Досрочная пенсия преподавателям дополнительного образования

ПФ РФ от 19.03.2021 N П-7631-9/11690

В Управлении по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей Исполнительной дирекции ПФР рассмотрено обращение, поступившее в Пенсионный фонд Российской Федерации из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Сообщаем, что право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обусловлено наличием определенной продолжительности стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий») лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста предоставляется право на досрочное пенсионное обеспечение с применением положений части 1.1 указанной статьи, при наличии требуемой на дату установления досрочной страховой пенсии по старости величины индивидуального пенсионного коэффициента.

При определении такого стажа на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 (далее — Список и Правила).

Для определения права на досрочную страховую пенсию необходимо, чтобы работа протекала в учреждениях, указанных в Списке. Пунктами 2 разделов «Наименование учреждений» и «Наименование должностей» Списка предусмотрены учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), к которым отнесен центр детского творчества, и наименования должностей педагогических работников в указанных учреждениях.

Согласно пункту 4 Правил периоды работы, выполнявшейся до 01.09.2000 в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 — при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

В соответствии с пунктом 12 Правил работа в должностях и учреждениях, указанных в разделах «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» пункта 2 Списка, за периоды, начиная с 01.01.2001, засчитывается в соответствующий стаж работы при наличии на указанную дату стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и одновременно факта работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, предусмотренных пунктом 2 соответствующих разделов Списка.

Указанный порядок в соответствии с концепцией Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ и Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 N 2524-р, сохранил условия предоставления педагогическим работникам учреждений дополнительного образования детей права на досрочную пенсию, действовавшие до 01.01.2002.

Так, пункт 12 Правил воспроизводит аналогичную норму, которая содержалась в Правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067, а именно: о продолжительности стажа работы педагогических работников учреждений дополнительного образования не менее 16 лет и 8 месяцев по состоянию на 01.01.2001.

Этой нормой установлена специальная гарантия государства по реализации права на досрочное пенсионное обеспечение в отношении тех педагогических работников, которые длительное время проработали в учреждениях дополнительного образования (не менее 16 лет 8 месяцев), и продолжали педагогическую деятельность в указанных учреждениях после 01.01.2001. Для граждан, имеющих непродолжительный (не имеющих) стаж указанной работы на дату 01.01.2001, создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Конституционным Судом Российской Федерации (определения от 29.05.2014 N 1097-О, от 23.10.2014 N 2314-О, от 27.02.2018 N 373-О, от 24.04.2018 N 954-О, от 26.11.2018 N 2914-О и другие) неоднократно отмечалось, что «выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации)».

Таким образом, вопрос о праве на досрочную страховую пенсию педагогических работников решается в индивидуальном порядке с учетом вышеизложенных требований.

Досрочная пенсия преподавателям дополнительного образования

Декабрь 5th, 2009 Семен Федоров

Сегодняшняя статья вряд ли кого обрадует, так как несёт в себе массу негатива. Но от существующих реалий не убежать, голову в песок не спрятать, а знать необходимо не только свои права, но и то, что в некоторых ситуациях… прав-то этих и нет.

Может ли педагог дополнительного образования для детей (ДОД) рассчитывать на досрочную педагогическую пенсию? Этот вопрос стал актуальным именно сейчас, так как «мина замедленного действия», заложенная Правительством РФ в 2002 году, благополучно сработала в 2009 году – на радость чиновникам ПФР и к великому разочарованию педагогов.

Дело в том, что по ныне действующему Постановлению Правительства РФ № 781 Список профессий, должностей и учреждений, работа в которых даёт право на досрочную пенсию педагогам, содержит два пункта. В пункт 1 входят общеобразовательные учреждения, работа в которых даёт право на получение досрочной педагогической пенсии по старости при достижении выслуги 25 лет, независимо от возраста.

А вот учреждения ДОД включили в пункт 2 Списка:

2. Учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения): центр дополнительного образования для детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско — юношеский, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительно — экологический, эколого — биологический), детского (юношеского) технического творчества (научно — технического, юных техников), детский морской, детский (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно — образовательный (профильный); Дворец детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств); Дом детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств); станция юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно — технического, юных техников), детская экологическая (эколого — биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов); детская школа искусств, в том числе по виду (видам) искусств; детско — юношеские спортивные школы всех наименований; специализированная детско — юношеская спортивная школа олимпийского резерва; детско — юношеские спортивно — адаптивные школы всех наименований.

Пункт 2 Списка включает в себя профессии и должности:

2. Директор (начальник, заведующий); заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом; преподаватель; тренер — преподаватель; старший тренер — преподаватель; тренер — преподаватель по адаптивной физической культуре; старший тренер — преподаватель по адаптивной физической культуре; педагог дополнительного образования.

А Правила назначения досрочной пенсии тем, кто включён в п. 2 Списка следующие:

12. Работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела “Наименование должностей” списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела “Наименование учреждений” списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г., засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

— на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

— у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела “Наименование должностей” и в пункте 2 раздела “Наименование учреждений” списка.

Важно: два перечисленных условия обязательны, и нехватка даже нескольких дней стажа 16 лет 8 месяцев на 1 января 2001 года означает отказ в назначении досрочной пенсии.

И вот, после 1 мая (это ОНИ там, наверху, хорошо с датой подгадали) 2009 года стало выясняться, что у педагогов, имеющих стаж 25 лет… нет стажа 16 лет 8 месяцев на 1 января 2009 года.

То есть, теоретически может сложиться ситуация, когда учитель (преподаватель, педагог дополнительного образования) детской музыкальной школы (школы искусств), принятый на работу 30 апреля 1984 года – уйдёт на пенсию после 25 лет выслуги, то есть в 45-47 лет. А принятый на работу 1 мая 1984 года – уйдёт на пенсию в «общем порядке» — то есть в 55 или 60 лет.

Конституционный Суд РФ полагает: очень даже СПРАВЕДЛИВО. Конституция – не нарушается.

«…право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение…

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.

Аналогичным образом реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 80 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года “О государственных пенсиях в Российской Федерации”).

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 “Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работу в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей.

С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 “О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067″ работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года — при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.

Основанное на анализе объективных данных исключение должности педагога дополнительного образования из категории должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, произведено Правительством Российской Федерации во исполнение возложенных на него законодателем полномочий.

Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости — предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П).

Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождается установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Следовательно, норма, закрепившая данное правило, не может рассматриваться как нарушающая право на пенсионное обеспечение граждан, поступивших на работу в учреждения дополнительного образования детей на должность педагога дополнительного образования после 1 января 2001 года”…

Теперь попробуем сделать выводы из правовой позиции, изложенной выше.

1. Правительство установило льготу, оно же, правительство – и отняло. Всё по закону.

2. Правительству лучше знать, труд какого педагога сопряжен с повышенными психофизиологическими нагрузками, а какого – нет.

3. Правительство подарило Вам уникальную возможность адаптироваться и с 1 января 2001 года перейти на другую работу. Работали в музыкальной школе? – Переходите учителем физики, химии; сольфеджио Вам в помощь…

4. Вы не знали об изменениях в законодательстве? Кто не спрятался – Правительство не виновато.

Опубликовано в рубрике Всякое, Документы Метки: Досрочная пенсия педагогу дополнительного образования

Педагогическим работникам о досрочном выходе на пенсию

В соответствии с действующим законодательством педагогические работники имеют право на досрочное назначение страховой пенсии независимо от возраста. Основными условиями для ее назначения являются — стаж работы на соответствующих должностях в соответствующих учреждениях не менее 25 лет и необходимое количество заработанных пенсионных коэффициентов.

В 2021 году, помимо необходимого стажа, обязательным условием для назначения досрочной пенсии является наличие индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 21 и так далее с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30 в 2025 году.

Правительством Российской Федерации в отношении педагогических работников утверждены правила исчисления периодов работы*, а также список должностей и учреждений*, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.

В соответствии с указанными списками, право на досрочное назначение пенсии имеют педагоги, работавшие в должностях директоров и их заместителей, преподавателей, воспитателей, учителей и т.д. Помимо этого, в указанном списке подробно указаны учреждения, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии.

При назначении льготной пенсии, в педагогический стаж включаются периоды временной нетрудоспособности, периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, отпусков по уходу за ребенком до 3 лет, начавшихся до 6 октября 1992 года и учебных отпусков до 30 июня 2007 года.

Не засчитываются в стаж, дающий право на досрочную пенсию – учебные отпуска после 30 июня 2007 года, участие в семинарах и конференциях, отпуска без сохранения зарплаты, прогулы и др. периоды.

Проверить, какие периоды педагогической деятельности уже учтены для назначения пенсии, можно в Личном кабинете гражданина на сайте ПФР, заказав выписку из индивидуального лицевого счета. В ней указывается продолжительность периодов работы, учитываемых для целей досрочного назначения пенсии.

Повышение пенсионного возраста внесло свои коррективы и в назначение педагогической пенсии. Если количество лет стажа осталось прежним, то дата выхода на пенсию изменилась. Педагогу, выработавшему необходимый стаж в первом полугодии 2021 года, пенсия будет назначена в 2024 года. После окончания переходного периода по повышению пенсионного возраста пенсия учителям будет назначаться через пять лет после выработки педагогического стажа. При этом после приобретения права на назначение досрочной пенсии педагоги могут продолжать трудовую деятельность либо прекратить работу.

В Тюменской области досрочную пенсию получают более 12 тысяч педагогов, свыше 5 тысяч из них продолжают свою трудовую деятельность. Средний размер пенсии составляет 17 тысяч рублей.

* Список должностей и учреждений, а также правила исчисления педагогического стажа для назначения пенсии, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года.

Отделение ПФР по Тюменской области поздравляет всех преподавателей и работников сферы образования с профессиональным праздником – Днем учителя, желает всем педагогам здоровья, благополучия, благодарных учеников и высоких результатов в профессиональной деятельности!

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий