Конституционные основы статуса вынужденных переселенцев

Конституционно-правовые основы статуса беженцев и вынужденных переселенцев в России

В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» беженец — это лицо, которое НЕ является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Вынужденным переселенцем признается:

1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным указанным федеральным законом.

Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации: теорико-правовые вопросы Текст научной статьи по специальности «Право»

В настоящей статье рассмотрены вопросы по определению консти­туционно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации. Через правовой статус наиболее полно можно охарактеризовать связи и права личности, отразить основные стороны юридического бытия индивида.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шуршалова Е. С.

Конституционный принцип равноправия как элемент правового статуса личности в Азербайджанской Республике

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации: теорико-правовые вопросы»

4. Занина М.А. Проблемы разрешения коллизий норм права равной юридической силы в современном российском праве // Законодательство и экономика. — 2010. — № 4.

5. Четвертакова Е.С. способы разрешения юридических коллизий в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. — 2009. — № 7.

6. Определение Конституционного Суда РФ от 5 октября 2000 г. № 199-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кушнарева Андрея Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 40.1 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. — 2001. — № 1.

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // СЗ РФ. 05.07.2004. — № 27. — Ст. 2804.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРИКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ

Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, г. Энгельс

В настоящей статье рассмотрены вопросы по определению конституционно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации. Через правовой статус наиболее полно можно охарактеризовать связи и права личности, отразить основные стороны юридического бытия индивида.

В современном мире проблема личности и ее взаимоотношения с государством, права, свободы и обязанности граждан, их единство приобретают исключительное значение и актуальность. Положение личности в обществе получает свое выражение в действующих правовых нормах и в регулируемых ими правовых отношениях. В отношениях с государством личность выражается в качестве гражданина, иностранного гражданина и лица без гражданства, каждая из этих категорий является юридическим

* Старший преподаватель кафедры Публичного права, аспирант.

основанием для личности пользоваться юридическими правами и выполнять установленные законом обязанности [1, с. 11].

Правовое положение личности, т.е. ее положение в обществе и государстве выраженное в праве, именуется статусом личности [2, с. 29].

Проблема определения правового статуса мигрантов в настоящее время активно обсуждается как учеными, так и практиками. Споры ведутся, прежде всего, о конкретном содержании правого статуса той или иной категории мигрантов. К сожалению, отсутствует до сих пор единое мнение о том, каковы особенности правового статуса мигрантов по отношению к иным категориям населения, позволяющее говорить о необходимости выделения специального правового статуса [3, с. 29].

«Статус» в переводе с латинского обозначает положение, состояние. Статус- установление нормами права положения его субъектов, совокупность их прав и обязанностей [4, с. 665]. В научной литературе высказываются различные мнения по поводу соотношения понятий «правовой статус» и «правовое положение».

По мнению Н.И. Матузова, понятия «правовой статус» и «правовое положение» личности равнозначны [5, c. 231]. Во всяком случае, законодательство, юридическая практика, печать, а также международные акты о правах человека не приводят между ними какого-либо различия, а употребляются в одном и том же смысле [6, c. 36].

Так, А.Н. Жеребцов, исходя из синонимичности понятий «правовое положение» и «правовой статус» акцентирует внимание на том, что: «правовое положение»-категория более широкая и общая, и поэтому закрепляется Конституцией Российской Федерации, а «правовой статус»- конкретизируется в текущем законодательстве» [7, c. 15]. В юридической науке большое внимание уделяется носителям статуса. Носителями конституционно-правового статуса принято считать субъектов конституционного пра-ва. Богданова H.A. к носителям конституционно-правового статуса отно-сит социальные и национальные общности, государство в целом, его составные части, государственные органы и должностных лиц, органы местного самоуправления, человека и гражданина, функциональные территориальные общности (коллективы) [8, c. 4].

Термин «правовой статус» в настоящее время широко используется юристами. Через него наиболее полно можно охарактеризовать связи и права личности, отразить все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовую и общественно-политическую деятельность, социальные притязания и их удовлетворение.

Раскрывая понятие конституционно-правового статуса как важнейшую связь и взаимоотношения между личностью и государством, следует определить содержание этого явления.

Так, в отечественной науке конституционного права сформировалось три основных подхода к определению элементного состава правового положения личности.

Первый подход был достаточно отчетливо сформулирован Н.В. Вит-руком, который включает в правовое положение личности: 1) юридические права и свободы; 2) юридические обязанности; 3) законные интересы (интересы, не нашедшие прямого закрепления в юридических правах и обязанностях, но подлежащие правовой защите со стороны государства); 4) гражданство; 5) правосубъектность; 6) юридические гарантии [9, с. 27].

Согласно второму подходу в понятие правового положения (статуса) входят два элемента- права и обязанности; ряд дополнительных элементов следует считать либо предпосылками правового статуса (гражданство, общая правосубъектность), либо вторичными элементами по отношению к основным (юридическая ответственность), либо вообще категориям, далеко не входящими за пределы правового статуса (гарантии). Дополнительные, «предстатусные» и «послестатусные» элементы предполагается включить в понятие «правовое положение личности» [10, с. 119].

Третий подход основан на признании категорий «правовой статус» и «правовое положение» личности в качестве синонимов и отсутствии строго деления на «основные» и «дополнительные» составные элементы правового статуса личности.

Рассмотрев различные позиции авторов и основные понятия конституционно-правового статуса личности в науке, следует сказать, что конституционно-правовой статус личности это правовая связь между личностью и государством, характеризующаяся совокупностью прав и свобод, обязанностей и гарантий. Правовой статус личности- это базовая категория, на основе которой происходит конкретизация прав и обязанностей по отношению к определенным группам населения.

Исходя из деления правового статуса личности на общий, родовой и видовой, по отношению к мигрантам должно использоваться понятие родового правового статуса [11, с. 132]. «Специальный, или родовой статус отражает особенности положения определенных категорий граждан. Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством» [12, с. 126].

В рамках родового правового статуса можно выделить видовые правовые статусы: беженца, вынужденного переселенца, иностранного работника (трудящегося-мигранта) и др. К подобному выводу пришел и Экономический Суд СНГ в Решении № С-1/14-96 «О толковании понятий «беженец», «мигрант», «вынужденный переселенец» применительно к Соглашению о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, заключенному 24 сентября 1993 г.: в соответствии с общим значением понятия «ми-

грант» за ним необходимо признать статус родового понятия, включающего в себя все категории лиц, осуществляющих пространственные перемещения, вне зависимости от причин перемещений, их длительности и пространственных границ [13, с. 21].

Родовой правовой статус мигранта в российском законодательстве не определен, федеральным законодателем как отмечалось выше, понятие «мигрант» не используется. В то же время в литературе нередко высказывается мнение о необходимости разработки «общего правового статуса мигранта [14, с. 49]. Однако следует признать практическую и методологическую сложность решения подобной задачи, в том числе из-за чрезвычайно широкого предмета регулирования подобного нормативного правового акта. На теоретическом уровне можно выделить несколько особенностей, позволяющих говорить о наличии родового правового статуса, объединяющего видовые категории мигрантов.

Первая особенность состоит в том, что мигранты являются категорией населения, специфика статуса которой связывается с осуществляемыми ими пространственными перемещениями через государственные или административные границы. Следствием миграции является появление значительных по численности групп населения, большей частью не адаптированных к новым условиям проживания и не ассимилированных среди коренного населения. Поскольку наличие мигрантов влияет на экономическую, демографическую, политическую, криминологическую ситуацию в принимающем государстве или административно-территориальной единице, очевидна необходимость специального регулирования правового статуса данной категории населения.

Практически всегда миграционное перемещение влечет изменение правового статуса — это вторая особенность. «Особый правовой статус мигранта будет зависеть от видового различия мигрантов (беженец, вынужденный переселенец, иностранный работник и т.д.) и заключаться в до-полнительныхправах иобязанностях» [15, с. 32].

Международные мигранты, находясь вне территории страны, гражданами которой являются, с одной стороны, как правило, сохраняют права и обязанности по отношению к государству гражданской принадлежности, а с другой — дополнительно приобретают определенные права и обязанности государства пребывания, становясь «трудящимися-мигрантами», «беженцами», «нелегальными мигрантами» и т.д. Статус внутренних мигрантов также может изменяться в зависимости от субъекта Федерации — места пребывания или проживания [16, с. 132].

Кроме предложенного деления правового статуса на общий, родовой и видовой. Сырых В.М. выделяет следующие пять видов правового статуса: международно-правовой; конституционный; отраслевой; специальный; индивидуальный.

Содержание международно-правового статуса будут составлять права, свободы и обязанности, закрепленные нормами международного права; конституционно-правового статуса — закрепленные в конституции государства; права, свободы и обязанности, которые характерны для отдельных социальных слоев, социальных групп общества в силу специфики их социального, политического и даже географического положения, составляют специальный правовой статус [17, с. 476].

На сегодняшний день можно выделить лишь конституционно-правовой статус отдельных категорий мигрантов, в частности, беженцев, вынужденных переселенцев. В отношении мигрантов в целом, на наш взгляд, более правильно говорить о конституционно-правовых основах статуса. Как указывают Е.И. Козлова и O.E. Кутафин, понятие «основы» определяет, прежде всего, наиболее существенные, исходные начала, отражающие положение человека и гражданина в обществе и государстве, принципы взаимоотношений государства и личности; оно включает в себя такие элементы, как правовые установления, связанные с принадлежностью к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства, юридически закрепленные общие принципы статуса личности, основные права, свободы и обязанности [18, с. 95]. Необходимо обратить внимание на множество мнений по поводу понятия и содержания правового статуса, а также соотношение его с понятием «правовое положение». Хотя на наш взгляд данные понятия идентичны.

Для того чтобы определить правовой статус мигрантов, необходимо законодательно закрепить само понятие «мигрант». Применительно к отдельным категориям, таким как беженцы, вынужденные переселенцы, необходимо сказать о специальном правовом статусе, который фиксирует особенности положения этих категорий, обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

1. Лукашева Е.А. Право. Мораль. Личность. — М., 1986. — С. 177-178; Комаров С.А. Советское общенародное государство и личность. — Красноярск, 1986.

2. Права личности в социалистическом обществе. — М., 1981.

3. Пилюгина И.В. Теоретические основы правового статуса мигрантов // Журнал российского права. — 2009. — № 2.

4. Большой юридический словарь / Под.ред. А.Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В.Е. Крутских. — М., 1999.

5. Теория государства и права. Курс лекций / Под. ред. Н.И. Матузова и A.B. Малько. — М., 1999.

6. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. — М., 1995.

7. Жеребцов А.Н. правовое регулирование статуса беженцев и вынужденных переселенцев в субъектах РФ: автореф. дисс. . канд. юрид. наук. — Волгоград, 1999.

8. Богданова H.A. Категория статуса в конституциональном праве // Вестник московского университета. Серия. Право. — 1998. — № 3.

9. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. — М., 1979.

10. Кучинский. В.А. Личность. Свобода, право. — М., 1978.

11. Плюгина И.В. Теоретические основы правового статуса мигрантов // Журнал Российского права. — 2009. — № 3.

12. Матузов Н.И., Малы® A.B. Теория государства и права. — М., 2004.

13.Российская газета. — 1996. — № 271.

14. Баранов В.М. Незаконная миграция в современной России: понятие, виды, эффективность противодействия // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты: сб.ст. / Под. ред. В.М. Баранова. — Н.Новгород, 2004.

15. Хабриева Т.Я. Миграционное право как структурное образование российского права // Журнал российского права. — 2007. — № 3.

16. Плюгина И.В. Теоретические основы правового статуса мигрантов // Журнал Российского права. — 2009. — № 3.

11. Конституционно-правовые основы статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Право убежище в Российской Федерации.

Понятие «беженец» применяется к лицу, которое: 1) не является гражданином Российской Федерации; 2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства – вне страны своего прежнего обычного места жительства); 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.

В отличие от беженца, вынужденный переселенец, – как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта.

Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивший место жительства в ее пределах по указанным выше основаниям. Закон определил и некоторые иные основания признания лица вынужденным переселенцем.

Установленные рассматриваемыми Законами порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.

Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания (за рубежом ~ в дипломатическое представительство или консульское учреждение России; на границе – при отсутствии поста иммиграционного контроля – в орган пограничного контроля). Ходатайство подается и рассматривается в установленные законами сроки. После проверки соответствующих сведений надлежащий орган Федеральной миграционной службы выдаст свидетельство о принятии (регистрации) ходатайства, что влечет распространение на лицо комплекса необходимых прав и направление его в центр временного размещения. После такого предварительного рассмотрения . ходатайства названный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуса беженца или вынужденного переселенца, о чем выдается соответствующее удостоверение установленного образца. Оно действительно на всей территории России в течение пяти лет. В необходимых случаях статус беженца или вынужденного переселенца может продлеваться на каждый последующий год по заявлению лица.

Законы устанавливают основания, по которым может быть отказано в предоставлении названных статусов.

Отказ в принятии ходатайства и отказ в предоставлении соответствующего статуса может быть обжалован в вышестоящий орган Федеральной миграционной службы или в суд.

Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Эти лица вправе в течение трех месяцев избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники при условии согласия последних.

Установлены льготные условия для приобретения беженцами или вынужденными переселенцами российского гражданства.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать беженцам и вынужденным переселенцам всестороннюю помощь и содействие в решении их жизненных проблем, связанных с устройством на новом месте жительства.

Для временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев (на срок не более трех месяцев) создаются центры, являющиеся государственными учреждениями Федеральной миграционной службы России. Типовое положение о центре временного размещения вынужденных переселенцев утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 1997 г.

Вынужденным переселенцам может быть предоставлена долговременная беспроцентная возвратная ссуда на строительство (приобретение) жилья.

В законах определены основания, при которых лицо утрачивает статус беженца и вынужденного переселенца.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий