Нормативное регулирование аудита финансовая деятельность

1.2. Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности

Система нормативного регулирования аудита в России находится в стадии становления. Это связано с формированием новой правовой структуры аудиторской деятельности в РФ в соответствии с требованиями законодательства. Система нормативного регулирования аудита в РФ – совокупность требований и правил его проведения. Нормативно-правовое регулирование аудита в РФ представляет собой пятиуровневую систему, представленную в таблице 1.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России

Уровень нормативного регулирования аудита

Международные стандарты, Кодифицированные акты, Указы Президента, Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Устанавливает правовые основы и систему регулирования аудита в РФ, определения аудита

Постановления Правительства РФ, акты Минфина России

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696

Принципы проведения аудиторской проверки, правила документирования, контроль качества аудита и т.д.

Правила и стандарты аудиторской деятельности

ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», ФСАД 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» и т.д.

Положения, стандарты и методики проведения аудиторской проверки и выдачи аудиторского заключения

Методики, применяемые в аудиторской деятельности и регламентирующие порядок проведения проверок по конкретным отраслям, а также по вопросам налогообложения

Внутренние положения аудиторских ассоциаций и объединений

Порядок проведения и особенной аудиторской проверки

Внутренние стандарты аудиторских организаций

Отдельные внутренние положения аудиторских организаций

Специфика проведения аудиторской проверки на основе собственного опыта

К первому уровню регулирования аудита в РФ относят Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» – главный и основополагающий документ для аудиторов и аудиторских организаций. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» – это важнейший законодательный акт прямого действия, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ, а также случаи обязательного проведения аудита отдельных организаций. Это основополагающий документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ, который следует рассматривать наряду с другими важнейшими правовыми актами: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете» и т.д. [1].

Важная роль указанного нормативного акта заключается в том, что его принятие утвердило окончательное становление системы аудита и создало предпосылки и перспективы его дальнейшего развития. Данный акт определил место аудита в финансово-хозяйственной деятельности организаций в качестве ее необходимого и равноправного элемента, в т.ч. способствующего ее улучшению.

Также необходимо учитывать требования Гражданского, Налогового и Трудового кодексов РФ, Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Постановления Правительства РФ.

Так, в частности, в ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ определено, что аудиторская деятельность, а равно и аудиторские услуги, представляют собой деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих услуг аудиторскими организациями и частными аудиторами. В указанной статье также содержится понятие аудита, которое соответствует его теоретическому определению. Аудит представляет собой деятельность по проведению независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующего субъекта с целью выражения мнения о ее достоверности.

К документам второго уровня относятся распоряжения и указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и разъяснения Минфина РФ и Департамента по организации аудиторской деятельности, такие как Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107, Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 и т.д.

Важными нормативными документами второго уровня регулирования аудита в России следует выделить правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановления Правительства РФ и Приказами Минфина России. Постановлениями Правительства РФ утверждено 34 стандарта аудиторской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, среди которых можно выделить:

Правило (стандарт) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» — в данном документе установлены единые цели и принципы проведения аудиторской проверки.

Правило (стандарт) № 2 «Документирование аудита» – в документе предусмотрены правила формирования рабочих документов аудитора.

Правило (стандарт) № 3 «Планирование аудита» – предусматривается порядок планирования и составления программы аудита и т.д.

Третий уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен Федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельности. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и, прежде всего, арбитражным судом.

Среди стандартов проведения аудиторской проверки, утвержденных Приказами Минфина России, можно выделить следующие:

ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», утвержденный Приказом Минфина России от 20.05.2010 № 46н, – документ устанавливает требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения.

ФСАД 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» – требования к форме и содержанию аудиторского заключения, содержащего модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

ФСАД 3/2010 «Дополнительная информация в аудиторском заключении» – устанавливает требования к форме и содержанию дополнительной информации, включаемой в аудиторское заключение и т.д. [13].

Всего Приказами Минфина России утверждено 9 федеральных стандартов аудиторской деятельности. На данном уровне также следует выделить 2 стандарта аудиторской деятельности:

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Проверка прогнозной финансовой информации» – регламентация проверки аудиторской фирмой или аудитором.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» – унификация принципов и подходов аудиторских фирм и аудиторов.

Четвертый уровень – методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанавливаемые профессиональными аудиторскими объединениями для своих членов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований Федеральных стандартов и не могут противоречить им.

Методики, применяемые в аудиторской деятельности и регламентирующие порядок проведения проверок по конкретным отраслям, а также по вопросам налогообложения, устанавливаются внутренними положениями аудиторских ассоциаций и объединений на основе накопленного аудиторского опыта. Как правило, такие стандарты могут обсуждаться в виде обмена опытом на конференциях аудиторов.

Внутренние стандарты аудиторских организаций устанавливают определенные правила проведения аудиторских проверок, в т.ч. в отдельных отраслях. Так, некоторые аудиторские организации могут специализироваться на отдельных отраслях промышленности, например, сельское хозяйство или информационные технологии. Данные отрасли имеют собственную специфику как формирования отчетности, так и налогообложения. Соответственно, специализированные аудиторские организации ориентируют свою деятельность по проверке и консультированию именно с учетом такой специфики [15, с. 44].

1.2. Нормативное регулирование аудиторской проверки финансовых результатов и использования прибыли организации

Сущность аудита и аудиторской деятельности определена как Международным стандартом аудита МСА 200, так и российским Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008г. №307-ФЗ, аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности [26, с. 58].

На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами [35, с. 54]:

бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными в ней пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей.

Аудит, согласно закону «Об аудиторской деятельности» в РФ, не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти.

Приступая к аудиторской проверке, аудиторы должны четко представлять ее цели. Смысл формирования целей аудита заключается в том, чтобы составить методическую основу для определения аудиторских процедур, выполнение которых позволит собрать достаточное количество доказательств профессионального мнения аудитора.

Согласно Правила (стандарта 1) целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

Международный стандарт аудита (МСА 200) «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности» указывает, что такой аудит призван дать аудитору возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность, во всех существенных аспектах, в соответствии с установленными основами финансовой отчетности.

В обязательном порядке аудиторы при проведении проверок учитывают требова­ния законов и нормативных актов согласно МСА 250 «Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности». Поэтому при проведении проверки необходимо проанализировать возможные последствия несоблюдения законодательства для аудита.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не может трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо другие обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность предприятия. Это ограничение обусловлено рядом причин [33, с. 92].

Системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятия свойственны недостатки, а также существуют непреодолимые обстоятельства, не исключающие факт мошенничества с целью искажения отчетности.

К числу главных целей аудита бухгалтерской отчетности можно отнести:

Установление степени общей приемлемости отчетности, которое предполагает оценку соответствия информации о хозяйственной деятельности предприятия, полученной аудитором и отраженной в отчетности;

Подтверждение правильности включенных в отчетность сумм, которое предусматривает определение аудитором обоснованности включения в отчетность тех значений показателей, которые там зафиксированы;

Определение завершенности отчетности, направленное на выяснение того, действительно ли все суммы, которые должны быть включены в отчетность, там присутствуют, т.е. все ли показатели, зафиксированные в первичных документах и учетных регистрах, нашли отражение в отчетности;

Подтверждение права собственности, предполагающее проверку имущественных прав предприятия на активы, а также фактического состава и принадлежности его обязательств;

Установление обоснованности оценки статей отчетности, которое заключается в арифметической проверке отдельных итогов, включенных в отчетность, и подтверждении соблюдения методологических принципов формирования показателей отчетности и др.

Конкретные цели аудита формулируются в развитии его главных целей применительно к проверке однородных групп хозяйственных операций, определенных видов имущества и обязательств, отдельных счетов.

Устанавливая задачи при проверке, аудиторам необходимо учитывать состав хозяйственных операций, их объем, интенсивность, порядок оформления и регистрации, особенности применяемой на предприятии технологии обработки информации и другие факторы, влияющие на составление бухгалтерской отчетности.

В процессе планирования аудиторской проверки осуществляется согласование целей и задач аудита, устанавливается достаточный объем аудиторских процедур [31, с. 71].

Система нормативного регулирования аудита в РФ включает 5 уровней:

1. Закон «Об аудиторской деятельности», Указы Президента РФ и Кодексы РФ.

2. Постановления Правительства РФ, правовые акты федерального органа по регулированию аудиторской деятельности.

3. Правила и стандарты аудиторской деятельности.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности состоят из:

— федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

— внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, действующие в саморегулируемых аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций.

ФП(С)АД обязательны для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, кроме рекомендаций. ФП(С)АД разрабатываются на основе Международных стандартов аудита и утверждаются Правительством Российской Федерации.

4. Методики, используемые в аудиторской деятельности, и регламентирующие порядок проведения аудита по отраслям.

5. Внутренние стандарты аудиторские организации, разъясняющие правила аудита, разработку аудиторских процедур и т.д. Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые могут разрабатывать профессиональные аудиторские объединения, однако они не должны противоречить ФП(С)АД и их требования не могут быть ниже требований этих стандартов.

Организация обязана проводить аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности согласно № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» для всех акционерных обществ, для компаний, торгующих ценными бумагами; для кредитных организаций, фондов, участников рынка ценных бумаг, страховых и клиринговых компаний; для организаторов азартных игр и операторов лотерей; для саморегулируемых организаций, если объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов руб. и др.

Аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской отчетности, а прилагается к ней. Аудиторское заключение организация обязана предоставить в орган государственной статистики и опубликовать его вместе со своей годовой отчетностью.

1. Теоретические аспекты аудита учета финансовых результатов

1.1 Законодательная база, цели, задачи и источники информации аудита учета финансовых результатов

Финансовый результат включает результат всех операций, сгруппированных по соответствующим категориям доходов и расходов за отчетный период.

Целью аудита финансовых результатов является установление правильности формирования и раскрытия в бухгалтерской отчетности финансовых результатов деятельности аудируемого лица.

Задачи аудита финансовых результатов:

— оценка соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности данным учета конечного финансового результата;

— подтверждение соответствия оформленных предприятием бухгалтерских операций действующему законодательству в области бухгалтерского учета;

— проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от продаж;

— проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от прочих доходов;

— проверка правильности налогообложения прибыли;

— проверка и подтверждение отчетности о финансовых результатах.

Объектами аудита финансовых результатов в части доходов являются:

— доходы от обычных видов деятельности: выручка от реализации продукции, работ, услуг;

— расчеты с покупателями и заказчиками;

— расчеты по авансам полученным.

Объектами аудита финансовых результатов в части расходов являются:

— расходы по обычным видам деятельности: материальные, трудовые и прочие затраты, являющиеся составными частями себестоимости продукции, работ, услуг;

— расчеты с поставщиками и подрядчиками;

— расчеты с персоналом по заработной плате.

— учет основных средств и нематериальных активов;

— расчеты с бюджетами разных уровней [1, с 320].

Аудит проводится на основе федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и федеральных стандартов аудиторской деятельности.

Аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, подтверждающие оценочные значения. Федеральный стандарт 7/2011 определяет требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в части обязанностей аудиторской организации, индивидуального аудитора по выбору и выполнению аудиторских процедур получения информации, которая подтверждает или не подтверждает предпосылки составления бухгалтерской отчетности и исходя из которой аудитор делает выводы, лежащие в основе формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результата анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.

Источниками информации для сбора аудиторских доказательств по проверке финансовых результатов являются:

— приказ об учетной политике;

— рабочий план счетов;

— состав доходов и расходов будущих периодов;

— регистры бухгалтерского учета по счетам: 90, 91, 99, 84, 50,51,62,60,76,99, 97, 68, 70;

— первичные документы (Документы, служащие основанием для отражения в учете операций по продаже (оказанию) услуг, по учету затрат на производство (оказание) услуг, для одобрения и отражения в учете хозяйственных операций, связанных с формированием и использованием финансовых результатов);

Также при проверке используются письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная от третьих источников: поставщиков, покупателей, налоговых служб и т.д. в соответствии с правилом (стандартом) № 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников». К числу прочих аудиторских доказательств, аудитором могут быть использованы результаты предшествующих аудиторских проверок.

Основные законодательные и нормативные документы, поверяемые в ходе аудита учета финансовых результатов представлены в таблице 1.

Таблица 1- Нормативно-правовое регулирование аудита финансовых результатов

Наименование законодательного или нормативного документа

Анализ документа применительно к объекту учета

Законодательный уровень регулирования

Гражданский кодекс РФ, часть 1 и 2.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Налоговый кодекс РФ, часть 1 и 2

Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации

Нормативный уровень регулирования

ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. Приказом МФ РФ от 06.05.99 г. №32н. (в ред. Приказов Минфина России ред. от 27.04.2012 N 55н)

Посредствам данного ПБУ, производиться классификация доходов для целей финансового и налогового учета.

ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом МФ РФ от 06.05.99 г. №33н. (в ред. Приказов Минфина России ред. от 27.04.2012 N 55н)

Посредствам данного ПБУ, производиться классификация расходов для целей финансового и налогового учета.

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность» организации, утв. Приказом МФ РФ от 06.07.99 г. №43н. (в ред. Приказов Минфина России от 08.11.2010 N 142н)

Правила оценки показателей отчетности по каждой статье баланса.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом МФ РФ от 31.10.2000г. (в ред. Приказов Минфина России от 08.11.2010 N 142н)

Приведена характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых в них фактов хозяйственной деятельности.

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом МФ РФ от 06.10.2008 N 106н. (в ред. Приказов Минфина России ред. от 27.04.2012 N 55н)

Настоящее Положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений).

ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утв. Приказом МФ РФ от 19.10.2002 г. N 114н. (в ред. Приказов Минфина России ред. от 24.12.2010 N 186н)

Нормативная проверка правильности отражения налога на прибыль в бухгалтерской отчетности

Методический уровень регулирования

Приказ Минфина России от 02.07.2010

№ 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с изменениями внесенными приказом Минфина России от

Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ Приказ МФ РФ №34н от 29.07.98г. (в ред. Приказов Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н)

Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Организационный уровень регулирования

Регулирует правила ведения учетной политике организации, а также отнесение доходов и расходов

График проведения инвентаризации

Проверка реальной стоимости учтенных на балансе ТМЦ, в суммы денежных средств

Регулирует перечень работ по созданию, проверке и обработке документов, с указанием должностей и сроков выполнения работ

Технология обработки учетной информации

Регулирует перечень работ по сверке первичных документов с установленными, учетной политикой, регистрами учета.

Рабочий план счетов

Счета, установленные учетной политикой организации, согласно выбранной методики учета.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий