Экономические субъекты подлежащие обязательному аудиту

Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации, инициативная аудиторская проверка — по решению экономического субъекта. Аудиторская проверка, проводимая по поручению государственных органов, также относится к обязательным аудиторским проверкам.

Тот факт, что необходимость аудита в ряде случаев установлена актами законодательства, а не желанием руководителей экономических субъектов, имеет как свои причины, так и определенные последствия как для аудиторов, проводящих аудит, обязательный для экономических субъектов, так и для этих экономических субъектов.

Причины необходимости проведения обязательного аудита:

  • 1) субъекты обязательного аудита, как правило, работают с денежными средствами населения. Это банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, открытые акционерные общества. Население не всегда умеет квалифицированно читать бухгалтерскую отчетность, анализировать финансовые показатели, делать адекватные выводы. Аудитор в случае аудита таких экономических субъектов выступает посредником между проверяемым экономическим субъектом и заинтересованным в его деятельности, но не квалифицированным пользователем бухгалтерской отчетности;
  • 2) устанавливая обязательность подтверждения отчетности предприятий, имеющих большие объем выручки от реализации, размеры имущества, государство в лице аудитора контролирует деятельность этих предприятий как крупных налогоплательщиков.

На аудиторскую организацию, проводящую обязательную аудиторскую проверку, налагаются определенные обязательства:

  • 1) обязательная аудиторская проверка в отличие от проверки по специальному аудиторскому заданию может быть только комплексной, охватывающей все сферы деятельности предприятия, все разделы и счета бухгалтерского учета, все виды имущества, оценку деятельности всех филиалов, подразделений и представительств экономического субъекта;
  • 2) обязательная аудиторская проверка требует от аудитора однозначности выводов — можно ли и в какой степени полагаться на информацию, содержащуюся в представленной бухгалтерской отчетности;
  • 3) при обязательной аудиторской проверке необходимо применение (соблюдение) всех правил (стандартов) аудита, определяющих действия аудиторов в конкретных ситуациях, возникающих при проведении аудита.

Обязательства, налагаемые на руководство экономического субъекта, подлежащего обязательному аудиту:

  • 1) в отличие от проверки по специальному аудиторскому заданию, когда заказчик в лице руководителя экономического субъекта может сам определить круг вопросов, по которым он нуждается в помощи аудитора, при обязательной аудиторской проверке не может быть никаких ограничений тематики проверки;
  • 2) получив аудиторское заключение, руководство экономического субъекта не может не ознакомить с его итоговой частью всех желающих;
  • 3) получив перечень ошибок и нарушений, выявленных аудитором в ходе проведения обязательной аудиторской проверки, а также рекомендации по их устранению, руководство экономического субъекта не может ограничиться принятием их к сведению, оно обязано принять меры по их исправлению.

В соответствие с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит осуществляется в следующих случаях:

  • 1) если организация имеет организационно-правовую форму ОАО;
  • 2) если организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные исчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
  • 3) если объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 500000 МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец года 200000 МРОТ;
  • 4) если организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, и финансовые показатели соответствуют: выручка — свыше 500000 МРОТ, сумма активов баланса на конец года — свыше 200000 МРОТ;
  • 5) если обязательный аудит в отношении организаций или индивидуальных предприниматели предусмотрен Федеральным законом.

Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены.

Обязательный аудит в отношении организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

Состав экономических субъектов, подлежащих обязательному аудиту

Рассмотрим виды экономических субъектов, подлежащих обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ.

1. Кредитные организации. В соответствии со ст. 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» отчетность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление таких проверок. Отчетность банковских групп и отчетность банковских холдингов подлежат ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление проверок кредитных организаций и осуществляющей аудиторскую проверку кредитных организаций не менее двух лет. Лицензии на осуществление аудиторских проверок кредитных организаций выдаются в соответствии с федеральными законами аудиторским организациям, осуществляющим аудиторскую деятельность не менее двух лет.

Аудиторская проверка кредитной организации, банковских групп и банковских холдингов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые федеральными законами и уставом кредитной организации.

Аудиторское заключение направляется в Банк России в трехмесячный срок со дня представления в Банк России годовых отчетов кредитной организации, банковских групп и банковских холдингов.

  • 2. Страховые организации. В соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщики опубликовывают годовые бухгалтерские отчеты в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в этих отчетах сведений. Опубликование годовых бухгалтерских отчетов должно осуществляться в средствах массовой информации, в том числе распространяющихся на территории, на которой осуществляется деятельность страховщика. Сведения об опубликовании сообщаются страховщиком в орган страхового надзора.
  • 3. Негосударственные пенсионные фонды. В соответствии с Федеральным законом №75-ФЗ от 07 мая 1998 г. (ред. от 21.07.2014) «О негосударственных пенсионных фондах» фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку.

Ежегодному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации об аудиторской деятельности и требованиями настоящего Федерального закона подлежат ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, ведение бухгалтерской отчетности фондов, осуществление выплат негосударственных пенсий, выкупных сумм, накопительной части трудовых пенсий, выплат правопреемникам, выплат профессиональных пенсий, а также ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности управляющих компаний и специализированных депозитариев по формированию и размещению средств пенсионных резервов и формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений.

Аудитор, осуществляющий проверку деятельности фонда, не может являться аффилированным лицом фонда (т.е.лицом способным оказывать влияние на деятельность юридических и/или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность), его управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария.

Аудиторское заключение представляется фондом в уполномоченный федеральный орган не позднее 30 июня.

4. Потребительские общества, их союзы в РФ. В соответствии с Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» №3585-1 от 19 июля 1992 г.

Потребительское общество обязано вести бухгалтерский учет, а также представлять финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Совет и правление потребительского общества несут ответственность за достоверность информации, содержащейся в годовом отчете и бухгалтерском балансе, полноту и достоверность информации, предоставляемой государственным органам, союзам потребительских обществ, пайщикам, а также за достоверность информации, предоставляемой для публикации в средствах массовой информации.

Годовой отчет о финансовой деятельности потребительского общества подлежит проверке ревизионной комиссией потребительского общества в соответствии с уставом потребительского общества и положением о ревизионной комиссии потребительского общества. Заключение ревизионной комиссии рассматривается на общем собрании потребительского общества.

5. Акционерные общества. Согласно Федеральному закону № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах» общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации.[3]

Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в обществе, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности общества, представляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет исполнительный орган общества в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества.

Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете общества, годовой бухгалтерской отчетности, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества.

Перед опубликованием документов в общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами.

Годовой отчет общества подлежит предварительному утверждению советом директоров (наблюдательным советом) общества, а в случае отсутствия в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества — лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.

6. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

Министерство финансов Российской Федерации также разрабатывает и по согласованию с Министерством имущественных отношений Российской Федерации утверждает типовое положение о конкурсной комиссии по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита.

Министерство имущественных отношений Российской Федерации разрабатывает и по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации утверждает типовое техническое задание на проведение обязательного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, и федеральных государственных унитарных предприятий.

В договоре о проведении обязательного аудита федеральных государственных унитарных предприятий обязательно предусматривается обязательство аудиторской организации представить в Министерство имущественных отношений Российской Федерации не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, 1 экземпляр отчета аудитора, подготовленного для руководства (собственников имущества) предприятия по результатам проведения аудита.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции представляют ежегодно, до 1 августа, в Министерство финансов Российской Федерации информацию о нарушениях требований законодательства Российской Федерации о проведении обязательного аудита.

В случае получения менее 2 заявок на участие в конкурсе организатор конкурса объявляет его несостоявшимся и извещает о проведении нового конкурса.

К участию в конкурсе допускаются аудиторские организации, имеющие лицензии на осуществление аудиторской деятельности и отвечающие установленным законодательством Российской Федерации требованиям, предъявляемым к аудиторским организациям.

Победителем конкурса признается аудиторская организация, кото­рая по заключению конкурсной комиссии набрала наибольшее коли­чество баллов.

При равенстве предложений победителем признается аудиторская организация, заявка которой была подана раньше.

Победитель конкурса и организатор конкурса подписывают в день проведения конкурса протокол о его результатах, который является основанием для проведения дальнейшей процедуры утверждения аудитора проверяемой организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае если проводится отбор аудиторских организаций для осуществления аудита кредитной организации, в состав конкурсной комиссии с правом решающего голоса включается представитель Центрального банка Российской Федерации (по согласованию) и комиссия состоит из семи человек с правом решающего голоса. В состав конкурсной комиссии также могут входить не более двух человек с правом совещательного голоса.

Заседание комиссии правомочно при участии в нем не менее двух третей от общего числа ее членов с правом решающего голоса.

Промежуточные решения комиссии, носящие внутренний организационный характер, принимаются простым большинством голосов от числа членов комиссии с правом решающего голоса, участвующих в заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании комиссии.

Заключение комиссии по определению победителя конкурса принимается простым большинством голосов от числа членов комиссии с правом решающего голоса, участвующих в заседании. В случае равенства голосов решающим становится голос председательствующего на заседании комиссии.

Промежуточные решения и заключение комиссии по определению победителя конкурса оформляются протоколом, который подписывается всеми членами комиссии с правом решающего голоса. Протокол в течение трех дней со дня заседания комиссии направляется членам комиссии.

Заключение комиссии в виде выписки из протокола представляется в соответствующий орган, уполномоченный управлять государственным имуществом. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляет организатор конкурса.

Таким образом, основными экономическими субъектами, подлежащими обязательному аудиту являются: кредитные организации, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, потребительские общества, их союзы в РФ, акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту

Аудит имеет несколько форм, среди которых существует обязательный — проверка предприятия налоговыми органами и налоговый внутренний, т.е. проверка бухгалтерского учета на предприятии своими силами или независимой аудиторской компанией. Обязательная аудиторская проверка подразумевает ежегодную проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, установлен в ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Во-первых, обязательному аудиту подлежат все открытые акционерные общества (ОАО). И совершенно неважно, каковы размеры выручки, прибыли, стоимости активов, сколько в ОАО работников или акционеров — если фирма имеет организационно-правовую форму ОАО, от обязательного аудита, как говорится, «не отвертеться».

Во-вторых, обязательному аудиту — опять-таки, независимо от показателей их деятельности — подлежат:

  • — кредитные организации;
  • — бюро кредитных историй;
  • — страховые организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов) и общества взаимного страхования;
  • — товарные или фондовые биржи;
  • — инвестиционные фонды;
  • — государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами;
  • — а также фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

В-третьих, обязательному аудиту подлежат фирмы со значительными объемами деятельности — у которых:

  • — либо объем выручки за год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда (то есть годовая выручка больше 50 миллионов рублей);
  • — либо сумма активов баланса на конец отчетного года в 200 тысяч раз превышает установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда (иными словами, если валюта баланса на конец года оказалась больше 20 миллионов рублей);
  • — либо оба показателя одновременно превышают указанные величины. Кстати, на этом основании — при получении выручки более 50 миллионов рублей в год — аудиту подлежат и индивидуальные предприниматели.

В-четвертых, обязательному аудиту подлежат государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели их деятельности соответствуют указанным выше (а для муниципальных унитарных предприятий законом соответствующего субъекта Российской Федерации финансовые показатели выручки стоимости активов могут быть понижены).

Ну и в-пятых, обязательный аудит в отношении некоторых организаций и предпринимателей может быть предусмотрен другими федеральными законами, помимо закона об аудиторской деятельности. Например, согласно подп. 6 п.3 ст. 20 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предоставлять любым обратившимся лицам для ознакомления аудиторское заключение за последний год осуществления предпринимательской деятельности обязаны застройщики, привлекающие денежные средства участников долевого строительства недвижимости. А, значит, такие организации-застройщики обязаны проходить ежегодный аудит независимо от организационно-правовой формы и финансовых показателей их деятельности.

В таблице 1 представлены критерии, экономические субъекты, показатели отчетности и нормативы обязательного аудита.

Таблица 1. Критерии, субъекты и показатели обязательного аудита

Экономические субъекты, показатели отчетности

1. Организационно-правовая форма экономического субъекта

Открытое акционерное общество, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала

2. Вид деятельности экономического субъекта

  • 1. Банки и другие кредитные учреждения
  • 2. Страховые организации и общества взаимного страхования
  • 3. Товарные и фондовые биржи
  • 4. Инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании)
  • 5. Внебюджетные фонды (если источники их образования — обязательные отчисления, предусмотренные законодательством Российской Федерации со стороны юридических и физических лиц)
  • 6. Благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды (источники образования — добровольные пожертвования юридических и физических лиц)
  • 7. Другие экономические субъекты, обязательная аудиторская проверка которых предусмотрена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации

3. Источники формирования уставного капитала

Если в уставном капитале есть доля иностранных инвесторов

4. Финансовые показатели экономического субъекта

  • (Кроме предприятий, находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности)
  • 1. Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год,

если более чем в 500 тыс. раз превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ*)

2. Сумма активов баланса на конец года, если более чем в 200 тыс. раз превышает МРОТ

* МРОТ — в среднегодовом исчислении

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержаться сведения, составляющие государственную тайну, может производиться только аудиторскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и (или) юридическим лицам, и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, полученный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий