Нурлан Сабуров — О законе «об избиениях заключённых», слежке в соцсетях и мусульманах
У меня в тюрьме сидит одноклассник и… Просто, чтоб вы знали, да. Вдруг, кому нужны нарды. И я был на суде, мы пришли всем классом, это был открытый урок по обж. И вот там был прокурор. И вот, сука, парень подготовился, реально. Там им все восхищались, даже адвокат. Адвокат сидел и думал: «М-м. Ну, тебе явно жопа, потому что, ну, это…»
Поэтому меня взбудоражила новость, недавно приняли закон об избиении заключенных. То есть, теперь зеков можно бить на законодательном уровне. Раньше же их просто ругали, да. Раньше и подходили, типа:
— Сизый, ай-ай-ай! В кого ты у нас такой с заточкой?
Просто, ну, и там есть продолжение. Специальные средства, чем можно бить. Внимание: дубинки, электрошокеры, собаки. Собаки! Стандартно, да? Всех же в детстве били собаками, да? Получил двойку в школе, приходил домой и мама такая:
Но это еще не все, есть продолжение. Там написано: дубинки, электрошокеры, собаки и так далее. И так далее! Вот просто, чтобы нам всем понять. Вот как зовут тебя? Дима, сидел когда-нибудь? Нет, ну, все впереди.
Смотри. Продолжи логическую цепочку: дубинки, электрошокеры, собаки… В принципе, и тобой можно бить. В смысле, тупым предметом. Да, шучу! Шучу, просто шутки. Просто шутки, основанные на правде.
Мне просто интересно, это вообще всем охранникам можно бить или вообще всем? Я имею в виду, я могу прийти в тюрьму и вот выпустить пар? Чтоб как в контактном зоопарке. Типа:
— Этот бабушку ограбил? Прикольно, прикольно… А есть дубинка? Нет! Есть овчарка? Слушай, Тима, иди сюда, давай…
Просто сейчас можно сесть за все, что угодно. Даже не за что. Вот я недавно прочитал новость, мужику в США дали пожизненное за убийство. Потом выпустили через 40 лет и сказали, что он невиновен. И вот судья ему принес извинения. Извините, то есть! Я удивляет, что он опять не сел за убийство.
Просто если ты отсидел 40 лет не за что, мне кажется, ты имеешь право совершить все преступления за эти 40 лет. Можешь даже выбрать, как в «Поле чудес». Типа:
— У Вас есть 40 лет.
— Угу, та-ак… Значит, одно ограбление в особо крупных, три изнасилования, одно в извращенной форме. И 18 оскорблений должностного лица. И все это с вот этим человеком в черной мантии и в парике. Ты-ты, да, не уходи. «Извини», ну ты, конечно, дал, парень, вообще!
Из-за Игила в Москве, знаете, сейчас везде проверяют. В аэропортах, торговых центрах, в залах. Вот я был на Белорусском вокзале, и вот самая ленивая проверка на террористов, которую я видел. Потому что я подошел, он говорит:
— Руки. Что в карманах?
— У меня здесь телефон, наручники… Ой, наушники, здесь зарядка…
То есть, он устал меня слушать вообще. Мне кажется, если даже реальный террорист начнет перечислять, что у него в карманах, будет говорить:
— Так, здесь динамит, тут гранаты, два ствола…
— Ой, все, давай отсюда. Все, давай-давай, у меня голова разболелась от твоего бла-бла-бла.
Просто если такой охранник будет охранять президента, мне кажется, президента может убить насморк вообще. Видели по телику охранников президента? Какие они напряженные, какие у них сосредоточенные… Уйди, бабуля! Там такие лица вообще. Мне интересно, они вот когда-нибудь веселятся? Я вот всегда мечтал, чтобы когда президент в людном месте, кто-нибудь, хоть ради прикола сделал «Ха!» и просто посмотреть на этих охранников. Прикол на всю жизнь, да?
«Все мы нурики — все мы ничего не решаем»
Двое редакторов The Flow собрались в чате, чтобы пообсуждать Нурлана — получился разговор в экспериментальном жанре «Подкаст — текстом». Говорим, должен ли казахстанец Нурлан высказываться об Украине и прикидываем, чем могла быть вызвана его шутка, которая всех задела. А еще предсказываем, почему скоро ни у кого не получится оставаться «вне политики» — есть такая вероятность.
Нурлан Сабуров, — юморист из Казахстана, звезда «Что было дальше» и, возможно, самый востребованный стендап-комик в России, — в апреле поехал в США с концертным туром. Программа, с которой он выступает, носит название «Принципы».
Активисты, по всей видимости, украинского происхождения запланировали акции в каждом городе, где выступал Нурлан. Как правило, они собирались у концертной площадки с флагами и плакатами. Некоторые из них покупали билеты на концерт, чтобы во время выступления выкрикивать вопросы из зала — как правило, о том, почему Нурлан не делает антивоенных высказываний — и снимать на видео ответы.
Андрей Никитин: На прошлой неделе в Украине и России обсуждали два эпизода. Вопрос, почему Нурлан молчит про Украину, и его слова «мне страшно, у меня тоже семья» и «никто тебе не должен». Для объективности нужно отметить, что на самом деле, ответы были более развернутыми — в отрыве от контекста они звучат, да, резко. Но поскольку не было одного полного видео, то люди смотрели отрывки или читали пересказы — и сложили свою трактовку.
Но еще сильнее людей задела фраза с другого концерта «Это что, месячные?» Она была адресована девушке в белом платье с красными пятнами, которая прорвалась на сцену. Ее платье символизировало женщин, погибших в Украине. Нет полного видео, есть только отрывок, где охрана уже выводит девушку со сцены. И по нему неясно, мог ли было Сабуров понять в моменте, что ее прорыв на сцену — это антивоенная акция — и отреагировать более адекватно.
Кирилл Бусаренко: В интернете много-много ругани (справедливой и не очень) в его адрес. Понятно, что шутка про месячные мерзкая, но это стрессовая ситуация, в которой сложно что-то контролировать и продумывать. А если упрощать, то поступок девушки это хеклерство, на которое стендаперы реагируют быстрыми и тупыми шутками.
Андрей Никитин: Об этом можно не знать, если не ходишь на стендап, но когда гость что-то выкрикивает комику, у того появляется карт-бланш на резкий ответ. И есть хороший шанс услышать в ответ что-то реально оскорбительное. Ответить на это, как правило, хеклер не успевает, потому что его быстро выводит охрана. Так работает любой стендап-клуб, — не важно, в США или России. А если клуб работает не так, то в нем рано или поздно пьяная женщина выльет пиво комику на голову.
Можно возразить «А как же Крис Рок, который получил по лицу, но свел всё в шутку». Но это недостижимая высота — и профессионализма, и человечности.
Кирилл Бусаренко: Мне кажется важным еще такой момент. Нурлан все-таки обозначил позицию на первом концерте. Косноязычно и не совсем корректно, но обозначил — он не поддерживает, а высказываться конкретнее не хочет. Правильно ли заставлять человека говорить, если ему страшно?
Еще очень смущает аргументация “он богатый, концерты аж в Америке дает, может перевезти семью в Казахстан”. Но деньги могут и не помочь, когда тебе начнут перекрывать кислород — только недавно прошла новость, что топ-менеджер “Аэрофлота” раскритиковал спецоперацию и уволился, а в его офис нагрянула ФСБ.
Перевезти семью в Казахстан, потерять концерты и доход в России, лишиться контрактов… Вопрос “Вы бы сами на такое пошли?” мне кажется манипулятивным, но это первое, что приходит в голову.
И я сейчас попробую аккуратно затронуть эмоциональную тему — блогер Варламов выпускает ролик “Что не так с Нурланом”, а его в комментариях спрашивают, этично ли требовать от человека высказываться, если ты сам выехал из России.
Андрей Никитин: А мне еще не вполне понятно, когда стало снова нормальным шеймить людей за страх. Ведь все уже всё поняли про токсичную маскулинность и про то, какой вред она наносит и самим мужчинам, и обществу. Но я смотрю, как Таир из Лос-Анджелеса говорит «Сабуров трус, он боится», как Долгополов из Тбилиси на эту тему пишет… Думаю, все же, человек имеет право решить: «Мне страшно». Точно так же я считал два года назад, когда Долгополов сказал: «Меня ищут, меня хотят арестовать» и уехал в Израиль. Хотя его за это тогда травили в духе «испугался и убежал, фу». Нет, не фу.
Кирилл Бусаренко: Часто натыкаюсь на позицию “недостаточно говорить “я против”, необходимо конкретизировать и называть виновных». Это, простите, риторика Фейса про котов Леопольдов у Дудя — абсолютизм, обесценивающий чужие эмоции. Месяц назад Муратов в интервью Гордеевой произнес: “Здорово определились добро и зло”, — а оказалось, что не до конца; что есть воображаемая шкала, до отметки на которой еще нужно дотянуться. Нурлан дал понять, что против — разве тупая шутка это аннулировала?
Мы много говорим, как нашим родственникам годами навязывали мировоззрение “вокруг враги”, но замечаем ли, что сами увлеченно ищем врагов среди себя? Только вместо “национал-предателей” ставим клеймо “трус/раб/путинский клоун”.
Андрей Никитин: Против Нурлана еще и сработал его образ. Из-за ЧБД он многим кажется невероятно смелым.
Кирилл Бусаренко: Да, Собчак пишет: “Легко быть крутым, когда впятером чморишь Ивлееву” — словно можно сравнивать поведение на развлекательном шоу и в реальной жизни. Кстати, это слухи, но говорят, что ЧБД закрылось. Даже если не закрылось — выпусков нет, хотя развлекательный ютуб постепенно начинает приходить в себя, а на канале Labelcom выходят другие шоу. А вот главный ютуб-проект Дусмухаметова — на паузе. Я не знаю, должно ли это что-то означать.
Андрей Никитин: Сразу после 24 февраля было много открытых писем «Мы против», и так далее. Интересно, что популярные комики промолчали.
Кирилл Бусаренко: Почти никто из больших артистов публично и подробно не высказывался. Навскидку вспомню только Поперечного, который выпустил видео об отъезде из России. Потом его припугнули и он удалил видео, потому что хочет вернуться в Россию. Но даже в этом ролике он несколько раз проговорил, что тщательно подбирает слова и держит в голове свежие законы, потому что страшно.
Ургант и Гудков позволили себе по предложению — “Вечерний Ургант” не выходит с 24 февраля (справедливости ради, как и другие развлекательные шоу). Оба уехали из страны.
Андрей Никитин: Семен Слепаков записал обращение к «уважаемому Владимиру Владимировичу» — он не стендапер, но под определение «большой комик» точно подходит; а еще очень успешный телепродюсер — после чего уехал в Израиль и помалкивает. Говорят, ему подсказали, что лучше уехать. Говорят и комикам, которые работают с «Газпром-медиа»/ТНТ дали понять, что сейчас главное не бухтеть. И они не бухтят.
Кирилл Бусаренко: Сейчас высказываются менее популярные комики — и делают это в соцсетях. Можно вспомнить, как угрожали Чужому с Шацем — угрожали по телефону, приносили на концерт венки “предатель родины”. И это не может не включать в человеке фильтр.
Мне интересно, как себя ощущает Долгополов, у которого появилось шоу в медиа Навального. Цинично прозвучит — и я не ставлю цели осудить, — но протест без подушки безопасности и протест, когда тебя финансово (могу ошибаться) и морально поддерживают — не одинаковые вещи.
Но комиков начали дрессировать задолго до 24 февраля. Весь прошлый год прошел под вывеской «щемим шутников». Те кто не высовываются, видели примеры Мирзализаде, Белого, Долгополова. И это очень понятная реакция.
Есть и другой пример. Слава Комиссаренко покинул Россию из-за угроз белорусского КГБ. Сейчас он дает благотворительные концерты в Европе, последний пост его инсты — флаг Украины и два слова из 3 и 5 букв. Стал бы он это делать, имея возможность вернуться в две страны?
Андрей Никитин: Мне интересно, что бы сейчас сказал о российской армии Щербаков.
Кирилл Бусаренко: Щербаков, кстати, закрыл комменты в инстаграме. Соведущие ЧБД Макаров и Кашоков этого не сделали — и им пишут понятно какие сообщения. Тамби почему-то никто не трогает (или он подчищает).
А вообще, это же старый разговор на тему «должны ли известные люди высказываться». Никому Нурлан сейчас не напоминает Коржа? От обоих требовали позиции, оба не очень “правильно” их высказали и стали мишенями.
Андрей Никитин: Мы привыкли быть аполитичными. Но получится ли и дальше быть вне политики?
Шульман (признана иноагентом) учит нас, что при демократии есть общественная и политическая жизнь, а при автократии государство делает все, чтобы граждане были аполитичными. Но мы сейчас широкими шагами пошли от автократии к тоталитаризму. А тоталитаризм, наоборот, требует массового вовлечения населения в политику. То есть, нужно будет не просто сидеть у телевизора, а маршировать строем. Сейчас Нурлан столкнулся с давлением «Говори, что ты против», но что он, да и другие звезды, будут делать, когда столкнутся с давлением «Говори, что ты за»?
Ну да ладно. А вот какой, интересно, несимволический результат мы ждем от анти******** заявления комиков? Сабуров говорит: «Никто не скажет наверху: «О-о, Нурик против, всё, закрываем тему». Нурик ничего не решает». Мы все сейчас такие нурики — я/мы Нурик.
То есть, серьезно. В первые дни казалось, что если общество дружно выскажется, то это на что-то повлияет, то сейчас отыграют назад. И одни люди что-то выставляли в инстаграм, другие — подписывали коллективные обращения. Но потом в течение нескольких дней были приняли новые репрессивные законы, заговорили про национал-предателей — и стало понятно, что никакого назад не будет.
260 комиков в первые дни подписали открытое письмо против. Сейчас доступ к документу закрыт — чтобы нельзя было посмотреть, а кто подписывал, и что-то сделать этим людям.
Вообще кажется, что момент для высказываний уже прошел. Потому что все уже прочно заняли позиции. И тех, чья позиция — напротив телевизора, слова комика едва ли переубедят. Зря что ли говорящие головы с экрана напоминают им, что украинский президент в прошлом был комиком. Клоуном, которому в политике априори делать нечего.
Нурлан Сабуров оскорбил русских на концерте в Казахстане
– А разве так можно было? – недоумевают люди. – Неужели «усидеть на двух стульях» возможно?
Оказывается, можно и не на двух, а на трех, четырех… Надо только очень любить деньги, и ничего кроме денег.
Стендапер Нурлан Сабуров – яркое тому подтверждение
Два дня назад, выступая в Алматы, он на своем концерте высмеивал русских, приехавших в последние дни в Казахстан.
«Ну, чё, с России есть приезжие? Чё, русские, казахский изучаете уже? Правильно говорить «тенге», а не «тэнге». Это все равно, что «двести рублэй». Да, как ситуация поменялась? Лет десять назад, когда в Москву приезжали рабочие со Средней Азии, русские так – «это кто там ко мне в такси приехал? Курпултурбек?» А сейчас все такие «ой, Алма-Ата, Алма-Ата, всегда мечтала»,
Я, как и многие из россиян, не поддерживаю этих «туристов», но мне почему-то сразу на ум приходит цитата из интервью с Сергеем Бодровым-младшим.
«Во время в@йны нельзя говорить плохо о своих. Никогда. Мне кажется, это очень такой простой принцип, он очень старый, очень примитивный, но это так»,
Хочется добавить – «и не позволять это делать другим». И не важно, что Бодров говорил про армию, тут оскорбили нас всех.
Сергей Бодров Фото взято на https://yandex.ru/images
Кто позволил комику обобщать и говорить – «русские»? Кто позволил ему публично унижать нашу Великую нацию?
Да, те, кто «испугался» – русские, и я надеюсь, что многие из них со временем одумаются.
Но парни в окопах, бьющиеся на наше будущее, тоже русские. И добровольно идущие в военкоматы – тоже русские. И собирающие «гуманитарку» – тоже русские.
– Так, что, Нурлан, подбирай выражения, если не сказать по-другому.
И вашим, и нашим. Лишь бы деньги платили…
Начало С В О не смутило Сабурова, ведь у него в кармане паспорт лазурного цвета. Он гражданин Казахстана, только вот «бабло рубит» почему-то в России.
– Ай, да молодец, Нурлан! Прямо, красавчик! – хлопали мы ему в ладоши.
«Пипл хавает», денежки текут рекою. Он думал, что так будет всегда, но происходящее потребовало сделать выбор.
Сабуров думал, что отсидится, но все пошло не так, как он рассчитывал.
Весенние гастроли в США не оправдали себя. Комик решил подзаработать, а вышло так, что ему приходилось оправдываться и чувствовать себя «ужом на сковородке».
Вместо стендапа получились вечера «вопросов и ответов», где от него требовали прямо сказать – за кого он и кого поддерживает. Юмористу пришлось столкнуться с реакцией аудитории, которую нельзя назвать дружелюбной.
Нурлан Сабуров Фото взято на https://yandex.ru/images
Каждый концерт сопровождался скандалом.
Что? По-тихому наколбасить бабулета в США, во время всемирного противостояния с Россией не получилось?
Потом был Израиль.
Вернее, должен был быть, но его не случилось.
После скандала в США часть общества выступила против гастролей Нурлана в Израиле. С другой стороны, на концерты купили билеты около двух тысяч русскоязычных израильтян. Мы не можем бездейственно наблюдать, как зреет конфликт, вызванный приездом комика. Мы не можем допустить насилие, и чтобы кто-то пострадал на мероприятии, характер которого подразумевался как исключительно развлекательный,
Обдумав создавшуюся ситуацию, Сабуров сделал «соответствующие» выводы.
Он принялся «топить» за Россию и троллить ее «соседей»
После провального тура по США, где ему не давали выступать активисты, размахивающие желто-синими флагами, Нурлан превратил свое фиаско в юмор, критикующий русофобию.
И отправился «чесать» города нашей суровой Сибири.
Забавно, что я оказался жертвой русофобии вот с таким лицом,
А тех, кто выкрикивал что-то националистическое в его адрес, Сабуров прямо со сцены называл «идиотами», давая тем самым понять, что ему не стыдно жить в России.
Деньги снова понесли в кассу.
– Ну, наконец-то, прозрел, – галдели зрители. – Любит он нас – русских.
Как мы все глубоко заблуждались…
Его концерт в Алматы все расставил по своим местам
Если в Сибири комик изображал любовь к России, высмеивая всех остальных. То в Казахстане, под бурные овации и громогласный хохот соотечественников, «стебался» над русскими.
– Че, русские, казахский изучаете уже? – напомню я вам фразу из его выступления.