Комиссия по делам несовершеннолетних прокурор

62.Прокурорский надзор по делам о преступлениях несовершеннолетних.

Из всех нарушений законности, допускаемых несовершеннолетни­ми, наиболее опасными являются уголовные преступления.

При осуществлении надзора по делам несовершеннолетних в уголов­ном процессе прокуроры

надзор при возбуждении уголовных дел, за соблюдением требований закона о подследственности.

Производство предварительного следствия обязательно также по всем делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Осуще­ствляя надзор, прокурор следит за тем, чтобы во всех случаях незави­симо от тяжести совершенного преступления, наступивших послед­ствий производилось предва­рительное следствие. Прокурор обязан дать указание о передаче дела или материа­лов следователю органов внутренних дел или возбуждает дело сам и направляет его для расследования следователю;

требований о возрастных границах уголовной ответствен­ности — о том, что подлежит прекращению уголовное дело в отноше­нии несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, когда может наступить уголовная ответственность, но в силу недостатков психического развития (при отсутствии психического заболевания) не мог осознать фактический характер и общественную опасность своих действий;

возможность прекращения уголовного дела с применением принудительных мер воспитательного воздействия. В случае совершения малозначитель­ного или не представляющего большой общественной опасности пре­ступления при явной очевидности правонарушения к несовершенно­летнему могли быть применены меры общественного воздействия. В таких случаях прокурор дает согласие, не возбуждая уголовного дела, на передачу материалов на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних.

необходимость установления точного возраста несовершеннолетне­го, в том числе в порядке, установленном для случаев, когда не имеет­ся соответствующих документов, — через судебно-медицинскую экс­пертизу;

постоянный надзор за соблюдением прав, предоставляемых несо­вершеннолетнему в части защиты его интересов, особенно в случаях:

а) задержания в качестве подозреваемого;

б) предъявления обвинения;

в) решения вопроса об избрании меры пресечения;

г) о порядке допроса, в частности участие педагога, законного представителя, а в необходимых случаях — специалиста-психолога.

требований глубокого изучения личности не­совершеннолетнего, условий его жизни, воспитания, его окружения, имея в виду необходимость установления организаторов, подстрекателей со сто­роны взрослых, которые очень часто вследствие недоработок при рассле­довании уходят от ответственности, подставляя несовершеннолетних как основных виновных преступления.

Прокурор должен постоянно знать и изучать уголовное дело, возбуж­денное в отношении несовершеннолетнего, чтобы:

а) обеспечить соблюдение законности;

б) быть готовым принять участие в рассмотрении дела судом.

Закон установил обязательное участие прокурора при рассмотрении судом уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.

при осуществлении надзора за предварительным следствием, при уча­стии в судебных заседаниях прокурор должен особое внимание уделять выяснению причин совершения преступлений, условий, способствующих этому, особенно со стороны организаций, учреждений, предприятий, ко­торые должны осуществлять контроль или выполнять те или иные требова­ния закона. Это, несомненно, поможет затем в предупреждении наруше­ний законов об охране прав и интересов несовершеннолетних, в предуп­реждении преступных проявлений с их стороны.

В обвинительной речи прокурору необходимо глубоко аргументиро­вать возникновение преступного умысла у несовершеннолетнего, раскрыть обстоятельства, которые оказали влияние на формирование его личности. При изложении предложений о виде и мере уголовного наказания проку­рору надлежит исходить из закона о том, чтобы в полной мере использо­вать возможности перевоспитания подростков, совершивших преступле­ния, без изоляции от общества, прибегая к лишению свободы как к край­ней мере.

закон запрещает применять выс­шую меру наказания — смертную казнь, срок лишения свободы не может превышать 10 лет; нельзя применять в отношении их такую меру, как ли­шение свободы в виде заключения в тюрьму.

Если приговор в отношении несовершеннолетнего является незакон­ным или необоснованным, прокурор приносит кассационный протест на предмет его отмены или изменения. Осуществляя надзор в стадии касса­ционного производства, прокурор обязан принять обязательное участие в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.

63.Надзор прокурора за соблюдением законодательства о труде несовершеннолетних.

Прокуроры осуществляют надзор за соблюдением требований 1) закона о трудоустройстве несовершеннолетних и 2) законодательства о труде в от­ношении несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 280 ТК на предприятиях устанавливается броня приема на работу и на производственное обучение молодежи, окончившей общеобразовательные школы, ПТУ, а также других лиц моложе 18 лет. Районные и городские исполнительные комитеты утверждают планы трудоустройства молодежи, направляя их ру­ководителям предприятий и учреждений. Отказ в приеме на работу и профессиональное обучение указанным лицам, направленным в счет брони, запрещается. Такой отказ может быть обжалован ими в суд. В случае отказа в приеме на работу прокурор направ­ляет руководителю предприятия соответствующее предписание, подлежа­щее обязательному исполнению.

Прокурорам надлежит осуществлять строгий надзор за соблюдением трудового законодательства о предоставлении несовершеннолетним оп­ределенных льгот:

запрещение применения труда лиц моложе восемнадцати лет на тяже­лых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных и горных работах. Список работ, на которых запреща­ется применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утверждается Правительством;

запрещаются подъем и перемещение несовершеннолетними тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы.

с письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечи­телей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения легкой работы, которая:

не является вредной для его здоровья и развития;

не наносит ущерба посещаемости общеобразовательной школы.

все лица моложе восемнадцати лет принимаются на работу лишь пос­ле предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до дос­тижения восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному меди­цинскому осмотру. Обязательные ежегодные медицинские осмотры несовершеннолетних работников проводятся в рабочее время с со­хранением среднего заработка;

запрещается привлекать работников моложе восемнадцати лет к ноч­ным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, работам в выходные дни;

трудовые отпуска работникам моложе восемнадцати лет предоставля­ются в летнее время или, по их желанию, в любое другое время года;

для работников моложе восемнадцати лет нормы выработки устанав­ливаются исходя из норм выработки для взрослых работников про­порционально сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренного законодательством для данной категории работ­ников.

Для работников, принимаемых на работу по окончании обще­образовательных, профессионально-технических и средних специаль­ных учебных заведений, курсов, прошедших обучение непосредствен­но на производстве, могут устанавливаться пониженные нормы выра­ботки.

заработная плата работникам моложе восемнадцати лет при сокра­щенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в та­ком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы;

• • оплата труда учащихся общеобразовательных, профессионально-тех­нических и средних специальных учебных заведений, работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отрабо­танному времени или в зависимости от выработки. Нанимателями могут устанавливаться учащимся доплаты к заработной плате;

расторжение трудового договора с работниками моложе восемнадца­ти лет по основаниям, допус­кается, помимо соблюдения общего порядка, только с согласия либо после предварительного, не менее чем за две недели, уведомления районной комиссии по делам несовершеннолетних.

В системе органов образования созданы и функционируют специальные общеобразовательные школы для несовершеннолетних правонарушителей в воз­расте от 11 до 14 лет и специальные ПТУ для несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 14 до 18 лет.

Прокурор осуществляет надзор затем, чтобы в эти специальные учеб­но-воспитательные учреждения несовершеннолетние направлялись толь­ко на основании решений комиссий по делам несовершеннолетних сро­ком до трех лет

Прокуроры обязаны систематически и всесторонне проверять соблю­дение законности в деятельности учебно-воспитательных учреждений, стро­го следить за тем, чтобы их работа с воспитанниками была эффективной. Особое внимание они должны обращать на трудовое и бытовое устройство лиц, освобождаемых из этих учреждений.

Особенности проведения прокурорской проверки исполнения законодательства комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав

Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних законом возложена на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в работе которых принимают участие прокуроры. Участие в работе комиссий позволяет реально влиять на реализацию комиссиями правозащитных функций. Кроме того, прокурорами в соответствии с требованиями п. 10.1 Приказа N 188 необходимо усилить надзор за соответствием региональных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность комиссий, используя свои полномочия, активно влиять на реализацию комиссиями правозащитных функций, принципиально реагировать на необоснованное изменение статуса комиссии для обеспечения возможности КДН и ЗП реально выполнять возложенные на них функции координаторов по борьбе с детской безнадзорностью.

Законом N 120-ФЗ определен системообразующий орган, функцией которого является объединение, координация деятельности субъектов профилактики, обеспечение их взаимодействия, — комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — комиссии или КДН и ЗП). Статья 11 Закона N 120-ФЗ возложила на комиссии широкие профилактические функции: защита и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних; выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; координация деятельности органов и учреждений системы профилактики; осуществление мер по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики. Помимо этого, на комиссии фактически возложены и функции ювенальной юстиции в отношении родителей, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющим обязанности по воспитанию детей, и несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения, общественно опасные деяния.

Проверку законности в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав предваряет получение и анализ статистической информации о работе комиссии (форма федерального статистического наблюдения N 1-КДН «Сведения о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», утвержденная приказом Федеральной службы государственной статистики от 30.07.2018 N 464), планов работы на текущий и предыдущие годы с учетом положений действующего законодательства.

Проверку целесообразно начать с анализа деятельности комиссии с учетом требований ст. 11 Закона N 120-ФЗ.

Прежде всего необходимо установить наличие нормативного акта, регламентирующего деятельность комиссии, проверить соответствие Положения о комиссии нормам федерального законодательства, полномочия ее членов, установить, правомочным ли составом комиссии принимаются постановления.

Проверить, что делается комиссией по осуществлению мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Указать, скольким несовершеннолетним и по каким вопросам оказана помощь непосредственно комиссией, сколько представлений и предложений внесено и в какие учреждения по устранению причин и условий социального неблагополучия детей, каково реагирование руководителей этих органов.

Дать оценку эффективности осуществления комиссией мер по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Изучить формы и методы осуществления координации деятельности органов и учреждений системы профилактики (п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона N 120-ФЗ). Проанализировать эффективность взаимодействия последних на примере нескольких детей, в том числе неоднократно задерживающихся органами полиции за безнадзорность; числящихся в скрытом отсеве; вовлеченных в наихудшие формы детского труда и т.д.

Истребовать и проанализировать данные о количестве представлений органов управления образованием и образовательных учреждений об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования. Соотнести эти данные с отчетом РОУО формы Д-12, сведениями о количестве «скрытого отсева». Сверить списки учащихся, числящихся в «скрытом отсеве» по школам и профессиональным училищам, с данными ПДН, органов опеки и попечительства и социальной защиты, располагают ли последние сведениями о таких подростках, каковы причины «скрытого отсева» в каждом конкретном случае, что сделано для возвращения подростка в учебное заведение и нормализации семейного неблагополучия. Привести примеры ненадлежащей работы и отсутствия взаимодействия.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.

В ходе проверки необходимо истребовать и оценить сами постановления комиссии, ответы на них.

Проверить исполнение комиссией требований административного законодательства при привлечении к административной ответственности несовершеннолетних и иных взрослых:

— соблюдается ли срок давности при привлечении к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), выносятся ли постановления о прекращении производства по истечении срока давности (ст. 24.5, 29.1 КоАП РФ);

— соблюдается ли срок рассмотрения административных дел (ст. 29.6 КоАП РФ), особенно в период отпуска председателя или ответственного секретаря комиссии; установить, проводятся ли заседания комиссии во время отпусков членов комиссии, правомочия лиц, замещающих членов комиссии;

— устанавливаются ли обстоятельства по делу, выяснение которых предусмотрено ст. 26.1 КоАП РФ, содержат ли материалы доказательства, наличие которых, согласно ст. 26.2 КоАП РФ, обязательно;

— законность освобождения несовершеннолетних (ч. 2 ст. 2.3, ст. 2.9 КоАП РФ) от административной ответственности;

— соблюдается ли установленный ст. 29.7 КоАП РФ порядок рассмотрения дела об административном правонарушении;

— выносятся ли определения о приводе лиц, указанных в ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ, соотнести полученные данные с количеством административных производств, производство по которым прекращено по истечении срока давности в связи с неявкой правонарушителей;

— осуществляется ли комиссией, как коллегиальным органом, подготовка к рассмотрению административных дел (ч. 1 ст. 29.1 КоАП РФ). Обращает ли внимание комиссия при подготовке дела к рассмотрению на существенные недостатки, прямо предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в том числе на правильность составления протокола об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола;

— возвращаются ли протоколы об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в соответствии с требованиями п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ. Необходимо иметь в виду, что возвращение протокола возможно лишь при подготовке к рассмотрению дела и не допускается при рассмотрении дела;

— полномочными ли должностными лицами составлены протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ);

— выносятся ли определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела (ст. 26.10 КоАП РФ), соблюдаются ли сроки их исполнения;

— использует ли комиссия право внесения представлений, предоставленное ей ст. 29.13 КоАП РФ, обоснованность их внесения и эффективность;

— налагается ли на несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, не имеющего самостоятельного заработка, административное наказание в виде штрафа, выносятся ли в таких случаях определения о взыскании штрафа с родителей или иных законных представителей (ч. 2 ст. 32.2 КоАП РФ);

— соблюдаются ли процессуальные нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях. Соответствие протоколов и постановлений комиссии требованиям, предусмотренным ст. 29.8, 29.10 КоАП РФ;

— исполняются ли комиссией требования ст. 29.11 КоАП РФ об объявлении постановления по делу об административном правонарушении, разъяснятся ли порядок обжалования постановлений;

— исполняются ли постановления по делам об административных правонарушениях. При этом обратить внимание на своевременность уплаты штрафа (ст. 32.2 КоАП РФ), на передачу соответствующих материалов судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ);

— во всех ли случаях рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних в соответствии с ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ о времени и месте их рассмотрения уведомляется прокурор.

Кроме того, необходимо проанализировать практику рассмотрения административных дел, возбужденных в соответствии с ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ членами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

При этом необходимо иметь в виду, что ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ предусмотрено заслушивание заключения прокурора, участвующего в рассмотрении дела об административном правонарушении. В случае выявления незаконных постановлений незамедлительно их опротестовывать.

Представляется целесообразным прокурору по каждому делу об административном правонарушении, рассмотренному с его участием, составлять заключение, примерный образец которого представлен ниже.

Важно проанализировать исполнение комиссией требований главы III Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части рассмотрения материалов о совершении подростками общественно опасных деяний. Установить:

— количество подростков, в отношении которых комиссия ходатайствовала о направлении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (см. примерные образцы заключений прокурора);

— количество ходатайств комиссии, удовлетворенных судом, количество отклоненных. Обратить при этом внимание на то, какова была позиция участвующего прокурора в комиссии и в суде; приносились ли протесты по разногласиям с судом; каковы результаты их рассмотрения;

— какая конкретная помощь в трудовом и бытовом устройстве оказана подросткам, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшимся из специальных учебно-воспитательных учреждений, иным категориям несовершеннолетних.

В деятельности комиссий прокурор также должен проверять законность постановлений о применении принудительных мер воспитательного воздействия, мер административного наказания, обращая особое внимание на индивидуализацию принимаемых мер, обоснованность принятых ходатайств перед судом о помещении подростков в специальные учебно-воспитательные учреждения.

38. Понятие, значение и задачи прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.

Прокурорский надзор за соблюдением законов о несовершеннолетних и молодежи можно определить как осуществляемую в установленных законом формах деятельность прокурора по обнаружению и предотвращению нарушений законов о несовершеннолетних присущими прокуратуре методами и средствами с целью укрепления законности и защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи – самостоятельное, специфическое направление надзорной деятельности прокуратуры. Оно не образует самостоятельной отрасли прокурорского надзора, поскольку его предмет и формы входят частично в сферу общего надзора, частично в сферу других отраслей, а также в сферу участия прокурора в судебном разбирательстве по уголовным, гражданским и иным делам. Вместе с тем надзор по делам несовершеннолетних является самостоятельным участком прокурорско-надзорной деятельности, как одно из «сквозных» направлений прокурорского надзора за исполнением законов, характеризуемое единством задач и методов работы и требующее поэтому специального анализа и решения основных вопросов его организации и осуществления.

Под участком прокурорско-надзорной деятельности необходимо понимать самостоятельное сквозное направление прокурорской деятельности, характеризующееся единым предметом, объектом и пределами надзора независимо от его отраслевой принадлежности. Таким образом, участок характеризуется:

Наличием обособленного предмета (объекта) надзора.

Предмет (объект) надзора образуют общественные отношения в сфере охраны и защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и молодежи (деятельность соответствующих поднадзорных органов и учреждений) по своей правовой природе относящиеся к различным отраслям и направлениям прокурорской деятельности.

Различная отраслевая принадлежность призвана обеспечить оптимальную охрану и защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и молодежи в каждом конкретном случае с помощью многообразных средств и способов прокурорского реагирования, присущих тому или иному направлению прокурорской деятельности.

Для общественных отношений, образующих предмет данного участка, характерная большая значимость для общества и государства; именно поэтому они составляют отдельное направление прокурорской деятельности.

Кроме того, обособление прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи обусловлено: а) объективно существующей в настоящее время системой законодательных актов, касающихся прав, свобод и законных и интересов несовершеннолетних и молодежи; б) системой органов и учреждений, на которых законом возложено исполнение указанных актов; в) кругом должностных лиц, граждан и учреждений, специально наделенных правами и обязанностями по воспитанию несовершеннолетних и молодежи; г) особенностью реализации правовых средств прокурорского надзора.

Впервые данный участок прокурорско-надзорной деятельности был выделен в отдельное направление в 1922 году. Следует отметить, что в настоящее время выделение прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних в отдельную категорию имеет в большей степени теоретическое, а не прикладное значение.

Основной задачей прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи является обеспечение прав, свобод и законных интересов данной категории лиц в различных сферах общественной и государственной жизни. Кроме того, на органы прокуратуры при реализации данного направления возложены также задачи осуществления профилактической работы и пропаганды законов среди органов, учреждений и должностных лиц, обеспечивающих и защищающих права, свободы и законные интересы несовершеннолетних и молодежи.

Поскольку несовершеннолетние и молодежь в социальном плане представляют собой недостаточно защищенный слой граждан, государство создает им дополнительные гарантии. К числу правовых из них как раз и относится осуществление прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи.

Предмет, пределы и специфика прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи

Действующее законодательство нормативно не определяет предмет надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи. В литературе в предмет прокурорского надзора традиционно включают:

соблюдение прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и молодежи в различных областях государственной, экономической, культурной и семейной жизни со стороны соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий;

соблюдение прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и молодежи со стороны родителей и лиц, осуществляющих воспитание несовершеннолетних;

соблюдение прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и молодежи при расследовании и судебном рассмотрении дел о совершенных ими преступлениях, правонарушениях или дел о защите их интересов;

выявление причин и условий, которые, являясь нарушением законов, способствуют совершению несовершеннолетними преступлений и правонарушений, либо преступлений и правонарушений в отношении несовершеннолетних.

Соблюдение прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и молодежи означает осуществление прокурорскими работниками деятельности, направленной на предотвращение нарушений, а также восстановление нарушенных прав и свобод несовершеннолетних и молодежи.

Кроме того, данное направление деятельности включает в себя также организацию работы по координации и взаимодействию с поднадзорными органами и должностными лицами, чья деятельность направлена за защиту прав, свобод и законных интересов молодежи и несовершеннолетних; организацию информационно-аналитической работы о состоянии исполнения законов о несовершеннолетних и молодежи; организацию профилактической работы, направленной на предупреждение нарушений законодательства о несовершеннолетних и молодежи, выявление условий, им способствующих, и причин, их порождающих.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи включает в себя несколько направлений. Основными из них являются: осуществление надзора за исполнением законов об образовании; за исполнением законодательства о трудоустройстве и трудовой занятости несовершеннолетних; за исполнением законодательства об охране здоровья несовершеннолетних и молодежи; за исполнением законодательства об охране прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; за исполнением законодательства по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; об исполнении законодательства об усыновлении, опеки и попечительстве.

Прокурорский надзор и за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи носит инициативный характер, независимо от отрасли или направления деятельности прокуратуры, в которой он осуществляется.

Инициативный характер надзора объясняется тем, что несовершеннолетние и молодежь не всегда могут сами добиваться восстановления нарушенных прав и законных интересов в силу возрастных особенностей («дети еще очень слабо ориентируются в социальном отношении, плохо знают свои права и реальные возможности их обеспечения») и зависимого положения от родителей, воспитателей и администрации соответствующих учреждений.

Несмотря на отсутствие нормативного регулирования, прокурорский надзор и за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи имеет четкие пределы.

По кругу поднадзорных органов и учреждений данное направление прокурорской деятельности включает в себя:

1. Систему органов и учреждений, обеспечивающих и охраняющих права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, состоящую из:

комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемую органом местного самоуправления, и занимающуюся выявлением случаев нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

органов опеки и попечительства — выявлением несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

органов управления социальной защитой населения — выявлением несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

органов внутренних дел — выявлением родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;

органов управления здравоохранением — выявлением несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

органов управления образованием — выявлением несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

органов по делам молодежи — выявлением несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

2. Круг должностных лиц, граждан и учреждений, специально наделенных правами и обязанностями по воспитанию несовершеннолетних.

К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:

социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа органов управления образованием относятся:

специальные общеобразовательные школы открытого типа;

специальные профессиональные училища открытого типа.

Закрытые воспитательные учреждения включают в себя мужские и женские воспитательные колонии строгого и общего режима.

Кроме того, в эту группу также входят родители, опекуны, попечители, и патронатные семьи.

По кругу нормативно-правовых актов предмет надзора включает в себя:

Международно-правовые акты, состоящие из (основные из них):

Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.;

Конвенции № 103 об охране материнства от 28 июня 1952 г.;

Конвенция № 138 о минимальном возрасте для приема на работу от 26 июня 1973г.;

Конвенция № 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах от 9 октября 1946 г.;

Конвенция № 90 о ночном труде подростков в промышленности от 10 июля 1948 г.

Систему федеральных законов, касающихся прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, состоящую из:

Конституции РФ (ст. 38);

ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 24 июня 1999 г.;

ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г.;

ФЗ РФ «Об образовании» от 17.07.1995 г.;

ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г.;

Нормы Трудового кодекса РФ (ст.ст. 265-272); УПК РФ (ст.ст. 420-432); Семейного кодекса РФ; УК РФ; УИК РФ и т.п.

3. Законодательства субъектов РФ, касающегося прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и молодежи. Примерами применительно к Томской области могут служить:

Закон Томской области N 27-ОЗ от 23 ноября 1998 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав»;

Закон Томской области № 68-ОЗ от 28 августа 2002 г. «Об основных гарантиях прав ребенка на территории Томской области»;

Закон Томской области № 79-ОЗ от 19 апреля 2006 г. «Об утверждении программы социально-экономического развития Томской области на период 2006-2010 годов»;

Закон Томской области № 1575-ОЗ от 02 декабря 2004 г. «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей».

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи осуществляется на основе ФЗ «О прокуратуре РФ», однако сам Закон о прокуратуре напрямую не определяет ни предмет, ни правовых средств надзора. Эти вопросы находят свое отражение в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ. К числу основных из них можно отнести:

Приказ Генерального прокурора РФ № 38 от 22 июня 2001 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»;

Приказ Генерального прокурора РФ № 73 от 10 декабря 2002 г. «О признании некоторых организационно-распорядительных документов утратившими силу»;

Указание Генерального прокурора РФ № 37/21 от 28 июня 2002 г. и Министра внутренних дел РФ № 1/4025 от 02 июня 2002 г. «О мерах по предупреждению повторной и групповой преступности несовершеннолетних».

Необходимо отметить, что подобное нормативное регулирование прокурорской деятельности ведет к нечеткости при толковании предмета, пределов надзора, что в итоге приводит к сужению возможностей прокурорского надзора в этой сфере. Представляется, более правильным было внести соответствующие дополнения в Закон о прокуратуре (например, как это сделано при регулировании вопросов, связанных с рассмотрением жалоб и иных обращений граждан).

Правовые средства прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи

Основная особенность реализации правовых средств заключается в том, что при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи в рамках конкретного направления прокурорской деятельности прокурором используются полномочия, соответствующие для этой отрасли или направления деятельности. Например, при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением законов о несовершеннолетних в рамках общего надзора прокурор использует полномочия, предусмотренные для данной отрасли. В этой связи, учитывая, что прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи носит сквозной характер и осуществляется при реализации всех направлений прокурорской деятельности, то можно сделать вывод о том, что при его осуществлении предусматривается реализация всех полномочий, которыми наделен прокурор.

Аналогично складывается ситуация и при вынесении актов прокурорского реагирования – при осуществлении надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокурор может выносить все акты реагирования, предусмотренные Законом о прокуратуре и иным отраслевым законодательством: протест, представление, предостережение, постановление, заявление в суд, указание, письменное требование и т.п.

Практика показывает, что наиболее часто применяемыми средствами выявления, устранения и предупреждения нарушения законов о несовершеннолетних и молодежи являются:

1. Истребование и проверка законности правовых актов, издаваемых учреждениями, предприятиями и организациями в отношении несовершеннолетних.

Данное правовое средство применяется регулярно, независимо от поступления сигналов о нарушении законов, в учреждениях, осуществляющих обучение, воспитание несовершеннолетних и молодежи и охрану и обеспечение их прав, — не реже одного раза в год.

Истребование правовых актов может производиться напрямую в прокуратуру или же возможно проведение проверки их содержания непосредственно на месте в соответствующей организации и учреждении.

2. Требование к руководителям учреждений, предприятий и организаций о проведении проверок и ревизии деятельности подконтрольных и подведомственных им органов и должностных лиц.

Обращения о проведении проверок оформляются в виде требований или постановлений. Выносить и подписывать их могут прокуроры, так и их помощники. В органы уровня субъекта Федерации с такими требованиями районные и городские прокуроры обращаются через соответствующего прокурора субъекта Федерации.

За выполнением прокурорского требования в обязательном порядке устанавливается контроль. Проверка или ревизия должна быть проведена не позднее чем в месячный срок с обязательным извещением прокурора о ее результатах.

3. Требование к руководителям учреждений, предприятий и организаций о выделении специалистов для выяснения вопросов, возникающих в ходе надзора.

Подобное требование прокурор вправе ставить, независимо от наличия сигналов о нарушениях законов. Специалист может привлекаться для непосредственного участия в проводимой прокурором проверке, а также для консультирования в ходе выявления и устранения нарушений законов в иных случаях.

Проверки исполнения законов.

Как правило, в ходя осуществления надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи проводятся специализированные и комплексные проверки.

К примеру, при проверке исполнения законов об образовании может быть проверено соблюдение законов при приеме учащихся в конкретное учебное заведение может быть проверено соблюдение законов при приеме учащихся в конкретное учебное заведение или во все учебные заведения района. Проверке может подлежать одна сфера деятельности либо вся деятельность учебного заведения.

При комплексной проверке проверяются основные функции учреждения либо какая-то основная функция (к примеру, работа с родителями) во всех имеющих отношение к делу организациях района или города (образование, дошкольное воспитание, внешкольные учреждения и пр.). Относительно состояния здоровья несовершеннолетних проверки проводятся в органах здравоохранения и физического воспитания. Вопросы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних – функции комиссий по делам несовершеннолетних и защиты их прав, подразделений по работе с несовершеннолетними в органах внутренних дел и других учреждениях социальной защиты населения.

5. Проверка законности административного задержания несовершеннолетних и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения.

Указанные проверки носят инициативный характер, проводятся в РОВД и комиссиях по делам о несовершеннолетних и защите их прав регулярно, независимо от наличия сигналов о нарушениях законов.

6. Получение от должностных лиц объяснений.

Объяснения могут быть получены в ходе проверки непосредственно на проверяемом объекте либо при вызове в прокуратуру.

Объяснения могут быть устные и письменные. Письменные объяснения целесообразны в тех случаях, когда в них могут содержаться сведения о нарушениях закона. Объяснения в письменной форме получают также от лиц, в отношении которых прокурором может быть поставлен вопрос о привлечении к дисциплинарной или административной ответственности.

7. Использование материалов судебно-следственной практики и дел об административных правонарушениях подростков.

Прокурор применяет меры прокурорского реагирования по результатам расследования и рассмотрения отдельных дел и материалов. По таким материалам могут выноситься постановления о возбуждении дисциплинарного производства в отношении работников образования. Обобщенные данные используются для вынесения представлений, планирования дальнейших проверок и т.п.

8. Требование прокурора об устранении выявленных нарушений законов (устное обращение прокурора).

Эта форма прокурорского реагирования применяется тогда, когда выявленное или ставшее известным правонарушение не является значительным, когда оно единично, а прокурор может полагать, что такое обращение (требование) повлечет за собой устранение нарушения. В практике прокурорского надзора подобные требования рассматриваются как средства оперативного реагирования.

9. Опротестование незаконных правовых актов, издаваемых органами, предприятиями, учреждениями и организациями, незаконных действий должностных лиц.

При осуществлении надзора за соблюдением законов о несовершеннолетних и молодежи прокурор может опротестовывать как незаконные письменные акты (приказы, постановления, распоряжения и т.п.), так и незаконные действия должностных лиц (отказ в приеме несовершеннолетнего на работу, временное отстранение от занятий в школе, отчисление из учебного заведения).

Протест приносится тогда, когда восстановление нарушенной законности является реальным. Если фактически это сделать невозможно либо нецелесообразно из-за изменения обстановки, то опротестовывать незаконный акт не следует. В таких случаях следует искать иные формы восстановления нарушенной законности.

10. Возбуждение дел об административных правонарушениях.

11. Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона.

Предостережение применяется для профилактического воздействия на должных лиц, ответственных за воспитание и исправление несовершеннолетних, в необходимых случаях – на родителей и самих несовершеннолетних. Предостережение может быть сделано наряду с применением иных мер прокурорского реагирования.

12. Принятие мер к возмещению материального ущерба, причиненного нарушением закона.

Принять меры к возмещению ущерба прокурор может устного предложения о возмещении ущерба лицу, нарушившему закон, или предъявления гражданского иска в суд.

13. Внесение представлений об устранении нарушений закона, причин их порождающих и условий им способствующих.

14. Направление информации в муниципальные, государственные и общественные органы и учреждения о состоянии преступности и правонарушений несовершеннолетни и об исполнении законов о несовершеннолетних и молодежи.

15. Участие прокурора в работе местных и региональных органах и учреждениях, занимающихся вопросами обеспечения прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.

16. Участие в суде при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних, а также дел, затрагивающих права, свободы и законные интересы несовершеннолетних.

17. В случае обнаружения признаков преступления вынесение мотивированного постановления о направлении материалов по подследственности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий