Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
Тема животрепещущая, болезненная, трудная. Так вышло, что мы без задней мысли растим детей, рассказывая о «жили долго и счастливо», без оговорок. Ведь, согласитесь, наверно мало кто предупреждает детей о том, что люди женятся, а дальше либо сохраняют отношения, либо разводятся. В школе рассказывают о том, как «правильно» создавать семьи, но не рассказывают о том, как «правильно» расходиться, чтобы потери не были такими катастрофическими. Жестко..наверно даже жестоко.. Как сказать такое детям? Эта мысль для меня так же трудна, как мысль о необходимости признаться своему любимому ребенку в один прекрасный день, что сказки – это только сказки, нету фей, волшебства, гномиков и деда Мороза. Нужно ли растить детей, воспитывая в них чувство реальности? Ведь реальность такова, что бывает что люди остаются вместе, а бывает, расходятся.
С этой реальностью дети знакомятся каждый в свое время и каждый при своих обстоятельствах. У кого-то в классе оказывается ребенок (дети), которого растит только один родитель и они искренне удивляются «почему нет папы»? Кто-то узнает о реальности из жизненной истории своих друзей. А кому-то очень «не везет» ..и он переживает развод родителей на собственном опыте. Когда ребенок свято верил в то, что в его семье никогда не произойдет ничего такого, а оно происходит, он испытывает настоящее потрясение. Это сродни ощущению, когда почва уходит из под ног и не на что опереться. Растерянность, беспомощность, тревога, тоска, вина, гнев, обида,печаль и др. — чувства, которые испытывает ребенок. Ошибка родителей в том, что они погрузившись в свой болезненный процесс развода не замечают, обесценивают, или не находят в себе сил, не видят, не понимают переживания ребенка, которые из-за этого зачастую бывают загнаны вовнутрь. Но эти чувства ребенок обязательно должен отреагировать, прожить!
Последние пару лет в моей практике заметно прибавилось случаев детей, чьи родители разводятся, или уже развелись. Чаще всего обращаются родители, в основном мамы, с запросом о психологической помощи ребенку в переживании развода. Такие дети нуждаются в первую очередь в отреагировании чувств и в психологической поддержке. Но всегда требуется активное участие родителя в этой работе. Я всегда информирую родителей о том, о чем пишу ниже. Так о чем же важно знать? И как помогать ребенку?
Раны детей разведенных родителей всегда глубоки, но они со временем затягиваются. Если такое испытание пришло в семью, важно понимать что происходит с детьми, какова динамика их переживаний и помочь им пережить утрату. Да, именно утрату, потому что дети переживают развод, как утрату семьи. Для ребенка это потеря прежней, привычной «среды обитания», которая сродни серьезной природной катаклизме.
Переживание развода детьми разного возраста
Считается, что до возраста 2-3 лет дети переносят развод с наименьшими психологическими потерями, в то время как в возрасте от 4 до 6-7 лет зачастую переживают развод, как сильную психологическую травму. В этом возрасте дети могут обвинять себя в разводе родителей, делая ложный вывод о своей «плохости», которая якобы послужила причиной развода. В возрасте от 6-7 до 10-11 лет дети часто реагируют на развод злостью, усиливается агрессивность. Могут возникать ощущения «брошенности», чувство сильнейшей обиды. Дети старше 12 лет реагируют на развод по разному. Так как в этом возрасте основной акцент жизни детей делается на общение и построение отношений со сверстниками, ситуация развода будет переноситься не так болезненно, как у детей младшего возраста. Но бывает и так, что развод родителей, переживаемый детьми в подростковом возрасте может усилить реакции подросткового кризиса.
Как меняется поведение ребенка?
Все переживания, реакции и способы адаптации под новую жизненную ситуацию индивидуальны. Ребенок может уйти в себя или стать плаксивым, гиперчувствительным, может ухудшиться его поведение и снизиться успеваемость. Некоторые дети проявляют сильный негативизм. Бывает, у детей проявляется психосоматика: чаще всего разного рода дерматиты, аллергии. Некоторые дети склонны переживать депрессию. Но конечно бывают и дети, которые легче других переносят развод и могут не проявлять вышеперечисленных симптомов.
На мой взгляд, самое опасное, когда ребенок не проявляет чувств. Это означает, что он закапсулировал переживания в себе, а это имеет опасные последствия для детской души. Очень важно помочь ребенку отреагировать чувства. Это может осуществить родитель, если понимает детские переживания, или опытный психолог.
Как объяснять ребенку?
Как уже говорилось выше, дети не бывают готовы к тому, что их семья может разрушиться. Поэтому в первую очередь, затевая разговор с ребенком можно сказать ему о том, что бывает так, что взрослые люди не могут договориться между собой о важных вещах и поэтому не могут продолжать совместную жизнь. Надо подчеркнуть, что это проблемы взрослых, и проблема между взрослыми, но в отношении ребенка не меняются чувства родителей – они его по прежнему любят.
«Подрастет и все сам поймет», это ошибочная позиция. Ребенок нуждается в информации, но адекватной для его возраста и восприятия.
Нельзя создавать для ребенка ситуацию неизвестности, когда например один из родителей вдруг просто пропадает. Чем больше неопределенности, тем больше у ребенка тревоги. Нужно честно сказать о том, что один из родителей будет жить в другом месте, но ребенок сможет видеться и общаться с ним. Очень важно детям дать точку опоры, которой будет являться определенность: когда (в какие дни, часы), где он будет видеться с родителем. Ребенок должен четко представлять каким будет теперь его будущее. Естественно, что все обещания, данные ребенку необходимо выполнять. Это подразумевает, что между разводящимися родителями должна быть согласованность. Это важно согласовать ради детей. Это и есть родительская забота. К сожалению именно невозможность родителей договориться между собой, взаимные обиды и претензии способствуют тому, что переживания ребенка усугубляются, затягиваются, его психологическое состояние ухудшается.
Неприемлемо делать детей жертвами войны между родителями. Родители, не иначе, как должны найти в себе силы ради детей, позаботиться о них, не втягивая в свои перипетии.
Подробности разногласий и причин развода детям знать не обязательно. Неуместные подробности могут детей младшего возраста еще больше травмировать, но детям постарше можно дать больше информации.
Ощущение ребенком катастрофичности ситуации можно смягчать словами о том, что это начало новой жизни, хоть и болезненное, которая будет в чем-то другой, не хуже той, которая была, а возможно даже в чем-то лучше.
Кажется уместным проанализировать происходящее с ребенком,чьи родители развелись, опираясь на модель Кюблер-Росс, которая выделила пять стадий принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие.
Стадия отрицания. Ребенок отрицает происходящее, старается делать вид, что ничего особенного не происходит. Это механизм психологической защиты, помогающий не ощущать невыносимой душевной боли.
Стадия гнева. Ребенок злится на родителей, ситуацию, жизнь. Бывает по разному, кто-то злится больше на того родителя, который ушел из семьи («бросил»), кто-то на того, кто «выгнал» родителя,или «разрушил» семью, по мнению ребенка. Ребенок обвиняет родителей. Также сила злости и ее направленность зависит от того, к кому ребенок был больше эмоционально привязан. Если ребенок остался с тем родителем, к которому больше привязан эмоционально, то возможно его злость будет слабее. Гнев может также проявляться и в отношениях со сверстниками, потому что в этот период его много, и трудно его контролировать.
Стадия торга. На этой стадии дети могут пытаться «воссоединить» семью. Это могут быть и попытки привести домой ушедшего из семьи родителя, и уход в болезнь, с надеждой что она поможет воссоединить семью, и разговоры с родителями на тему «а может быть мы снова будем жить вместе?». Это могут и попытки ребенка «теперь быть всегда хорошим» в надежде, что родители тогда снова воссоединятся. Это могут быть и разные манипуляции.
Стадия депрессии. Предыдущие действия не привели к желаемым изменениям, появилась апатия, угнетенность. Ребенок как-будто уходит в себя, избегает общения, стремится как-будто изолироваться. На этой стадии боль очень сильна. Самооценка ребенка может катастрофически падать. Могут начаться ухудшения в учебе.
Стадия принятия. Ребенок постепенно адаптируется под новую жизненную ситуацию. Начинает принимать новые обстоятельства жизни, приспосабливается под них. Переживания еще есть, но ребенок уже с ними справляется и жизнь начинает постепенно входить в нормальное русло.
Чувства ребенка при разводе родителей
От автора: Во власти родителей находится также возможность помочь ребенку преодолеть его страхи уже тем, что они примут их вполне серьезно и серьезно их обсудят. В конце концов время поможет ребенку понять, что развод хотя и заставил мир пошатнуться, но не опрокинул его.
Печаль, гнев, чувство вины и страх
Надо только представить, что мы будем чувствовать, если нас внезапно покинет человек, которого мы любим больше всех на свете. И к тому же, без предупреждения. Но многие родители не понимают, что отец, который покидает супружескую квартиру, покидает не только жену, но и детей, и что дети таким образом переживают не просто развод родителей, а также и свой собственный развод с отцом (или матерью).
Следует также понять, что дети вообще не подготовлены к тому, что их отношения к обоим родителям, оказывается, зависят от чего-то другого, а не только от обоюдной любви между родителями и детьми.
Иногда дети, может быть, и понимают, что мама и папа часто ругаются, может быть, даже то, что они больше не любят друг друга. «Но почему он уходит от меня? — спрашивает девятилетняя Лора. — Папа может жить в другой комнате. У него же есть я!»
Если мать говорит ребенку, что папа переезжает в другое место, то она знает, что отец делает это из-за нее, может быть, даже инициатива исходила от нее самой. Лора же воспринимает это так, что отец покидает ее, Лору. К печали по поводу потери отца примешивается боль от сознания, что сама она не очень важна и недостаточно любима, чтобы суметь удержать отца дома, несмотря на его ссоры с матерью.
Это сознание своей второстепенности в любовной жизни разводящегося родителя, своей беспомощности как-то помешать разводу приводит печаль к ярости. Ярость ребенка может быть направлена на обоих родителей, когда у него появляется чувство, что родителям важнее их собственные запросы и потребности, чем его, ребенка, что они причиняют ему эту боль, хотя всегда утверждали, что для них нет на свете ничего дороже ребенка, что они, которые всегда играли роль хранителей порядка и долга, вдруг забыли о своем родительском долге и так далее.
В других случаях ярость обращается вначале на одного из родителей, на которого ребенок возлагает вину за развод в то время, как со вторым он себя идентифицирует. Анне семь лет, ее сестре Лауре — шесть. Обследование показало, что Лаура не может простить своему отцу то, что он оставил семью из-за другой женщины. Анна же, напротив, идентифицирует себя больше с отцом и направляет всю свою злость и разочарование против матери, которой она бросает упреки, что та, дескать, выжила из дому отца и таким образом отняла его у дочери.
На примере двух сестер мы можем видеть, что обвинения детей далеко не зависят от того, на ком из родителей в действительности лежит вина за развод (стоит ли говорить о том, что установление вины во многих случаях просто не представляется возможным и, с точек зрения обоих родителей, выглядит по-разному. В случае Анны и Лауры — это мать потребовала развода, вопреки воле отца. С ее точки зрения, разумеется, вина лежала на муже, которого она уличила в связи с другой женщиной). Что же касается восприятия детей, то их обвинения (частично подсознательно) больше связаны с тем значением, которое приобретает для них развод, с их отношением к объекту и предпочитаемыми механизмами обороны против конфликтов, чем с реальным положением вещей.
Ярость по отношению к обоим родителям и ярость только к одному из них, которого ребенок считает персонально виноватым, ни в коем случае не являются взаимоисключающими.
- Во-первых, агрессии — это влечения, которые могут менять свой объект, так что иногда можно наблюдать, что ребенок ненавидит поочередно то отца, то мать, а то и обоих одновременно за причиненное ему зло.Во-вторых, есть основания считать, что наряду с сознательными аффектами существуют также подсознательные позиции чувств. Так, проективные тесты показали, что и Анна, которая направила свою ярость в основном против матери, тяжело переживает свое отношение к отцу, подсознательно приписывая тому предательство любви.
Хочется поподробнее затронуть один особенный вид обвинений, а именно, обвинение по поводу развода, которое дети предъявляют к самим себе. Да, часто бывает так, что добрая часть тех обвинений, которые дети предъявляют к родителям или к одному из них, является только защитой от чувства собственной вины. (Обвинить другого с тем, чтобы освободить себя от чувства вины — это в конце концов относится к «душевному репертуару» многих людей.) Но как приходят дети к тому, чтобы, являясь, собственно, жертвами, и ни в коем случае не «преступниками», приписывать вину в разрушении семьи самим себе?
Мы уже говорили, что многие, и прежде всего маленькие дети, часто бывают застигнуты разводом врасплох и вдруг начинают понимать, что отношения и конфликты родителей имеют для тех гораздо большее значение, чем их отношение к ребенку. Это является большой неожиданностью для эгоцентризма ребенка, для его представления о том, что именно он является центром мироздания. И хотя у ребенка на третьем-четвертом году жизни уже появляется представление о том, что у родителей, наряду с их отношением к нему, существуют еще и собственные взаимоотношения, он еще долгое время различными путями сохраняет иллюзию, что именно он является важнейшим любовным партнером родителей.
Если в ребенке достаточно сильно это убеждение, то он понимает развод как провал своих собственных отношений с покинувшим семью родителем и воспринимает себя любовным партнером, потерпевшим неудачу. В общем-то и нам, взрослым, знакомо это чувство, если мы оказываемся покинутыми любимым человеком.
- Может быть, я слишком мало ему (ей) дала (дал)?
- Что я сделала (сделал) не так?
- Может быть я недостаточно привлекательна (привлекателен)?
- Я его (ее) разочаровала (разочаровал) ? И так далее.
Подобные ощущения вины объясняют также потерю чувства собственной полноценности, которая сопровождается чувством покинутости, что можно наблюдать почти у всех детей после развода родителей. Эти фантазии вины во многих случаях усиливаются воспоминанием о том, что значительная часть ссор между родителями затрагивала вопросы воспитания, а значит, вращалась вокруг ребенка. Так начинает он воспринимать себя в качестве реальной причины конфликта.
Для ребенка это является достаточным основанием, чтобы приписывать себе частичную вину в разводе родителей. К тому же часто бывает так, что многие дети пытаются играть роль примирителей в конфликтах между отцом и матерью. Развод является доказательством крушения этих попыток. С уходом одного из родителей превращаются также в реальность архаические страхи перед разлукой и потерей любви.
Эти страхи сопровождают в той или иной степени все инстинктивные конфликты подростков и являются двигателем культурной приспособляемости. Вследствие этого развод представляется многим детям наказанием, расплатой за плохое поведение, за недостаточные успехи, за, собственно, запретные мысли.
Среди этих запретных мыслей особенную роль играют агрессивные фантазии. Между людьми не существует любовных отношений, которые не были бы амбивалентными, т.е. в которых не было бы агрессивного компонента, что делает любовь и сильной, и ранимой.
Чем моложе дети, тем более склонны они считать, что запреты, заповеди и лишения, исходящие от родителей, являются только знаком недостаточной любви с их стороны, что в свою очередь порождает страх и ярость.
То, что ребенок, который чувствует себя задетым, раненым, в высшей точке своего гнева не хочет видеть отца или мать, желает, чтобы они исчезли, умерли (что для маленьких детей одно и то же), является нормальным феноменом. Такие приступы агрессии, естественно, быстро проходят и потребность в любви снова возвращается, как и сама любовь. Но остается страх, что злые желания могут превратиться в явь и (или) привести к расплате.
В нормальной жизни все же ребенок вскоре находит доказательства необоснованности подобных страхов: мама и папа остаются вполне досягаемыми, они живы, выглядят непострадавшими от его гнева. Это чрезвычайно важный опыт, на котором ребенок учится делать различие между фантазиями и реальностью и преодолевать фантазии о собственном всемогуществе.
Дело не приходит к расплате, которой он так опасался, в худшем случае она ограничивается только фантазиями, где уничтожительные желания и страхи перед наказанием образуют материал для выдумок о тиграх, разрывающих жертву, ведьмах, духах. Что же происходит, если маленькие дети во время обострения конфликтов объектоотношений вдруг оказываются застигнутыми врасплох известием об уходе одного из родителей?
Это выглядит так, как если бы мимолетное желание, чтобы отец исчез, вдруг стало реальностью или в случае, когда агрессивность была направлена против матери, что мать наказывает ребенка за его злость тем, что разлучает его с отцом.
Развитие чувства вины за развод родителей является в действительности скорее правилом, чем исключением, о чем уже не раз упоминали другие авторы в своих работах. Чувство вины порождает страх, страх перед расплатой и страх перед силой собственной власти. Но даже те дети, которые не чувствуют себя соучастниками в причинах развода, испытывают тем не менее тяжелое беспокойство.
Каждое радикальное изменение в жизненных отношениях несет в себе угрозу и главным образом ребенок чувствует, что он не имеет ни малейшего влияния на надвигающиеся обстоятельства. К тому же появляются вопросы:
- «Буду ли я папу (маму) еще видеть?»,
- «Где мы будем жить и где он?»,
- «Как я смогу найти папу (маму), если я еще не могу один ездить на трамвае?»,
- «Кто будет зарабатывать деньги, чтобы мы могли купить еду?»,
- «Что будет с моими друзьями, если мы должны будем переехать в другой район или в другой город?»,
- «Кто позаботится о моем хомячке, можно ли мне будет взять его с собой?»,
- «Что я скажу в детском саду, если папа (мама) не будет меня больше забирать?»
И много-много других волнующих вопросов. Только тот, кто не знает детской души, только тот, кто изгнал из своей сознательной душевной жизни ребенка, которым он сам когда-то был, будет смеяться над этими заботами. Это те тяжелые проблемы, которые могут отнять у ребенка покой и сон.
Наряду с упомянутыми фантазиями по поводу расплаты к этим глубоким страхам относится и страх подавляющего большинства всех детей разведенных браков — после отца потерять также и мать (или наоборот).
Страх, который испытывают дети совершенно сознательно, базируется в первую очередь на — шокирующем — открытии о преходящем характере любви. «Мама и папа не понимают друг друга, много ругаются и не любят больше друг друга, как любили прежде. », — так или примерно так объясняет большинство родителей детям причины развода. Ничего нет проще, чем представить себе ответ ребенка: «Если мама не любит больше папу и уходит от него (или отсылает его прочь), кто знает, может быть завтра или послезавтра она точно так же не будет любить меня и точно так же уйдет от меня (или отошлет прочь от себя)».
И он должен думать о том, что между ним и мамой тоже часто бывают ссоры, а именно ссоры, вероятно, и привели родителей к тому, что они больше друг друга не любят. Эти раздумья, будь они сознательны или подсознательны, часто являются причиной, так сказать, «позитивных» изменений поведения ребенка после развода, когда он стремится избегать конфликтов, свои запросы и свою агрессивность отодвигает на задний план, чтобы уменьшить опасность оказаться покинутым. Вспомним, к примеру о Петере и Розе.
У одного ребенка может преобладать печаль, у другого она перекрывается гневом, третий, может быть, мучает себя укорами совести, в то время как четвертый от панического страха, что он может потерять также и мать, даже не думает о том, чтобы печалиться или злиться из-за ухода отца. Эмоции могут выражаться у каждого индивидуума по-разному — печаль, болезненные ощущения, ярость, вина и страх — все это как типичные, так и нормальные реакции ребенка на развод родителей.
И это не просто вероятные Реакции, которых, может быть, следует ожидать, а ребенок должен реагировать в одной из этих форм , если он в принципе психически здоров и в свое время развил в себе ладбидинозно окрашенное отношение к ушедшему родителю. Конечно, может быть и такое, что проявление каких бы то над было реакций остается скрытым от окружающих и даже от родителей.
Дети, которые любят своих родителей — пусть это чувство даже в высокой степени амбивалентно — всегда реагируют на развод, потому что он является настолько решающим событием в жизни, что никакой любящий человек не сможет остаться равнодушным. Но описанные выше чувства относятся к душевному набору каждого ребенка, они представляют собой не только душевное потрясение, но одновременно и средство борьбы с этим потрясением за восстановление душевного равновесия.
Упомянутые душевные реакции, с одной стороны, показывают большое душевное страдание, но, с другой — в этой форме они не представляют собой угрозы существованию. Печаль помогает ребенку примириться с пережитой потерей и печаль — за исключением депрессий — позволяет себя утешить. Грустный ребенок вызывает у окружающих потребность сделать для него что-то доброе, грусть позволяет себя утешить и в конце концов она уходит, если ребенок вновь убеждается в том, что он по-прежнему очень много значит для мамы и для папы. Ярость — это аффект, который вступает в силу только тогда, когда бывает пережито очень большое разочарование, разочарованным же можно себя чувствовать только в отношении персоны, от которой ожидаешь чего-то приятного, удовлетворения и любви. Ярость имеет также значение борьбы против «злой» части объекта или самого объекта с тем, чтобы восстановить «хорошие» отношения с объектом. Она содержит также шанс — если не гарантию — «катарсиса», т.е. просветления, очищения. К тому же она является для окружающих, при условии, что они не чувствуют себя в опасности по причине детской агрессивности, также сигналом к тому, чтобы помочь ребенку в восстановлении веры в премущество любви.
Если родители дадут себе труд и предметно объяснят ребенку причины развода, если при этом станет ясно, что они не хотят причинить ребенку зла, а наоборот, хотят все сделать, чтобы ему помочь, это даст возможность ребенку со временем преодолеть большую часть его чувства вины. Во власти родителей находится также возможность помочь ребенку преодолеть его страхи уже тем, что они примут их вполне серьезно и серьезно их обсудят. В конце концов время поможет ребенку понять, что развод хотя и заставил мир пошатнуться, но не опрокинул его.
Прикладная психология, или как наладить жизнь после развода, оставшись с ребенком
Развод при наличии совместных детей – часто запутанный, трудный, психотравмирующий процесс. Документы подписаны, семья разъехалась по разным адресам, экс-супруги начинают вести новую жизнь, свободную от участия и давления другого.
Однако при наличии общих детей невозможно полностью сжечь мосты с бывшим партнером. От со-родителей требуется мудрость, рассудительность, терпение. Для комфорта детей необходимо умение поставить интересы дочери или сына выше собственных потребностей, амбиций, переживаний.
Рассмотрим рекомендации психологов, как пережить развод при наличии ребенка с наименьшими потерями.
Что ощущают экс-супруги?
Когда рассуждают об идеальной среде для воспитания детей, на ум приходит любящая модель с двумя родителями. Но в реальности многие браки распадаются.
Со-родители вынуждены строить новую жизнь с поправкой на необходимость растить детей, проживая в двух домах. Возникают новые правила, которые требуют другого мышления, иных действий.
После развода поведение экс-супругов находится под влиянием эмоций и чувств, закономерно возникающих при разрыве отношений.
Что чувствует мужчина?
Разведенный парень редко получает поддержку от окружающих, особенно если он инициатор расставания.
Если оставленную женщину принято поддерживать, жалеть, то мужчина остается один на один с думами, переживаниями. Вероятно, он предполагал, что жизнь изменится после развода. Но предполагать и столкнуться с изменениями на практике – разные вещи.
В браке жизнь построена определенным образом. Бытовые обязанности разделены или находились на женских плечах. После развода мужчина должен вести хозяйство сам. Он с удивлением обнаруживает, что еда не готовится сама, продукты не добавляются в холодильнике, гора посуды не уменьшается. Лишение привычного уюта выбивает мужчину из колеи, делает его раздражительным, менее эффективным на работе.
Часто после развода бывший муж должен переехать в другое место. Переезд создает хлопоты, лишает спокойствия, вызывает стресс. Поэтому экс-супруг после распада семьи часто чувствует себя «не в своей тарелке». Он поступает нелогично, действует хаотично, пребывает в раздражении из-за необходимости организовать быт.
Если инициатором расставания была женщина, то переживания мужчины наполнены драматизмом. Разочарование, ощущение утраты, обида, сожаление о собственных ошибках, горечь за бездарно потраченное время, тоска по детям охватывают эмоциональный мир человека.
Не имея возможности выплакаться и высказаться, мужчина вытесняет переживания вглубь подсознания. Подавленные, не проработанные эмоции выливаются в психосоматические заболевания, злоупотребление алкоголем, пристрастие к азартным играм.
Чувства женщины
Этап после расторжения брака – период эмоционального хаоса. Разведенной даме хочется выяснить, почему распалась семья, найти виновных, отомстить обидчику или наказать себя. Она стремится доказать бывшему мужу, что он ошибся, убедить окружающих в его порочности, бесчеловечности.
При наличии общих детей отношения не могут быть завершенными. Они часто создают непреодолимый определенный мысленный фон. Женщина живет в прошлом, а не в реальности, не думает о будущем.
Экс-жена нередко занимает воинственно-ненавидящую позицию. Делает все, чтобы отравить, усложнить существование бывшего партнера.
Другие женщины спокойно переносят разрыв, не паникуют, не устраивают истерик. Они адекватно действуют ради благополучия детей. Третьи впадают в отчаяние, навязчиво размышляя: «Кому нужна разведенная, да еще с ребенком?». Низкая самооценка, неуверенность в себе, страх одиночества – типичные характеристики женщины после развода.
Как пережить расставание с партнером при наличии маленьких детей?
Переход от полноценной семьи к двум раздельным жизням часто неудобный, некомфортный, психотравмирующий. Важно, чтобы распад пары был более плавным, безболезненным для членов распавшейся семьи.
Типичное препятствие для успешного воспитания, развития детей после развода – сосредоточенность родителей на конфликте и отстаивании личных интересов.
Для успешного сотрудничества экс-супругам следует научиться разрабатывать и использовать стратегии управления конфликтами. В противном случае ребенок станет центровой фигурой разбирательств взрослых. Это вызывает краткосрочные нарушения и долгосрочные проблемы в психическом здоровье малыша или подростка.
Затянувшиеся ссоры, сильные обиды между со-родителями создают негативную, дискомфортную атмосферу. Они подрывают попытки наладить стабильный образ жизни маленького человека. Продолжающиеся конфликты делают бывших партнеров плохими образцами для подражания в социальных, коммуникативных навыках.
Враждебность вынуждает со-родителей действовать друг против друга, а не работать сообща. Часто взрослые используют детей в качестве посланников недоброжелательных известий.
Следует отложить в сторону разногласия и обсудить, какими будут новые правила, границы, методы поощрения и наказания. Маме и папе следует усердно работать над собой, чтобы придерживаться разумной воспитательной линии. Сохранять последовательность, чтобы дети знали, что существует распорядок дня, запланированные дела, назначенные встречи.
Взрослым нужно оставаться на связи, чтобы знать о происходящем в повседневной жизни дочери или сына. Однако звонки не следует использовать для проверок, слежки за экс-супругом.
Задача со-родителей – найти способ взаимодействия друг с другом в контексте деловых отношений. Это позволит возвыситься над примитивными эмоциями, сосредоточиться на интересах ребенка. Привычка думать логично, действовать последовательно для будущего наследника поможет экс-супругам заново открыть внутренние силы, преодолеть разрушающие чувства. Путь к миру и гармонии с собой – стараться стать лучшим для себя и детей.
Иногда возникает соблазн обвинить второго родителя в неприятностях, изменениях в поведении ребенка. Нельзя поддаваться порыву, остро реагировать на крошечные препятствия, делать поспешные выводы. Необходимо изучить ситуацию со всех сторон, оценить важность происходящего.
Если есть подозрения, что бывший партнер неправильно относится к ребенку, ведет себя недостойно, не уделяет требуемого внимания, нельзя обсуждать эту тему враждебно. Выражайте жалобы спокойно, не затрагивая личность, преподносите претензии как беспокойство о крохе. Конкретно сформулируйте необходимые вопросы. Не критикуйте характер, привычки другого человека, не приводите в качестве примера прошлые ошибки. Сосредоточьтесь на настоящем и думайте о будущем.
Как принять ситуацию, оставшись в одиночестве?
Что делать, дабы пережить расставание:
Мужчине
Разрыв отношений вызывает болезненные, тревожные чувства. Разведенный мужчина может горевать о прекращении союза, ощущать растерянность, изолированность от ребенка, бояться будущего. Задача экс-мужа – научится справляться с болью развода здоровыми способами, сохранять спокойствие, помочь детям чувствовать себя комфортно и непринужденно.
Советы психологов, как мужчине пережить развод, минимизировав душевные муки, указаны далее:
Ежедневно делайте физические упражнения, желательно на свежем воздухе. Активные нагрузки снимают накопившийся стресс, возвращают энергию.
Женщине
Если разведенная дама обнаруживает, что вступила в битву с бывшим партнерам, следует остановиться и осознать истинную цель жизни. Напомнить себе, что лучшее для детей в долгосрочной перспективе – иметь хорошие отношения с обоими родителями.
Шаги, как принять и пережить развод, описаны далее:
Думайте наперед, чтобы сохранять спокойствие в настоящем.
Как восстановиться и жить дальше?
Со-родители и дети должны четко понимать правила и особенности новой жизни после развода пары. Реакция на новшества варьируется в зависимости от возраста, темперамента, особенностей характера каждого члена распавшейся семьи.
Подростки часто противятся внезапным изменениям семейной ситуации, к которой они привыкли. Дети дошкольного возраста слишком малы, чтобы анализировать и оценивать происходящие события, поэтому их отношение к распаду семьи отражает мнение, поведение взрослых.
Основное правило для выстраивания верной стратегии общения после расставания – учитывать особенности ребенка, уметь предвидеть его реакцию, действовать согласно четкого плана.
Доброжелательность, спокойствие, мудрость – союзники для быстрого восстановления после развода. Следование простым советам позволит предупредить нервное истощение, апатию, депрессию, иные проблемы в психическом здоровье:
Чтобы безболезненно пережить расставание, экс-супругам нужно руководствоваться принципом: их обоюдные претензии, обиды, недовольства не должны стать препятствием для полноценной жизни в настоящем и строительства будущего.
Важно, чтобы каждый взрослый и маленький член семьи знал, что близкие всегда доступны и окажут содействие в экстренных случаях.
Важное условие – согласованность в воспитании. Экс-супруг может быть терпимым к определенным действиям, когда другой против таких занятий. Как только оба родителя примут единую позицию, скажут твердое «нет», ребенок перестанет шантажировать и угрожать «Папа это позволяет, я буду слушать его, а не тебя».
Как сохранить здравый смысл?
Родители часто упускают из виду факт, что расторгают брак, а не расстаются с детьми. Чтобы не допустить ошибок при разводе, необходимо помнить: они будут совместными организаторами, советниками, наставниками, воспитателями для дочерей и сыновей.
Когда взрослые понимает, что в долгосрочной перспективе им необходимо участвовать в школьной жизни ребенка, устраивать дни рождения и выпускные, они мотивированы на нормальное сотрудничество.
Хорошее взаимодействие между экс-супругами и детьми предполагает передачу важной информации, интерес, внимание к проблемам других. Следует учитывать последствия слов и действий, совершаемых намеренно или случайно. Нужно убедиться, что учтены желания, потребности других людей.
Способ удостовериться в отсутствии саботажа, это спросить себя: «Какого результата я хочу достичь от общения?». Если ответ не предполагает идею «полностью сжечь мосты», экс-супруг воздержится от грубости, критики, обвинений.
Чтобы не допустить непоправимых ошибок, необходимо действовать из соображений, что благополучие детей – главный приоритет. Мудрость подразумевает, что человек осознает вероятные долгосрочные воздействия слов и поступков на психическое здоровье маленькой личности.
Ошибки взрослых и их психологические последствия для детей
После развода экс-супруги часто выстраивают неправильную модель взаимодействия между собой и детьми. Типичные ошибки бывших партнеров, их последствия описаны далее.
Проблема: Взрослые не слушают и не слышат детей. Выясняя отношения, они забывают о заботах, проблемах, трудностях, переживаниях малышей и подростков. Они не поощряют ребят открыто говорить о мыслях, желаниях, настроении. Они уверены, что с отпрыском все в порядке, несмотря на отсутствие попыток получить доказательства.
Следствие: Ощущение собственной «ненужности», низкая самооценка. Стремление завоевать внимание родителей нефункциональным путем (например, с помощью симптомов болезни). Попытка найти внимание к собственной личности среди ровесников, вступление в асоциальные молодежные группировки.
Проблема: Разведенный родитель старается перечеркнуть прошлое. Он устремлен строительством будущего, при этом пренебрегает чувствами наследника. Он не заинтересован, чтобы ребенок поддерживал крепкие отношения с бывшим партнером.
Следствие: Ребенок чувствует себя лишним для родителя, с которым проживает. Подросток начинает перечить, отказывается выполнять справедливые требования взрослого, поступает «назло» вопреки голосу разума. Юноша или девушка утрачивает интерес к учебе, спорту, хобби. Отрок делает попытки сблизиться с другим родителей, ведет себя демонстративно, наигранно.
Проблема: Обливание грязью бывшего супруга. Попытки заставить детей встать на свою сторону. Обвинение, осмеивание, критика другого человека в пределах слышимости ребят. Использование малышей и подростков, чтобы разозлить бывшего.
Следствие: Принятие либо стороны обвинения, либо обвиняемого. В зависимости от выбора «авторитетного лица» ребенок показывает неуважение, презрение другому родителю. Меняется личностный портрет подростка. Он становится грубым, враждебно настроенным, конфликтным. Возникают проблемы в детских коллективах. Воспитанный в среде беспочвенных обвинений и унижений других людей, ребенок становится зачинщик буллинга, инициирует издевательства над слабыми одноклассниками.
Проблема: Открытые сообщения или намеки с контекстом, что ребенок виновен в разводе родителей.
Следствие: Развитие депрессивных расстройств. В подростковом возрасте идеи вины выступают причиной суицидального поведения. Значительно страдает самооценка юноши или девушки. Человек, убежденный в собственной виновности, не преуспевает в жизни, поскольку уверен в отсутствии способностей на осуществление стоящего проекта.
Проблема: Утаивание информации. Сокрытие от ребят значимых событий или важных вопросов.
Следствие: Ребенок замыкается в себе, отказывается от общения со сверстниками. Его усилия направлены на поиск в собственной личности черт, который могут объяснить недоверие со стороны родителей.
Видео по теме статьи
Как жить после развода, если есть ребенок, подскажет видео:
Заключение
Развод при наличии общих детей требует жизненной мудрости, психологической грамотности, терпения, выдержки. Нельзя принимать скоропалительных решений, настраивать ребенка против другого родителя, ограничивать общение.
Ребенок независимо от возраста – полноценный член семьи, который имеет право на личное мнение, учет его интересов, внимание, заботу.
Если самостоятельно организовать жизнь после расставания не удается, возникают конфликты с бывшим партнером или ребенком, целесообразно обратиться за квалифицированной психологической помощью.