Дети подвергающиеся насилию в семье

Насилие в семье. Дети. Последствия.

Насилие в семье Дети Последствия

Многие женщины подвергавшиеся насилию со стороны партнера, считают, что агрессивное поведения отца, никак не может отразиться на психологическом и физическом здоровье детей. Они зачастую думают, что дети не являются пострадавшей стороной. Но дети, весьма часто оказываются единственными свидетелями насильственного отношения отца к их матери. И часто становятся сами жертвами насилия.

Почему он это делает?

Для абьюзера дети являются еще одним способом контролировать поведение жены. Если его раздражают такие вещи как ваша работа, общение с друзьями или вы посвящаете много времени своим интересам, тогда почему его не могут раздражать ваши общие дети? Для него дети являются не только способом контролировать вас, но и мощным раздражителям, так как он не хочет делить вас ни с кем другим, а хочет владеть вашим вниманием беспредельно. Это его безграничное желание. И в этом его ревность не знает границ и меры. Он хочет только одного, быть ребенком, номер один. Если он считает, что жена уделяет внимания детям больше, чем ему, тогда это расценивается как доказательство недостаточной любви к нему. Только беда заключается в том, что любви ему никогда не бывает достаточно. Он ненасытен как бездонная бочка. Сколько бы вы не давали ему любви, внимания, заботы, ему всегда будет мало. Дети – это просто еще одна возможность дать выход своему гневу.

Он будет использовать ваш страх за детей, чтобы заставить вас уступить его требованием. Он будет манипулировать не только вами, но и детьми. Например, он может настроить детей против вас. Внушая им, какая вы бестолковая, эгоистичная, черствая мать. Или наоборот, может держать вас и детей в постоянном страхе перед физическим наказанием. И если вы боитесь, значит, он часто использует этот метод контроля над вами. Дети, очень часто становятся «козлами отпущения» в таких семьях, а их матери нередко становятся молчаливыми свидетелями издевательств отца над детьми. Мать не в состоянии защитить их от агрессии отца, дабы не навлечь беду на себя. Вырастая, такие дети испытывают сильную злость к отцу, но еще большую злость они испытывают к матери. К молчаливой свидетельнице их злобного и агрессивного отца. Так они считают. По их мнению, именно с ее молчаливого согласия вершилось это насилие над ними. В матерях они видят слабую, беззащитную, пассивную, не желающую противостоять агрессии и защитить их от отца. «Она стояла в стороне и отворачивалась, а значит она сообщница моего отца» — эти слова выросшего ребенка, подвергавшегося частым физическим наказаниям со стороны отца.

Дети, подвергавшиеся насилию, полностью утрачивают уважение к матери, так как видят в ней, как более слабую защитницу. Становятся на сторону отца и идентифицируются с ним. Мальчики, выросшие в семье агрессора, сами становятся агрессорами по отношению к своей семье. Девочки, подвергавшиеся насилию, позже начинают воспринимать насилие к ним, как норму в их жизни. Эти дети никогда не являлись свидетелями нормальных, здоровых отношений между родителями. В лучшем случае они были свидетелями стычек и перепалок между взрослыми. Они не знают, что такое проявить уважение, сострадание и любовь к людям. Они знают только страх, агрессию и злость. К сожалению, многие из них переигрывают эту семейную драму, уже в своих собственных семьях.

Как отражается насилие на детях?

Дети, которые постоянно находятся в семье, где практикуется насилие любого вида, испытывают невероятный страх, беспомощность, злость, гнев и постоянный стресс, фрустрацию. Они, так же как и их матери, не могут дать волю своим чувствам.

И так, на что нужно обратить внимание, если в семье дети являются свидетелями насилия или сами подвергаются насилию.

Дети жалуются на плохое самочувствие, неуспеваемость в школе, впадают в депрессию.

Проявляются симптомы стресса (боли в животе, частые головные боли, энурез, бессонница, ночные кошмары, заикание и т.д.).

У них проявляется асоциальное поведение, учащаются побеги из дома, бродяжничество, мелкие кражи.

Они часто конфликтуют с взрослыми и сверстниками.

Они страдают сексуальной неразборчивостью.

Злоупотребляют алкоголем и наркотиками.

Они насторожены, замкнуты.

Эти дети могут вести себя, как пассивно, так и агрессивно.

В последствии у них развивается ПТСР.

Контроль агрессора над жизнью детей и вашей собственной является таким огромным, что проникает во все сферы вашего бытия. Начиная от общения с друзьями, до ваших мыслей и чувств. Ущерб, нанесенный вам и вашим детям, такой огромный, что даже не подается какому-либо сравнению.

Тем не менее, несмотря на такие разрушительные последствия, многие женщины продолжают настаивать на том, что в их жизни все нормально.

Насилие над детьми в семье: причины и следствия

Одной из наиболее острых проблем, стоящих перед современным обществом, является проблема внутрисемейного насилия над детьми. Ее актуальность обуславливается, прежде всего, тем, что дети являются одной из самых незащищенных и уязвимых социальных групп. В государственном докладе «О положении детей в Российской Федерации» (2010 г.) отмечено, что в России зарегистрировано более 400 тысяч неблагополучных семей, в которых воспитанием детей не занимаются вовсе или оно осуществляется в опасной для жизни и здоровья форме. Цифра показывает, что проблема внутрисемейного жестокого обращения с детьми должна стать, если не основной, то одной из профилирующих среди решаемых сегодня проблем в прикладных и научных направлениях исследования. При этом, необходимо сказать о том, что в современной психологической достаточно широко ведутся исследования проблемы насилия над детьми теоретического и прикладного характера. Так, были выделены и описаны четыре основных вида насилия: физическое насилие, сексуальное насилие, психологическое насилие и пренебрежение основными потребностями и нуждами ребенка (М. Раттер, л.С. Алексеева, А.Б. Орлов и др.). Различными авторами изучен характер и последствия психотравмирующего воздействия того или иного вида насилия на ребенка.

Однако, несмотря на достаточную изученность проблемы, многие вопросы, на наш взгляд, до сих пор остались недостаточно разработанными. Так, одним из них является проблема определения причин насилия над детьми, а также влияния насилия на психическое развитие ребенка.

Как показал теоретический анализ литературы, существует огромное множество различных причин, опосредующих насилие над детьми в семье. Их спектр чрезвычайно широк: политика государства — индивидуально-психологические особенности жертвы и инициатора насилия.

Так, по мнению Н.М. Платоновой и Ю.П. Платонова, в качестве ведущих причин возникновения физического насилия в семье выступают следующие: особенности личности ребенка, индивидуально — психологические особенности ребенка, несоответствие личности ребенка ожиданиям родителя, особенности личности родителей, особенности психологической атмосферы семьи.

Исследователи разделили эти причины на три группы. К первой группе они отнесли — особенности личности ребенка (под данным фактором исследователи понимают физиологические (наличие уродства, инвалидность, неизлечимая болезнь) индивидуально — психологические особенности ребенка (гиперактивность, импульсивность, агрессивность и т.д.)). Кроме того, в эту же группу, исследователи включают такие причины, как: несоответствие личности ребенка ожиданиям родителя. Ко второй группе причин относятся особенности личности родителей. Сюда входят повышенный уровень тревожности, высокий уровень импульсивности, ригидности в поведении, взаимоотношениях, низкий уровень контроля собственных действий и поступков, низкий уровень образования, признание необходимости использования в процессе воспитания системы физических наказаний и т.д. К третьей группе авторы относят особенности психологической атмосферы семьи: отсутствие умений в приемлемом и адекватном выражении эмоций и чувств, небольшой опыт (или его отсутствие) позитивного взаимодействия с людьми разного возраста, изменчивость и нестабильность идентификации, большие затруднения родителей при распознавании собственных психологических потребностей и потребностей детей, психические заболевания у родителей (депрессии, острые бредовые реакции, тяжелые тревожные расстройства, приводящие к агрессивным и аффективным реакциям, и другие заболевания).

К причинам, вызывающим психологическое насилие («эмоциональное отторжение ребенка»), авторы относят: несоответствие ребенка ожиданиям родителей, нежеланный ребенок, чувство вины по отношению к ребенку, сходство ребенка с одним из родителей и использование вторым родителем ребенка в качестве мишени для вымещения собственного конфликта с супругом, формирование в семье психологической защиты в отношении ребенка («козел отпущения»), инфантильность личности родителя, внутреличностный конфликт одного или обоих родителей, не сформированность родительских ролей, отсутствие ясного определения правил поведения в семье, наличие в родительском сценарии травматического опыта психологического насилия и т.д.

Основные причины, объясняющие выбор ребенка в качестве объекта сексуальных притязаний, были проанализированы Д. Финкелхором. Им были выделены особенности личности насильника, мотивация поведения, включая внешние и внутренние причины. К ним были отнесены следующие причины: эмоциональная конгруэнтность (соответствие особенностей детей эмоциональным нуждам насильника); сексуальное возбуждение, испытываемое насильником в присутствии ребенка; блокада альтернативных путей для удовлетворения сексуальных потребностей; внешние и внутренние факторы, снимающие у насильника запрет на сексуальные отношения с ребенком (дезингибиторы)» (цит. по Н.М. Платоновой и Ю.П. Платонову).

На наш взгляд, соотнесение той или иной причины с тем или иным видом насилия, как представлено в данной классификации, является неправомерным. Во-первых, одно и то же явление может быть причиной любого вида насилия. Кроме того, хотелось бы отметить сомнительный характер некоторых причин, которые выделяют авторы. Так, например, гиперактивность ребенка разными родителями может быть расценена по-разному. Об этом говорил и H. Kempe: «Ребенок, который не подчиняется, сопротивляется и борется, для одной матери может казаться плохим и неудобным, а для другой его поведение является признаком силы, борьбы за независимость, т.е. качества, характерного для будущей футбольной звезды» (цит. по И.Н, Григорович). Стоит отметить и то, что причины, входящие в третью группу причин физического насилия, вполне целесообразно можно расформировать в первой и второй группе.

Не достаточно аргументированным нам кажется и мнение В.М. Целуйко, которая считает, что чаще всего жестокие родители являются жертвами собственных представлений. Так, согласно ее взглядам, ребенок, совершивший какое-либо деяние, противоречащие системе ценностей его родителей, тем самым побуждает их действовать с применением физической силы. По мнению автора, родители пытаются защитить свои собственные ценности (уважение, послушание, порядок, учтивость и т.д.) от предполагаемого посягательства со стороны ребенка. Они хотят внушить ему эти ценности, но в своих гиперреакциях заходят дальше поставленной цели Результатом становится, как отмечает автор, жестокое обращение с ребенком. При этом, стоит отметить, что В.М. Целуйко не поясняет, что заставляет реагировать родителя «гиперреактивно» и, тем более, с применением физической силы.

Некоторые исследователи не распределяют причины и факторы насилия над детьми в семье. Так, например, И.Н, Григорович приводит в своей работе список, состоящий из 12 «факторов риска» (причин насилия над детьми в семье):

история насилия в данной семье (автор подразумевает, что тенденция проявлять насильственные действия по отношению к ребенку передается из поколения к поколению, т.е., например, отцы, как отмечает автор, бьющие своих детей достаточно часто оправдывают свои действия хорошо известной фразой: «Мой отец воспитывал меня самого ремнем и, как видите, я стал вполне хорошим человеком»);

1) неполная семья или разведенные семьи;

2) материальные трудности;

3) алкоголизм или наркомания;

4) жестокое обращение, пережитое родителями в детстве;

5) не родные отец или мать, сожитель или сожительница в семье;

6) интервал между данным ребенком и предыдущим менее 18 месяцев;

7)возраст матери до 21 года при рождении ребенка;

8)разделенность матери и ребенка более чем на 24 часа после родов;

9) маловесность или недоношенность ребенка при рождении;

10) ребенок с физическими или психическими проблемами;

12) безразличие или повышенное тревожное отношение к ребенку.

Однако, в данной классификации неясным остается основание для отнесения того или иного фактора именно к категории «риска». Кроме того, к сожалению, в своей работе автор не раскрывает механизма влияния какого-либо фактора на возникновение негативного отношения к ребенку. Так, «жестокое обращение, пережитое родителями в детстве» с одной стороны может действительно «подтолкнуть» родителей к жестокости по отношению к своим детям, а с другой может наоборот привести к появлению гиперкомпенсаторного поведения, выражающего в чрезмерной любви к ребенку. В то же время, «повышенное тревожное отношение к ребенку», на наш взгляд, будет скорее вызывать у родителей гиперопеку по отношению к своему дитя, чем желание навредить ему.

Таким образом, проанализировав различные подходы к вопросу классификации причин насилия над детьми в семье, мы считаем, что все данные явления (причины) можно разделить на три основные группы. Первая группа – социо-культурные причины. В данную категорию мы относим все социально-экономические и культурные причины, а также причины, обусловленные структурой семьи, например: низкий социальный статус семьи, безработица, плохие квартирные условия, многодетность семьи, родители-одиночки и т.д. Вторая группа причин — индивидуально-психологические характеристики родителей и ребенка: наличие у взрослого комплекса неполноценности, высокий уровень тревожности, психическое здоровье родителей или ребенка и другие. К третьей группе мы относим причины, имеющие социально-психологический характер. В эту группу, на наш взгляд, могут входить причины, связанные с воспитательно-педагогической некомпетентностью родителей; негативное отношение к окружающим и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка, кроме того, мы считаем, что в данную группу можно также отнести факторы, связанные с нежеланностью ребенка, несоответствия ребенка ожиданиям родителей и многие другие.

При этом стоит отметить, что на наш взгляд, не может быть четкого соотнесения какой-либо группы причин с тем или иным видом насилия. Кроме того, мы считаем, что насильственные действия в отношении ребенка могут провоцироваться как одним, так и комплексным влиянием различных причин из разных групп.

В то же время, необходимо отметить, что изучение причин насилия над детьми в семье является лишь одним из этапов в решении этой проблемы. Важным представляется и вопрос социально-психологических последствий, возникающих у ребенка, ставшего жертвой внутрисемейного насилия. Так, как отмечает Л.С. Алексеева, ссылаясь на С.В. Ильину, опыт жертвы насилия оказывается многомерным и мультимодальным. У ребенка-жертвы жестокого обращения в семье формируется особая личностная структура, характеризующаяся диффузной самоидентичностью, полизависимым когнитивным стилем, привязанностью самооценок к оценкам других людей; приостанавливается психическое развитие. Жестокое обращение с ребенком приводит к формированию у него сильного эмоционального напряжения. В свою очередь, оно способствует тому, что, как отмечает Захаров А.И., ребенок «не может смотреть на себя глазами других» (Захаров А.И. «Психотерапия неврозов у детей и подростков»). В то же время, нарушение «Я-Образа» у ребенка приводит к невозможности выразить себя и найти признание и взаимопонимание среди окружающих, вначале в семье, а затем среди сверстников. В социально-психологическом контексте — это неразрешимая проблема «быть собой среди других». Существенно, что дети при наличии страха изменения, и в частности страха быть другим, не могут свободно и непринужденно принимать и играть роли, т. е. представлять себя на месте других, проникаться их мыслями и переживаниями, так как это означает для них угрозу быть другим, потерять остатки своего «я», исчезнуть в массе, раствориться. Препятствуя развитию эмпатии, принятию новых ролей и усвоению нового опыта, страх изменения приводит к негибкости поведения, его защитному характеру, сужению круга общения и к нарушению всего процесса социальной адаптации в целом.

Напоследок хотелось бы обратить внимание и на то, что в психологической науке до сих пор также остается дискутируемым вопрос разработки программ коррекции и реабилитации детей, пострадавших от противоправных действий со стороны взрослых.

При этом, важно отметить, что теоретический анализ литературы по проблеме коррекции психологических последствий насилия у детей показал, что в современной психологической науке не существует единого подхода к решению данной проблемы. В большинстве случаев, исследователи описывают конкретные практические шаги в процессе работы с ребенком, ставшим жертвой противоправных действий (Платонова Н.М., Платонова Ю.П., Журавлева Т.М., Цымбал Е.И. и др.). Стоит отметить, что предлагаемые ими программы являются, на наш взгляд, достаточно «узкими», а именно: относятся, чаще всего, к специфике работы с детьми, пострадавшими от физического или сексуального насилия. Как мы заметили, проблема коррекции психологических последствий воздействия эмоционального насилия учеными не затрагивается вообще. Во многом, на наш взгляд, это детерминируется тем фактом, что психологические последствия эмоционального насилия, как и само эмоциональное насилие, до сих пор остаются наименее изученными. При этом, как отмечает английский исследователь П. Дейл, эмоциональное насилие лежит в основе любой формы семейного насилия.

В свою очередь, основываясь на результатах проведенного нами исследования, мы можем говорить о том, что высокой степенью эффективности при работе с детьми, ставшими жертвами внутрисемейного насилия, обладают групповые формы работы, в частности – социально-психологический тренинг. На наш взгляд, во многом это обуславливается тем фактом, что благодаря социоцентрической направленности данного метода, а также процессам групповой динамики, СПТ способен оказать коррекционное воздействие на процесс отражения действительности, главным образом, через воздействие на «Я-Образ» ребенка.

Представляется важным сказать и о том, что большое значение при решении проблемы насилия над детьми в семье имеет психологическая работа со взрослыми. Стоит отметить, что в нашей стране данное направление еще только начинает развиваться. До настоящего момента основной мерой воздействия на родителей (или лиц их заменяющих), совершивших противоправное деяние по отношению к ребенку, является лишение их юридических прав на ребенка и, в некоторых случаях, возбуждение уголовного дела. При этом в ряде других стран родителей совершивших насилие по отношению к своему ребенку, на законодательном уровне могут обязать к посещению психолога и (или) к участию в групповой терапии. Важная роль при этом отводится вопросам психологического просвещения родителей и выработке конструктивных навыков, как воспитания, так и в целом общения с ребенком.

Особенно актуальным это является для родителей приемных детей. Бесспорен тот факт, что появление усыновленного ребенка в семье приводит к существенным изменениям в ее статусе и динамике развития, к перестраиванию этапов ее жизнедеятельности и усложнению межличностных связей, отношений. Эти обстоятельства требуют продуманной системы мер по психологической подготовке будущих родителей к реализации в естественных условиях семейного воспитания своих новых обязанностей.

Таким образом, в заключении хотелось бы отметить, что проблема насилия над детьми в семье имеет мультимодальный характер. Ее решение требует взаимодействия специалистов различных научных областей. Важная роль при этом отводится и системе государственного управления. Именно разработка законодательной системы предупреждения жестокого обращения с детьми, на наш взгляд, может значительно способствовать защите прав, интересов и здоровья детей.

«Живешь с постоянным ощущением страха». Как насилие в семье влияет на ребенка

Как насилие в семье влияет на детей в краткосрочной и долгосрочной перспективах — рассказала психолог центра «Насилию.нет»* Александра Иванова.

По статистике , каждый год в России разным видам жестокого обращения подвергаются до 100 тысяч несовершеннолетних. Почти половина из них страдают от насильственных действий со стороны взрослых, причем в 6% случаев это происходит в семьях. 10-12% детей становятся жертвами сексуализированного насилия.

Авторами жестокого обращения чаще всего становятся родители (85% случаев), другие взрослые члены семьи или опекуны. До 70% детей терпят одновременно несколько форм насилия — физическое, психологическое, сексуализированное.

Каким бывает насилие?

Физическое насилие. Это любое намеренное нанесение повреждений ребенку. Как отмечает Александра, часто физическим насилием люди считают только жестокие избиения, а, например, шлепок по попе — нет. Но это не так. Любое воздействие — шлепки, дергания, подзатыльники, даже «несильно», «легонечко», «чуть-чуть» — считается физическим насилием и влияет на развитие ребенка.

Эмоциональное насилие . Здесь возможны две разновидности. Первое — оскорбительные, грубые высказывания: «дурак», «дебил», «заткнись», «ты ни на что не способен». Второе — игнорирование. Например, когда взрослые перестают разговаривать с ребенком из-за плохого поведения или отказываются общаться с ним, пока он не извинится.

Александра Иванова

Этот вид насилия менее заметен. Кажется, что он приносит меньше вреда, чем остальные. На самом же деле игнорирование переносится ребенком тяжелее всего, потому что это разрыв контакта с родителем. Даже если взрослый его бьет или оскорбляет, то он все равно остается в контакте. А когда родитель не разговаривает, это равно смерти, это страшно и может ранить даже больше, чем физическое насилие.

Пренебрежение потребностями ребенка в еде, заботе, защите, в оказании медицинской помощи. Со всем этим ребенок не может управляться сам в силу своего возраста. Поэтому игнорируя базовые потребности детей или особенности здоровья, которые требуют особого внимания, родители проявляют насилие. Крайней формой можно назвать ВИЧ-диссидентство .

Сексуализированное насилие . Под это определение подходит не только половой акт с проникновением, но и любое другое воздействие на ребенка, например, прикосновения в интимных местах, просьбы потрогать взрослого.

Как опыт насилия в семье влияет на ребенка?

Как именно и с какой степенью отразится на ребенке опыт насилия зависит от особенностей его психики, говорит Александра. На кого-то насилие может повлиять разрушительно и катастрофично, а кто-то сможет адаптироваться и «переварить» это без особых последствий, даже при жестких видах насилия.

Александра Иванова

Яркий пример — история скопинского маньяка. Конечно, можно только гадать о состоянии психики пострадавших девушек. Но тем не менее, одна девушка после случившегося смогла выйти замуж, родить детей, написать книгу, давать интервью. По косвенным признакам можно говорить, что она справляется с пережитым опытом . А другая девушка закрылась и о ее судьбе практически неизвестно.

Многое зависит и от социальной среды. Например, если ребенка бьет мама, но есть теплый папа, любящая бабушка, то перенести опыт насилия будет проще. Но если же ребенок живет в семье, где нет ни одной безопасной фигуры, где его все унижают и пренебрегают им, то он может «сильно пораниться об это, даже если к нему не применяют физическое насилие», говорит Александра.

Нормальное психическое и эмоциональное развитие детей строится на их безусловном доверии взрослому. Поэтому главное последствие насилия в семье для ребенка — потеря базовой безопасности, продолжает эксперт.

Александра Иванова

Уточка смотрит на маму-утку и учится делать так же. И если на каком-то уровне происходит недоверие к тому, что делает мама-утка, то нормальное развитие ребенка нарушается. Ему становится сложно строить отношения со взрослыми людьми — учителями, тренерами. Ребенку кажется, что взрослые всегда могут его надурить, обмануть.

Это недоверие может проявляться, например, через сложное поведение, вранье, отрицание авторитетов, показательное хамство, пренебрежение. «Если ребенок чувствует слабину взрослого, он может по ней очень сильно бить. Потому что в нем не всегда осознанно формируется логика [кто сильнее, тот и прав]. Если не я, то меня», — поясняет психолог. Противоположная стратегия поведения ребенка — это неуверенность, закрытость, заискивание и опора на мнение взрослого.

Второе следствие для ребенка, имеющего опыт насилия в семье, — постоянный страх. Это переживание требует много напряжения: ребенок всегда «на стреме», он не может расслабиться. Все его силы уходят на обслуживание этого страха, соответственно, на развитие в других областях становится меньше ресурсов. Поэтому дети с опытом насилия в семье, как правило, хуже учатся, им тяжелее осваивать новые виды деятельности, они могут медленнее развиваться. «Когда мы боимся, на гормональном уровне вырабатывается кортизол, а он тормозит развитие мозга в целом», — объясняет взаимосвязь Александра.

Еще одно следствие — неуверенность в себе, чувство стыда и вины.

Александра Иванова

У ребенка нет идеи, что со взрослыми что-то не так, в силу возраста им не доступна эта мысль. А если со взрослыми все так, значит, что-то не так со мной. Это тоже очень пагубная мысль о том, что это я плохой, зачем я вообще родился, если вызываю в свой адрес такую реакцию родителей. Переживание может выражаться в неуверенности в себе, в нежелании пробовать что-то новое. Ребенку, а впоследствии уже и взрослому, сложно проявиться, расправить крылья.

Как опыт насилия в семье, пережитый в детстве, может проявиться во взрослом возрасте?

Все последствия от пережитого в детстве опыта насилия могут сохраниться и во взрослом возрасте, просто они развиваются вместе с человеком. Это может быть ощущение своей никчемности, ненужности, что создает сложности, например, в построении успешной карьеры. От этого же ощущения у человека появляется мысль, что «нормальный партнер на меня не посмотрит».

Александра Иванова

Отсюда построение отношений не с теми партнерами, с которыми тебе хотелось бы быть, а с теми, кто точно не бросит. А это риск выстраивания абьюзивных отношений, в которых присутствует насилие со стороны партнера. Поскольку с детства у человека вырабатывается толерантность к насилию, то оно не воспринимается как что-то неправильное. Срабатывают те же защитные механизмы, что и в детстве, «если я буду хорошей девочкой, то муж не будет меня бить».

Спектр последствий очень большой, продолжает эксперт. Это могут быть и зависимости, и психические заболевания, если есть предрасположенность. Например, в благоприятной среде человек мог никогда в жизни не узнать, что у него биполярное расстройство, а при встрече с опытом насилия оно может проявиться.

Если ребенок был свидетелем насилия?

Поскольку ребенок идентифицируется со значимым взрослым, то становясь свидетелем насилия, он сталкивается с теми же последствиями, с которыми сталкиваются дети будучи объектом насилия. Главное — это потеря безопасности. Однако ситуация может осложниться ощущением беспомощности и невозможностью помочь.

Александра Иванова

Когда ты сам становишься объектом насилия, ты как будто можешь на что-то повлиять: убежать, сопротивляться, спрятаться за мамину юбку, разозлиться, поплакать. А когда ты являешься свидетелем того, как, например, папа бьет маму, ты и сделать ничего не можешь — только стоять и смотреть.

Как помочь ребенку справиться с пережитым опытом?

Чтобы помочь ребенку справиться с травмирующим опытом, первое, что нужно сделать, — обеспечить ему безопасную среду, говорит специалистка. Чтобы на опыт насилия накладывался опыт безопасности. Ключевая фигура в этом контексте — фигура безопасного значимого взрослого, который защитит его, четко обозначит, как с ним можно поступать, а как нельзя, «об которого ребенок сможет излечиться». Сопровождать семью в этом процессе может психолог.

Получится ли нивелировать все последствия от опыта насилия или какие-то триггеры все равно останутся, зависит от человека и особенностей его психики, повторяет Александра. «У одного останется, у другого не останется. Кто-то что-то переварит, а для кого-то останется рана на всю жизнь», — заключила эксперт.

Спасибо, что дочитали до конца! Если многое в этом тексте вам знакомо — нам очень жаль.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий