Мировое соглашение в административном процессе

Содержание

Статья 137 КАС РФ. Примирение сторон. Соглашение о примирении сторон (действующая редакция)

1. Примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон.

1.1. Примирение сторон осуществляется на основе принципов добровольности, сотрудничества, равноправия и конфиденциальности.

2. Суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон.

2.1. Стороны пользуются равными правами на выбор примирительной процедуры, определение условий ее проведения, а также кандидатуры посредника, в том числе медиатора, судебного примирителя. По указанным вопросам сторонами может быть заключено соглашение. Примирение сторон возможно на любой стадии административного судопроизводства и при исполнении судебного акта по административному делу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами и не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

3. Стороны могут урегулировать спор, заключив соглашение о примирении сторон. Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий. Соглашение о примирении сторон должно содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

4 — 9. Утратили силу. — Федеральный закон от 26.07.2019 N 197-ФЗ.

10. Соглашение о примирении сторон заключается в отношении предъявленных в суд административных исковых требований. Допускается включение в соглашение о примирении сторон положений, которые связаны с заявленными требованиями, но не были предметом судебного разбирательства. Соглашение о примирении сторон может быть заключено в отношении вопроса о распределении судебных расходов.

Комментарий к ст. 137 КАС РФ

В ст. 137 КАС РФ содержатся положения, посвященные примирению сторон и соглашению о примирении сторон. Глава 14 «Подготовка дела к судебному разбирательству» ГПК РФ не содержит подобных положений. Лишь в п. 5 ч. 1 ст. 150 названной главы указано (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ) на то, что при подготовке дела к судебному разбирательству судья принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения, в т.ч. по результатам проведения в порядке, установленном федеральным законом, процедуры медиации, которую стороны вправе проводить на любой стадии судебного разбирательства, и разъясняет сторонам их право обратиться за разрешением спора в третейский суд и последствия таких действий. АПК РФ в отличие от ГПК РФ содержит самостоятельную гл. 15 «Примирительные процедуры. Мировое соглашение», по аналогии с положениями которой и закреплен ряд положений ст. 137 КАС РФ. Разъяснения в связи с возникающими при рассмотрении дел арбитражными судами вопросами, касающимися примирения сторон, даны в Постановлении Пленума ВАС России 2014 г. N 50.

Часть 1 ст. 137 КАС РФ содержит общие положения о том, что примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон. Эти положения существенно отличаются от общих положений ст. 138 АПК РФ о примирении сторон, которыми (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ) предусмотрено следующее: арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора (ч. 1); стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или применяя другие примирительные процедуры, в т.ч. процедуру медиации, если это не противоречит федеральному закону (ч. 2).

В рамках установления особенностей рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в ст. 190 АПК РФ в отношении примирения сторон указано следующее: экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным в гл. 15 данного Кодекса, путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом. Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума ВАС России 2014 г. N 50, такие соглашения могут заключаться органом, осуществляющим публичные полномочия, по делам об оспаривании его ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия), по делам о взыскании обязательных платежей и санкций; арбитражным судам следует учитывать, что по данным спорам результатами примирения сторон, которые могут содержаться в соглашении между ними, являются: признание обстоятельств дела, соглашение сторон по обстоятельствам дела; соглашение сторон, содержащее квалификацию сделки, совершенной лицом, участвующим в деле, или статуса и характера деятельности этого лица; частичный или полный отказ от требований, частичное или полное признание требований вследствие достижения сторонами соглашения в оценке обстоятельств в целом или в их отдельных частях; в частности, предметом соглашения, заключаемого на основании ст. 70 АПК РФ антимонопольным органом, может быть в т.ч. обоснование размера доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, ограничения конкуренции, методики расчетов в целях определения суммы дохода, а также иные обстоятельства, подлежащие доказыванию при принятии решения арбитражным судом.

В ч. 2 ст. 137 КАС РФ предусмотрено, что по ходатайству сторон, их представителей суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон. Такой случай приостановления производства по делу не указан ни в АПК РФ, ни в ГПК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 158 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ) арбитражный суд может лишь отложить судебное разбирательство по ходатайству обеих сторон в случае их обращения за содействием к суду или посреднику, в т.ч. к медиатору, в целях урегулирования спора.

Часть 3 ст. 137 КАС РФ указывает на возможность урегулирования спора путем заключения соглашения о примирении сторон. Аналогичное положение ч. 1 ст. 139 АПК РФ сформулировано шире: мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта. Указанная статья АПК РФ также содержит ч. ч. 2 — 4, которыми предусмотрено следующее: мировое соглашение может быть заключено по любому делу, если иное не предусмотрено данным Кодексом и иным федеральным законом (ч. 2); мировое соглашение не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону (ч. 3); мировое соглашение утверждается арбитражным судом (ч. 4). В статью 137 КАС РФ подобные положения не вошли, но соответствующие правила подразумеваются.

Часть 3 ст. 137 КАС РФ также устанавливает требования к форме и содержанию соглашения о примирении сторон. Эти положения закреплены по аналогии с положениями ч. ч. 1 и 2 ст. 140 АПК РФ, которыми предусмотрено следующее: мировое соглашение заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них полномочий на заключение мирового соглашения, специально предусмотренных в доверенности или ином документе, подтверждающих полномочия представителя (ч. 1); мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, о размере и о сроках исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой; в мировом соглашении могут содержаться условия об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств ответчиком, об уступке прав требования, о полном или частичном прощении либо признании долга, о распределении судебных расходов и иные условия, не противоречащие федеральному закону (ч. 2). Указанная статья также содержит ч. ч. 3 и 4, согласно которым: если в мировом соглашении отсутствует условие о распределении судебных расходов, арбитражный суд разрешает этот вопрос при утверждении мирового соглашения в общем порядке, установленном данным Кодексом (ч. 3); мировое соглашение составляется и подписывается в количестве экземпляров, превышающем на один экземпляр количество лиц, заключивших мировое соглашение; один из этих экземпляров приобщается арбитражным судом, утвердившим мировое соглашение, к материалам дела (ч. 4). Подобные положения в ст. 137 КАС РФ не вошли, но, видимо, соответствующие правила подразумеваются.

В ч. 4 ст. 137 КАС РФ, регламентирующую рассмотрение судом вопроса об утверждении соглашения о примирении сторон, вошли положения, аналогичные следующим закрепленным в ч. ч. 2 и 3 ст. 141 АПК РФ: вопрос об утверждении мирового соглашения рассматривается арбитражным судом в судебном заседании; лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания (ч. 2); в случае неявки в судебное заседание лиц, заключивших мировое соглашение и извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, вопрос об утверждении мирового соглашения не рассматривается арбитражным судом, если от этих лиц не поступило заявление о рассмотрении данного вопроса в их отсутствие (ч. 3). Вместе с тем, в отличие от данных положений в ч. 4 ст. 137 КАС РФ не указано на возможность утверждения соглашения о примирении сторон в случае подачи лицами, заключившими такое соглашение, заявления о рассмотрении вопроса об утверждении такого соглашения в их отсутствие.

Как разъяснено в п. 17 Постановления Пленума ВАС России 2014 г. N 50, согласно ч. 2 ст. 141 АПК РФ вопрос об утверждении мирового соглашения рассматривается в судебном заседании; если стороны договорились о заключении мирового соглашения во время подготовки дела к судебному разбирательству, о чем арбитражному суду стало известно в предварительном судебном заседании, и они присутствуют в этом судебном заседании либо направили заявление о рассмотрении данного вопроса в их отсутствие (ч. 3 ст. 141 АПК РФ), суд может применительно к ч. 4 ст. 137 данного Кодекса завершить предварительное судебное заседание, открыть судебное заседание в первой инстанции и рассмотреть в нем вопрос о возможности утверждения мирового соглашения (за исключением случая, если требуется коллегиальное рассмотрение дела).

Положения ч. 5 ст. 137 КАС РФ, указывающие на случаи, в которых суд не утверждает соглашение о примирении сторон, закреплены по аналогии с положениями ч. 6 ст. 141 АПК РФ, согласно которым арбитражный суд не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Соответственно, необходимо иметь в виду следующие разъяснения, данные в п. п. 13 и 14 Постановления Пленума ВАС России 2014 г. N 50:

— в силу принципа свободы договора (ст. 421 части первой ГК РФ) мировое соглашение может содержать любые не противоречащие закону или иным правовым актам условия. При этом АПК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых арбитражный суд отказывает в утверждении мирового соглашения, а именно: его противоречие закону и нарушение этим соглашением прав и законных интересов иных лиц (ч. 6 ст. 141). Таким образом, стороны при заключении мирового соглашения могут самостоятельно распоряжаться принадлежащими им материальными правами, они свободны в согласовании любых условий мирового соглашения, не противоречащих федеральному закону и не нарушающих права и законные интересы других лиц, в том числе при включении в мировое соглашение положений, которые связаны с заявленными требованиями, но не были предметом судебного разбирательства (п. 13);

— арбитражный суд при рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения исследует фактические обстоятельства спора и представленные лицами, участвующими в деле, доводы и доказательства, дает им оценку лишь в той степени и поскольку это необходимо для установления соответствия мирового соглашения требованиям закона и отсутствия нарушений прав и законных интересов других лиц (ч. 6 ст. 141 АПК РФ), в частности, проверяет полномочия лиц, подписавших проект мирового соглашения, наличие волеизъявления юридического лица на заключение мирового соглашения, возможно ли распоряжение имуществом, являющимся предметом мирового соглашения, имеются ли у такого имущества обременения, соответствует ли проект мирового соглашения императивным нормам действующего законодательства, в т.ч. о сделках (за исключением случаев, когда такая проверка осуществляется судом только по заявлению соответствующего лица), а также изучает проект мирового соглашения для целей выявления условий, затрагивающих права и законные интересы лиц, не участвующих в деле (с учетом положений п. 3 ст. 308 части первой ГК РФ) (п. 14).

О случаях, когда суд не утверждает соглашение сторон о примирении, говорится также в норме ч. 6 ст. 46 КАС РФ, но при этом о дублировании норм говорить не приходится. Так, согласно указанной норме суд не утверждает соглашение сторон о примирении, если заключение соглашения прямо запрещено законом, противоречит существу рассматриваемого административного дела или нарушает права других лиц. Соответственно, по не вполне понятной причине положения ч. 5 ст. 137 КАС РФ несколько отличаются от положений ч. 6 ст. 46 данного Кодекса.

Часть 6 ст. 137 КАС РФ предусматривает виды определений, выносимых по результатам рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении сторон. Подобные положения сформулированы в ч. ч. 5 и 7 ст. 141 АПК РФ более детально. Так, согласно ч. 5 указанной статьи по результатам рассмотрения вопроса об утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение. В ч. 7 указанной статьи предусмотрено, что в определении арбитражного суда указывается на: 1) утверждение мирового соглашения или отказ в утверждении мирового соглашения; 2) условия мирового соглашения; 3) возвращение истцу из федерального бюджета половины уплаченной им государственной пошлины, за исключением случаев, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда; 4) распределение судебных расходов. Там же установлено, что в определении об утверждении мирового соглашения, заключенного в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда, должно быть также указано, что этот судебный акт не подлежит исполнению.

В ч. 7 ст. 137 КАС РФ указано на возможность подачи частной жалобы на определение суда об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении указанного соглашения. Это правило несколько отличается от тех, которые следуют из положений ч. ч. 8 и 9 ст. 141 АПК РФ и согласно которым: определение об утверждении мирового соглашения может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вынесения определения (ч. 8); определение об отказе в утверждении мирового соглашения может быть обжаловано (ч. 9).

Часть 8 ст. 137 КАС РФ предусматривает, что при утверждении судом соглашения о примирении сторон производство по административному делу прекращается полностью или в соответствующей части. Гл. 15 АПК РФ такое положение не содержит, соответствующее правило следует из нормы ч. 2 ст. 150 «Основания для прекращения производства по делу» данного Кодекса, устанавливающей (в ред. Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ), что арбитражный суд также прекращает производство по делу в случае утверждения мирового соглашения и в иных предусмотренных данным Кодексом случаях.

Положения ч. 9 ст. 137 КАС РФ, регламентирующие исполнение соглашения о примирении сторон, закреплены по аналогии с положениями ст. 142 «Исполнение мирового соглашения» АПК РФ, которыми установлено следующее: мировое соглашение исполняется лицами, его заключившими, добровольно в порядке и в сроки, которые предусмотрены этим соглашением (ч. 1); мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению по правилам разд. VII «Производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов» данного Кодекса на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом по ходатайству лица, заключившего мировое соглашение (ч. 2).

Как разъяснено в п. 19 Постановления Пленума ВС России 2015 г. N 50, мировое соглашение, соглашение о примирении, не исполненные добровольно, подлежат принудительному исполнению на основании исполнительного листа, выдаваемого судом по ходатайству стороны данного соглашения (ч. 2 ст. 142 АПК РФ, по аналогии закона судами общей юрисдикции в гражданском процессе на основании ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, ч. 9 ст. 137 КАС РФ); отсутствие сведений о неисполнении условий мирового соглашения, соглашения о примирении, содержащих обязанности одной или обеих сторон по передаче имущества либо по совершению (несовершению) определенных действий, не является основанием для отказа суда в выдаче исполнительного листа и для отказа судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства на основании выданного судом исполнительного листа о принудительном исполнении мирового соглашения, соглашения о примирении, поскольку обстоятельства, связанные с исполнением, подлежат выяснению в ходе исполнительного производства.

«КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ» (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ

Примирение сторон в административном судопроизводстве по КАС РФ

Примирение сторон в административном судопроизводстве направлено на разрешение спора и достижение взаимоприемлемого результата с использованием специальных процедур. В статье расскажем о том, какие процедуры могут применяться сторонами, а также остановимся на особенностях этих процедур, в том числе связанных со спецификой рассматриваемых споров.

Примирение сторон по КАС РФ

Примирительные процедуры (ПП) как возможность урегулирования спорных ситуаций присутствуют почти во всех отраслях процессуального права.

Наиболее характерны такие процедуры для гражданского и арбитражного процесса, но применение ПП не ограничено только такими спорами.

Дела, возникающие из административных правоотношений, являются специфической категорией дел, при рассмотрении которых суд контролирует законность действий должностных лиц, государственных и иных уполномоченных органов.

Тем не менее, возможность примирения сторон в административном судопроизводстве также допускается, хотя и с некоторыми ограничениями.

В Кодексе административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) примирительным процедурам посвящены ст. 137–137.7, в которых подробно описан порядок примирения конфликтующих субъектов. В целом регулирование аналогично соответствующим гражданским и арбитражным процессуальным нормам. К особенностям относится невозможность применения процедуры медиации по административным делам, прямо указанным в КАС РФ: об оспаривании нормативных актов, защите избирательных прав граждан, прекращении деятельности и ряду др.

Виды примирительных процедур

Примирение сторон по КАС РФ допускается на любой стадии процесса, в том числе в ходе исполнения судебного акта. Однако для использования ПП необходимо, чтобы такое примирение в принципе было возможно. Из положений ст. 137 КАС РФ следует, что примирение сторон возможно не всегда, а только в случае допустимости взаимных уступок, и может касаться только прав и обязанностей этих сторон как субъектов спорных публичных правоотношений.

Примирение сторон в административном судопроизводстве по КАС РФ

Вопросы примирения могут обсуждаться сторонами в рамках переговоров, консультаций, посредничества, медиации и т. д. Основные ПП перечислены в ст. 137.3 КАС РФ.Приведенный перечень является открытым. То есть допустимо применение иных ПП, если они не противоречат законодательству. Например, сверка документов (расчетов), осуществляемая для уточнения позиции сторон относительно заявленных требований (прежде всего размера), вполне может привести к результатам, характерным для примирительных процедур.

Порядок назначения примирительной процедуры

Инициировать примирение в ходе судебного спора могут стороны, заявив соответствующее ходатайство.

Суд по собственной инициативе также вправе предложить сторонам провести ПП по выбору.

Если для принятия решения сторонам необходимо время, то судья может отложить рассмотрение дела или сделать перерыв в судебном заседании (п. 1 ст. 137.2 КАС РФ).

Если стороны решат приступить к примирению, суд выносит определение о проведении соответствующей процедуры и при необходимости приостанавливает разбирательство (п. 2 ст. 137.2, подп. 6 п. 1 ст. 190 КАС РФ).

В определении о назначении ПП должна содержаться информация, указанная в п. 2 ст. 137.2 КАС РФ:

  • данные о сторонах конфликта: Ф. И. О. и (или) названия сторон;
  • сведения о предмете спора;
  • вопросы, которые необходимо урегулировать;
  • продолжительность проведения примирения;
  • иные необходимые для реализации ПП данные, например о кандидатуре судебного примирителя в соответствующей процедуре (п. 4 ст. 137.6 КАС РФ).

Если стороны не смогут самостоятельно урегулировать спор, отказавшись от ПП, или срок проведения такой процедуры истечет, то разбирательство по делу будет возобновлено.

Рассмотрим разные виды примирительных процедур.

Соглашение о примирении — мировое соглашение по КАС РФ

Собственно термина «мировое соглашение» в административном процессе по КАС РФ нет. Но предусмотрено соглашение о примирении.

По своей правовой природе соглашение о примирении, заключаемое в административном процессе, очень близко к мировому соглашению, которое применяется в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства. Однако между ними есть и некоторые отличия.

Так, мировое соглашение по ГПК, АПК может заключаться по широкому кругу вопросов. Ограничений по содержанию соглашения законодатель не устанавливает.

Что касается соглашения о примирении, то возможность его заключения ограничена правилами п. 1 ст. 137.1 КАС РФ. Например, законодатель не допускает возможности утверждения соглашения о примирении по делам об оспаривании нормативного правового акта (п. 12 ст. 213 КАС РФ).

Содержание примирительного соглашения должно соответствовать требованиям, указанным в п. 3 ст. 137 КАС РФ. В нем обязательно следует зафиксировать:

  • Условия примирения. В них стороны должны определить взаимные права и обязанности, указывая на сделанные взаимные уступки.
  • Порядок распределения судебных расходов, в том числе затрат на услуги представителей.

Рекомендуем! Все условия документа, согласованные и подписанные сторонами, должны быть изложены точно, предельно ясно и отвечать требованиям исполнимости.

Примирительное соглашение должно быть обязательно оформлено в письменном виде, завизировано сторонами или их представителями, если у представителей в доверенности оговорено соответствующее полномочие.

Образец соглашения о примирении по КАС РФ можно скачать здесь.

Оформление соглашения о примирении

Подписав соглашение о примирении, стороны обязаны представить его в суд. Суд возобновляет процесс и назначает заседание для рассмотрения вопроса об утверждении (легализации) данного документа.

Судебное заседание по вопросу легализации примирительного соглашения проводится с целью осуществления судом контроля за данным распорядительным действием. Суд проверяет, чтобы текст документа (п. 6 ст. 137.1 КАС РФ):

  • не противоречил законодательству;
  • соответствовал существу рассматриваемого спора;
  • не нарушал права, свободы и законные интересы иных лиц.

Если хотя бы одно из этих условий не будет соблюдено, то суд откажет в легализации соглашения. Но судья может рекомендовать сторонам исключить из соглашения положения, противоречащие закону или нарушающие права третьих лиц. Однако самостоятельно изменить или дополнить условия соглашения суд не вправе.

По итогам заседания суд принимает определение об утверждении или отказе в утверждении соглашения. Такие определения могут быть обжалованы в месячный срок в суд кассационной инстанции. Установленный порядок обжалования связан с тем, что определение об утверждении соглашения вступает в силу немедленно (п. 11 ст. 137.1 КАС РФ).

Обратите внимание! Вопрос о возврате истцу госпошлины в случае заключения соглашения о примирении (а также отказа истца от иска и признания иска ответчиком) решается судом с учетом положений ст. 333.40 НК РФ.

Процессуальные последствия утверждения соглашения о примирении

Последствия утверждения судом соглашения о примирении зависят от стадии рассмотрения дела (п. 13 ст. 137.1 КАС РФ). Если процесс примирения состоялся:

  • В суде I инстанции, то производство по делу прекращается полностью или частично в зависимости от условий соглашения.
  • В судах вышестоящих инстанций, то производство по делу прекращается, а решение суда отменяется.
  • В процессе исполнения, то оканчивается принудительное или добровольное исполнение судебного решения. При этом сам судебный акт остается в силе, что должно быть отражено в определении суда.

Важно! Заключив примирительное соглашение, истец уже не сможет повторно обратиться в суд с таким же иском, то есть по тому же предмету, основанию и с участием тех же субъектов (п. 1 ст. 195 КАС РФ).

Соглашение о примирении исполняется сторонами добровольно, в согласованном ими порядке и в установленные сроки. Если одна сторона уклоняется от исполнения соглашения, другая вправе потребовать принудительного исполнения документа в порядке гл. 38 КАС РФ.

Узнать больше про соглашение о примирении можно в материалах системы КонсультантПлюс. Если вы еще не пользуетесь системой, зайдите в нее с помощью предоставленного нами бесплатного доступа на 2 дня.

Переговоры

Переговоры — это примирительная процедура, посредством которой стороны могут урегулировать возникшие разногласия самостоятельно. Главное отличие переговоров от других способов примирения — в отсутствии специально указанного в законе посредника.

Переговоры относятся к наиболее распространенным, простым и доступным средствам разрешения конфликтов. Как правило, они не требуют дополнительных расходов, не представляют риска для сторон и направлены на конструктивное обсуждение проблем.

Переговоры могут происходить и до, и после возбуждения дела в суде. Для использования процедуры в судебном процессе необходимо обратиться к судье с ходатайством по установленной форме о назначении ПП и приостановлении судебного разбирательства для ее проведения.

Порядок проведения переговоров в КАС РФ или иных нормативных актах не определен. Законодатель особо выделяет диспозитивный характер переговоров, указывая, что осуществляются они на условиях, определяемых сторонами. Под условиями в данном случае подразумеваются также правила проведения ПП, согласованные сторонами.

Представляется, что при проведении переговоров стороны должны учитывать и положения ст. 434.1 ГК РФ, соотнося их с особенностями административного процесса.

Медиация (посредничество)

Медиация — способ разрешения конфликта при содействии посредника-медиатора в целях достижения сторонами взаимоприемлемого решения (ст. 2 закона о медиации).

Процедура медиации может быть применена как до обращения заявителя в суд, так и после начала судебного разбирательства, в том числе по предложению судьи. Причем наличие у сторон соглашения о применении медиации, равно как и внесудебное проведение этой процедуры не является препятствием для обращения стороны за судебной защитой (п. 3 ст. 7 закона о медиации).

Обратите внимание! В КАС РФ (ст. 137.5) содержится перечень категорий дел, по которым применение процедуры медиации не допускается. В частности, это дела:

Применение процедуры медиации возможно исключительно на основе взаимного соглашения. Никто не может быть принужден к участию в этой процедуре. Добровольное участие означает также возможность выхода из процедуры на любом ее этапе (п. 4 ст. 14 закона о медиации).

Обратите внимание! Согласно ст. 10 закона о медиации деятельность медиаторов может быть и платной, и бесплатной. А вот деятельность организаций, обеспечивающих проведение процедуры медиации, всегда платная.

О том, как проходит процедура, о ее этапах можно узнать из статьи «Порядок и особенности проведения процедуры медиации».

Если медиация прошла успешно и сторонам удалось договориться об урегулировании спора и заключить медиативное соглашение, то об этом следует оповестить суд. Достигнутое соглашение подлежит утверждению судом в порядке ст. 137.1 КАС РФ.

Судебное примирение по КАС

Судебное примирение — достаточно новая процедура, которая реализуется с обязательным участием посредника — судебного примирителя.

Важно! Фигура судебного примирителя является принципиально важной в данном процессе. Согласно п. 3 ст. 137.6 КАС РФ посредником в процедуре судебного примирения может быть только судья в отставке, то есть лицо, обладающее комплексом необходимых знаний, а также опытом для достижения оптимального результата в процедуре.

Порядок проведения данной процедуры (Регламент судебного примирения) утвержден постановлением Пленума Верховного суда РФ от 31.10.2019 № 41. Судебная ПП может быть проведена по ходатайству сторон либо по рекомендации суда (см. статью «Определено, как будет проводиться судебное примирение»).

Обратите внимание! Согласно данному постановлению для сторон процедура является бесплатной.

Данная процедура, как и все ПП, назначается определением суда, в котором в числе прочего указывают сведения о судебном примирителе. Кандидатура данного посредника выбирается по согласию сторон из соответствующего списка судебных примирителей (п. 4 ст. 137.6 КАС РФ).

Примирение сторон в административном судопроизводстве по КАС РФ

Согласно ст. 17 Регламента судебная ПП проводится в форме переговоров и может включать в себя следующие стадии:

Окончательно порядок проведения процедуры, если стороны не договорились об ином, определяется судебным примирителем (ст. 17 Регламента).

Следует понимать, что судебное примирение может завершиться и недостижением положительного результата, в том числе ввиду истечения установленного срока проведения процедуры или ее досрочного прекращения в случаях, указанных в ст. 23 Регламента.

Информацию о достигнутом результате судебный примиритель в письменном виде передает суду. Срок передачи — не позднее дня, следующего за днем достижения договоренностей или окончания процедуры.

Результаты примирительных процедур

Примирение сторон в административном судопроизводстве по КАС РФ

Возможные итоги выполнения примирительных процедур (переговоров, медиации, судебного примирения и пр.) закреплены в ст. 137.7 КАС РФ.

Лучшим результатом применения любой ПП, безусловно, является заключение сторонами соглашения о примирении.

Обратите внимание! Заключенное соглашение может содержать положения, связанные с рассматриваемыми требованиями, но не являющиеся предметом судебного разбирательства (п. 10 ст. 137 КАС РФ). То есть предмет соглашения о примирении может быть значительно шире, нежели судебное решение, что является достаточно привлекательным в плане урегулирования максимально возможного количества вопросов в ходе одного процесса.

Наряду с заключением примирительного соглашения законодатель допускает и альтернативные варианты завершения ПП, такие как отказ от иска или признание иска. Но в данных случаях соответствующее процессуальное действие не является самостоятельным в смысле п. 1 ст. 157 КАС РФ. Поэтому такого рода заявление вполне может стать частью соглашения о примирении.

Что касается соглашения по фактическим обстоятельствам, то оно означает, что стороны достигли согласия в оценке обстоятельств конкретного дела, от установления которых в той или иной мере зависит исход процесса. Данное соглашение исключает обстоятельства, указанные в нем, из судебного рассмотрения ввиду их признания одной из сторон. Соответствующие обстоятельства указываются в судебном решении без их оценки судом, но с указанием на то, что в отношении этих обстоятельств было заключено соглашение сторон.

Отказ истца от административного иска

Одним из вариантов примирения сторон является отказ истца от административного иска. Порядок отказа от иска закреплен в ст. 157 КАС РФ.

Следует иметь в виду, что отказ от иска — это самостоятельное распорядительное действие истца, которое он может совершить на любой стадии административного судопроизводства. Последствия такого действия следующие:

  • дело прекращается полностью или в его части;
  • истец больше не может подать такое же заявление, с такими же требованиями, к тому же ответчику;
  • все судебные расходы, которые понес истец, не будут компенсированы оппонентом.

Причем если отказ от иска не являлся результатом ПП, то заявитель должен будет компенсировать ответчику все расходы, которые возникли у того в связи с открытием спора.

По этим причинам лучшей альтернативой отказа от иска является соглашение о примирении, в которое можно включить условие о полном или частичном отказе от иска и распределить судебные расходы.

Если документ не будет противоречить требованиям законам и не будет ущемлять права сторон по делу, то суд примет его и вынесет соответствующее решение. Теперь пункты соглашения будут обязательны для исполнения обеими сторонами.

Признание иска

Признание ответчиком иска также может быть результатом процесса примирения. Порядок признания ответчиком исковых требований регулируется ст. 157 КАС РФ.

Признание ответчиком иска и утверждение его судом ведет к принятию решения об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Признание иска необходимо отличать от признания фактов. В этом случае ответчик признает только отдельные фактические обстоятельства, но никак не заявленное исковое требование. Правовые последствия данных процессуальных действий различны. Признание факта (обстоятельства) одной из сторон освобождает другую сторону от необходимости доказывать данный факт (обстоятельство) в дальнейшем разбирательстве (п. 4 ст. 65 КАС РФ).

Административные правонарушения. Примирение сторон по КоАП РФ

Не следует путать административное судопроизводство, регламентированное КАС РФ, и производство по делам об административных правонарушениях, регулируемое Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Как указано в п. 5 ст. 1 КАС РФ, производство по делам об административных правонарушениях не признается составной частью административного судопроизводства.

К сожалению, КоАП РФ возможности прекращения производства по делу в связи с примирением сторон в административном правонарушении не предусматривает. Однако это обстоятельство (т. е. примирение) наряду с возмещением причиненного ущерба, признанием вины и т. п. может быть учтено судом при принятии решения по делу в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, согласно ст. 4.2 КоАП РФ (см. постановление Ленинского райсуда г. Челябинска от 29.05.2020 по делу № 5-125/2020).

В рамках судебной практики известны случаи, когда суды прекращают дела в связи с примирением сторон со ссылкой на подп. 9 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (иные обстоятельства, исключающие производство по делу) во взаимосвязи со ст. 2.9 КоАП РФ (освобождение от ответственности при малозначительности правонарушения). См. об этом постановление Лабытнангского горсуда Ямало-Ненецкого АО от 26.05.2020 по делу № 5-378/2020.

Таким образом, примирительные процедуры — это процедуры, направленные на урегулирование взаимоотношений сторон без полного и всестороннего судебного разбирательства. Сочетание судебного порядка разрешения административных споров с возможным использованием процедуры примирения сторон призвано способствовать оптимизации административного правосудия и дает сторонам спора широкие возможности для выбора оптимальной формы разрешения спора и защиты своих прав и законных интересов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Статья 46 КАС РФ. Изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска, заключение сторонами соглашения о примирении (действующая редакция)

1. Административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.

2. Административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

3. Административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

4. Стороны вправе заключить соглашение о примирении в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

5. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

6. Суд не утверждает соглашение сторон о примирении, если заключение соглашения прямо запрещено законом, противоречит существу рассматриваемого административного дела или нарушает права других лиц.

7. В случаях, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, суд рассматривает административное дело по существу.

Комментарий к ст. 46 КАС РФ

В ст. 46 КАС РФ содержатся общие положения об изменении основания или предмета административного иска, отказе от административного иска, признании административного иска, заключении сторонами соглашения о примирении. Эти положения во многом в точности аналогичны положениям ст. 49 «Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение» АПК РФ (но кроме положений об изменении размера исковых требований), которыми (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ) установлено следующее:

— истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований (ч. 1);

— истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично (ч. 2);

— ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично (ч. 3);

— стороны могут закончить дело мировым соглашением в порядке, предусмотренном главой 15 «Примирительные процедуры. Мировое соглашение» данного Кодекса (ч. 4);

— арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу (ч. 5).

Статья 39 «Изменение иска, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение» ГПК РФ содержит несколько иное регулирование. Так, названная статья содержит следующие положения:

— истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением (ч. 1);

— суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2);

— при изменении основания или предмета иска, увеличении размера исковых требований течение срока рассмотрения дела, предусмотренного данным Кодексом, начинается со дня совершения соответствующего процессуального действия (ч. 3).

Положения ст. 46 КАС РФ детализированы в положениях ст. ст. 137 «Примирение сторон. Соглашение о примирении сторон» и 157 «Отказ административного истца, его представителя от административного иска, признание административного иска административным ответчиком, его представителем и соглашение о примирении сторон» данного Кодекса.

Положения ч. 1 ст. 49 АПК РФ содержались и в «предшественнике» данного Кодекса, в связи с чем представляют интерес следующие разъяснения, данные в п. 3 Постановления Пленума ВАС России от 31 октября 1996 г. N 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции» :

РГ. 1996. N 227. 27 ноября.

— изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику;

— изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику;

— из понятий предмета и основания иска вытекает, что если требование о признании сделки недействительной заменяется требованием о расторжении договора и приводятся иные основания этого изменения, то имеет место изменение предмета и основания иска;

— одновременное изменение предмета и основания иска не допускается.

Как разъяснено в п. 10 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36, административный истец вправе увеличить или уменьшить размер требований имущественного характера, поскольку такое увеличение или уменьшение является уточнением заявленных требований (ч. 1 ст. 46, п. 1 ч. 2 ст. 135 КАС РФ).

«КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ» (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий