Оплата работы председателя жск

Об обложении взносами выплат председателю правления ЖСК за выполнение им трудовых обязанностей

Выплаты, производимые председателю правления ЖСК за выполнение им трудовых обязанностей, подлежат обложению страховыми взносами.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

Согласно положениям части 3 статьи 118 Жилищного кодекса РФ руководство текущей деятельностью ЖСК осуществляется его правлением. Правление ЖСК избирает из своего состава председателя.

Исходя из положений статьи 16 Трудового кодекса РФ в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность.

Учитывая, что положениями статьи 119 Жилищного кодекса РФ на председателя правления ЖСК возложено выполнение определенных функций по этой выборной должности, то его деятельность относится к трудовой деятельности физического лица.

Таким образом, выплаты, производимые председателю правления ЖСК за выполнение им трудовых обязанностей, подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса РФ.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 30 марта 2017 г. N БС-4-11/[email protected]

ПО ВОПРОСУ

ИСЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ С СУММ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ,

ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВЛЕНИЯ

ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНОГО КООПЕРАТИВА

Федеральная налоговая служба направляет для сведения использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13.03.2017 N 03-15-07/13856 по вопросу исчисления страховых взносов с сумм вознаграждений, выплачиваемых председателю правления жилищно-строительного кооператива.

Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 марта 2017 г. N 03-15-07/13856

В связи с письмом по вопросу исчисления страховых взносов с сумм вознаграждений, выплачиваемых председателю правления жилищно-строительного кооператива (далее — ЖСК), Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

Согласно положениям части 3 статьи 118 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) руководство текущей деятельностью ЖСК осуществляется его правлением. Правление ЖСК избирает из своего состава председателя.

Исходя из положений статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность.

Учитывая, что положениями статьи 119 Жилищного кодекса на председателя правления ЖСК возложено выполнение определенных функций по этой выборной должности, то его деятельность относится к трудовой деятельности физического лица.

Таким образом, выплаты, производимые председателю правления ЖСК за выполнение им трудовых обязанностей, подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 420 Кодекса.

5. Финансовое обеспечение деятельности совета многоквартирного дома.

»’Вознаграждение председателя и членов совета многоквартирного дома
Платить или не платить?»’
В России традиционно, за редким исключением , председатели жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья получают вознаграждение за свою работу на этой, по сути, выборной общественной должности за счет взносов членов этих организаций. Поскольку советы многоквартирных домов многие сравнивают с правлением ТСЖ или ЖСК, то часто возникают вопросы о том, может ли председатель совета дома получать вознаграждение, нужно ли ему платить и если да, то как это делать.

Жилищный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы создания и деятельности совета многоквартирного дома, не содержит норм, прямо устанавливающих или прямо запрещающих выплату вознаграждения председателю и членам совета многоквартирного дома.

Члены совета дома выбираются собственниками помещений из своих рядов. Члены совета дома и его председатель – не люди со стороны, не наемные работники, а такие же собственники квартир, как и все остальные: «первые среди равных». Выполняя возложенные на них законом функции по подготовке предложений по содержанию и ремонту дома и контролю за выполнением работ и оказанием услуг управляющей организацией, члены совета дома и его председатель работают, в том числе, и для себя, а не только для своих соседей. То есть совет дома – это деятельность собственников помещений для всех собственников помещений. Таким образом, по смыслу норм Жилищного кодекса деятельность совета дома является общественной, непредпринимательской, добровольческой.

Когда задачи, связанные с деятельностью совета многоквартирного дома, распределены между многими людьми (членами совета, комиссий собственников помещений, активистами), и все хорошо организовано, работа в совете многоквартирного дома не занимает слишком много времени у отдельного человека. Поэтому она может выполняться в свободное от профессиональной деятельности время и на добровольческой основе.

В тоже время собственники помещений на общем собрании вправе принять решение о вознаграждении председателя и членов совета многоквартирного дома и определить способ выплаты такого вознаграждения. Это решение может быть принято в том числе и потому, что в настоящее время активность собственников помещений в принятии на себя забот о собственном многоквартирном доме не очень высока, и бывает непросто найти добровольцев, желающих потрудиться в совете дома, особенно без оплаты.

Проблема с выплатой вознаграждения членам совета дома заключается в том, что законодательство в настоящее время не предусматривает возможность коллективу собственников помещений в доме, не имеющему собственного юридического лица (ТСЖ или ЖСК) иметь счет в банке, на который могли бы поступать взносы собственников помещений для финансирования деятельности совета дома и с которого можно было бы выплачивать вознаграждение и оплачивать другие расходы совета.

Есть ли законные способы оплачивать работу членов совета дома или его председателя? Проще сказать, как нельзя выплачивать вознаграждение председателю совета МКД.

Прежде всего, нельзя включить вознаграждение председателю совета дома в размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по договору управления многоквартирным домом с последующей выплатой вознаграждения председателю управляющей организацией.

Собственники помещений ежемесячно платят управляющей организации за выполнение ею работ и услуг по договору управления. Деятельность совета дома и ее председателя не является услугой управляющей организации. Это самостоятельная деятельность выборного органа собственников помещений. Если управляющая организация соглашается платить председателю совета дома, она должна заключить с ним договор – трудовой договор или договор оказания услуг, иначе у нее нет законных оснований для выплаты председателю вознаграждения. Но председатель правления не вправе оказывать услуги управляющей организации, он представитель другой стороны договора управления.

Получается ситуация, когда председатель совета дома, чья законная обязанность – осуществлять в составе совета дома и в интересах собственников помещений контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по договору управления, на практике осуществляет этот контроль за деньги, выплачиваемые самой управляющей организацией на основании договора с ней. Налицо явный конфликт интересов. Председатель совета дома, который по закону является представителем собственников, становится наемным работником управляющей организации, и получает от неё деньги за то, чтобы он контролировал её же работу. В этой ситуации председатель совета дома – «двойной агент», что нарушает букву и дух закона.

Члены совета многоквартирного дома и его председатель не должны каким-либо образом зависеть от управляющей организации, не должны иметь с ней иных отношений, кроме как предусмотренных договором управления отношений заказчиков (собственников помещений) и исполнителя услуг и работ (управляющей организации). Если управляющая организация будет платить председателю совета дома, то:
• контроль выполнения управляющей организацией обязательств по договору управления со стороны председателя правления перестает быть объективным;
• плата, перечисляемая управляющей организацией председателю совета дома, который должен её контролировать, будет иметь характер подкупа.

Председатель и члены и совета многоквартирного дома, которые по закону выбраны собственниками помещений от их имени контролировать работу управляющей организации, не могут получать вознаграждение за свою деятельность от управляющей организации в связи с явным конфликтом интересов.

Не может также использоваться такой способ вознаградить председателя совета многоквартирного дома как принятие решения общим собранием собственников помещений об освобождении председателя совета дома от платы за содержание и ремонт жилого помещения (а иногда и от оплаты коммунальных услуг) по договору управления многоквартирным домом.

Согласно законодательству плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается общим собранием собственников помещений с учетом предложения управляющей организации при заключении договора управления на срок не менее одного года и пересматривается в порядке, предусмотренном этим же договором. Такая плата должна покрывать затраты управляющей организации и обеспечивать ей прибыль. Освобождение председателя совета дома от платы означает, что соответствующая доля стоимости услуг и работ управляющей организации остается не оплаченной.

Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Плата за содержание и ремонт устанавливается в расчете на один кв. метр общей площади помещений и подлежит внесению всеми собственниками и пользователями помещений, исходя из размера жилого помещения, на счет управляющей организации. За невнесение указанной платы с должника взимаются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Все выше приведенные выдержки из Жилищного кодекса означают, что отношения, связанные с оплатой услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются между управляющей организацией и каждым отдельным собственником помещения в многоквартирном доме на одинаковых условиях. В свою очередь, это означает, что общее собрание собственников не имеет права принимать решение о том, что кто-либо из собственников, например, председатель совета дома, освобождается от внесения управляющей организации платы, установленной на основании договора управления. Такое решение создает неравные условия для собственников помещений в доме. Управляющая организация также не может освободить председателя совета дома от платы за содержание и ремонт общего имущества, поскольку условия договора управления должны быть одинаковы для всех собственников.

К тому же, как было указано выше, за счет платы собственников помещений по договору управления покрываются затраты, риски и прибыль управляющей организации, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в доме. Если кто-то из собственников прекращает платить управляющей организации, она будет нести убытки, и это отразится на качестве содержания и ремонта общего имущества. Проблему не разрешит и приятие общим собранием собственников решения повысить размер установленной платы за содержание и ремонт жилого помещения остальных собственников для компенсации выпадающих доходов в связи с освобождением председателя совета дома от платы. Такое решение нарушает требование законодательства об одинаковых условиях договора управления для всех собственников помещений, поэтому общее собрание не вправе принять это решение.

Что касается освобождения председателя совета дома от оплаты коммунальных услуг, то это просто недопустимо. Во-первых, плата за коммунальные услуги подлежит внесению всеми собственниками и пользователями помещений. Её невнесение кем-либо из собственников будет означать возникновение задолженности управляющей организации перед ресурсоснабжающими организациями. При непогашении задолженности управляющая организация имеет право отключить должника от некоторых коммунальных услуг (например, горячего водоснабжения, электроснабжения). Либо управляющая организация будет возмещать расходы на погашение долгов перед коммунальными предприятиями за счет сокращения объемов и снижения качества работ по содержанию и ремонту дома. Во-вторых, собственники помещений не имеют ни права, ни возможности компенсировать управляющей организации выпадающий доход за счет повышения размера платы других собственников за коммунальные услуги, поскольку тарифы на коммунальные услуги устанавливаются регулирующими органами субъектов Российской Федерации, а расчет размера платы – Правилами предоставления коммунальных услуг. В-третьих, функции председателя совета дома выполняет один человек, а коммунальные услуги потребляют все члены его семьи. Поскольку коммунальные услуги, как и содержание и ремонт общего имущества в доме, оплачиваются не индивидуально, а за все потребление в помещении, то вычленить индивидуальную долю оплаты коммунальных услуг, приходящуюся на председателя совета дома, нереально. Таким образом, нельзя допускать освобождения председателя совета дома от оплаты коммунальных услуг.

Собственники помещений в доме не вправе принимать решение об освобождении председателя совета дома (и членов совета) от внесения платы по договору управления многоквартирным домом.

Если общее собрание все же примет решение об установлении вознаграждения председателю совета дома, то сегодня нет возможности сделать это в соответствии с законодательством. Между собственниками помещений и председателем совета дома не может быть заключен ни трудовой договор, ни гражданско-правовой договор (договор возмездного оказания услуг). Председатель совета – не наемный работник для своих соседей, а выборное лицо, его деятельность не имеет профессионального или предпринимательского характера, его функции и полномочия устанавливаются не соглашением с собственниками, а нормами Жилищного кодекса.

Остается только путь внесения добровольных взносов собственниками помещений для финансирования деятельности совета дома, за счет которых будет выплачиваться вознаграждение председателю совета в соответствии с решением общего собрания. Такие взносы могут вноситься:
1) на счет в банке, открытый председателем совета МКД на свое имя (счет физического лица);
2) в общественную кассу (в «шапку»).

И в том, и другом случае взносы собственников можно рассматривать только как добровольные (закон не устанавливает таких взносов). Полнота и своевременность внесения взносов собственниками зависят только от их доброй воли и порядочности.

При создании общественной кассы для сбора наличных средств собственникам помещений можно также рекомендовать выбрать общественного кассира, который не является членом совета дома. Кассир должен отчитываться перед общим собранием собственников помещений о поступлении и расходовании средств общественной кассы.

Если председатель совета дома получает вознаграждение за свою работу в совете он, выполняя требования налогового законодательства, должен подавать декларацию о доходах в налоговую инспекцию и самостоятельно уплачивать подоходный налог.

>Создание общественной кассы, внесение собственниками взносов для ее формирования, расходование общественных средств основываются на добровольности и доверии.

Финансирование мероприятий совета многоквартирного дома.

Помимо вознаграждения председателю (и членам) совета дома, которое может устанавливать решением общего собрания собственников помещений, может возникнуть необходимость в финансировании со стороны собственников других расходов, связанных с деятельностью совета дома – выполнением отдельных функций совета, с проведением заседаний совета и других мероприятий. Например, для подготовки предложений для общего собрания собственников помещений по планированию и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества и подготовке заключения по условиям проектов договоров управления наверняка потребуется достаточно большое количество бумаги, канцелярские принадлежности. Будут также расходы на копирование документов, на телефонные переговоры и т.д. Расходы могут возникнуть и у комиссий собственников помещений.

Как и в отношении вознаграждения председателю совета дома, закон не установил возможности и порядка создания какого-либо фонда или кассы для сбора средств на расходы, связанные с осуществлением деятельности совета дома. Совет дома не является юридическим лицом, у него не может быть своего расчетного счета. Совет не может заключить с собственниками помещений договор на возмещение расходов, связанных с деятельностью совета, поскольку сам совет не представляет собой организацию, а избранные собственниками члены совета дома не могут вступать с собственниками в договорные отношения, не нарушив закон.

Поэтому создание общественной кассы для сбора средств на возмещение расходов, связанных с деятельностью совета дома возможно только на добровольных началах, без возможности воздействовать на собственников, которые не хотят участвовать в формировании «фонда совета дома». При этом членам совета дома придется предусмотреть порядок сбора, хранения и расходования средств из такого фонда (общественной кассы), предоставления финансовых отчетов собственникам помещений, чтобы уменьшить риск подозрений в недобросовестном использовании советом дома, его председателем общественных средств. Возможно, заботу об «фонде совета» стόит возложить, например, на финансовую комиссию собственников или избранного общим собранием общественного кассира.

Еще одним возможным вариантом обеспечения деятельности совета дома является включение в перечень работ и услуг управляющей организации по договору управления многоквартирным домом «предоставление офисных услуг», включая, например, набор на компьютере, печатание, копирование по заданию совета многоквартирного дома объявлений, информационных и отчетных материалов, анкет и других документов, обеспечение совета дома канцелярскими принадлежностями, телефонной связью и др.

Для того, чтобы заказать такую «офисную услугу» и определить, сколько она будет стоить, а затем действительно воспользоваться ею, совету многоквартирного дома необходимо составить детальный годовой план своей работы (и работы комиссий собственников), для каждого пункта плана оценить, какие документы, какого объема и в каком количестве экземпляров будут подготавливаться (или использоваться) советом. Собрать сведения о стоимости компьютерной печати, копирования документов на рынке услуг, стоимости канцелярских материалов и т.д. Иначе говоря, разработать не только план работы совета, но и смету расходов для реализации этого плана. Затем на основании этой информации предварительно договориться с управляющей организацией об объеме и стоимости офисных услуг, определить, сколько они будут стоить в расчете на 1 кв. метр площади помещений собственников в месяц. После чего подготовленное предложение об обеспечении деятельности совета путем заказа офисных услуг управляющей организации можно выносить на рассмотрение общим собранием собственников помещений. Если собственники принимают соответствующее решение, совет дома может пользоваться дополнительной услугой управляющей организации в рамках договора управления домом. Детализированное описание услуги и ее количественных характеристик (количества набранных на компьютере страниц, количество напечатанных страниц, количество копий и т.д.) обеспечивает совету возможность получить заказанную и оплаченную собственниками услугу в полном объеме.

Заказ управляющей организации офисных услуг в сочетании с добровольческой деятельностью членов совета может снять проблему с финансированием собственниками помещений деятельности совета дома.

Возможно, активная работа совета многоквартирного дома и вовлечение большинства собственников помещений в процесс подготовки и принятия решений по управлению общим имуществом приведет к созданию товарищества собственников жилья. В этом случае у собственников помещений появится законная возможность выплачивать вознаграждение тем людям, которые занимаются текущей работой по управлению домом (председателю и членам правления товарищества), и оплачивать расходы, связанные с деятельностью правления. Эти расходы покрываются за счет взносов собственников помещений, размер которых определяется утвержденной общим собранием сметой расходов товарищества, а оплата производится с расчетного счета юридического лица, контролируемого самими собственниками помещений в доме. Возможность иметь «счет дома» и контролировать расходование средств — одно из основных преимуществ товарищества собственников жилья перед способом управления управляющей организацией.

Страховые взносы при выплате вознаграждений председателю правления ТСЖ

Подлежат ли обложению страховыми вносами выплаты, производимые ТСЖ в пользу председателя правления товарищества? Нужно ли ТСЖ сдавать расчет по страховым взносам, если выплаты в пользу председателя правления товарищества не производились?

Необходимость начисления страховых взносов с вознаграждений в пользу председателя правления ТСЖ зависит от того, квалифицируется ли деятельность председателя в качестве трудовой, носит ли она гражданско-правовой характер.

Законодательные нормы о страховых взносах

В силу пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами признаются вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах такого страхования в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Согласно пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ в базу для начисления страховых взносов в части взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера. Поэтому вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по гражданско-правовым договорам о выполнении работ, оказании услуг, подлежат обложению взносами только на обязательное пенсионное и на обязательное медицинское страхование.

Что касается страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний… В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем. Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Таким образом, объектом обложения страховыми взносами от несчастных случаев признаются вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с таким договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Роль председателя правления ТСЖ согласно ЖК РФ

Исходя из ч. 1 ст. 135 ЖК РФ, где раскрыто понятие «товарищество собственников жилья», ТСЖ является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для целей управления принадлежащим им имуществом.

Органами управления ТСЖ являются общее собрание членов товарищества (высший орган управления товарищества), правление товарищества (ст. 144, ч. 1 ст. 145 ЖК РФ).

Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания членов ТСЖ, перечислены в ч. 2 ст. 145 ЖК РФ, среди них:

избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочное прекращение их полномочий (п. 3). Правление ТСЖ избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание такового не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества (ч. 3 ст. 147 ЖК РФ);

определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления (п. 11). Таким образом, члены и председатель правления ТСЖ могут осуществлять свою деятельность на возмездной основе.

Согласно ст. 149 ЖК РФ председатель правления ТСЖ избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.

Председатель правления ТСЖ:

действует без доверенности от имени товарищества;

подписывает платежные документы;

совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества;

разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов ТСЖ правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в МКД, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных Жилищным кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.

Обратите внимание: На основании ч. 3.1 ст. 147 ЖК РФ член правления ТСЖ не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества. Получается, член правления ТСЖ, в том числе председатель правления, не может совмещать свою деятельность в правлении с работой в товариществе по трудовому договору. Финансисты считают, что приведенная норма означает: председатель правления товарищества, помимо возложенных на него определенных функций на выборной должности, не может осуществлять иную оплачиваемую работу по трудовому договору с товариществом (например, работать бухгалтером, делопроизводителем, диспетчером).

Деятельность председателя – трудовая

Минфин

В пользу этого варианта выступают чиновники финансового ведомства, давая следующие разъяснения.

Положениями ст. 16 ТК РФ определено, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность.

В свою очередь, трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если такое избрание предполагает выполнение физическим лицом определенной трудовой функции (ст. 17 ТК РФ).

Поскольку ст. 149 ЖК РФ на председателя правления ТСЖ возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности, его деятельность можно отнести к трудовой деятельности физического лица.

Если общим собранием членов ТСЖ принято решение о выплате вознаграждения председателю правления товарищества, то тогда товарищество выступает в качестве лица, производящего выплату вознаграждений указанному лицу, и, соответственно, является страхователем, а председатель правления товарищества – застрахованным лицом в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В итоге ТСЖ признается плательщиком взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и взносов на обязательное медицинское страхование с суммы вознаграждения, производимого им в пользу председателя правления товарищества в рамках трудовых отношений.

См. письма Минфина РФ от 21.02.2020 № 03-04-05/12462, от 10.02.2020 № 03-11-11/8294, от 14.11.2019 № 03-15-05/87879, от 31.10.2017 № 03-04-05/71369, от 03.07.2017 № 03-15-05/41744.

Похожую позицию в свое время изложила ФНС в Письме от 17.04.2018 № БС-4-11/[email protected]

Поскольку ст. 148 и 149 ЖК РФ на председателя правления ТСЖ возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности, его деятельность можно отнести к трудовой деятельности физического лица вне зависимости от факта заключения трудового договора.

В итоге вознаграждения, выплачиваемые председателю правления ТСЖ в рамках гражданско-правовых отношений в связи с исполнением им в интересах товарищества услуг по осуществлению управленческих и контролирующих функций, подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.

Несмотря на то что налоговики «смешали в одну кучу» трудовую деятельность и гражданско-правовые отношения, из контекста письма следует, что, по их мнению, ТСЖ должна начислять с вознаграждения председателя правления товарищества все виды страховых взносов.

Судьи

С тем, что деятельность председателя правления ТСЖ является трудовой, согласились судьи АС ВВО в Постановлении от 13.04.2021 № Ф01-1037/2021 по делу № А39-4755/2020.

Арбитры установили, что гражданка осуществляла функции председателя правления ТСЖ в рамках предоставленных ей законом полномочий, в том числе заключала договоры от имени товарищества и принимала иные управленческие решения. Товарищество перечисляло денежные средства со своего расчетного счета на выплату вознаграждения председателю правления. Приняв во внимание обстоятельства и условия выполнения председателем правления ТСЖ возложенных на него функций, суды пришли к выводу о том, что деятельность гражданки относится к трудовой деятельности физического лица вне зависимости от факта заключения трудового договора, следовательно, произведенные ей выплаты подлежат обложению страховыми взносами.

Еще один пример – Постановление АС СКО от 01.04.2021 № Ф08-2572/2021 по делу № А32-32380/2020. Региональное отделение ФСС доначислило ТСЖ взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с ежемесячных вознаграждений председателю товарищества.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2020 по указанному делу, оставленным без изменения Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 № 15АП-20178/2020, ТСЖ отказано в удовлетворении заявления по мотиву наличия обязанности уплаты страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые председателю правления товарищества, поскольку его деятельность относится к трудовой деятельности физического лица вне зависимости от факта заключения трудового договора.

Судьи АС СКО посчитали, что арбитры сделали правильный вывод о наличии у спорных выплат признаков вознаграждения, выплачиваемого физическому лицу в связи с оказанием им как председателем правления ТСЖ управленческих услуг и функций контроля за надлежащим содержанием МКД. Спорные выплаты носили систематический и возмездный характер, производились ежемесячно, подтверждены документально.

Отсутствие оформленных трудовых отношений между товариществом и членами его правления не исключает наличие у них признаков дохода, выплаченного в связи с оказанием услуг, и включение в базу для начисления страховых взносов.

Гражданско-правовые отношения

В судебной практике встречаются случаи, когда налоговые органы, исходя из того что отношения между ТСЖ и председателем правления товарищества (его членами) носят гражданско-правовой характер, признали неправомерным неотражение в составе базы для начисления взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование выплат председателю и членам правления товарищества. И судьи с этим согласились.

Пример – Постановление АС УО от 29.01.2021 № Ф09-8569/20 по делу № А50-11151/2020. Судьи установили, что ТСЖ зарегистрировано в качестве юридического лица в налоговом (регистрирующем) органе по месту учета, в связи с чем с учетом положений соответствующих норм Налогового кодекса у товарищества есть статус страхователя и плательщика взносов по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию.

Также судами установлено, что решением общего собрания собственников помещений в МКД от 20.01.2014 утвержден устав ТСЖ, в соответствии с которым товарищество создано с целью совместного управления общим имуществом в доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общедомовым имуществом, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению общего имущества в доме, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в МКД. Органами управления ТСЖ являются общее собрание членов товарищества (высший орган управления) и правление товарищества (п. 7.1 устава ТСЖ).

По мнению судей, выплаты председателю и членам правления ТСЖ осуществлялись в рамках гражданско-правовых правоотношений и связаны с выполнением в интересах товарищества услуг по осуществлению управленческих и контролирующих функций. Такие выплаты подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и медицинское страхование.

Аналогичными примерами являются:

Постановление АС УО от 04.03.2020 № Ф09-538/20 по делу № А50-15403/2019, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 03.06.2020 № 309-ЭС20-8566;

Постановление АС УО от 05.02.2019 № Ф09-350/19 по делу № А71-6227/2018;

Постановление АС УО от 04.03.2020 № Ф09-538/20 по делу № А50-15403/2019, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 03.06.2020 № 309-ЭС20-8566.

Согласились с квалификацией отношений между ТСЖ и председателем правления товарищества в качестве гражданско-правовых и судьи АС ЦО в контексте спора о необходимости представления ТСЖ в ПФ РФ сведений на председателя товарищества по форме СЗВ-М.

Судьи пришли к выводу о том, что между председателем правления ТСЖ, на которого возложено выполнение ряда организационных и управленческих функций на постоянной основе за вознаграждение, выплачиваемое ежемесячно, и который принял на себя выполнение этих функций, и ТСЖ фактически заключен договор гражданско-правового характера. Действующее правовое регулирование предполагает отнесение вознаграждения, выплачиваемого членам правления, председателю правления в связи с выполнением возложенных на них обязанностей, к объектам обложения страховыми взносами и позволяет считать такие выплаты осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров. Исходя из изложенного, ТСЖ обязано ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представлять в ПФ РФ сведения, указанные в п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, по форме СЗВ-М в отношении председателя правления ТСЖ (Постановление от 07.04.2021 № Ф10-1047/2021 по делу № А83-21410/2019).

Также надо учитывать, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, должен представлять в ПФ РФ сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах начисляются страховые взносы) (п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ). Речь идет о сведениях по форме СЗВ-СТАЖ.

О расчете по страховым взносам

Пунктом 7 ст. 431 НК РФ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять в установленном порядке расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

Как не раз обращали внимание чиновники, Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению расчетов в случае неосуществления организацией финансово-хозяйственной деятельности.

Представляя расчеты с нулевыми показателями, плательщик заявляет в налоговый орган об отсутствии в конкретном отчетном периоде выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, являющихся объектом обложения страховыми взносами, и, соответственно, об отсутствии сумм страховых взносов, подлежащих уплате за этот же отчетный период.

Кроме того, представляемые расчеты с нулевыми показателями позволяют налоговым органам отделить недобросовестных плательщиков, которые нарушают установленный НК РФ порядок представления расчетов, от плательщиков, не производящих в конкретном отчетном периоде выплат и иных вознаграждений физическим лицам, и, следовательно, не применять к данным плательщикам способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате страховых взносов, установленные ст. 76 НК РФ (в частности, в виде приостановления операций плательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств), и не привлекать к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Таким образом, в случае отсутствия у плательщика в течение того или иного расчетного (отчетного) периода выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах такого страхования, этот плательщик обязан представить в налоговый орган в установленный срок расчет с нулевыми показателями. (См. письма ФНС РФ от 22.04.2021 № БС-3-11/[email protected], Минфина РФ от 10.02.2021 № 03-01-11/8704, от 21.04.2020 № 03-15-05/32080, от 31.12.2020 № 03-15-03/116923, от 18.08.2020 № 03-15-05/72515.)

Согласно порядку заполнения расчета по страховым взносам, утвержденному Приказом ФНС РФ от 18.09.2019 № ММВ-7-11/[email protected], если плательщик в последние три месяца расчетного (отчетного) периода фактически не осуществлял выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (в отношении всех работников), он вправе представить в составе расчета:

разд. 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов» без приложений, с указанием в строке 001 «Тип плательщика кода 2 для плательщиков, которые в последние три месяца расчетного (отчетного) периода фактически не осуществляли выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (в отношении всех работников), с проставлением во всех строках, где отражаются суммовые показатели, 0 (ноля) (п. 2.18, 4.2 порядка заполнения расчета);

разд. 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» с указанием в подразд. 3.1 данных о каждом физическом лице, с проставлением прочерка в строке 010, а также в строках 120 – 210 подразд. 3.2 (п. 20.2 порядка заполнения расчета).

Иные разделы расчета и приложения к его разделам включаются в расчет в случае осуществления в расчетном (отчетном) периоде плательщиком-организацией в пользу физических лиц выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом обложения страховыми взносами в соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ.

Вывод: Если ТСЖ фактически не осуществлялись выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в последние три месяца расчетного (отчетного) периода, в составе расчета по страховым взносам представляется заполненный в установленном порядке разд. 3 на председателя ТСЖ.

При выплате ТСЖ вознаграждений председателю правления товарищества следует начислять страховые взносы. На этом настаивают чиновники финансового и налогового ведомств, судьи также согласны. Если ТСЖ в последние три месяца расчетного (отчетного) периода выплаты в пользу физических лиц не производило, расчет по страховым взносам в налоговый орган представлять все равно нужно.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий