Актуальность охраны труда на предприятии

Содержание

Актуальность проблемы «Охрана труда»

Характерной чертой современного периода развития общества является смена доминирующих видов человеческой деятельности. При этом безопасность является основной потребностью человека, на что акцентировано внимание в Концепции ООН «Об устойчивом человеческом развитии». Целью Концепции является создание условий для сбалансированного безопасного существования каждого отдельного человека современности и последующих поколений. Экономика, стабильность государственных границ, общественные ценности также рассматриваются как способы достижения этой цели.

Тема охраны труда становится все более актуальной с каждым годом. По статистическим данным МОТ количество несчастных случаев на производстве в мире за последние годы выросло. Ежегодно около 2 млн. мужчин и женщин гибнут в результате несчастных случаев и заболеваний профессионального характера. Кроме того ежегодно регистрируется 270 млн. несчастных случаев производственного характера и 160 млн. профессиональных заболеваний. Например, в Украине в 1998 г. на производстве травмировано 47 тыс. человек (из них 1551 –смертельно) получили профессиональные заболевания 3,4 тыс. человек.

Статистические данные свидетельствуют, что:

— каждые 3 минуты вследствие производственных травм или профессионального заболевания в мире умирает 1 человек;

— каждую секунду в мире на производстве травмируется 4 человека;

— ежемесячно в мире на работе травмируется столько людей, сколько проживает в Париже.

Понятие об охране труда, цель и задачи охраны, содержание курса «Охрана труда», связь с другими дисциплинами

Блок современных дисциплин о безопасности человека: безопасность жизнедеятельности, охрана труда, основы экологии, гражданская оборона, основы медицинских знаний и здоровья детей. Объекты и предмет дисциплин «Охрана труда» и «Гражданская оборона» определяются соответствующими законодательными актами ДНР.

Охрана труда – это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности. Охрана труда выявляет и изучает производственные и профессиональные вредности и разрабатывает методы их предотвращения или ослабления с целью устранения производственных несчастных случаев и профессиональных заболеваний рабочих, аварий и пожаров. Главными объектами ее исследования являются человек в процессе труда, производственная сфера и обстановка, взаимосвязь человека с промышленным оборудованием, технологическими процессами, организация труда и производства. При таком большом числе исследуемых объектов представляется необходимым использовать научные достижения многих отраслей знаний:

— социально-правовых и экономических наук – трудовое право, социология, научная организация труда, экономика, организация и планирование производства и др.;

— медицинских наук – гигиена труда, производственная санитария, промышленная токсикология, физиология и психология труда;

— технических наук – общие инженерные и профилирующие дисциплины, противопожарная техника, инженерная психология, эргономика, промышленная эстетика и др.

Цельюнаучной организации труда является разработка и внедрение в практику рационального построения трудового процесса при котором обеспечивается высокая производительность труда, создаются условия для сохранения здоровья работников, увеличивается период их трудовой деятельности.

Эргономика исследует, разрабатывает и дает рекомендации относительно конструирования, изготовления и эксплуатации тех технических средств, которые обеспечивают в процессе труда необходимые удобства, сохраняют его силы, работоспособность и здоровье.

Инженерная психология изучает взаимодействие человека с новой техникой и устанавливает функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания таких условий труда, при которых сохраняются высокие психофизиологические возможности человека.

Техническая эстетика устанавливает зависимость условий и результатов труда от архитектурного, конструктивного и художественного решений орудий труда, рабочих мест, участков, цехов санитарно-бытовых и других вспомогательных помещений – всего, что окружает человека на производстве.

Актуальность проблемы «Охрана труда»

1.2. Понятие об охране труда, цель и задачи охраны, содержание курса «Охрана труда», связь с другими дисциплинами.

1.3. Законодательная основа охраны труда в Украине.

1.4. Принципы государственной политики в области охраны труда.

1.5. Правила и нормы по охране труда.

Актуальность проблемы «Охрана труда»

Характерной чертой современного периода развития общества является смена доминирующих видов человеческой деятельности. При этом безопасность является основной потребностью человека, на что акцентировано внимание в Концепции ООН «Об устойчивом человеческом развитии». Целью Концепции ООН является создание условий для сбалансированного безопасного существования каждого отдельного человека современности и последующих поколений. Экономика, стабильность государственных границ, общественные ценности также рассматриваются как способы достижения этой цели.

Тема охраны труда становится все более актуальной с каждым годом. По статистическим данным МОТ количество несчастных случаев на производстве в мире за последние годы выросло. Ежегодно около 2 млн. мужчин и женщин гибнут в результате несчастных случаев и заболеваний профессионального характера. Кроме того ежегодно регистрируется 270 млн. несчастных случаев производственного характера и 160 млн. профессиональных заболеваний. Например, в Украине в 1998 г. на производстве травмировано 47 тыс. человек (из них 1551 -–смертельно) получили профессиональные заболевания 3,4 тыс. человек.

Статистические данные свидетельствуют, что:

— каждые 3 минуты вследствие производственных травм или профессионального заболевания в мире умирает 1 человек;

— в Украине вследствие травм каждые 5 часов умирает 1 человек;

— каждую секунду в мире на производстве травмируется 4 человека;

— в Украине каждые 8 минут травмируется 1 человек;

ежемесячно в мире на работе травмируется столько людей, сколько проживает в Париже.

Международное бюро труда установило, что в среднем на 100 тыс. работающих ежегодно приходится приблизительно 6 несчастных случаев со смертельным исходом. В Украине этот показатель почти вдвое больше (11 погибших на 100 тыс. работающих) и наивысший среди стран СНГ.

Когда в Украине разговор заходит о проблеме безопасности человека, прежде всего вспоминают о погибших и искалеченных от несчастных случаев, профессиональных заболеваниях.

За I квартал 2003г. в Украине погибло 262 работника. Самый высокий уровень смертельного травматизма в угольной промышленности ( погиб 61 человек), в агропромышленном комплексе 46 человек. В 2002г. крупные аварии произошли на шахтах «Красноармейская – Западная №1», погибло 6 человек, «Украина» ГХК «Селидовуголь», где пожар унес жизни 35 человек, имени А.Ф.Засядько – погибло 20 человек, имени А.И.Гаевого (внезапный выброс угля и газа) погибло 7 человек.

Согласно официальным данным несчастные случаи и профессиональные заболевания в Украине случаются в 5-8 раз чаще, чем в других промышленно развитых странах. На производстве погибает ежегодно 2 тыс. человек ( для сравнения: в Германии при приблизительно том же количестве населения – 200 чел.). Вне производства погибает ежегодно около 80 тыс. человек, т.е. в 40 раз больше, чем на производстве. Вследствие этого утраты производственного потенциала ежегодно составляют 100-130 тыс. человек, из них 70-80% — в возрасте 30-50 лет. Приведенные цифры являются одним из факторов значительного снижения среднего уровня продолжительности жизни гражданина Украины по сравнению со странами Запада. Продолжительность жизни на 10-15 лет ниже, чем в развитых странах и составляла в 1945-95гг. – 73 женщины, 62 – мужчины, 1997г. – 69 женщин, 56,8 – мужчины. По индексу человеческого развития, который зависит также от уровня травматизма людей, Украина занимает место в конце первой сотни стран мира. Как считают эксперты Совета Европы, уровень аварийности отражает уровень внимания руководства государства к этой проблеме. В последнее время внимание все время повышается.

1.2. Понятие об охране труда, цель и задачи охраны, содержание курса «Охрана труда», связь с другими дисциплинами

Блок современных дисциплин о безопасности человека: безопасность жизнедеятельности, валеология, охрана труда, основы экологии, гражданская оборона, основы медицинских знаний и здоровья детей. Объекты и предмет дисциплин «Охрана труда» и «Гражданская оборона» определяются соответствующими законодательными актами Украины.

Охрана труда – это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности. Охрана труда выявляет и изучает производственные и профессиональные вредности и разрабатывает методы их предотвращения или ослабления с целью устранения производственных несчастных случаев и профессиональных заболеваний рабочих, аварий и пожаров. Главными объектами ее исследования являются человек в процессе труда, производственная сфера и обстановка, взаимосвязь человека с промышленным оборудованием, технологическими процессами, организация труда и производства. При таком большом числе исследуемых объектов представляется необходимым использовать научные достижения многих отраслей знаний:

— социально-правовых и экономических наук – трудовое право, социология, научная организация труда, экономика, организация и планирование производства и др.;

— медицинских наук – гигиена труда, производственная санитария, промышленная токсикология, физиология и психология труда;

— технических наук – общие инженерные и профилирующие дисциплины, противопожарная техника, инженерная психология, эргономика, промышленная эстетика и др.

Цельюнаучной организации труда является разработка и внедрение в практику рационального построения трудового процесса при котором обеспечивается высокая производительность труда, создаются условия для сохранения здоровья работников, увеличивается период их трудовой деятельности.

Эргономика исследует, разрабатывает и дает рекомендации относительно конструирования, изготовления и эксплуатации тех технических средств, которые обеспечивают в процессе труда необходимые удобства, сохраняют его силы, работоспособность и здоровье.

Инженерная психология изучает взаимодействие человека с новой техникой и устанавливает функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания таких условий труда, при которых сохраняются высокие психофизиологические возможности человека.

Техническая эстетика устанавливает зависимость условий и результатов труда от архитектурного, конструктивного и художественного решений орудий труда, рабочих мест, участков, цехов санитарно-бытовых и других вспомогательных помещений – всего, что окружает человека на производстве.

Охрана труда

Значение системы охраны труда и техники безопасности в социальном и экономическом плане. Комфортные и безопасные условия труда — один из основных факторов влияющих на производительность. Основные элементы системы управления техникой безопасности в России.

РубрикаГосударство и право
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления22.10.2010
Размер файла28,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Введение
  • 1. Понятия охраны труда и техники безопасности. Правовая основа охраны труда и техники безопасности
  • 2. Основные направления государственной политики в области охраны труда и техники безопасностиы
  • 3. Система управления охраной труда и техникой безопасности
  • 4. Государственный надзор и контроль за охраной труда в Российской Федерации
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Важность и актуальность вопросов охраны труда и техники безопасности на предприятиях трудно переоценить. На современном этапе жизни нашего общества, в период, когда работодатели пытаются с минимальными затратами времени и финансов извлечь наибольшее количество прибыли, и пользуясь возникшим в последнее время у нас в стране дефицитом рабочих мест, уделяют недостаточно внимания, а порой и вообще игнорируют требования безопасности труда, вопрос регулирования охраны труда и техники безопасности становится одним из важнейших для государства и общества.

Комфортные и безопасные условия труда — один из основных факторов влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников. Следствием неудовлетворительного состояния условий и охраны труда, несоблюдения техники безопасности является рост производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В итоге уровень охраны труда влияет на демографическую ситуацию в стране, на решение многих социальных проблем.

Целью данной работы является рассмотрение существующей системы управления охраной труда и техникой безопасности в России, описание норм и государственных мер по регулированию этого вопроса.

Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи: изучить правовые основы регулирования вопросов охраны труда и техники безопасности; на основании законодательных документов представить направления политики в области охраны труда и техники безопасности, систему государственных органов, реализующих данную политику и их основные функции.

1. Понятия охраны труда и техники безопасности. Правовая основа охраны труда и техники безопасности

Под охраной труда в широком смысле понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия Федеральный Закон об основах охраны труда в РФ, ст. 1, Трудовой Кодекс РФ, ст. 209 . В узком смысле охрана труда представляет собой комплекс мер по направлениям: правовому, экономическому, организационно-техническому, лечебно-профилактическому и т.д.

Техника безопасности — это система организационных мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов. Опасные производственные факторы — это такие производственные факторы, воздействие которых на работающего в определенных условиях приводит к травме, острому отравлению или другому внезапному резкому ухудшению здоровья, или смерти ГОСТ 12.0.002-80 .

Право каждого гражданина РФ на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, закреплено ст. 37 Конституции РФ Конституция РФ, ст. 37 .

Законодательство РФ об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 17 июля 1999 г., Трудового Кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Определения и требования по технике безопасности описаны Системой стандартов безопасности труда (ГОСТы).

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности

Государственными нормативными требованиями охраны труда и техники безопасности, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда и технике безопасности, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности Федеральный Закон об основах охраны труда в РФ, ст. 3 .

С целью введения единых государственных нормативных требований в сфере охраны труда Правительство РФ приняло постановление от 23 мая 2000г. “О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда”. Согласно постановлению система нормативных правовых актов России включает межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда; строительные и санитарные нормы и правила; инструкции и правила безопасности; правила безопасной эксплуатации; своды правил по проектированию и строительству; гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда.

2. Основные направления государственной политики в области охраны труда и техники безопасности

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда и техники безопасности являются Федеральный Закон об основах охраны труда в РФ, ст. 4, Трудовой Кодекс РФ, ст. 210 :

· обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

· принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

· государственное управление охраной труда;

· государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

· содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

· расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

· координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

· распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

· участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

· подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

· организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

· обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

· международное сотрудничество в области охраны труда;

· проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

· установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда и техники безопасности обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

3. Система управления охраной труда и техникой безопасности

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда и техники безопасности осуществляется Правительством РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами охраны труда, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.

Структуру системы управления охраной труда и техникой безопасности в России можно представить следующим образом (Таблица 1):

Таблица 1 Система государственного управления охраной труда

Органы власти, образующие подсистему

Функции органов власти

Министерство труда и социального развития РФ

На федеральном уровне в области условий и охраны труда:

· осуществление государственного управления охраной труда и техникой безопасности, координация работы федеральных органов исполнительной власти в этой области;

· разработка федеральных программ улучшения условий и охраны труда;

· представление в Правительство Российской Федерации ежегодные доклады о состоянии условий и охраны труда и мерах по их улучшению;

· разработка межотраслевых правил и организационно-методических документов по охране труда и технике безопасности;

· разработка предложений по совершенствованию механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

· организационно-методическое руководство Государственной экспертизой условий труда Российской Федерации, организация выборочной экспертизы соответствия проектов на строительство и реконструкцию объектов требованиям условий и охраны труда, техники безопасности;

· работы по совершенствованию системы предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;

· аттестация рабочих мест, а также организация и проведение во взаимодействии с Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации сертификации работ по охране труда и технике безопасности в организациях;

· разработка предложений по совершенствованию государственного управления условиями и охраной труда, государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников;

· разработка предложений о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

· представление по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации предложения в Правительство Российской Федерации о перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста;

· организация обучения и проверки знаний работников в области условий труда, охраны труда и техники безопасности;

Межведомственная комиссия по охране труда

Основная задача — координация совместных действий и осуществление единой государственной политики в области охраны труда, обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профессиональных союзов и объединений работодателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разработку и реализацию мер по охране труда, подготовку нормативных правовых актов по охране труда. Координация межрегиональных, межотраслевых и международных проектов по охране труда.

Министерство экономического развития и торговли РФ

Методическое руководство и координация работ по разработке и реализации федеральных целевых программ по охране труда

Министерство финансов РФ

Участие в подготовке федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечение их финансирования

Министерство здравоохранения РФ

Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контроля за соблюдением санитарного законодательства в области гигиены и безопасности труда, разработка и утверждение санитарных правил, норм, гигиенических нормативов в области охраны труда

Министерство промышленности, науки и технологий РФ

Участие в организации, проведении и координации научно-исследовательских работ по проблемам безопасности, физиологии, психологии и гигиены труда

Министерство образования РФ

Организация обучения по охране труда в образовательных учреждениях различного уровня образования.

Другие федеральные министерства и ведомства

Функциональное участие в реализации государственных функций по управлению охраной труда и техникой безопасностиы

Отраслевые ведомства при поддержке Министерства труда

· участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

· разработка и утверждение отраслевых нормативных правовых актов об охране труда; участие в рассмотрении проектов законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;

· определение совместно с отраслевыми профсоюзами круга производств и профессий отрасли, для которых необходимо установить гарантированные государством компенсации за работу в условиях повышенного профессионального риска;

· участие в расследовании несчастных случаев в подведомственных организациях в соответствии с действующим порядком;

В организациях обязанности по обеспечению техники безопасности и охраны труда возлагаются на работодателя. В РФ действует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда и техники безопасности, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда Федеральный Закон об основах охраны труда в РФ, ст. 12 .

Служба охраны труда в организации — основное звено в системе управления охраной труда. От ее деятельности, в первую очередь, зависит уровень организаторской работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.

Одним из основных средств обеспечения безопасности является обучение всех работников безопасным приемам и методам работы, обращению с машинами и механизмами, знание санитарно-гигиенических и противопожарных правил и т.п. Этим целям служит инструктаж по охране труда и технике безопасности. Федеральным Законом от 17 июля 1999 г. предусмотрено, что все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и технике безопасности и проверку знаний требований охраны труда и техники безопасности в порядке, определенном Правительством РФ. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом по предприятию или учебному заведению возлагается на его руководителя, а в подразделениях (цех, участок, лаборатория, мастерская) — на руководителя подразделения.

4. Государственный надзор и контроль за охраной труда в Российской Федерации

Основные функции по государственному надзору и контролю за соблюдением требований охраны труда осуществляются Федеральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов. Но в той или иной степени надзор за соблюдением норм охраны труда и техники безопасности осуществляет достаточно большое количество Государственных органов и ведомств: Федеральные надзоры РФ; органы государственного надзора, входящие в систему ряда министерств Российской Федерации и образующие вместе с этими министерствами единые централизованные системы органов, осуществляющих соответствующий надзор.

Федеральная инспекция труда возглавляется Главным Государственным инспектором труда Российской Федерации, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. В структуру Федеральной инспекции труда входят государственная правовая инспекция труда и государственная инспекция по охране труда.

Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов (в дальнейшем — государственные инспекции труда) образуют единую централизованную систему надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на предприятиях всех форм собственности.

Государственные инспекции труда осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в организациях, расположенных на соответствующих территориях; расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев; рассматривают в соответствии с законодательством дела об административных правонарушениях и др.

Основные задачи Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда определяются Положением о Федеральной инспекции труда и заключаются в следующем:

· осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях;

· защита трудовых прав и достижение безопасных условий труда работников, а также защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, ущемляющих эти права;

· разработка предложений по совершенствованию законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;

· обеспечение повышения квалификации работников Федеральной инспекции труда и государственных инспекций труда;

· содействие овладению работодателями и работниками знаниями законодательства РФ и действующих норм и нормативов о труде и охране труда.

Федеральная инспекция труда дает заключение по проектам СНиП и других нормативных документов по вопросам строительства на соответствие их требованиям норм и правил по охране труда; участвует в разработке государственных стандартов по безопасности труда; осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право Федеральный Закон об основах охраны труда в РФ, ст. 20 :

· беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм;

· запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

· изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;

· расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

· предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

· отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

· запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

· привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;

· выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, с федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, объединениями работодателей и объединениями профессиональных союзов, другими государственными и общественными организациями.

Заключение

Значение системы охраны труда и техники безопасности, как в социальном, так и в экономическом плане очень велико. За счет повышения безопасности труда, снижения производственного травматизма и заболеваемости, а также непрерывного совершенствования и улучшения условий труда достигается рост эффективности общественного производства, а значит, рост многих макроэкономических показателей страны. Поэтому государство должно уделять особое внимание развитию системы регулирования охраны труда и техники безопасности.

В представленной работе были рассмотрены основные элементы государственной системы управления охраной труда и техникой безопасности в России. Определены основные понятия охраны труда и техники безопасности, описана законодательная и правовая база, представлено структурированное описание системы государственных органов и их функций, обеспечивающих реализацию провозглашенного в Конституции РФ права каждого гражданина страны на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

На основании изложенной в работе информации можно сказать, что в России в настоящее время построена достаточно слаженная система государственного управления и регулирования охраны труда и техники безопасности. Для более эффективного развития системы управления охраной труда необходимо проработать экономические механизмы стимулирования предприятий для их большей заинтересованности в развитии системы охраны труда на местах.

Список литературы

1. ГОСТ 12.0.002-80 // http://tehbez.ru/

2. Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н. Трудовое право, — СПб.: Питер, 2005. — 144 с.

3. Конституция РФ // http://www.consultant.ru/

4. Соловьев А.П. Система управления охраной труда в Российской федерации. // Справочник специалиста по охране труда. М.: ЗАО МЦФЭР. 2001. N0

5. Трудовой кодекс РФ (в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 97-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 27.04.2004 N 32-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 201-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 N 3-П) // http://www.consultant.ru/

6. Федеральный Закон об основах охраны труда в РФ (в ред. Федеральных законов от 20.05.2002 N 53-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ) // http://www.consultant.ru/

Подобные документы

Социально-правовая сущность охраны труда. Право на здоровые и безопасные условия труда. Содержание правовой охраны труда женщин и несовершеннолетних. Правовые гарантии как средство обеспечения реализации права работника на охрану труда, их классификация.

дипломная работа [153,3 K], добавлен 22.07.2013

Значение охраны труда. Право работника на охрану труда. Законодательство об охране труда. Организация охраны труда на производстве. Охрана труда отдельных категорий работников — женщин, несовершеннолетних, лиц с пониженной трудоспособностью.

курсовая работа [49,0 K], добавлен 03.05.2005

Основные направления государственной политики в области охраны труда. Требования охраны труда. Организация охраны труда. Обеспечение прав работников на охрану труда. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

курсовая работа [41,3 K], добавлен 19.10.2002

Обзор и анализ нормативных и правовых актов, регламентирующих положения об охране труда женщин в трудовом законодательстве РФ. Охрана труда женщин: безопасные условия труда, льготы, выплаты и отпуска. Регулирование труда женщин, имеющих детей до трёх лет.

курсовая работа [28,9 K], добавлен 03.12.2010

Ознакомление с основами законодательства об охране труда. Рассмотрение требований к организации труда. Изучение прав и гарантий работника на безопасные условия работы. Исследование особых норм по охране труда женщин, лиц моложе 18 лет и инвалидов.

контрольная работа [22,8 K], добавлен 24.01.2015

Охрана труда как правовой институт. Понятие и содержание охраны труда. Государственные нормативные требования по охране труда. Обеспечение охраны труда в организации. Обязанности и ответственность работника и работодателя в области охраны труда.

курсовая работа [49,0 K], добавлен 30.05.2014

Понятие и социальная сущность охраны труда. Определение направлений государственной политики в области охраны труда. Общие нормативные требования к производственной безопасности и их законодательное регулирование. Расследование и учет несчастных случаев.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий