Кодифицированный акт права социального обеспечения

Содержание

Источники права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Классификация источников права социального обеспечения

  1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:
    • законы;
    • подзаконные акты.
  2. по сфере их действия:
    • федеральные;
    • субъектов РФ (областные, краевые);
    • отраслевые;
    • муниципальные;
    • локальные.
  3. по органам, принявшим нормативный акт;
  4. по форме акта:
    • законы;
    • указы и распоряжения Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
  5. по правовым институтам.
По степени важности и субординации

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72).

Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон РФ — это Конституция Российской Федерации.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По сфере действия

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно:

  1. отношения по поводу денежных выплат;
  2. отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения (социальных услуг);
  3. отношения процедурного характера;
  4. отношения процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Международные договоры и конвенции

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Законы Российской Федерации

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).

Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, к которым относятся:

  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  • Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и т.д.

Подзаконные нормативные акты

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

К локальным источникам могут относиться территориальные согласия, акты органов местного самоуправления . Цель локальных актов — устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.

К вопросу о кодификации законодательства о социальном обеспечении Текст научной статьи по специальности «Право»

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ КОДИФИКАЦИИ / ЧАСТИЧНАЯ КОДИФИКАЦИЯ / ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / АКТ ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / SOCIAL SECURITY / PRINCIPLES OF CODIFICATION / PARTIAL CODIFICATION / FUNDAMENTALS OF LEGISLATION / SOCIAL SECURITY CODE / ACT OF DIRECT ACTION / NATIONAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобзева Светлана Ивановна

Статья посвящена исследованию необходимости совершенствования законодательства о социальном обеспечении с помощью кодификации. Автор особое внимание обращает на определение принципов кодификации , рассматривает исторический аспект данной проблемы, показывает роль и значение кодификации в современных условиях, раскрывает преимущество и недостатки выбора различных форм системообразующих актов, оценивает возможность разработки в ближайшие годы Кодекса социального обеспечения Российской Федерации, отмечает тенденцию частичной кодификации по отдельным институтам права социального обеспечения (пособия, социальное обслуживание и др.), для убедительности выводов и предложений анализирует современное состояние законодательства в данной сфере.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кобзева Светлана Ивановна

Основные черты кодификации законодательства и ее место в системе российского законодательства, действующего в сфере социальной защиты населения

ON THE ISSUE OF CODIFICATION OF LEGISLATION ON SOCIAL SECURITY

The article is devoted to the study of the need to improve the legislation on social security by means of codification. The author pays special attention to the definition of the principles of codification , considers the historical aspect of this problem, shows the role and importance of codification in modern conditions, reveals the advantages and disadvantages of choosing different forms of system-forming acts, assesses the possibility of developing in the coming years the Code of social security of the Russian Federation, notes the tendency of partial codification of individual institutions of social security law (benefits, social services, etc.), analyzes the current state of legislation in this area for convincing conclusions and proposals.

Текст научной работы на тему «К вопросу о кодификации законодательства о социальном обеспечении»

УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о кодификации законодательства 117

имени o.e. кутафина(мгюА) о социальном обеспечении

К ВОПРОСУ О КОДИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию необходимости совершенствования законодательства о социальном обеспечении с помощью кодификации. Автор особое внимание обращает на определение принципов кодификации, рассматривает исторический аспект данной проблемы, показывает роль и значение кодификации в современных условиях, раскрывает преимущество и недостатки выбора различных форм системообразующих актов, оценивает возможность разработки в ближайшие годы Кодекса социального обеспечения Российской Федерации, отмечает тенденцию частичной кодификации по отдельным институтам права социального обеспечения (пособия, социальное обслуживание и др.), для убедительности выводов и предложений анализирует современное состояние законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: социальное обеспечение, принципы кодификации, частичная кодификация, Основы законодательства, Кодекс социального обеспечения, акт прямого действия, частичная кодификация, национальные проекты.

Professor of the Labour Law and Social Security Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Doctor of Law

[email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9

ON THE ISSUE OF CODIFICATION OF LEGISLATION ON SOCIAL SECURITY

Abstract. The article is devoted to the study of the need to improve the legislation on social security by means of codification. The author pays special attention to the definition of the principles of codification, considers the historical aspect of this problem, shows the role and importance of codification in modern conditions, reveals the advantages and disadvantages of choosing different forms of system-forming acts, assesses the possibility of developing in the coming years the Code of social security of the Russian Federation, notes the tendency of partial codification of individual institutions of social security law (benefits, social services, etc.), analyzes the current state of legislation in this area for convincing conclusions and proposals.

Светлана Ивановна КОБЗЕВА,

профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

© С. И. Кобзева, 2019

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Keywords: social security, principles of codification, partial codification, Fundamentals of legislation, social security Code, act of direct action, partial codification, national projects.

Масштабность, динамичность развития законодательства в социальной сфере, необходимость правового обеспечения реализации национальных проектов по вопросам социальной защиты населения, повышения качества и уровня его жизни, требуют безусловной взвешенности, последовательности, системности принимаемых законодательных решений, что напрямую связано с разработкой кодифицированных актов. Социальная потребность осуществления данной деятельности постоянно находится в поле зрения ученых, практиков1.

В специальной литературе кодификация рассматривается как высшая форма систематизации законодательства, в результате которой осуществляются разработка и принятие основополагающего источника права, где закрепляются наиболее значимые принципиальные положения общей и особенной частей отрасли права. Кодификация — это критическое переосмысление всего нормативного массива в реалиях сегодняшнего дня, устранение противоречий, дублирования, несогласованности правовых норм, обеспечение системности, более четкое логичное построение нормативных предписаний, удобство их использования, доступность понимания, возможность применения.

Кодификация норм права социального обеспечения имеет исторический аспект, еще при обсуждении в первой половине ХХ в. Кодекса законов о социальном страховании специалисты писали, что необходима «чистка» законодательства, нормативные акты «обросли» противоречивыми дополнениями и разъяснениями, запутанность смысла, неясность формулировок основополагающих понятий снижают эффективность действия права.

Советские ученые полагали, что кодификация позволит объединить распыленное законодательство, устранить недочеты, улучшить обеспечение застрахованных, расширить доступность понимания правовых норм и их реализацию2.

Прошли десятилетия, а актуальность проблемы кодификации только возрастает и усложняется децентрализацией правового регулирования социального обеспечения, появлением новых его видов, хаотичностью принятия законов, их множественностью, нестабильностью, усложненностью.

1 См.: Васильева Ю. В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении : монография / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2009. 364 с. ; Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ / отв. ред. Э. Г. Тучкова, Ю. В. Васильева. М. : Проспект, 2013. 440 с. ; Тучкова Э. Г Социально-экономические права человека в социальном государстве и проблемы кодификации законодательства России о социальном обеспечении // Материалы Всероссийской научно-практической конференции в области трудового права и права социального обеспечения. М. : Проспект, 2003. 280 с.

2 Вопросы страхования. 1929. № 50. С. 2—5 ; 1930. № 2. С. 4—7 ; № 3. С. 12—15 ; № 7. С. 6—7 ; № 12. С. 4—7.

КоВзева С. И. Л Л О

УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о кодификации законодательства

имени о.Е.кугафина(мгюА) о социальном обеспечении

Обращаясь к проблеме кодификации законодательства о социальном обеспечении и учитывая, что ранее она не проводилась в данной отрасли, отметим, что требуется научное осмысление сущностных идей, которые могут быть положены в основу кодификации, т.е. речь идет об определении принципов кодификации, с которыми непосредственно связаны результативность планируемой деятельности, качество основополагающего источника права и будущее развитие социального обеспечения.

Взгляды ученых на содержание принципов и их перечень многоаспектны, далеки от завершенности, и требуется дальнейшая научная проработка крайне важной темы.

Никто из специалистов не оспаривает принцип конституционности и законности, он имеет первостепенное правоустанавливающее значение для кодификации социального обеспечения. Конституцией РФ социальные права человека объявлены высшей ценностью, закреплен правовой статус граждан, конституционные нормы гарантируют создание условий, обеспечивающих достойную жизнь; социальное обеспечение каждому по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях; пенсии и пособия устанавливаются законом. Суть данного принципа состоит в том, что все действия по подготовке и принятию кодифицированных актов и сами акты должны строго соответствовать Конституции РФ.

В соответствии с Основным законом страны социальное обеспечение — это предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В связи с этим крайне важно при кодификации руководствоваться принципом федерализма, суть которого — достижение единства интересов России и ее субъектов в защите социальных прав граждан. Для того, чтобы данный принцип был в полной мере реализован, необходимо четко определить перечень полномочий федеральных органов государственной власти и субъектов РФ, не нарушая при этом единства правового статуса человека и не снижая степень его социальной защищенности в зависимости от места проживания. К сожалению, в настоящее время разность социально-экономического положения регионов во многом определяет то или иное качество жизни населения, прослеживается тенденция расширения видов социального обеспечения, правовое регулирование которых осуществляется именно на этом уровне со всеми вытекающими последствиями. □

Демократизм как принцип кодификационного процесса напрямую связан с уча- а

стием граждан, общественных объединений, всех заинтересованных лиц в дея- о

тельности правотворческих органов по выработке проектов кодифицированных п

актов. Принцип демократизма — это не только всенародное обсуждение судьбо- □

носных решений, но и осуществление общественных ожиданий, что социальное и

государство делает все возможное в интересах человека. л

Кодификация права должна основываться на принципе объективности, в ос- н

нове которого лежит выявление как можно большего числа закономерностей, о

обстоятельств, влияющих на полноту и востребованность кодификации. Регла- □

ментация социально-обеспечительных отношений без учета объективных кри- □

териев может привести к просчетам в правовом регулировании. т

В праве социального обеспечения никто не оспаривает потребность кодифика- п ции, вызванную распыленностью нормативного материала, обилием источников

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

права, принятых в разные периоды исторического развития страны, отсутствием целостного восприятия системы социального обеспечения в существующих социально-экономических условиях.

Разработка кодифицированного акта носит созидательный характер, является показателем заинтересованности, профессионализма, ответственности государственных, законодательных структур за состояние и развитие социальной сферы. Без принципа системности достичь положительных результатов невозможно. Нормы права социального обеспечения должны быть в гармонии с другими нормами не только этой отрасли, но и с нормами иной отраслевой принадлежности (конституционными, международными, трудовыми, семейными и др.). К сожалению, сегодня можно привести примеры отступления от этого принципа. Национальные проекты перед здравоохранением, образованием ставят прорывные задачи, реализация которых потребует повышения качества и интенсивности труда врачей, учителей. Но одновременно при дефиците кадров в этих областях законодатель ужесточает условия получения досрочных пенсий по старости для этих социально значимых категорий.

Принцип преемственности правового регулирования социально-обеспечительных отношений создает стабильность в обществе, уверенность в завтрашнем дне, позволяет сохранить ранее приобретенные права. Само право на основные виды социального обеспечения связано с длительным периодом действия норм. Правовые предписания, прошедшие апробацию временем и практикой, доказавшие свою жизнеспособность, отвечающие сложившимся общественным отношениям, должны учитываться при кодификации.

Наряду с преемственностью, кодификация предполагает обновление действующего законодательства в целях расширения гарантий права на достойную жизнь. Разработка нового источника должна идти под девизом «Всё во имя человека, всё для его блага», отступление от этой позиции делает кодификацию бессмысленной. В последние годы эта идея постоянно высказывается представителями всех ветвей власти на самых высоких форумах, осталось лишь закрепить ее в праве социального обеспечения и реализовать.

Принцип комплексности и оптимальности предполагает всесторонность, полноту правового регулирования того или иного вида социального обеспечения, устранение возможных противоречий. По государственным расходам социальное обеспечение занимает одно из лидирующих мест, поэтому требуется оптимальное соотношение между правом и экономикой, правом и общественными ожиданиями.

К сожалению, в отношении пенсионного обеспечения общественные ожидания и принцип оптимальности не срабатывают. Пенсия является одним из основных источников средств существования для большинства пенсионеров. Но она сейчас не выполняет свое предназначение в силу крайне низкого размера.

Счетная палата проанализировала реальную покупательную способность пенсии. При средней пенсии после вычета обязательных расходов — по оплате жилья, лекарственного обеспечения, предметов личной гигиены — в день пенсионер может потратить на себя не более 200 рублей3.

3 Российская газета : Неделя. 21 июня 2019 г. С. 37.

УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о кодификации законодательства |2|

имени о.Е.кугафина(мгюА) о социальном обеспечении

Если для улучшения материального положения пенсионер трудоустраивается, то российское законодательство на федеральном, региональном уровне рассматривает этот социально значимый юридический факт как основание для отказа в индексации страховых пенсий в период работы, доплатах к пенсиям до прожиточного минимума, повышении фиксированной выплаты к пенсии лицам, имеющим тридцатилетний стаж работы в сельской местности, бесплатности санаторно-курортного лечения и др. В связи с этим возникает вопрос: насколько оптимально вообще устанавливать социальные ограничения для работающих пенсионеров, особенно в условиях стремительного сокращения числа занятых в экономике, борьбы с бедностью. Каким образом возможно перешагнуть черту бедности, если не работать? По данным Пенсионного фонда России, доля работающих пенсионеров в 2016 г. снизилась в два раза. Периодически во властных структурах высказывается идея вообще отменить выплату страховых пенсий работающим пенсионерам, и законодательное определение страховых пенсий это позволяет.

В современных условиях определение формы кодифицированного акта — весьма актуальная проблема. Избранная правовая форма говорит о юридической силе нормативно-правовых предписаний, сфере их действия, методах регулирования общественных отношений, особенностях исторического, экономического развития государства, масштабности и социальном значении тех целей, на реализацию которых направлен кодифицированный акт.

В практике Союза ССР особое место отводилось такому акту, как основы, которые обладали высокой степенью обобщения, содержали наиболее принципиальные положения, в них присутствовало значительное число норм-принципов, норм-понятий, отсылочных норм. Правовые предписания основ предполагали дальнейшую конкретизацию в кодексах. Представляется, что кодифицированный акт в праве социального обеспечения должен быть прямого действия, иначе нарушаются целостность, системность, юридическая значимость данного источника, снижается эффективность правового регулирования.

Предпочтительной формой кодифицированного акта, на наш взгляд, является кодекс, нормы которого всесторонне, единообразно и непосредственно регламентируют конкретную сферу общественных отношений. Кодекс объединяет выверенные нормы основных институтов отрасли, предает юридическую целостность, □ значимость законодательству, определенную степень завершенности развития а права социального обеспечения, закрепляет устойчивость, самостоятельность, о бесспорность существования отрасли. п Попытки разработки Кодекса социального обеспечения РФ предпринимаются, □ но их реализация связана с отдаленной перспективой, учитывая колоссальный и объем работы, отсутствие политической воли в решении проблемы качества л и эффективности законодательства, опыт отраслевой кодификации. н Прослеживается частичная кодификация норм права социального обеспече- о ния по отдельным институтам (пособия, социальное обслуживание, был разра- □

ботан проект Пенсионного кодекса РФ4). □

4 См.: Захаров М. Л., Тучкова Э. Г., Савостьянова В. Б. Пенсионный кодекс Российской ]

Федерации : проект. М. : Р. Валент, 2008. 176 с. чения

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Безусловно, проблема кодификации в праве социального обеспечения — это осознанная неизбежность, для ускорения ее решения требуется расширение доказательной базы — теоретических, практических, экономических, социальных аргументов в пользу создания прогрессивной системы законодательства во главе с Кодексом социального обеспечения РФ с учетом положительного международного, зарубежного опыта.

1. Васильева Ю. В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении : монография / Перм. гос. ун-т. — Пермь, 2009. — 364 с.

2. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г., Савостьянова В. Б. Пенсионный кодекс Российской Федерации : проект. — М. : Р. Валент, 2008. — 176 с.

3. Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ / отв. ред. Э. Г. Тучкова, Ю. В. Васильева. — М. : Проспект, 2013. — 440 с.

4. Право социального обеспечения России : учебник для бакалавров / отв. ред. Э. Г. Тучкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2017. — 480 с.

5. Проблемы Общей части права социального обеспечения : монография / под ред. Э. Г. Тучковой. — М. : Проспект, 2017. — 416 с.

6. Социальная защита государственных служащих в современной России // Право и безопасность. — 2005. — № 3.

7. Тучкова Э. Г. Социально-экономические права человека в социальном государстве и проблемы кодификации законодательства России о социальном обеспечении // Материалы Всероссийской научно-практической конференции в области трудового права и права социального обеспечения. — М. : Проспект, 2003. — 280 с.

К вопросу о кодификации источников в праве социального обеспечения Текст научной статьи по специальности «Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобылинская Светлана Викторовна, Попова Полина Евгеньевна

В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с отсутствием единого источника в праве социального обеспечения .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кобылинская Светлана Викторовна, Попова Полина Евгеньевна

К вопросу о соотношении понятий «Система отрасли права социального обеспечения» и «Система социально-обеспечительного законодательства»

Система права и система законодательства о социальном обеспечении (к вопросу о кодификации отраслевого законодательства)

Текст научной работы на тему «К вопросу о кодификации источников в праве социального обеспечения»

К ВОПРОСУ О КОДИФИКАЦИИ ИСТОЧНИКОВ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Кобылинская Светлана Викторовна, Попова Полина Евгеньевна, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с отсутствием единого источника в праве социального обеспечения.

Ключевые слова: право социального обеспечения, источники, кодификация.

События и процессы, произошедшие в нашей стране в 90х годах ХХ века, привели к существенным изменениям в праве в целом и в сфере социального обеспечения в частности. Законодатель, стремясь создать новую нормативную базу в кротчайшие сроки, разработал и привел в жизнь законодательство, обремененное юридическими коллизиями и пробелами.

Одной из особенностей и одновременно проблем современного состояния социально-обеспечительного законодательства является тенденция к увеличению объема нормативного материала. При этом они не систематизируется и ввиду отсутствия конкретной основополагающей нормы создает лишь большую разрозненность, устраняя одну проблему и тут же создавая новую. Следовательно, тенденция к специализации правового регулирования преобладает у российского законодателя над стремлением унифицировать законодательство о социальном обеспечении. Это приводит к проблемам в изучении и понимании данной отрасли, а значит и непосредственно в правоприменении.

Ситуация осложняется и множественностью нормотворческих органов, способных принимать нормы, регулирующие одни и те же отношения. Даже на федеральном уровне количество органов, полномочных принимать нормы, так или иначе относящиеся к сфере социального обеспечения, с трудом поддается исчислению, что увеличивает возможность возникновения правовых проблем. Это касается, главным образом, компетенционных взаимоотношений ключевых ведомств в сфере социального обеспечения, включая юридическую силу

издаваемых ими актов: Министерства труда и социальной защиты РФ, Пенсионного фонда РФ и др.

В настоящее время многими учеными обосновывается необходимость принятия кодекса социального обеспечения и предлагается его проект. Кодекс социального обеспечения нельзя заменить отдельными кодифицированными законами, так как это не решает проблемы в целом. Такими законами являются: ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ФЗ от 28.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», ФЗ от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» [1].

По мнению Филлипова М.В., более точно было бы характеризовать источники права социального обеспечения как рамочные законы, поскольку они закрепляют лишь основы правового регулирования, тогда как кодифицированный акт предполагает всестороннее и полное регулирование, очевидно, что разработка единого акта пока остается лишь перспективной задачей. Для перевода ее в практическую плоскость необходимо: разработать единую концепцию регулирования социально-обеспечительных отношений; завершить реформирование основных сфер социального обеспечения; устранить внутренние противоречия действующего законодательства [2].

Представляется целесо-образным проанализировать опыт кодификации социального обеспечения зарубежных стран. Например, основным источником социального права в Федеративной Республике Германия на сегодняшний день является Социальный кодекс (Sozialgesetzbuch). В нем содержатся основные определения и положения, которые единообразно применяются для всех областей социального обеспечения, что позволяет избегать несоответствий. Социальный кодекс урегулирует и отдельные положения, например, исключительно о социальном страховании, содержит том «Социально-административные процедуры и защита социальных данных», который равным образом единообразно применяется ко всем видам социального обеспечения. Кодекс ФРГ наиболее близок к российскому праву и может служить образцом для создания собственного единого источника, необходимость принятия которого сегодня не вызывает сомнений [3].

По нашему мнению необходимо изучить и проанализировать действующее законодательство, касающееся данной сферы, с целью выявления противоречащих друг другу норм, устранению устаревших и не соответствующих современному законодательству нормативных правовых актов. После осуществления систематизации очевидным и правильным решением будет непосредственно принятие единого закона, кодекса, который бы упорядочил и в полной мере урегулировал все ныне существующие нормативные акты, касающиеся права социального обеспечения, тем самым решив существующую на сегодняшний день проблему отсутствия единого источника.

1. Правовая система Консультант плюс [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.consultant.ru/

2. Филлипова М.В. (ред.). Право социального обеспечения. Учебник. М: «Юристъ», 2006. С.122

3. Журнал «Вопросы управления» [Электронный ресурс]. — URL: http:// vestnik.uapa.ru/en/issue/2012/02/51/

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий