТК РФ на работодателя возлагается обязанность выплачивать работникам зарплату в полном объеме. Удержания с работника могут производиться только в случаях, перечисленных в ст. 137 ТК РФ. Взимание комиссии банка в данном списке отсутствует.

Подтверждение факта перечисления зарплаты на карту.

Вопрос о подтверждении организацией государственного сектора перечислений зарплаты на пластиковые карты работников был рассмотрен Минфином в Письме от 07.06.2019 № 02-07-10/42314.

Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н (далее – Приказ № 52н) утверждены формы первичных учетных документов для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных (муниципальных) учреждений и Методические указания по их применению.

Минфин высказал следующее мнение:

требования Приказа № 52н не распространяются на реестр денежных средств с результатами зачислений, направляемый кредитной организацией учреждению, осуществляющему перечисление зарплаты на карту в кредитную организацию;

для учреждения первичным учетным документом, подтверждающим исполнение принятых обязательств, является платежный документ, подтверждающий списание денежных средств с лицевого счета учреждения, в том числе перечисление денежных средств на выплату заработной платы;

реестр денежных средств с результатами зачислений, направляемый кредитной организацией учреждению, является документом кредитной организации и предоставляется учреждению на основании договора на условиях, преду­смотренных таким договором.

Перечисление на карту пособий.

При перечислении ряда пособий следует учитывать изменения законодательства, согласно которым необходимо использовать национальные платежные инструменты.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 30.5 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ) кредитные организации при осуществлении операций с выплатами за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, предусмотренными ч. 5.5, 5.6 этой статьи, обязаны зачислять выплаты на банковские счета клиентов – физических лиц, операции по которым осуществляются с использованием карт «Мир».

К сведению

Выпуск карт «Мир» для бюджетной сферы является бесплатным, независимо от банка, выпустившего карты. Стоимость обслуживания таких карт ниже, чем у других платежных систем. Среди преимуществ данной карты – высокий уровень безопасности транзакций, который обеспечивается специально разработанным чипом, уберегающим карты от несанкционированного копирования и иных мошеннических действий.

Перечень выплат, при осуществлении которых возникают обязанности кредитных организаций по переводу на кары «Мир», определен в ч. 5.5 ст. 30.5 Федерального закона № 161-ФЗ. В соответствии с ч. 5.6 ст. 30.5 Федерального закона № 161-ФЗ Правительство РФ Постановлением от 01.12.2018 № 1466 (в редакции Постановления Правительства РФ от 11.04.2019 № 419, действующей с 01.05.2019) утвердило Перечень иных выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для целей применения частей 5 и 5.1 статьи 30.5 Федерального закона «О национальной платежной системе» (далее – Перечень).

С 01.05.2019 под действие Постановления № 1466 подпадают следующие виды страхового обеспечения:

пособие по временной нетрудоспособности (только в отношении граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне);

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Пунктом 2 Постановления от 01.12.2018 № 1466 предусмотрен переходный период в отношении лиц, получающих пособия на банковские карты других платежных систем. Перечисления на такие карты будут производиться до истечения срока их действия, но не позднее 01.07.2020.

Для вновь обратившихся за выплатами с 01.05.2019 выплаты указанных в Перечне пособий производятся только на карту «Мир».

ФСС в Письме от 05.07.2019 № 02-08-01/16-05-6557 л сообщил, что зарплатная карта предназначена для начисления заработной платы и других денежных выплат сотруднику организацией, заключившей договор о ее обслуживании с банком в рамках зарплатного проекта. Если сотрудник оформит карту «Мир» сам, то и расходы по ее обслуживанию он будет нести самостоятельно. При этом заключение работодателем с банком договоров о предоставлении банковских услуг, в том числе услуг по выплате заработка (зарплатный проект), не может служить основанием для ограничения права работника, предусмотренного ч. 3 ст. 136 ТК РФ.

Перечисление на зарплатные карты подотчетных сумм.

Учреждения вправе перечислять на зарплатные карты сотрудников командировочные и иные подотчетные суммы (Письмо Минфина РФ от 21.07.2017 № 09-01-07/46781). Финансовое ведомство отметило, что согласно разъяснениям Минфина и Федерального казначейства, изложенным в совместном Письме от 10.09.2013 № 02-03-10/37209, 42-7.4-05/5.2-554, денежные средства, выдаваемые организациями под отчет своим сотрудникам, могут перечисляться на банковские зарплатные карты этих сотрудников для осуществления операций, связанных:

с оплатой расходов организаций по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг;

с командировочными расходами;

с компенсацией сотрудникам документально подтвержденных расходов.

Кроме того, Федеральное казначейство выпустило для учреждений Памятку об использовании зарплатных карт для иных выплат, помимо зарплаты (далее – Памятка) и направило ее Письмом от 27.07.2018 № 07-04-05/05-15900.

Памятка разработана с учетом писем Федерального казначейства от 16.07.2018 № 07-04-05/05-14896, ЦБ РФ от 31.05.2018 № 04-45-7/4048, Минфина РФ от 06.07.2018 № 09-02-07/47375.

В Памятке Федеральное казначейство рекомендует использовать расчетные (банковские) карты платежной системы «Мир», предоставляемые в рамках зарплатных проектов (зарплатные карты), для обеспечения сотрудников учреждений наличными денежными средствами – в частности, для перечисления:

выплат социального характера;

оплаты расходов, связанных со служебными командировками;

платы по договорам гражданско-правового характера.

При переводе денег подотчетным лицам на их зарплатные карты в поле платежного поручения «Назначение платежа» необходимо указать «Аванс на оплату командировочных расходов» («Выдача под отчет на покупку товаров (оплату услуг) по заявлению от __________»). Это следует сделать для того, чтобы перечисление зарплаты на карту не было квалифицировано как доход работника и было определено основание перевода денег.

К сведению

Выдача наличных денег работнику под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности учреждения, может осуществляться либо по письменному заявлению подотчетного лица, содержащему проставленные руководителем юридического лица сумму и срок, на который выдаются наличные деньги, подпись и дату, либо по распорядительному документу юридического лица (Письмо Банка России от 06.09.2017 № 29-1-1-ОЭ/20642).

Получив аванс на карту, подотчетное лицо может расплатиться за товар (оплатить услуги):

используя зарплатную карту;

наличными после снятия денег с карты.

Новые правила перечисления зарплаты.

С 01.06.2020 учреждения, выплачивающие гражданину заработок или иные доходы, будут обязаны указывать в расчетных документах (ч. 5.1 ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) в редакции Федерального закона от 21.02.2019 № 12-ФЗ):

сумму, взысканную по исполнительному документу (ч. 3 ст. 98 Федерального закона № 229-ФЗ в редакции Федерального закона от 21.02.2019 № 12-ФЗ);

соответствующий код вида дохода – если в отношении выплачиваемой работнику заработной платы или иных доходов установлены ограничения (ст. 99 Федерального закона № 229-ФЗ) и (или) на них не может быть обращено взыскание (ст. 101 Федерального закона № 229-ФЗ).

С учетом поправок банки смогут автоматически списывать долги по алиментам, кредитам, долгам и другим выплатам с зарплаты, но при этом не будут производить удержания сумм, которые по закону списывать нельзя.

Итак, взыскание не может быть обращено на доходы должника, поименованные в закрытом перечне (ч. 1 ст. 101 Федерального закона № 229-ФЗ), в частности алименты, средства материнского (семейного) капитала, детские пособия, пенсии по случаю потери кормильца, компенсации жертвам техногенных катастроф, выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами, монетизированные льготы (компенсация проезда, стоимость лекарств) (всего 17 пунктов).

С 01.06.2020 этот перечень п. 1 ст. 101 Федерального закона № 229-ФЗ дополнен п. 18, согласно которому не будут подлежать взысканию средства единовременной материальной или финансовой помощи, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации:

в связи с утратой имущества первой необходимости;

в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации;

здоровью которых причинен вред различной степени тяжести.

Определением КС РФ от 17.01.2012 № 122-О-О из-под взыскания выведены доходы, полученные гражданином вне связи с экономической деятельностью (доходы от разовых сделок по продаже недвижимости – квартиры, земельного участка, садового домика и др.).

В проекте указаний ЦБ РФ «О порядке указания кода вида дохода в распоряжениях о переводе денежных средств» предложены следующие коды:

«1» – при выплате зарплаты и перечислении другого дохода (например, выплаты по ГПД), по которым установлено ограничение для удержания долгов;

«2» – при перечислении сумм, за счет которых нельзя взыскивать долги (исключение – возмещение вреда здоровью и компенсация за счет бюджетов гражданам, пострадавшим при радиационных и техногенных катастрофах);

«3» – при выплате сумм, которые являются исключениями, упомянутыми выше.

Указывать новый код надо будет в поле 20 платежного поручения «Основание платежа» с 01.06.2020. При этом станет невозможным перечислить одним поручением и зарплату, и компенсации.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий