Кто обладает авторскими правами на фотографии фотограф или человек на снимке

Как защитить авторские права на фотографии: инструкция от Копидефенд

Если вы создали какую-то материальную вещь и её украли, это преступление, за которым должно последовать наказание. Также и с фотографиями. Если автор вкладывает время, деньги и мастерство, а какой-то предприимчивый продавец использует его работы, допустим, для продажи товаров на маркетплейсах — это воровство. Хоть кражу изображений сложно назвать кражей в прямом смысле слова, вы все равно можете отстоять свои права и получить компенсацию от нарушителя. Рассказываем, как это сделать.

Любое произведение, которое было создано творческим трудом, наделяется авторским правом. Все ваши фотографии защищает закон, и никто не может использовать их без разрешения. Например, в рекламной кампании или на сайте. Даже если работы были найдены в интернете без указания авторства, ответвенность все равно ложиться на предпринимателя. Он самостоятельно должен был удостовериться в законном использовании фотографий. Ни дизайнер, ни рядовой сотрудник, а именно владелец бизнеса.

Чтобы называть себя автором того или иного изображения, не нужно оформлять специальные документы. Если вы что-то сфотографировали, будь то пейзаж или домашний питомец, то уже обладаете авторскими правами на изображение вне зависимости от его художественного значения и ценности.

Если ваш контент особо ценный, вы можете оформить авторство юридически, например, депонировать произведение* или заверить у нотариуса. Но это необязательно. Верховный суд РФ разрешает защищать авторство любыми удобными способами.

*Депонирование работает так: автор передаёт копию произведения специальной организации. Взамен получает сертификат с датой передачи и указанием себя автором

Есть много простых методов защиты своих фотографий, и о них лучше подумать на этапе съемки, чтобы не было проблем в процессе спора. Нарушители будут цепляться за любую возможность не платить компенсацию.

В прошлом году наш сервис по защите авторских прав вел дело Саши Иватович. Её фотографию использовали в коммерческом Инстаграм*-аккаунте (запрещен в РФ) без разрешения. Дело дошло до суда, где юрист ответчика утверждал, что авторство спорного изображения не доказано. Проблема заключалась в смене фамилии после замужества: в портфолио автор использовала использовала известный в кругах псевдоним «Sasha Ivatovich», а в документах фигурировала уже новая фамилия.

В качестве доказательств наши юристы собрали исходные фаилы используемой фотографии без обработки, весомые публикации автора в популярных изданиях и документы о заключении брака и смены фамилии.

  1. Используйте имя, никнейм или логотип на каждой фотографии, которую публикуете в интернете. Желательно оставлять подпись незаметно, например, в волосах модели или на одежде. Так их будет тяжелее удалить. Согласно законам, человек, имя которого указано на произведении, считается автором, пока это не опровергнуто другими существенными доказательствами.
  2. Оставляйте на публикуемой фотографии битые пиксели, которые человеческий глаз не сможет различить. Этот способ покажет «знание вашей фотографии» и станет существенным доказательством авторства.
  3. Используйте реальное ФИО в творческой деятельности, либо свяжите псевдоним с именем и фамилией из официальных документов. Например, укажите их в соцсетях или в разделе «О себе» на сайте. У суда возникнут вопросы, если вы подаете заявление от одного имени, а в авторстве фотографии используете другое. Таким удобным случаем обязательно воспользуется ваш оппонент.
  4. Если работаете с моделью, подписывайте релиз* с согласием на обнародование и использование изображений. Так вы сможете открыто публиковать фотографии, не опасаясь, что модель пойдет в отказ и получите дополнительное доказательство вашего авторства.
  5. Если вы фотографируете природу и пейзажи, делайте селфи, на котором вас видно в конкретной точке. Это условно докажет, что вы были в определенном месте в определенное время, а ваши фотографии похожи на изображения с селфи.
  6. Заполняйте EXIF настройки камеры, когда покупаете новую или подержанную технику. Желательно в формате «ФИО (никнейм)». В EXIF указывается важная информация о владельце: номер, серия фотоаппарата и объектива.

Также EXIF запоминает, как была получена фотография: в какую дату, на какие камеру и объектив. Эти данные станут весомым доказательство вашего авторства в споре.

Если вы продали камеру, сохраняйте копию чека или фактуры. В них указан серийный номер аппарата — это доказательство использования в определенный период.

Сохраняйте исходники в формате RAW с указанием в метаданных времени съемки, модели камеры и имени фотографа или полный сет со съемки. В суде они станут неопровержимыми доказательствами вашего авторства.

Если по каким-то причинам не храните исходники, то оставляйте хотя бы PSD-формат со слоями обработки.

  • Трудновыяснить надлежащего ответчика: владельца аккаунта в соцсети или владельца интернет-ресурса
  • Высокие затраты на доказательства (депонирование, нотариальное заверение) и юридическую часть, которые могут превышать потенциальный размер компенсации
  • Долгое судебное разбирательство
  • Правовыериски: проигрыш в суде или существенное снижение компенсации

Например кто-то использовал вашу фотографию в коммерческой соцсети

Шаг 1. Важно! Не пишите нарушителю сразу, а зафиксируйте нарушение

Первая реакция нарушителя — удалить фотографию. Без протокола фиксации нарушения вы не сможете доказать в суде неправомерное использование изображения, а значит не получите компенсацию

Как зафиксировать нарушение

  • Записать видео
  • Сделать скриншот
  • Сделать протокол осмотра
  • Зафиксировать нарушение с помощью нотариуса

Шаг 2. Составьте досудебную претензию

Досудебная претензия — это обычное письмо, где вы требуете прекратить нарушать авторские права и выплатить компенсацию за использование изображений. Несмотря на угрожающее название, досудебка — это попытка мирного урегулирования конфликта,

Как правильно составить претензию

  • У вас на руках должен быть протокол фиксации нарушения с данными о нарушителе, как в первом шаге.
  • Пропишите в претензии, что именно нарушили: рекомендуем изучить практику или обратиться к юристу для составления текста со ссылками на законодательство.
  • Объясните, почему вы — автор: укажите ссылку на вашу публикацию, предоставьте скриншот полного сета фотографий. Ни в коем случае не скидывайте нарушителю оригинал изображения в исходном формате.
  • Сформулируите требования к нарушителю: указать ваше авторство, удалить фотографию, выплатить компенсацию.
  • Оригинал претензии отправьте заказным письмом с уведомлением о вручении для соблюдения досудебного порядка. Копию можно направить другим удобным способом, например, по email или личным сообщением в соцсетях.

Шаг 3. Подготовьте исковое заявление для суда

Если нарушитель не ответил на досудебную претензию в течение 30 дней, готовьтесь к суду.

Вы уже собрали доказательства, когда составляли претензию. Их будет достаточно.

Но мы рекомендуем расширить исковое заявление цитированием законов ГК РФ, судебной практикой, обоснованием заявленных требований. Будьте готовы, что нарушитель обратиться за защитой к юристам и будет оспаривать ключевые моменты дела о нарушении авторских прав, но запомните: вы доказываете авторство, а нарушитель доказывает законность использования спорной фотографии.

Вы доказываете авторство, а нарушитель доказывает законность использования спорной фотографии.

Законы РФ не запрещают общаться с нарушителем самостоятельно. Вы вправе выбирать методы защиты своих авторских прав. Например, скачать образец претензии или изучить инструкции о том, как составить заявление в суд. У этого метода есть беспорное преимущество — экономия денег. Вам не придется тратится на предоплату юристу, только на судебные издержки. Но самостоятельное ведение дел имеет и ряд недостатков. Разберем их:

❌ Все риски ложатся на вас: если неправильно рассчитаете компенсацию, то можете оказаться в минусе, или проиграете суд из-за недостаточных доказательств

❌ Трата времени на то, чтобы самостоятельно составить претензию или исковое заявление. Юридический язык очень сложный: законодательный фундамент полон, разными словесными конструкциями, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, через которые человеку без юридического образования крайне сложно продраться

❌ Нужен высокий уровень стрессоустойчивости и навыки переговоров для общения с нарушителями. По нашему опыта, в 99% случаев они не захотят платить, а будут давить всевозможными методами (возможно, незаконными) и манипулировать фактами

❌ А если у вас не одно дело, а несколько, то разбирательства могут занять всё свободное время

Все сводится к тому, что

Юрист — это меньше нервов, больше расходов, выше % получения компенсации.

Так ли это на самом деле? Разберем плюсы и минусы работы с юристом:

Самостоятельно вести дело или с юристом — решать вам, исходя из бюджета, загруженности, навыков. Но, как видите, оба вариант имеют свои преимущества и недостатки.

  • Если вы не хотите, чтобы ваши работы украли — используйте превентивные меры, о которых мы писали
  • Не помогло? Фиксируйте нарушения и отправляйте досудебную претензию ответчику
  • Нарушитель не вышел на связь в течение 30 дней? Направляйте исковое заявление в суд и готовьте доказательства. Найдите опытных в этом деле юристов, чтобы не допустить ошибок

Юристы Копидефенд выигрывают 98% дел. Наши фотографы получают справедливые компенсации, а мы — ещё больше практики в области авторского права

Какие права на фотографию имеет фотограф. Авторские права фотографа

Нарушение авторских прав фотографа – очень актуальная тема в последнее время. Права в России нарушают все кому не лень от частных лиц до крупных фирм и даже политических партий. Способы самые разные – от размещения чужых фотографий на сайтах в интернете до печати фотографий на рекламной продукции. Например, в журналах, на билбордах, на сувенирной продукции и т.д.

Чтобы умело защищать свои права как фотографа их надо знать. Практика показывает, что далеко не все фотографы знают какими именно правами они обладают на свои фотографии. Давайте в этом разберемся.

Все фотографии представлены на каком-то материальном носителе. Это может быть цифровой файл на диске или напечатанная фотография каким-либо способом. Этой фотографией обладает первоначально сам фотограф. Таким образом, у фотографа есть право собственности на материальный носитель с фотографией.

Право собственности подразумевает, что фотограф может владеть, пользоваться и распоряжаться тем носителем, на котором воплощена его фотография, как вещью.

Но у фотографа есть еще и большой блок авторских прав на свою фотографию. Здесь важно сделать существенную оговорку, что авторские права никак не связаны с правом собственности на материальный носитель. Иными словами, если фотограф распечатал фотографию и подарил ее другу, у друга не возникает права использовать эту фотографию где угодно: сканировать, выкладывать в интернет и т.д.

Вывод: авторские права на произведение и право собственности на материальный носитель – это разные права.

kakiye_prava_na_fotografii_imeyet_fotograf-648x486

Авторские права на фотографию возникают с момента создания фотографии, т.е. с момента получения кадра. Регистрация данных прав не требуется. Также не имеет значение была ли обнародована фотография или нет.

Авторские права на фотографию делятся на:

1. исключительное право на произведение;

2. право авторства;

3. право автора на имя;

4. право на неприкосновенность произведения;

5. право на обнародование произведения;

6. другие права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа).

Теперь рассмотрим подробнее каждое из этих прав: что они означают и из чего состоят.

Исключительное право на фотографию

Исключительное право на фотографию – это имущественное право. Особенностями данного права является то, что им можно распорядиться (например, продать или подарить). Также данное право переходит по наследству.

У исключительного права есть свой срок действия. Оно действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Когда срок действия исключительного права истекает – фотография переходит в общественное достояние и ее может использовать кто угодно.

isklyuchitelnoye_pravo_na_fotografiyu1-648x486

Исключительное право заключается в том, что его обладатель вправе:

1. использовать фотографию самому лично в любой форме и любым не противоречащим закону способом;

2. разрешать или запрещать другим лицам использование фотографии. Причем отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Использование фотографии возможно как в целях извлечения прибыли так и без такой цели.

Под использованием фотографии понимается следующее:

1) воспроизведение фотографии, то есть изготовление одной и более копии фотографии или ее части на любом материальном носителе. При этом запись фотографии на электронный носитель, в том числе запись в память компьютера, также считается воспроизведением;

2) распространение фотографии путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров;

3) публичный показ фотографии, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра фотографии непосредственно либо с помощью любых технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

4) импорт оригинала или экземпляров фотографии в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра фотографии;

6) сообщение в эфир или по кабелю, то есть показ фотопроизведения для всеобщего сведения по телевидению;

7) переработка фотографии. Переработка предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего.

доведение фотографии до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. Например, размещение фотографии в интернете.

Право авторства и право автора на имя

Эти два права взаимосвязаны друг с другом. Они носят личный неимущественный характер. Они бессрочны и сохраняются после смерти автора. Отказ от этих прав ничтожен.

Право авторства означает право признаваться автором произведения. По заявлению разработчиков части 4 Гражданского кодекса РФ это право является основой всех остальных прав. Оно означает, что человек, создавший фотографию вправе перед всем обществом обозначать себя в качестве автора (создателя) произведения.

Право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Однако, в целях лучшей идентификации автора фотографии лучше указывать свое настоящее имя.

Право на неприкосновенность произведения и защита фотографии от искажений

Это право является неимущественным, поэтому оно неотчуждаемое и непередаваемое кому-либо. Также это право охраняется бессрочно. По сути право на неприкосновенность – это право на защиту репутации фотографа.

Оно означает, что без согласия автора фотографии нельзя вносить какие-либо изменения и дополнения к фотографии. Если нарушителем было допущено извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора он имеет право требовать защиты чести, достоинства и деловой репутации в судебном порядке.

Право на обнародование фотографии

Обнародование фотографии – это когда сам фотограф (или тот, кому фотограф дает свое согласие) впервые делает фотографию доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом, например, публикует в интернете.

Другие авторские права

Право на отзыв означает, что автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Право следования означает, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования).

Право доступа — это право автора произведения требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Право на вознаграждение за использование служебного произведения означает, что автор имеет право на вознаграждение, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу.

Заключение:

Как видим, у фотографа достаточно много прав. И все перечисленные в этой статье права фотографа подлежат защите. Но перед тем как защищать свои права и определять размер ущерба, надо четко понимать: какие именно нарушены права фотографа. Потому что для нарушения разных прав предусмотрена разная ответственность. О способах защиты и размере ответственности за нарушение авторских прав фотографа будет написано в других статьях.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий