Классифицируйте источники права социального обеспечения

Источники права социального обеспечения

В юридической науке под источником права понимается форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественно порядка. В качестве источников права социального обеспечения выступают нормативные правовые акты различной юридической силы и сферы действия.

По юридической силе выделяются нормативные правовые акты в следующей иерархии: Конституция РФ; международные нормативные правовые акты; федеральные конституционные законы; федеральные законы; подзаконные акты; нормативные правовые акты субъектов РФ; нормативные правовые акты муниципальных образований; локальные нормативные акты.

По сфере действия выделяют международные, федеральные, региональные, муниципальные, локальные нормативные правовые акты.

По субъектам обеспечения источники права социального обеспечения подразделяются на регулирующие социальное обеспечение: пожилых людей; инвалидов; семей с детьми; государственных гражданских служащих; военнослужащих, проходивших службу по призыву (по контракту); сотрудников правоохранительных органов; судей; граждан, замещающих государственные должности; космонавтов и др.

Особенности источников права социального обеспечения.

1. Отсутствует единый кодифицированный акт. Значительное число отраслей российского права имеет в качестве источников кодекс (уголовное право- Уголовный кодекс РФ; гражданское право – Гражданский кодекс РФ и т.п.). Ученые, занимающиеся правом социального обеспечения, ведут научные дискуссии о необходимости кодификации законодательства о социальном обеспечении. При этом предлагаются разные варианты кодификации:

А) кодификация всего социального законодательства (принятие единого социального кодекса РФ);

Б) кодификация отдельных институтов права социального обеспечения (принятие пенсионного кодекса РФ).

2. Правовое регулирование осуществляется при помощи весьма существенного числа нормативных правовых актов различной юридической силы.

3. Среди источников права социального обеспечения главную роль играют федеральные законы.

4. Значительную роль в правовом регулировании играют подзаконные нормативные правовые акты: акты Правительства РФ, отраслевых федеральных органов исполнительной власти, указы Президента РФ.

5. Динамизм законодательства. Законодательство о социальном обеспечении претерпевает принципиальные изменения примерно один раз в полгода или в год.

6. Сочетание федерального, регионального, муниципального, локального типа регулирования.

Конституция РФ как источник права социального обеспечения.Конституция РФ имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации и возглавляет иерархию нормативных правовых актов. Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Международные нормативные правовые акты как источники права социального обеспечения.Международные договоры обладают приоритетом перед нормативными актами Российской Федерации в случае их противоречия. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Международные правовые акты, регламентирующие социальное обеспечение, можно разделить на четыре группы. В первую группу входят универсальные международные правовые акты, принятые Организацией Объединенных Наций – ООН: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Во вторуюгруппу входят акты специализированных организаций, например, Всемирной организации здравоохранения, Международной организации труда. В третью группу входят акты регионального характера, например, акты, заключенные в рамках Совета Европы, СНГ. В четвертую группу входят двусторонние международные договоры и соглашения Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федерального уровня как источники права социального обеспечения.К актам данного уровня относятся федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты других органов исполнительной власти и акты государственных внебюджетных фондов. В число актов законодательного уровня входят:

1. законы, регламентирующие пенсионное обеспечение:

— Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции от 14.12.2015 года № 373-ФЗ);

— Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции от 29.12.2015 года № 399-ФЗ);

— Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 400 «О страховых пенсиях» (в редакции от 29.12.2015 года № 385-ФЗ);

— Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013г. N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (вступил в законную силу 01.01.2015 г., действующая редакция) и др.

2. законы, регламентирующие предоставление пособий:

— Федеральный закон Российской Федерации от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями от 06.04.2015 года № 68-ФЗ, в редакции от 14.12.2015 года);

— Федеральный закон Российской Федерации № 122 от 07.08.2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» (в редакции от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, действующая редакция) и др.

3. Законы, регламентирующие обеспечение при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях:

-Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции от 29.12.2015 г. № 394-ФЗ);

— Федеральный закон Российской Федерации от 16.07.1999г. №165-ФЗ «Об обязательном социальном страховании» (в редакции от 01.12. 2014 года №407-ФЗ, действующая редакция) и др.

4. Законы, регламентирующие медицинскую помощь:

— Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции от 30.12.2015 года № 432);

— Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции от 29.12.2015 года № 394-ФЗ) и др.

Указы Президента РФ носят подзаконный характер и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Примерами могут служить следующие акты Президента РФ:

— Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

— Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» (действующая редакция) и т.д.

Постановлениями Правительства РФ конкретизируются положения федеральных законов, устанавливается порядок их применения, утверждаются правила и порядок предоставления различных видов обеспечения. Примерами могут служить:

— Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 года № 1273 «Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

— Постановление Правительства РФ от 20.07.2007 № 457 (в редакции от 25.03.2013 года) «Об утверждении Правил перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации» и др.

Нормативные правовые акты министерств, ведомств и фондов регламентируют порядок деятельности органов, предоставляющих социальное обеспечение, по единообразному применению законов. К актам такого уровня относятся:

— Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.12.2014 г. № 796н «Об утверждении Положения «Об организации специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи» и др.

Задание. Систематизируйте изученный материал, приведите примеры и заполните таблицу:

Международные правовые акты

Подзаконные правовые акты

Ведомственные нормативные акты

Моя шпаргалка

1. Я понял (а) следующие определения и понятия:_____________________________________

2. Я не понял (а) определения, понятия, материал. Задать преподавателю следующие вопросы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Самооценка. Я усвоил (а) материал на: (указать баллы)_______________________________

Электронный адрес: [email protected]

Студопедия рекомендует:

Форма государства: понятие и элементы Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос, в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то.
Действия машиниста при срабатывании устройств УКСПС под поездом Если перед станцией (искусственным сооружением), где установлено устройство контроля схода подвижного состава (далее УКСПС) при.
Расчет размеров глухих резьбовых отверстий Глухое резьбовое отверстие выполняется в следующем порядке: сначала высверливается отверстие диаметра d1 под резьбу.
Гносеология Введение Не секрет, что в нашей стране происходят преобразования, очень важные для каждого гражданина, события исторической важности.
Классификация программного обеспечения Введение Сам по себе компьютер не обладает знаниями ни в одной области применения.

1.2. Классификация источников права социального обеспечения

В теории права применяется классификация его источников по различным критериям, в числе которых юридическая сила нормативного акта, статус органа или должностного лица, уполномоченного на его принятие, территориальная сфера действия. Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям [23; С.29]:

по юридической силе;

по сфере их действия;

по органам, принявшим нормативный правовой акт;

по правовым институтам;

по источникам финансирования;

по содержанию нормативных правовых актов.

Наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе и по органам, которые их принимают. По степени важности и субординации источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и им придают приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. Законы, в свою очередь, делятся на виды [18;С.32].

В Конституции РФ закреплена система источников права, главное место в которой занимает сама Конституция России, законы, подзаконные нормативные правовые акты, которые составляют основу всей системы источников права. Конституция является актом прямого действия и обладает высшей юридической силой в Российской Федерации [1].

В статье 7 Конституции РФ закреплены исходные юридические начала развития Российской Федерации как социального государства. Кроме того, принципиальное значение для всей системы права социального обеспечения имеют закрепленные Конституцией субъективные права и юридические гарантии в социальной сфере. Так, ст. 38 Конституции Российской Федерации декларирует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Ст. 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [1].

Согласно этой же статье каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

С точки зрения юридической силы выделяют законы и подзаконные нормативные акты. Закон решает практические вопросы, его нормы должны отличаться стабильностью по сравнению с нормами подзаконных актов. От оптимального количества и качества законов зависит четкое функционирование механизма правового регулирования.

Как считает С.И. Кобзева, именно законы наиболее достоверно выражают цели, задачи, суть социального обеспечения, именно с их помощью должны реализовываться конституционные принципы всеобщности, гарантированности социального обеспечения на уровне международных стандартов [18;С.32].

Среди них можно отметить следующие федеральные законы РФ:

от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 06.02.2014) «О ветеранах»;

от 2 августа 1995 № 122-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ (в ред. от 12.03.2014 г.) «О государственной социальной помощи»;

от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;

от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г.) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

от 05 апреля 2003 г. № 44-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»;

от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

от 1 марта 2008 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг»;

от 8 декабря 2010 г. № З43-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

от 7 марта 2011 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений в статью 17.2 Федерального Закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

от 4 июня 2011 № 126-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»;

от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[3];

от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

от 21 декабря 2013 г. № 355-ФЗ «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов на 2014 год» и др.

В системе источников права социального обеспечения также имеет важную роль играет подзаконное регулирование. Наиболее существенным признаком подзаконных нормативных актов является принятие их в соответствии с законами и в их развитие.

Наибольшей юридической силой обладают указы и распоряжения Президента Российской Федерации. В системе источников российского права, они наделены высшей юридической силой по отношению к нормативным подзаконным актам и сами являются таковыми [25;С.32]. Более подробно роль указов в развитии источников права социального обеспечения мы рассмотрим в отдельной главе данной работы.

Нормативные правовые акты Правительства РФ, которые содержат в себе нормы общего и обязательного характера, рассчитанные на многократность применения и на неопределенный круг лиц. В силу этого они постоянно пополняют нормативно-правовой массив Российской Федерации и неизменно выступают в качестве источников российского права.

Среди Постановлений Правительства РФ можно отметить наиболее важные:

от 11 октября 2001 г. № 719 (ред. от 04.09.2012) «Об утверждении Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка»;

от 11 июля 2002 г. № 516 (в ред. от 25.03.2013) «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

от 20 августа 2003 г. № 512 (в ред. от 01.12.2007) «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи»;

от 20 февраля 2006 г. № 95 (в ред. от 04.09.2012) «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;

от 30 декабря 2006 г. № 870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию»;

от 4 июня 2007 г. № 343 (в ред. от 02.05.2013) «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет»;

от 15 июня 2007 г. № 375 (в ред. от 25.03.2013) «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

от 12 декабря 2007 г. № 862 (ред. от 30.04.2014) «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»;

от 7 апреля 2008 г. № 240 (в ред. от 26.09.2013) «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями»;

от 27 декабря 2010 г. № 1119 (в ред. от 11.10.2013) «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью»;

от 2 мая 2013 № 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы»;

от 30 октября 2013 № 973 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2014 год» и др.

Практически по всем видам досрочных пенсий по старости в связи с особыми условиями труда, пенсии за выслугу лет Правительством РФ утверждаются соответствующие списки, перечни, правила, без строжайшего соблюдения которых право на пенсию не возникает.

Наряду с постановлениями Правительства РФ, важное значение среди источников права социального обеспечения имеют акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти. Среди них можно назвать следующие:

Постановление Минтруда РФ № 17, Пенсионного Фонда РФ № 19пб от 27 февраля 2002 г. (в ред. от 28.04.2010) «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

Приказ Минтруда РФ от 01 апреля 2003 г. № 15 «Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Приказ Минздравсоцразвития от 26 декабря 2008 г. 779н (в ред. от 18.11.2013) «Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала»;

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23 декабря 2009 г. № 1012н (в в ред. от 21.10.2013) «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»;

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 г. № 258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» и др.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 7 июня 2011 г. № 473н «О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 1012н» и др.

В системе источников права социального обеспечения нормативные правовые акты субъектов Федерации занимают видное место и играют значительную роль. Законы субъектов Федерации регулируют в основном наиболее важные для того или иного региона и наиболее устоявшиеся общественные отношения. Предметом их регулирования выступают такие социально-значимые отношения, которые возникают в социально-экономической сфере, образовании, здравоохранении и др.

Например, в Республике Татарстане приняты и действуют следующие нормативно-правовые акты, регулирующие право социального обеспечения в РТ:

Закон Республики Татарстан от 8 декабря 2004 г. № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения РТ»;

Закон РТ от 13 ноября 2006 г. № 69-ЗРТ «О социальном обслуживании населения в Республике Татарстан»;

Закон РТ от 18 ноября 2011 года № 90-ЗРТ «О внесении изменений в Земельный кодекс Республики Татарстан», предусматривающий бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям;

Закон РТ от 12 января 2013 № 8-ЗРТ (ред. от 28.10.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 29.06.2012 г. № 481 «Об утверждении перечня ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в Республике Татарстан»;

Закон РТ от 8 октября 2013 г. № 74-ЗРТ «Об установлении на 2014 год величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Татарстан для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии»;

Указ Президента РТ от 20 августа 2008 № УП-397 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей с детьми в связи с рождением одновременно трех и более детей»;

Постановление Кабинета Министров РТ от 17 декабря 2004 г. № 542 (ред. от 08.02.2014 г.) «Об утверждении Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан»;

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 января 2007 г. № 9 «О компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»;

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 г. № 732 «О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения»;

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 декабря 2008 г. № 853 «О совершенствовании системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»;

Постановление Кабинета Министров РТ от 7 марта 2012 года № 188 (в ред. от 31.10.2013) «О дополнительной ежемесячной денежной выплате детям-инвалидам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре)»;

Постановление КМ РТ от 11 октября 2013 г. № 745 «Об индексации ежемесячных денежных и иных видов выплат»;

Постановление Кабинета Министров РТ от 23 декабря 2013 №1023 «Об утверждении Государственной программы «Социальная поддержка граждан Республики Татарстан» на 2014-2020 годы»;

Постановление Кабинета Министров РТ от 25 декабря 2013 г. № 1053 (ред. от 16.04.2014) «Об утверждении Программы предоставления отдельным категориям граждан в Республике Татарстан услуг по зубопротезированию и слухопротезированию на 2014 год»;

Постановление Кабинета Министров РТ от 31 декабря 2013 г. № 1119 «Об утверждении размеров выплат по видам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, обучающихся в государственных профессиональных образовательных организациях и государственных образовательных организациях высшего образования, на 2014 год»;

Постановление Кабинета Министров РТ от 28 февраля 2014 г. № 127 «Об утверждении Республиканского перечня технических средств реабилитации инвалидов и Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» и др.

Как отмечается в литературе, государственные органы субъектов Федерации ближе всего стоят к специфическим нуждам населения. Они могут наиболее точно выбрать средства, которые необходимы для защиты прав населения в сфере социального обеспечения своего региона в соответствии с федеральным законодательство РФ.

Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права. Нормы международных договоров обладают высшей юридической силой даже по отношению к законам РФ. К данной группе источников права социального обеспечения относятся следующие международные правовые акты:

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

Международный пакт об экономических и культурных правах человека и гражданина (1966 г.);

Копенгагенская декларация о социальном развитии (принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах социального развития 1995 г.);

Конвенция ООН о правах инвалидов, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г.

Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 г.;

конвенции Международной организации труда (МОТ), например: № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики»; Конвенция МОТ № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца»; № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» и др.;

нормы соглашений, заключаемых странами СНГ по вопросам социального обеспечения (от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения», «Об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников СНГ» 1997 г. и др., от 15.04.1994 г. (с изм. от 25.11.2005 г.) «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» и др. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «О сотрудничестве в области социального обеспечения»;

нормы других международных договоров, заключаемых Россией в области социального обеспечения с другими странами (например, Соглашения с Правительством Латвии, Эстонии и Литвы о переводе пенсий и др.

В настоящее время в России возникла потребность в принятии Социального кодекса. По мнению юристов, кодификация регулирования социального обеспечения может повысить значимость соответствующего юридического инструментария в общем правовом механизме, даст возможность с большей наглядностью убедиться в истинных намерениях власти, ее стратегии в деле социального обеспечения российских граждан.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Источниками права социального обеспечения являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие отношения по социальному обеспечению граждан. Совокупность нормативно-правовых актов (источников права) составляет законодательство о социальном обеспечении.

2. Источники права социального обеспечения могут классифицироваться по различным критериям: по сфере действия, по кругу субъектов, по сроку действия и другим. Наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе и органам, которые их принимают.

Вопрос 2. Общая характеристика источников права социального обеспечения

Источник ПСО (форма права) — это форма установления и внешнего выражения действующих правовых норм, регулирующих отношения, входящие в предмет ПСО. К числу источников ПСО относятся: нормативные правовые акты и нормативные правовые договоры.

Можно провести следующую классификацию источников права социального обеспечения:

1) по юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и ее субъектов. Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие;

2) по видам социального обеспечения источники делятся на регулирующие пенсионное обеспечение, о социальных пособиях и компенсационных выплатах, о социальном обслуживании, о медицинской помощи и лечении, о социальной реабилитации и пр.;

3) в зависимости от источника финансирования тех мероприятий, которые регулируются соответствующими источниками: источники, которые регулируют социальное обеспечение за счет средств обязательного социального страхования (государственных внебюджетных фондов) либо за счет бюджетных средств;

4) по действию в пространстве источники ПСО делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые и др.), отраслевые, муниципальные и локальные;

5) по кругу лиц. Данная классификация показывает, на кого распространяется действие норм соответствующих источников. Выделяются источники, регулирующие отношения по социальному обеспечению пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, государственных служащих, военнослужащих, иных категорий граждан.

Вопрос 2. Общая характеристика источников права социального обеспечения

1) Особое место среди источников ПСО занимает Конституция РФ. Она обладает высшей юридической силой в Российской Федерации и является актом прямого действия. В этом качестве она выступает основополагающим источником права социального обеспечения. В статье 7 Конституции закреплены исходные юридические начала развития Российской Федерации как социального государства. Кроме того, принципиальное значение для всей системы права социального обеспечения имеют закрепленные Конституцией субъективные права и юридические гарантии в социальной сфере.

Так, статья 38 Конституции Российской Федерации декларирует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Статьей 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно этой же статье каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2) Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации, причем применяются непосредственно. Как источник ПСО общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ имеют приоритет перед ее законодательством и иными источниками ПСО.

Нормы международного права, касающиеся социального обеспечения, в частности, со-держатся в:

— Уставе ООН, принятом 26 июня 1945 г.;

— Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.;

— Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.;

— Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950).

— конвенциях Международной организации труда. Например, Конвенция МОТ № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.).

Среди международных договоров в сфере социального обеспечения можно назвать, например, Договор между РФ и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г., Соглашение СНГ от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения».

В силу принадлежности права социального обеспечения к числу комплексных отраслей, оно не имеет единого кодифицированного законодательного источника регулирования. Однако среди его источников можно отметить значительное число законов, регулирующих общественные отношения применительно к конкретным видам социального обеспечения:

Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицирован-ном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

Федеральный закон от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

— о социальных пособиях и компенсационных выплатах:

Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 в ред. от 10.01.2003 «О занятости населения в Российской Федерации».

— о социальном обслуживании:

Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах».

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

— о медицинской помощи и лечении:

Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

К данной группе источников ПСО относятся также законы субъектов РФ. Как правило, они предусматривают законодательные гарантии по социальной защите инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, безработных, а также малоимущих слоев населения на территории данного конкретного субъекта федерации.

4) подзаконные акты:

Подзаконное регулирование также имеет большое значение в формировании системы источников права социального обеспечения. Наиболее существенным признаком подзаконных нормативных актов является принятие их в соответствии с законами и в их развитие.

Подзаконные акты – нормативные правовые акты, принимаемые во исполнение или развитие законов о социальном обеспечении органами исполнительной власти в пределах своей компетенции.

В иерархии подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Например, Указ Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих»

Ступенью ниже в этой иерархии находятся постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Например, Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

Правом издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции, наделены также другие органы исполнительной власти — министерства, федеральные агентства, федеральные службы. Значительное количество среди подзаконных источников права социального обеспечения составляют постановления и приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда РФ). Как правило, такие акты конкретизируют порядок предоставления гражданам конкретного вида социального обеспечения. Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 N 44 «Об утверждении правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты».

Подзаконными являются также акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнительными органами местного самоуправления.

5) Нормативные правовые договоры характеризуются, во-первых, особым — договорным — порядком принятия; во-вторых, установлением в них норм права и признанием их регулятивного значения со стороны государства (в противном случае их вообще нельзя было бы относить к источникам права).

В отличие от источников статутного права нормативный правовой договор принимается по договоренности двух или нескольких субъектов права, как правило, не наделенных статусом органа государственной власти. Нормы соглашения являются результатом согласования волеизъявлений этих субъектов, отражением компромисса их интересов. Сфера действия нормативного соглашения по кругу лиц определяется обычно составом участвующих в его заключении субъектов. Нормативные правовые договоры, хотя и не принимаются органами государственной власти, содержат правовые нормы.

Разновидностями нормативного правового договора, содержащего нормы ПСО, являются коллективные договоры и соглашения, которые заключаются в рамках социального партнерства.

Сущность и социальная значимость коллективного договора и соглашения абсолютно равнозначны. Оба акта являются регуляторами трудовых отношений. И коллективные договоры, и соглашения заключаются в договорном порядке. Сторонами в широком смысле выступают работники и работодатели.

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Такие договоры могут предусматривать дополнительные меры социальной поддержки работающих граждан, членов их семей, а также бывших работников.

В соответствии со ст. 45 ТК РФ соглашения, регулирующие трудовые отношения, могут заключаться на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях. В соответствии со ст. 40 ТК РФ коллективные договоры заключаются на уровне работодателя, то есть на локальном уровне.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий