Экономические права ребенка — в чем суть и как преследуется их нарушение

Воспитательский час «Экономические права ребенка»
план-конспект занятия

Цель: Знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конституции, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.

  • Дать понятие; « Экономические права» формировать систему правовых знаний;
  • развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;
  • формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.
  • способствовать развитию и расширению кругозора личности;
  • формирование активной жизненной позиции;
  • правовое просвещение

Ребята, давайте подумаем с вами, какие же права есть у всех детей мира? (ответы детей) Давайте начнем с самого главного права каждого ребенка — право на жизнь. К сожалению, право на жизнь соблюдалось не всегда. Например, в древней Спарте, когда в семье рождался больной и слабый ребенок, его сбрасывали со скалы в пропасть. В Европе родители, которым дети были в тягость, отдавали их бедным людям вместе с деньгами на содержание. В России же, наоборот, многие бедные семьи своих маленьких детей подбрасывали добрым людям. Сегодня право детей на жизнь утверждено Конвенцией о правах ребенка.

Право на имя при рождении. Каждый ребенок, рождаясь на свет, приобретает право на имя. У каждого из нас есть свое имя, фамилия, отчество, которые подтверждаются документами – при рождении ребенку выдается самый первый документ – свидетельство о рождении, при достижении возраста 14 лет – ребенок получает паспорт.

Также все дети имеют право на медицинскую помощь и образование. В нашем государстве всем детям предоставлено право на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатного образования.

Конвенцией о правах ребенка также определены права детей:

— на отдых и досуг.

— право иметь имущество

— право свободно выражать свои взгляды

— право на свободное перемещение

— право на заботу и воспитание родителями

— право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)

— право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Рассмотрим подробнее что такое: Экономические права

Экономические права ребенка – в чем суть и как преследуется их нарушение? Согласно действующему законодательству Российской Федерации, каждый ребенок с момента рождения и на протяжении всей жизни обладает экономическими правами. За соблюдение данных прав несут ответственность официальные представители – родители или опекуны.
Их действия, относительно соблюдения экономических прав детей, регулируются Семейным, Гражданским и Уголовным кодексами РФ. Конституцией РФ закреплены следующие экономические права ребенка:

  • пользование, владение, распоряжение своей частной собственностью (ст. 36, 35); наследование имущества; осуществление разрешенной законом деятельности, направленную на получение прибыли (ст. 34)
  • реализация права на свободную предпринимательскую деятельность; реализация собственных способностей, свободный выбор деятельности и профессии – право на труд (ст. 37);
  • получение вознаграждения за свою работу; соблюдение безопасных условий труда; отдых от трудовой деятельности (ст. 37);
  • достойные жилищные условия, питание, одежда и достаточный уровень жизни, его постоянное улучшение; проживание вместе с родителями, предоставление жилплощади отдельным гражданам (ст. 40, 41);
  • наивысший уровень здоровья, жизни и медицинская помощь (ст. 40);
  • охрана материнства и детства, всесторонняя поддержка семьи (ст. 38);
  • социальное обеспечение по инвалидности, при потере кормильца, по болезни и прочие виды (ст. 39).
  • Также к экономическим правам детей можно отнести: получение образования (ст. 43, 44 Конституции РФ), свободу творчества, защиту интеллектуальной собственности, использование результатов научных достижений.

Для чего нужны экономические права ребенку, примеры их реализации.

С момента появления рождения на свет ребенок, проживающий в семье, по закону должен проживать с родителями или с одним из них. При разводе подобные ситуации решаются в судебном порядке. При разводе второму родителю назначаются алименты на содержание. Размер выплат устанавливается согласно доходам – определяется доля от дохода или фиксированная сумма выплат. Эта обязанность по отношению к несовершеннолетним регулируется ст. 17 и 16 Семейного Кодекса Российской Федерации, а ст. 117 говорит о том, что твердая сумма выплат не подлежит уменьшению.

В случае если несовершеннолетний ребенок является собственником каких-либо ценностей, то распорядиться им могут родители или опекуны только в пользу ребенка. Например, если дети наследуют имущество в виде жилья, то официальные представители могут лишь им пользоваться, а все остальные операции проводить только при участии местных органов опеки и попечительства, согласно Семейному кодексу.

Реализация социально-экономических прав Дети с 14 лет могут устраиваться на работу при условии согласия одного из родителей, при этом должны быть соблюдены условия трудовой деятельности для несовершеннолетних. Распорядиться заработанными средствами ребенок может по своему усмотрению.

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

Ребята, а как вы понимаете, что такое обязанности? (ответы детей)

Обязанности – это круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения

Очень важно знать и соблюдать не только свои права, но и обязанности. Какие же обязанности есть у ребенка?

— во-первых, каждый ребенок должен соблюдать законы страны, в которой он проживает;

-во-вторых, уважать права других людей и не нарушать их;

— в третьих, соблюдать правила и нормы поведения;

— в четвертых, охранять природу;

— в пятых, получить образование.

Обучаясь в школе каждый ребенок также обязан соблюдать ряд обязанностей

— выполнять правила того учебного заведения, в котором он обучается,

— бережно относится к имуществу школы,

— уважать честь и достоинство других учеников и работников школы,

— выполнять требования работников школы по соблюдению правил поведения в школе.

— говорить плохие слова;

— играть на уроке;

— портить школьное имущество, имущество педагогов, других учеников.

Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». —

Слова великого педагога В.А.Сухомлинского: «Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей»?

4. Экономические права ребенка.

Экономические права граждан перечислены в Гражданском Кодексе Российской Федерации (ГК РФ), и могут более подробно расшифровываться в специальных законах. Экономические права несовершеннолетних и малолетних, которые они могут осуществить в детском лагере, в сущности, сводятся к праву совершать мелкие бытовые сделки, то есть совершать покупки в магазине (кроме приобретения товаров, запрещенных законом до наступления 18 лет,— табака и алкоголя). Сделки, ведущие к отчуждению имущества ребенка (то есть продажа его или лишение прав на него другим способом), не являются «мелкими бытовыми».

ГК РФ. Статья 21. Дееспособность гражданина.

ГК РФ. Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

ГК РФ. Статья 28. Дееспособность малолетних.

Таким образом, законодательство России не поддерживает «деловую активность» подростков, кроме совершения покупок в магазине на деньги, предоставленные им родителями. Если педагог видит «псевдозаконное» изъятие денег или вещей одним ребенком у другого, или выполнение ребенком за деньги унизительной «услуги», то педагог может признать совершенную сделку недействительной также на основании статьи 179:

ГК РФ. Статья 179. Недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств.

5. Этические обязательства взрослого перед ребенком.

Этическими нормами можно считать «Конвенцию о правах ребенка». Государства, подписавшие конвенцию (в том числе Россия), признают, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе». Большинство статей конвенции обязывают государства принять соответствующие законы, защищающие права детей. В российском законодательстве имущественные права ребенка защищены в Семейном Кодексе, а также в специальных законах (налоговых, бюджетных), в которых отдельными пунктами предусматриваются льготы или пособия для несовершеннолетних. Права ребенка, связанные с угрозой его жизни и здоровью, защищены в Уголовном Кодексе.

Нормы, описанные в конвенции и не подкрепленные законодательством России, следует считать этическими нормами для педагога. Особое внимание следует обратить на статьи с 12 по 17, в которых излагаются права детей на выражение своих взглядов. Эти статьи конвенции обязывают государства, подписавшие конвенцию, не принимать законы, запрещающие детям выражать свое мнение, только на основании того, что они дети. Однако, следует иметь в виду, что в конвенции декларируется только право ребенка «свободно выражать свое мнение» (статьи 12, 13), но конвенция не говорит о том, что взрослый обязан в процессе воспитания или содержания ребенка следовать его мнению (ни в отношении него самого, ни в отношении других детей).

При реализации своих прав на свободу религии и свободу собраний (статьи 14, 15), ребенок обязан подчиняться ограничениям таким же, какие существуют в демократическом обществе для взрослых граждан,— ограничения в интересах общественной безопасности, охраны здоровья, нравственности, прав и свобод других граждан. Педагог может и обязан оценить идеи, которые собираются реализовывать дети, и разрешить или запретить их реализацию.

В статье 16 говорится о произвольном (то есть беспричинном) вмешательстве в личную жизнь ребенка, или незаконном вмешательстве, то есть запрещенном законами, другими словами, с целью нанести ему ущерб, физический или нравственный.

Защита прав ребёнка в Российской Федерации

Понятие защиты прав ребенка сегодня прочно вошло в нашу жизнь. Настолько прочно, что мы порой забываем, что конкретно понимается под этой защитой. В современных условиях отношения к ребенку как самостоятельному субъекту права, от воспитания, образования, социализации которого зависит будущее любого государства, следовательно, и России, понятие «защита» применяется в его широком значении, включая закрепление необходимых для подрастающего поколения прав и свобод, механизм их реализации и, разумеется, конкретную защиту в случае нарушения прав ребенка.

Данное триединство (законодательное закрепление, механизм реализации и восстановление нарушенных прав ребенка) и составляет основу государственной политики в отношении несовершеннолетних.

Тема защиты прав ребенка имеет поистине многовековую историю. Вопросы реализации и защиты законных интересов и прав ребенка являются одним из самых сложных и трудноразрешимых в юридической практике. В свою очередь, особенность и специфика правового положения несовершеннолетних общепризнаны, что, собственно, и порождает необходимость повышенного внимания к одной из наименее защищенных категорий населения.

Права ребёнка в РФ

ПРАВА РЕБЕНКА — это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека. Ее отдельная статья посвящена детям. В ней указывается, что «Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь». Таким образом, признавая равные права детей на все свободы, провозглашенные в декларации, международное сообщество признает необходимость дополнительной помощи и поддержки детям.

Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых — помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В начале 20 века права детей, как правило, рассматривались в контексте существующих проблем использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924.

Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 Декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что «Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Документ состоит из 10 положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдение которых должно позволить «обеспечить детям счастливое детство».

Конвенция о правах ребенка. К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы — показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В этих целях в 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов. В 1986 — Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая семья — соотечественники) и международном (принимающая семья — иностранцы) уровнях.

В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.

В соответствии с этими принципами:

  • Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
  • Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
  • Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
  • Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения, как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
  • Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
  • Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
  • Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.
  • Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
  • Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
  • Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
  • Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
  • Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
  • Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
  • Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
  • Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности».

Защита прав несовершеннолетних

Ст. 56 Семейного Кодекса РФ говорит о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей. Защита прав и законных интересов осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом (в частности, когда органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители лишены родительских прав, граждане, чья дееспособность ограничена вследствие злоупотребления алкоголем) органом Опеки и попечительства, прокурором, судом.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, при злоупотреблении родительскими правами, жестоком обращении ребенок вправе обратиться за их защитой в орган Опеки и попечительства при администрации района, а по достижении 14-ти лет в суд.

Должностные лица организации, иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактов жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган Опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Функции защиты прав несовершеннолетних (в частности и при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком) возложены на Органы опеки и попечительства при Администрациях районов, Прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних), инспекцию по делам несовершеннолетних при РОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних.

Ст. 156 уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. право детский социальный защита

Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их половую неприкосновенность является основанием (согласно статье 69 Семейного Кодекса РФ) для лишения родителей родительских прав.

Документы, регламентирующие права детей в Российской Федерации

К основным документам, касающихся прав детей в Российской Федерации относятся:

· Конституция Российской Федерации.

· Семейный кодекс Российской Федерации.

· Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

· Федеральный закон об образовании.

· Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

· Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

· Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Так же есть международные документы, охраняющие права детей. Это:

· Декларация прав ребенка.

· Конвенция ООН о правах ребенка.

· Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий