Как изменить план закупок или план-график после публикации в ЕИС
Если изменились лимиты бюджетных обязательств или в результате закупок образовалась экономия, заказчики меняют план-график. Изменить нужно не только бумажную версию, но и электронный план в Единой информационной системе. Если не внести изменения, организации и контрактному управляющему грозит штраф.
Как вносят изменения в план-график
Закупочная деятельность заказчика базируется на согласованном, прошедшем контроль и опубликованном плане-графике. Плановые документы публикуются в течение 10 дней после доведения заказчику лимитов бюджетных обязательств (ч. 6 ст. 16 44-ФЗ).
У заказчика нет возможности предвидеть все обстоятельства расчетного года при первоначальном планировании. Но нормы ФЗ 44 и функции ЕИС позволяют вносить корректировки в плановую документацию в течение года.
Правила составления, ведения и внесения изменений в ПГ закреплены в Постановлении Правительства № 1279 от 30.09.2019. В п. 6 Постановления № 1279 указано, можно ли внести изменения в план-график 2021 года в 2022 году, — нет, в плановых документах учитываются показатели финансирования текущего года и двух плановых периодов. Прошлые периоды затрагивать нельзя.
Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работать с плановыми документами без нарушений и штрафов. Используйте эти инструкции бесплатно.
Основания для корректировок рабочего плана-графика таковы (ч. 8 ст. 16 44-ФЗ, п. 22 Постановления № 1279):
- изменение финансирования, доведенных ЛБО;
- уточнение требований к товарам, работам и услугам (ст. 19 44-ФЗ);
- реализация решения, которое приняли по итогам обязательного общественного обсуждения, — отмена или корректировка заказа;
- перераспределение экономии;
- признание закупки несостоявшейся;
- предписание контролирующих органов;
- расторжение госконтракта.
В Постановлении № 1279 разъясняется, как исправить позицию в плане-графике: изменить сведения по позиции, сохранить документ, отправить на контроль и после этого разместить в ЕИС новую редакцию.
Каковы сроки для внесения изменений
По правилам 44-ФЗ (ч. 9 ст. 16), изменения в план-график по 44-ФЗ вносятся не позднее одного дня до:
- публикации извещения;
- направления приглашения участнику закупки;
- заключения контракта с единственным поставщиком.
Исключения — заказы по ст. 82 44-ФЗ на оказание гуманитарной помощи или при ликвидации последствий ЧС. В этом случае извещение публикуют в день внесения изменений (п. 23 Постановления № 1279).
В Постановлении Правительства № 1279 сказано, через сколько вносить изменения после согласования с ГРБС, — это необходимо сделать в день согласования корректировок. Датой внесения корректировок является день их утверждения (п. 24 Постановления № 1279).
При заключении контракта с единственным поставщиком по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ вносите коррективы в план-график не позднее дня подписания соглашения.
Инструкция, как изменить план в ЕИС
Актуальная пошаговая инструкция, как внести изменения в план-график по 44-ФЗ в 2022 году:
Шаг 1. Заходим на официальный сайт ЕИС и авторизуемся в личном кабинете.
Шаг 2. Выбираем раздел планов-графиков.
Шаг 3. Находим рабочий документ планирования: порядок внесения изменений в план-график по 44-ФЗ утвержден в Постановлении Правительства № 1279. Нажимаем на план правой кнопкой мыши и выбираем нужное действие — изменить.
Шаг 4. Переходим к позициям действующего плана-графика. Выбираем ту, которая требует корректировки, и изменяем ее.
Шаг 5. Проверяем сведения позиции. Если требуется изменить финансирование, то вносим правильную сумму и в блок планируемых платежей, и в разбивку по КВР.
Шаг 6. Проверяем новые суммы и сохраняем.
Шаг 7. Вносим обоснование изменений. Это обязательный пункт: без указания причины корректировок и их описания план-график не пройдет финансовый контроль. Обоснование выбираем из предложенных вариантов, пояснения вписываем вручную. Завершаем процедуру.
Сохраняем документ и передаем на контроль. После проверки в системе появится новая версия документа планирования.
Как указать экономию
В Постановлении Правительства № 1279 указано, можно ли менять план-график прошлого года, — нет, коррективы вносятся только в текущий год и плановые периоды. Если у заказчика образовалась экономия под конец прошлого года, ее нельзя перераспределять на закупки нового периода. Оставшиеся деньги следует вернуть в бюджет.
Если экономия образовалась в текущем периоде, измените план-график и перераспределите средства в соответствии с нуждами организации-заказчика. Покажем пошагово, как внести изменения в план-график на сайте госзакупок по 44-ФЗ в связи с образовавшейся экономией:
- Скорректировать объемы финансирования по заказу с экономией.
- Добавить новую закупку или увеличить финансирование и объемы поставки по одному из введенных заказов.
- В пояснениях указать причину — образовавшаяся экономия или увеличение финансового обеспечения.
Как отразить несостоявшуюся закупку
С несостоявшейся закупкой действуйте по аналогии с перераспределением экономии. Внесите изменение в плановую позицию и обоснуйте причину коррективов. В руководстве пользователя ЕИС сказано, что написать в обоснование внесения изменений в план-график 44-ФЗ: определение поставщика признано несостоявшимся. В пояснении укажите конкретную причину перераспределения средств от несостоявшейся закупки.
После несостоявшейся конкурентной процедуры меняют условия заказа, финансирование и другие характеристики. Это и укажите в письменном пояснении.
Если планируете провести повторный тендер на тех же условиях, вносить коррективы в план-график не требуется.
Как составить приказ об изменениях
Приказ о коррективах необязателен: таких требований нет ни в ФЗ 44, ни в Постановлении № 1279. Но если заказчик изменяет план-график только после распоряжения руководителя, то составьте приказ в свободной форме. Вот пример:
Какова административная ответственность за нарушения
В ч. 9 ст. 16 44-ФЗ закреплено: внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до публикации извещения о закупке. Если заказчик нарушил этот срок, его ожидает административная ответственность и штраф.
Размеры штрафа таковы:
- за неразмещенную новую версию ПГ — 50 000 рублей на должностное лицо и 500 000 рублей — на организацию (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ);
- за нарушение срока публикации ПГ — от 5000 до 30 000 рублей на должностное лицо (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
- за невнесение изменений в ПГ — 30 000 рублей на должностное лицо (ч. 1.5 ст. 7.30 КоАП РФ).
Новый порядок, установленный ст. 16 44-ФЗ, допускает публикацию извещений и направление предложений на участие в закрытой закупке раньше установленного срока.
Об авторе этой статьи
Александра Задорожнева Бухгалтер, эксперт проекта Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Лимиты бюджетных обязательств: как принять и распределить на госзакупки
Лимиты бюджетных обязательств выделяют для финансирования казенных учреждений. Получив ЛБО, заказчик планирует расходы на закупочную деятельность. Правила работы закреплены в БК РФ, а за нарушения грозит административная ответственность.
Что такое ЛБО
По статье 6 БК РФ ЛБО в бюджете — это сумма финансирования, которая доведена до подведомственной организации. По сути, это объем прав в денежном выражении. В пределах лимитной суммы учреждение принимает обязательства и исполняет их в текущем финансовом году.
Учреждение не вправе принять обязательства сверх доведенного лимита. Простыми словами, бюджетники не смогут заключить договор или контракт на сумму больше, чем довел ГРБС на финансовый год. Что делать, если остаток ЛБО 0, а в лимитах есть остаток: контракт не можем принять, в программе пишет превышение средств — передвинуть средства из другой статьи расходов, если на ней остались средства, или же отказаться от контракта. Заключать контракт под нулевые лимиты нельзя. Казначейство не подпишет акт проверки ЛБО с договорами, заключенными с превышением. Принятие БО сверх доведенных лимитов — это прямое нарушение п. 3 ст. 219 БК РФ.
Помимо ЛБО, подведомственным учреждениям выделяют и ПОФ — предельный объем финансирования. ПОФ утверждают на определенный период времени — месяц, квартал (Приказ Минфина № 204н от 21.12.2015). ПОФ и лимиты — это разные понятия: лимиты бюджетных обязательств — это сумма, на которую принимают контракты, договоры. А ПОФ — фактическое количество денег, которое вправе потратить учреждение.
- когда и как нужно утвердить план-график закупок;
- как работать с планами финансово-хозяйственной деятельности по новым правилам;
- инструкция по работе с расходным расписанием: как заполнить и опубликовать;
- инструкция по заполнению бюджетной сметы госзаказчика;
- как связаны субсидии на госзадание и госзакупки.
Порядок утверждения и изменения
По определению БК РФ бюджетные ассигнования — это максимальный объем средств, который предусмотрен для исполнения учреждением своих обязательств. Ассигнования выделяют на (ст. 69 БК РФ):
- оказание государственных и муниципальных услуг;
- социальное обеспечение;
- предоставление бюджетных инвестиций и межбюджетных трансфертов;
- субсидирование юридических лиц;
- предоставление платежей субъектам международного права и обслуживание госдолга.
Ключевые отличия бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств связаны с их назначением: ЛБО — это объем прав в денежном выражении, а ассигнования — предельный объем фактически выделенных денег. Каждый ГРБС разрабатывает и утверждает собственный порядок, как распределяются и принимаются ассигнования на 2023 год. Несмотря на полномочия ввести индивидуальные правила, утвержденные порядки редко отличаются друг от друга. Единые нормативы закрепляет БК РФ. Распорядители не имеют права уклониться от исполнения действующего бюджетного законодательства.
Вот кто утверждает ЛБО для главных распорядителей средств федерального бюджета на различных уровнях:
- На федеральном уровне финансирование определяет министр финансов. Процедура производится в рамках соответствующих видов расходов. Затем ЛБО передают в Федеральное казначейство для дальнейшего доведения лимитов бюджетных обязательств до казенных учреждений через ГРБС.
- На региональном и муниципальном уровнях объем определяет финансовый орган субъекта РФ или муниципального образования.
Главный распорядитель формирует плановые показатели на основании сводных расчетов (обоснований), которые составляются по потребностям получателей средств бюджета. Утверждение ЛБО по подведомственным учреждениям производится в рамках доведенных лимитов по конкретному ГРБС. Изменения в утвержденные лимиты вносятся органом Федерального казначейства или финансовым органом на основании предложений ГРБС. Затем идет принятие бюджетных обязательств — это доведение расходных показателей до получателя и постановка их на бухгалтерский учет.
Бесплатно узнайте, как получить ЛБО и правильно отразить их в бюджетном учете, из инструкций от экспертов КонсультантПлюс.
Порядок доведения
Средства бюджета имеют строго целевой характер. Получатель (ПБС) самостоятельно определяет, для каких целей учреждению могут быть выделены из бюджета лимиты бюджетных обязательств: целевое финансирование тратят только по направлениям, напрямую связанным с деятельностью организации. К примеру, для образовательных учреждений допускается закупка учебников и мебели, канцелярских и хозяйственных товаров, обслуживание и ремонт здания школы (детского сада). Для медучреждений — закупка лекарств и оборудования, диагностика и обслуживание медизделий, ремонт. Все направления затрат фиксируются в плановых документах учреждений.
Порядок, по которому производится учет ЛБО, устанавливает местный финансовый орган. Например, финансовый отдел муниципального образования или департамент финансов субъекта РФ. Чиновники предусмотрели единый алгоритм:
- ГРБС распределяет свободные лимиты бюджетных обязательств по подведомственным ему нижестоящим распределителям и получателям средств (пп. 5 п. 1 ст. 158 БК РФ).
- ГРБС вправе довести объем финансирования только до тех учреждений, которые включены в перечень подведомственных ему распорядителей, получателей средств бюджета (ст. 38.1 БК РФ).
- Лимиты финансирования доводятся до конкретных получателей с указанием целевого назначения использования (ст. 38 БК РФ).
Финансовый орган, главный и нижестоящий распорядители составляют и направляют ГРБС, РБС, ПБС уведомление о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях) по форме 0504822, если иное не установлено порядком доведения указанных ассигнований и ЛБО до главного распорядителя.
На федеральном уровне регламент установлен следующими нормативными актами:
- порядок доведения лимита — Приказом Минфина от 30.09.2008 № 104н;
- меры исполнения бюджета — постановлением правительства от 09.12.2017 № 1496.
По правилам доведение ЛБО до бюджетных учреждений не предусмотрено действующим законодательством. Финансы доводят только в отношении учреждений казенного типа и органов местного самоуправления. Затем распределители предоставляют финансирование бюджетникам и автономным организациям. Деньги доводят в виде:
- ;
- целевых субсидий (субсидий на иные цели);
- субсидий на капитальные вложения;
- прочее.
ЛБО для бюджетных и автономных учреждений не предусмотрены нормами БК РФ.
Срок доведения
Распорядитель бюджетных средств обязан довести объем финансирования до начала финансового календарного года, на который предоставляются ЛБО. Объем финансирования 2023 года главный распорядитель обязан довести в 2022-м. Исключением являются действия по временному исполнению бюджета (п. 2 ст. 219.1 БК РФ). ГРБС осуществляет и отзыв лимитов бюджетных обязательств в 2022 году в случае неиспользования средств, выделенных на текущий финансовый год (Письмо ФК № 07-04-05/03-20245 от 20.09.2019).
Федеральные распорядители приступают к распределению финансирования по подведомственным учреждениям с начала декабря года, предшествующего году, на который доводят лимиты. Завершают распределение 31 декабря. Например, ЛБО на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд распорядитель доводит до получателя не позднее 20-го рабочего дня после их отражения на лицевых счетах ГРБС (РБС). В течение года допускается и увеличение лимитов по статьям — за счет дополнительного выделения средств под конкретные потребности или передвижек ЛБО в рамках бюджета учреждения с одной статьи расходов на другую.
За нарушение сроков доведения финансирования до РБС и ПБС распорядителю предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 15.15.11 КоАП РФ).
В Федеральной контрактной системе указано, что делать с ЛБО, если заключен договор, а работы не выполнены на конец года: снимать лимиты и расторгать контракт в одностороннем порядке по ст. 95 44-ФЗ. А вот что делать, если остаток ЛБО 0, а в лимитах есть остаток, контракт не можем принять, в программе пишет превышение средств: если остаток ЛБО 0, то это означает, что лимитов по этой статье расходов нет и заключить госконтракт нельзя. Но если на других статьях остались неиспользованные ЛБО, то заказчик вправе перераспределить финансирование, передвинуть лимиты на нужную статью, провести закупку и заключить контракт.
Учет у распорядителей
Правила и особенности ведения учета и составления отчетности в рамках полученных лимитов бюджетных обязательств закреплены п. 315, 316 Инструкции № 157н, п. 129, 130 Инструкции № 162н. Учет ЛБО осуществляется на счете 0 501 00 000, по установленным группировочным счетам:
Номер синтетического счета
Номер группировочного счета бухгалтерского учета
0 501 10 000 — для текущего финансового года
0 501 20 000 — для первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)
0 501 30 000 — для второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным)
0 501 40 000 — для второго года, следующего за очередным
0 501 90 000 — для отражения на иные очередные годы (за пределами планового периода)
Аналитический учет ЛБО ведите в разрезе расходов бюджета по КБК, по требованиям п. 317 Инструкции № 157н. Учитывайте новый порядок составления КБК, приведенный в Приказе Минфина России № 85н от 06.06.2019 (ред.15.04.2021).
Пример проводок в таблице:
Отражение доведенных (утвержденных) финансовым органом показателей ЛБО на текущий финансовый период
КРБ 1 501 11 000
КРБ 1 501 12 000
Отражение сумм лимитированного финансирования, переданных ГРБС подведомственным ему РБС и ПБС: