Альтернативная гражданская служба конституционная сущность

Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее — граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Альтернативная гражданская служба

1. Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также законодательство субъектов Российской Федерации, применяемое в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу

1. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»), принято соответствующее решение. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 31.12.2005 № 211-ФЗ)

2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»:

имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

не подлежат призыву на военную службу;

имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы

1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.

2. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

3. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

4. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

6. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.

Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы

1. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет:

для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, — 42 месяца;

для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, — 31,5 месяца;

для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, — 21 месяц;

для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, — 21 месяц.

(Пункт в редакции Федерального закона от 06.07.2006 № 104-ФЗ)

2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет:

для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, — 36 месяцев;

для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, — 27 месяцев;

для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, — 18 месяцев;

для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, — 18 месяцев.

(Пункт в редакции Федерального закона от 06.07.2006 № 104-ФЗ)

3. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.

4. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при прекращении альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы. (В редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 343-ФЗ)

5. В срок альтернативной гражданской службы не засчитывается:

срок отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем работникам, совмещающим работу с получением образования;

время нахождения в отпуске по уходу за ребенком и время проезда к месту использования указанного отпуска и обратно;

время прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);

период отстранения от работы (недопущения к работе) в связи с появлением на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

(Пункт в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 495-ФЗ)

Статья 6. Организация альтернативной гражданской службы

1. Альтернативная гражданская служба организуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом возлагают на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществление нормативного регулирования, а также организационных, контрольных и иных функций в области организации альтернативной гражданской службы.

3. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в области организации альтернативной гражданской службы и обеспечивает их исполнение.

4. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.

Функции указанных федеральных органов исполнительной власти в области организации альтернативной гражданской службы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

представляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;

ведут учет подведомственных им организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы;

направляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации;

ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:

представляют в соответствующий федеральный орган исполнительный власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;

заключают срочные трудовые договоры с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;

организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;

контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей; в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения указанными гражданами по их вине возложенных на них трудовых обязанностей привлекают их к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном федеральными законами; в случаях и в порядке, которые установлены положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, в целях привлечения в соответствии с законодательством Российской Федерации указанных граждан к ответственности за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту прохождения указанными гражданами альтернативной гражданской службы; (В редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 495-ФЗ)

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Статья 7. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

Члены призывных комиссий, должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями незаконному направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо уклонению граждан от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, а также препятствующие исполнению гражданами обязанностей альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы

Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы и предоставлением прав и социальных гарантий гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также средств организаций, в которых они проходят альтернативную гражданскую службу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 9. Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время

Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ

Статья 10. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу

1. Направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает:

подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также — заявление);

рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;

явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;

явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссариатом и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 09.03.2010 № 27-ФЗ)

3. На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

4. Порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в порядке, определяемом положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

Статья 11. Подача гражданами заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля — граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре — декабре текущего года;

до 1 октября — граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле — июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать з

Альтернативная гражданская служба конституционная сущность

Задания Д25 C1 № 12132

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «альтернативная гражданская служба (АГС)»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о сроках АГС;

− одно предложение, раскрывающее сущность конституционного права гражданина РФ на АГС.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о сроках АГС, опирающейся на знания курса, например: Срок альтернативной гражданской службы в 1,5 или в 1,75 раза превышает установленный срок военной службы по призыву;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о сроках АГС.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность конституционного права гражданина РФ на АГС, например: Гражданин РФ имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность конституционного права на АГС.)

Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия.

Указания по оцениванию:

1. Не засчитывается:

– характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;

– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;

– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.

25.2Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия2Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия2Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания1Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла0

При оценивании не засчитываются:

– предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;

– предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;

Альтернативная гражданская служба: кому положена и как добиться

Альтернативная гражданская служба: кому положена и как добиться

С 1 ноября в России начался осенний призыв. Молодые люди могут пойти не только в армию, но и на альтернативную службу, то есть отработать около двух лет в государственной организации. Выбирать должность нельзя — призывника могут обязать трудиться поваром, трактористом, почтальоном или, если повезет, юристом. На такой службе платят зарплату и даже отправляют в отпуск. Хотя у альтернативной службы есть явные плюсы, Минобороны сообщало, что раньше желающих пойти на АГС становилось все меньше. В этом году интерес призывников к механизму вырос в несколько раз.

Как добиться альтернативной гражданской службы

Альтернативная гражданская служба — это когда вместо военной службы призывник работает в интересах общества и государства. Такое право закреплено в ч. 3 ст. 59 Конституции. Воспользоваться им могут те, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы. А еще мужчины из коренных малочисленных народов России, если они ведут традиционный образ жизни и занимаются народными промыслами. Срок альтернативной службы дольше, чем обычной срочной. Если же призывник проходит АГС в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, ему придется отработать там 21 месяц. Если призывника направили в организацию, принадлежащую вооруженным силам, то срок службы — на три месяца меньше (18 месяцев).

Минобороны сообщало, что раньше число желающих служить по АГС только сокращалось.

Но сейчас призывники стали чаще интересоваться АГС. Об этом пишет News.ru со ссылкой на правозащитников. Так, Сергей Кривенко, директор ассоциации «Гражданин. Армия. Право» (включена в реестр иноагентов) рассказал, что количество обращений на их горячую линию по теме альтернативной службы по сравнению с прошлым годом сейчас увеличилось примерно в десять раз. Возможно, запросов станет еще больше, так как 1 ноября начался осенний призыв.

Чтобы получить право на замену традиционной воинской службы альтернативной, нужно подать соответствующее заявление в военный комиссариат.

Одной подачи заявления недостаточно, так как по смыслу действующего законодательства, на заявителе об АГС лежит обязанность довести до сведения призывной комиссии, иного уполномоченного органа, а также суда обоснованные доводы о наличии у него убеждений или вероисповедания, которые противоречат несению военной службы.

Тельман Оганесян, юрист ЮФ Рустам Курмаев и партнеры Рустам Курмаев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Банкротство (споры high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Недвижимость, земля, строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) 2 место По выручке на юриста 5 место По выручке 28 место По количеству юристов Профайл компании × .

В заявлении призывник обязан обосновать, почему обычная срочная служба противоречит его убеждениям, говорит Дан Хоролец, юрист БА Бюро адвокатов «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market) группа Банкротство (споры mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Природные ресурсы/Энергетика группа Недвижимость, земля, строительство 11 место По количеству юристов 19 место По выручке 22 место По выручке на юриста Профайл компании × К тому же нужно составить автобиографию и представить характеристику с места работы или учебы. Дополнительно гражданин может приложить любые другие документы, которые подтверждают, что его убеждения не позволяют ему проходить военную службу, говорит Кирилл Коршунов, руководитель практики «Мобилизационный консалтинг» КИАП КИАП Федеральный рейтинг. группа Страховое право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Комплаенс группа Международный арбитраж группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Банкротство (споры mid market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Недвижимость, земля, строительство группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Уголовное право Профайл компании × Андрей Абрамов, который добивается права на АГС, рассказал, что это может быть сертификат о прохождении курса по правам человека от Международной школы прав человека и гражданских действий.

Следующий этап — рассмотрение заявления. Доводы призывника оценят на заседании призывной комиссии в его личном присутствии. Заранее нужно подготовить выступление: оно не должно быть длинным — речи на пять минут достаточно, советуют в правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга». Текст следует структурировать, заявив о комплексе убеждений, которым противоречит несение военной службы, и последовательно озвучить каждое.

Помимо выступления самого заявителя, на заседании выслушают «свидетелей»: тех, кто готов подтвердить убеждения призывника. Комиссия проанализирует все представленные документы, дополнительно исследует материалы, которые получила самостоятельно, говорит Владимир Китсинг, управляющий партнер АБ «Китсинг и партнеры» АБ «Китсинг и партнеры» Федеральный рейтинг. группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение × После этого комиссия примет решение — отказать или удовлетворить заявление, заменив призывнику срочную службу на альтернативную.

Когда призывнику откажут

Важно подать заявление на АГС в установленные сроки. Если речь идет об осеннем призыве, бумагу нужно направить до 1 апреля, а если о весеннем — до 1 октября (согласно ст. 11 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»). При отчислении из вуза такое заявление надо подать в течение десяти дней после подписания приказа в учебном заведении. Нарушение сроков подачи заявления — самостоятельное основание отказать в АГС, предупреждает Оганесян. Но если для задержки была уважительная причина, то срок восстановят. На это указал Конституционный суд в определении от 17 октября 2006 года № 447-О.

В переводе на альтернативную службу могут отказать и по другим причинам. Например, если представленные документы не подтверждают доводы призывника о его мирных убеждениях.

Принятие решения о замене традиционной службы на альтернативную зависит не от убедительности выступления, а от соответствия сказанного фактическим обстоятельствам. К примеру, человек заявляет, что он пацифист и не приемлет насилия. В то же время у него имеются неоднократные приводы в полицию за драки.

Еще в замене традиционной службы на альтернативную откажут, если призывник дважды не приходил на заседания комиссии по рассмотрению его заявления или раньше уже добился АГС, но на работу так и не пошел.

❌ срок на подачу заявления пропущен без уважительных причин;

❌ характеризующие призывника документы и другие данные не соответствуют доводам, что военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

❌ в заявлении и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

❌ призывника дважды вызывали на заседания призывной комиссии, но он не приходил без уважительных причин;

❌ ранее призывнику уже разрешали пройти альтернативную гражданскую службу, а он от нее уклонился.

Источник: ст. 12 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»

Где и как проходит альтернативная служба

Если призывная комиссия все-таки заменит военную службу на альтернативную, то через полгода (во время следующего призыва) молодого человека отправят на медосвидетельствование. На АГС попадают только те, кто годен к военной службе (категории «А» или «Б»). Если комиссия поставит группу «В», то сразу зачисляют в запас.

Проходить альтернативную службу можно лишь в организациях, подведомственных федеральным и региональным органам исполнительной власти, или тех, что принадлежат вооруженным силам.

При распределении на альтернативную службу учитывают образование, специальность и опыт работы призывника. Но это не значит, что молодой человек обязательно пойдет работать по профессии. Перечень учреждений и специальностей для АГС ежегодно своим приказом утверждает Минтруд. В 2022 году документ включает в себя 120 наименований профессий и должностей. В них есть как привычные специальности, например учитель, юрист, врач или пожарный, почтальон, так и более специфические. Например, лесничий, артист балета и оленевод. На последнюю вакансию скорее может попасть представитель коренных малочисленных народов, так как их направляют для прохождения АГС в организации традиционных промыслов.

После распределения руководитель организации заключает со служащим срочный трудовой договор. Работодатель обязан в течение трех дней сообщить об этом в военный комиссариат и орган власти, которому подчиняется учреждение. Далее тот, кто проходит АГС, трудится как обычный сотрудник. Ему начисляют зарплату, он имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск, а время прохождения службы засчитывается в трудовой стаж.

Кроме этого, граждане после окончания рабочего дня могут учиться: разрешено поступить на заочную или очно-заочную форму обучения. Но есть и специфические ограничения для тех, кто выбрал АГС.

Альтернативная служба во время мобилизации

28 октября на совещании с президентом Владимиром Путиным министр обороны Сергей Шойгу заявил о завершении частичной мобилизации. По его словам, для участия в СВО призвали запланированные 300 000 человек. Несмотря на заявления министра обороны, указа президента о прекращении частичной мобилизации еще нет. Поэтому вопрос об альтернативной службе во время частичной организации остается актуальным.

Ст. 3 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» («Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу») гласит, что на альтернативную службу могут направить мужчин в возрасте до 27 лет, которые не находятся в запасе, то есть только срочников. При этом ст. 9 этого же закона указывает, что прохождение АГС в период мобилизации и военное время определяются другими нормативно-правовыми актами.

Сейчас в законодательстве нет необходимого правового регулирования в части реализации права на альтернативную гражданскую службу для мобилизуемых. Эта правовая неопределенность мешает гражданам заменять военную службу альтернативной в период мобилизации.

На официальном интернет-ресурсе для информирования о социально-экономической ситуации в России «Объясняем.рф» указали, что АГС «при мобилизации нет». Этим же руководствуются и военкоматы. Павел Чиков в своем телеграм-канале рассказал, что военный комиссар Саратовской области отказал в альтернативной службе мужчине, который проходил АГС вместо срочной.

Это идет вразрез с позицией Конституционного суда. Он указывал, что право на альтернативную службу должно обеспечиваться независимо от того, принят или не принят соответствующий федеральный закон (определение от 22 мая 1996 № 63-О). «Хотя отказы военкоматов можно признать законными по форме, они незаконны по своей сути, поскольку противоречат позиции КС», — говорит Коршунов. Хоролец и Китсинг считают, что право на АГС есть независимо от закрепления этого в отдельном законе.

«Пробельность» законодательства не должна мешать гражданам в реализации их конституционных прав. Действовать предлагается как срочникам в мирное время, а именно подавать заявления в военный комиссариат о замене военной службы по мобилизации альтернативной гражданской службой.

По словам Китсинга, одна из основных проблем для мобилизованных при замене — объяснить, почему человек раньше проходил военную службу. Юрист говорит, что во время частичной мобилизации призывают лиц из запаса, а большинство из них, так или иначе, реально проходили военную службу и принимали присягу. Эксперт говорит, что в этом случае надо доказывать, что с того момента его убеждения изменились и теперь он не может держать в руках оружие.

Если в военкомате все равно отказали в направлении на АГС, можно обратиться в суд. Подобная практика только формируется. Мобилизованным пока не удается добиться права на альтернативную службу. Так, оспорить решение призывной комиссии пытался житель Санкт-Петербурга Кирилл Березин (дело № 2а-10626/2022). Известно, что раньше он служил в армии и имеет категорию годности «А».

«АГС в настоящее время предусмотрена лишь для определенной категории граждан взамен военной службы по призыву, для граждан, подлежащих мобилизации, замена военной службы на альтернативную гражданскую не предусмотрена», — заключил суд.

В итоге Невский районный суд Санкт-Петербурга отказал в иске. Согласно карточке дела, истец подал апелляционную жалобу. Не удалось оспорить отказ в переводе на альтернативную службу и мобилизованному из Казани Руслану Шаяхметову (дело № 2а-5220/2022). Апелляция оставила решение без изменения. Судебные акты на сайтах судов не опубликованы, о сути требований рассказала его супруга. Юристы, которые помогают семье, заявили, что будут и дальше оспаривать решение. При подаче такого иска заявителям обязательно нужно просить о назначении судом мер предварительной защиты, уверен Китсинг. 12 октября в России впервые приостановили мобилизацию гражданина, который оспаривает отказ в АГС. По словам Чикова, как минимум о двух аналогичных случаях известно и в Пензенской области. Как пишет «Коммерсант», Гатчинский городской суд Ленинградской области приостановил мобилизацию Павла Мушуманского. Он тоже требует заменить мобилизацию на АГС (дело № 2а-6201/2022). Предварительное заседание назначено на 15 ноября.

Несмотря на практику не в пользу мобилизованных, Коршунов считает, что есть смысл и дальше оспаривать отказы в АГС. Это стратегический вопрос, который поможет решить ситуацию глобально, а не точечно, уверен юрист. По его словам, когда ситуация с отказами станет массовой, это будет дополнительным аргументом для вмешательства КС или ВС в решение вопроса. С учетом ранее высказанных позиций Конституционного суда по поводу альтернативной службы это сильно увеличит шансы на принятие соответствующего закона, уверен Коршунов.

7 октября законопроект о праве пребывающих в запасе на альтернативную гражданскую службу во время мобилизации внесли в Госдуму. 26-го числа профильный комитет предложил принять его к рассмотрению. В начале ноября президент Владимир Путин подписал поправки к закону «О мобилизационной подготовке и мобилизации», касающийся АГС. В документе сказано, что проходящие альтернативную службу продолжают работать на своих должностях в вооруженных силах. Тех, кто трудится в других местах, могут перевести на гражданские должности военных объектов.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий